Семья евреев. Психология еврейской семьи. Вера в Бога и наши религиозные представления
Многие из нас, будучи в Израиле или в еврейских кварталах других городов мира, наверняка замечали - в тамошних семьях, как правило, очень много детей. При этом, невооружённым глазом заметно, что родителям они совершенно не в тягость, напротив - на лицах читается удовольствие, гордость за подрастающее поколение и, конечно же, любовь. Почему же в еврейских семьях, особенно религиозных, так много детей?
Вот что говорит об этом журналист Рав Реувен Пятигорский: "Потому что мы их любим. Как правило, в семье, где сознательно ограничиваются одним ребенком или двумя, родители заботятся о собственном благополучии, считая, что заводить много детей - значит увеличивать заботы и проблемы. Мы не боимