Что относят к живой и неживой природе. Неживая природа: определение, признаки и классификация. Схема связи живой и неживой природы
Называет все живое и неживое, созданное без его участия. Это весь окружающий мир. В статье рассмотрим, что такое природа, из чего она состоит и какое влияние оказывает на жизнь человека.
Значение слова
В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.
В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:
- минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
- растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
- животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).
Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство - биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.
Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:
- Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
- Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
- Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
- В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.
Слово «природа»: разбор и синонимы к нему
Слово «природа» является существительным женского рода. Согласно новым морфемным и словообразовательным словарям, оно состоит из двух частей:
- «природ» - корень и основа слова;
- «а» - окончание.
Если рассматривать слово «природа» по его этимологии, то в составе выделяют три части:
- «при» - приставка;
- «род» - корень;
- «а» - окончание;
- основа слова - «природ».
Многие считают второй вариант более верным. Потому что само слово «природа» означает все, что было при роде, то есть на Земле, где жили люди - род. Однокоренными словами являются такие: родина, народ, родственник, родители, родник и подобные.
Синонимы к слову «природа»: сущность, мир, подобие, вселенная, первооснова, организм, натура, естество, субстанция, действительность.
Обычно рассматриваемое нами слово ассоциируется с такими понятиями: деревья, лес, воздух растения, охрана, любовь, небо, животные, растения, времена года, горы, облака и другое.
Жизнь на планете Земля
Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.
Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва - основа для строительства и выращивания культур.
На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды - основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.
Живая природа
К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.
Главными признаками живой природы являются:
- рождение, развитие, рост - вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец - во взрослого человека;
- размножение - способность воспроизводить себе подобных;
- питание - любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
- дыхание и движение - живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
- умирание - окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево - живая природа, а срубленный ствол - неживая.
Биология выделяет такие объекты живой природы:
- микроорганизмы - самые первые формы жизни на планете;
- растения - мир флоры, который представлен в богатом разнообразии - от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
- животные - наиболее многочисленная группа живой природы;
- человек - считается высшей ступенью развития живой природы.
Что такое природа неживая и почему ее так называют? Рассмотрим ниже.
Кроме растительности и животных, человека окружают и другие объекты, созданные без его участия. Это камни, облака, реки, горы, ветер, листья, солнечные лучи.
Неживая природа является первоисточником, именно из нее и благодаря ей появилась жизнь на планете. Все организмы используют объекты неживой природы в процессе жизнедеятельности.
Признаками объектов неживой природы являются:
- устойчивость к погодным условиям и другим изменениям окружающей среды;
- слабая изменчивость;
- отсутствие способности дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться и умирать.
Изучением таких объектов занимаются науки: физика, химия, гидрография, геология, астрономия и другие.
Объекты неживой природы классифицируются следующим образом:
- твердые тела - минералы, горные породы, ледники, камни, скалы, кометы;
- жидкие тела - роса, дождь, облака, лава, река;
- газообразные тела - пар, туманности вселенной, некоторые планеты, воздушные массы.
Жизни живой и неживой природы тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой. Особенно необходимыми являются почва, воздух, вода, солнце.
Связь природы и времен года
Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность - последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.
Смену сезонов в течение года принято называть временами года - это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.
Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.
Природа в искусстве
Что такое природа в искусстве? Это образ, который зачастую наделяется человеческими качествами: волей, стремлением или противостоянием.
Тема природы наиболее широко начала раскрываться с эпохи романтизма. Она описывалась как инстинктивное начало, что-то, противостоящее человеку. Природа в искусстве воспринимается как начало всего живого, поэтому ее часто называют чистой и девственной, а также матушкой. Когда человек устает от цивилизации, то он находит умиротворение в природе.
С 20 века персонифицированный образ наделен отмщением. Природа описывается как ответная реакция Земли на деятельность человека в виде стихийных бедствий и катаклизмов. Природные явления сложны и многообразны, они говорят о способности природы учить человечество.
Природа и жизнь человека
Человек является неотъемлемой частью природы. Он существует только благодаря ей - атмосферному давлению, жидкости, кислороду, почве. Стоит убрать всего один компонент, и человек не сможет существовать.
Люди создают для себя предметы роскоши, а первоочередные потребности удовлетворяет с помощью природы. Именно она дает защиту, ресурсы, пищу. Человечество давно перестало жить в пещерах и охотиться, взамен люди строят дома и магазины.
Для человека природа - неиссякаемый источник информации. Благодаря знаниям ученые анализируют прошлое и пытаются прогнозировать будущее.
Но при стремительном развитии НТП человечество перестает считаться с природой. В современном мире существуют глобальные проблемы - потепление, нехватка лесов, истребление животных... Все это выводит экосистему из равновесия. Правительства стран составляют проекты по восстановлению природы, засаживают территории и более тщательно анализируют оставшиеся ресурсы.
Вместо послесловия
На вопрос: «Что такое природа?» можно ответить по-разному, ведь она такая неоднозначная, непостижимая и безграничная. Но можно утверждать одно: человек называет себя царем природы, а на самом деле является лишь ее частью, компонентом чего-то большего, песчинкой в океане вселенной.
Природа - это емкое понятие, которое включает все окружающие нас объекты, созданные без участия человека, хотя и мы также являемся ее частью. Из школьных учебников мы с детства привыкли делить данное понятие на две отдельные категории: живая и неживая природа. Отличия между ними настолько разительные, что отличить одно от другого смогут даже дошкольники.
Что относится к живой природе? Она состоит из животных, людей, насекомых, рыб, птиц, всех растений, то есть из объектов, которые могут расти и размножаться, кушать и дышать, пить и умирать. За период существования они меняют свой внешний вид, размеры, могут болеть, страдать, чувствовать.
Неживая природа - это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут. Если и происходят какие-либо изменения, то в течение длительного периода, иногда невидимы глазу человека.
Эти два вида природы настолько тесно связаны друг с другом, что вряд ли могли бы существовать отдельно. Ведь каждому живому существу необходимы тепло и свет Солнца, вода, чтобы не испытывать жажду, воздух, чтобы дышать. Ветер помогает растениям опыляться и размножаться семенами. Почва дает питательные вещества растениям, которыми потом питаются люди и животные. Можно составлять множество экологических цепочек, в каждой из которых обязательно принимает участие неживая природа. Это основа всей жизни на Земле.
Основные признаки неживой природы
Если сравнивать объекты живой и неживой природы, то сразу бросаются в глаза определенные отличительные черты, по которым можно дать четкое определение неживой природы. Это нижеперечисленные свойства:
- Устойчивость к внешним изменениям. Даже по прошествии тысячелетий океан останется таким же синим, камень - твердым, а вершины гор будут так же надежно подпирать небесный свод. Ежедневно мы видим над своей головой днем Солнце, а ночью - Луну. Даже если в процессе выветривания или воздействия воды изменяется окружающий нас ландшафт, то происходит это не за один день, а за многие столетия.
- Им не нужно питаться.
- Не требуется воздух для дыхания.
- Они не размножаются.
- Не растут и не разрушаются самостоятельно, а также не способны передвигаться. Вы можете вполне резонно возразить, ведь реки текут, однако происходит это из-за снижения уровня поверхности земли, по которой они движутся по руслу.
Изменения в неживой природе
Перемены в существовании объектов неживой природы происходят медленно. Горы образуются в результате сдвигов литосферных плит и со временем немного увеличиваются в размерах, однако за год может высота измениться всего на 1 см. Резкие изменения в неживой природе - это катаклизмы, такие как землетрясения, извержения вулканов, затопление или ураганы. В результате воздействия ветра и воды могут разрушиться горы, измениться очертания берегов рек и озер. Камни постепенно превращаются в песок и пыль, соль может раствориться в воде.
Самым ярким преобразованием неживой природы на планете считается изменение состояния воды. Она может испаряться, подниматься в воздух, выпадать в виде осадков обратно на поверхность земли. От холода жидкость превращается в твердый камень.
Разные состояния объектов
Традиционной классификацией всех неживых объектов природы является объединение в связи с состоянием вещества. Так, можно выделить три основных группы:
- газы;
- жидкости;
- твердые вещества.
Есть объекты неживой природы, например вода, которая бывает во всех перечисленных состояниях, однако в основном они сохраняют одно из свойств в течение всего периода существования. Рассмотрим подробнее, что относится к неживой природе, дальше в статье.
Твердые вещества
Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:
- горы;
- камни;
- минералы;
- полезные ископаемые;
- почва;
- ледники;
- песок;
- планеты;
- астероиды;
- драгоценные камни.
Многие ученики при вопросе: "Солнце и Луна - это живая или неживая природа?" - ответят правильно: "Неживая". Однако давайте поразмышляем, а к каким объектам эти небесные тела можно отнести. Как всем известно, Луна - это большущий камень, который от постоянного вращения превратился в объект круглой формы. А вот насчет Солнца многие дадут не столь уверенный ответ. В некоторых источниках его классифицируют как твердое тело, однако от огромной температуры все вещества, даже металлы, на его поверхности находятся в жидком состоянии. Да и в составе солнечной структуры ученые обнаружили много газов. Так что вопрос остается без точного ответа.
Жидкости
Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.
Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.
Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.
Газы
Газообразные вещества не сохраняют ни объем, ни форму. Их молекулы имеют слабые связи и находятся далеко друг от друга, а также обладают большой подвижностью.
Самым распространенным на Земле газом считается воздух. Атмосфера не только служит для охраны планеты от излучения Солнца, но и участвует в дыхании всех живых существ. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Газ есть и в недрах Земли, люди его используют в своих хозяйственных целях.
Большинство людей в детстве играли в «живое - неживое». Детали игры в каждом отдельном случае могут отличаться, но суть заключается в том, что ведущий называет предмет, а игроки должны решить, к какой группе его отнести. Однако все ли так просто в присвоении статуса тому или иному объекту?
Эта статья с наглядными картинками и примерами, а также с заданиями для самоподготовки и самопроверки поможет разобраться с понятиями «объект» и «явление природы», их классификацией и тем, какими они обладают признаками, а также поможет раз и навсегда запомнить отличия слов «живое» и «неживое».
Тема урока: «Объекты живой и неживой природы»
Все, что окружает нас, но сделано не руками человека, то есть то, что создано без его участия, все органические и неорганические составляющие Вселенной называются природой. Наука, в которой ученые собрали основные знания об объектах и явлениях на Земле, называется естествознанием.
Обучающие картинки для детей
Живая природа
Живым является то, что дышит, питается, растет и размножается, как, например, насекомые, растения, грибы, животные и сам человек.
Примеры в картинках
Признаки живой природы
Основными признаками живых объектов являются:
- рождение, развитие и рост;
- размножение;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- смерть.
Таким образом, любой организм после рождения со временем вырастает во взрослую особь (из семечка/ котенка/ птенчика/ младенца в дерево/ кошку/ птицу/ взрослого человека), способную производить потомство.
На протяжении всего жизненного цикла объекты живой природы нуждаются в пище (вода — для растений, растения — для травоядных, мясо — для плотоядных животных) и воздушной среде, необходимой и пригодной для дыхания (для поглощения необходимой газовоздушной смеси из воды рыбы и другие обитатели водных просторов имеют жабры, сухопутные животные и человек пропускают воздух через легкие, а растения имеют специальные клетки для поглощения углекислого газа).
Живые организмы обладают способностью двигаться: так, человек имеет ноги, животные - лапы, рыбы - плавники и хвост, а растения разворачивают листья к солнцу, тем самым двигаясь, подобно ему, с востока на запад в течение дня).
Жизненный цикл заканчивается смертью, когда организм перестает дышать, двигаться, поглощать пищу.
Неживая природа
Такие объекты, как воздух, ветер, облака, вода, снег, горы, песок, опавшие листья, относятся к неживым объектам природы. И хотя бывают объекты, которые способны к движению (водопад, снегопад, листопад) или к росту (горы), они не могут дышать, питаться и размножаться, в отличие от живых объектов.
Примеры в картинках
Признаки неживых объектов природы
В отличие от объектов живой природы, неживые тела не растут, не питаются, не дышат и так далее. Таким образом, они отличаются:
- устойчивостью;
- малой изменчивостью;
- неспособностью и отсутствием необходимости питаться и дышать;
- неспособностью размножаться;
- неспособностью к движению и росту.
Например, гора, появившись однажды на Земле, не исчезнет и не умрет, она может лишь изменить свое состояние (например, разрушиться и постепенно превратиться в пыль под действием осадков или ветров); море также не может умереть, так как вода лишь меняет свое агрегатное состояние (может быть в виде воды, пара или льда в зависимости от условий атмосферы, как-то: температура или давление), так, испарение воды из водоема приводит к образованию облаков и туч, которые проливаются дождем. Так называемый «рост» горы или озера также нельзя отнести к признаку живой природы, так как это происходит не за счет образования новых клеток, а за счет прибавления к уже существующим частям объектов новых.
Связь природных объектов
Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.
- Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
- Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
- Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать. Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
- Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.
Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.
Схемы взаимодействия объектов
Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.
Понятие явления природы
Понятие явления природы
Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.
Примеры явлений живой природы
- Зимние
Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.
- Весенние
Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.
Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки. Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам.
- Летние
Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.
- Осенние
Осень - пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.
Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.
Примеры явлений неживой природы
- Зимой
Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.
Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).
- Весной
Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.
Нередкое весеннее природное явление - гроза (разряды электричества в атмосфере).
- Летом
Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).
Самое яркое погодное явление - радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.
- Осенью
Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).
Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.
Задания для самопроверки
- Определить, что на картинке является объектами живой, а что — неживой природы. Почему?
- Составить доклад с презентацией на тему «Основные отличия живой и неживой природы. Примеры».
- Подготовить рисунок-схему с объектами живой и неживой природы.
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Дома выполнять задания-игры на данную тематику:
Найти и распечатать картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии, очень хорошо пригодятся картинки из Мира на Ладошке (про животных, жителей морей, природные явления и т.д.)
Провести Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорить, о каком живом объекте природы вы говорили, назовите признаки, по которым этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).
Обсудить разные живые/неживые объекты и разобрать, почему они к таковым относятся (обсуждать по рисункам). Обыграть и рассмотреть различные ситуации с объектами природы, например, рассказать ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объяснить, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется из-за перепада высот.
Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
Рассказать, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол из дерева — неживой. Вывод: это предметы, сделанные из объектов природы. Сделать лото: объект природы – вещь, полученная из объекта природы.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорить о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
Прочитайте стихотворение, найдите на картинках объекты, указанные в нем, определите, что относится к живой/неживой природе
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
2. Возьмите картинки с изображением живой/неживой природы, дополните картинками с изображением домов, машин, одежды, игрушек и т.д. Попросите ребенка разложить на стопочки живая природа, неживая и все остальное в третью стопочку. Когда задание будет выполнено, спросите его, как он думает, что объединяет картинки в третьей стопочке. Если ребенок не сможет сразу ответить, подведите его к мысли, что все, что он отложил в отдельную стопку – это то, что сделал человек: построил дом, сшил одежду, создал транспортное средство и т.д.
Посмотрите, чем жизнь человека в городе отличается от жизни на природе. Обсудить, как сделанные человеком вещи помогают ему в жизни (ex : одежда защищает от холода, автомобиль помогает быстро передвигатьсяи т.д.).
Задания- игры (для детей умеющих говорить). Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:
— вы называете предмет из мира человека, ребенок описывает, для чего этот предмет создан (можно еще дополнить из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.);
— вы просите назвать как можно больше предметов, созданных для того, чтобы сделать человека быстрее (самолет, автомобиль, поезд, самокат и т.д.);
— сильнее (грузовик, экскаватор, подъемный кран и т.д.);
— красивее (девочкам нравится, и список длинный – помада, духи, расческа …);
— улучшить зрение (очки, бинокль, микроскоп).
— можно фантазировать и придумывать предметы с сочетанием разных свойств (например, летающий холодильник для доставки мороженного)
Игра в 12 вопросов (с сайта Лены Даниловой) (вы можете выбрать любое число, но мои дети играют и настаивают на 12). Кто-то загадывает предмет (обязательно имя существительное, в единственном числе – вот и повод поговорить о грамматике). Второй, задавая вопросы, пытается угадать задуманное.
Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки групп ы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете. Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы) 2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)
3 вопрос – это животное? Нет (тогда продолжаем перечислять неназванные группы живой природы – растения, грибы)
4 вопрос – это растение? Да (теперь покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) и т.д..
Предложите малышу пофантазировать. Пусть ребенок представит, что он попал в сказочную страну. Пусть ребенок закроет глаза, а вы расскажите ему побольше об этой стране (здесь все зависит от фантазии мамы). Жители этой сказочной страны (можно даже придумать ей название) никогда не слышали о Земле, где живете вы с вашим малышом. Предложите ребенку самому рассказать о вашем доме, природе. Пусть в своем рассказе ребенок расскажет о том, какая природа, животные есть вокруг (живая /неживая природе) и о том, что смог сделать человек и какую пользу приносит это людям, живущим в его «стране».
Если ребенок плохо говорит, то с помощью игрушки (обитателя волшебной страны) задавайте наводящие вопросы, возьмите игрушку с собой на прогулку и пусть ребенок вживую познакомит ее с вашей «страной». Покажет, какие деревья растут, какие вокруг летают птички, растут цветы, какие дома, машины построил человек и т.д.
Цель такого упражнения: развить фантазию, образное мышление, умение группировать явления и понятия.
Предложите ребенку что-нибудь самому изобрести. Пусть это будут самые фантастические изобретения, главное, что бы ребенок сам их придумал и рассказал для чего они. Можно попробовать сделать некоторые из них (если это возможно) или нарисовать, слепить и т.д.
Поговорите с малышом о важности бережного отношения к природе.
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
Что шепчет парк…
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…”
Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.
Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!
Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.
Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.
Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”, “Хвостик”
Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом . Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.
Живая и неживая природа: чем различаются
Главная разница между живым и неживым заключается в том, что неживая природа статична , неизменна. Вода, камень, воздух, магматические породы – они изменяются исключительно под влиянием внешней среды, но внутренняя их структура остаётся неизменной .
Жизнь же предполагает постоянное развитие - причём проявляющееся не только внешне, но и предполагающее изменение самой структуры организма. Любая жизнь на Земле развивается в виде разнообразных цепочек молекул, состоящих из нуклеиновых кислот . Эти цепочки - ДНК - являются своего рода программой, в соответствии с которой атомы складываются не в мёртвый статичный элемент природы, а в живой организм, способный существовать, развиваться, передавать по наследству накопленный опыт.
Как можно определить живое существо
Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что - к живой . Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:
- В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм (который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте).
- Они имеют более сложную внутреннюю структуру , чем предметы неживого мира.
- В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать .
- Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие ; рождение ; рост ; размножение ; и смерть . Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы , амёбы .
- И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела - полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны (взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).
Примеры неживой природы
Всё, не обладающее «жизнью», можно условно разделить на три категории:
- компоненты неживой природы (атмосфера, вода, литосферные плиты, снег и т.д.);
- объекты, в которых прекратились процессы метаболизма (мёртвое животное, засохшее растение);
- и синтетические вещества , созданные людьми (пластик, полиэтилен, асфальт).
Самое любопытное, что многие полезные ископаемые (например, нефть ) можно отнести сразу к двум видам! Ведь это, как считают геологи, - разложившиеся останки древних животных, превратившиеся в горючее вещество под воздействием давления и огромных температур.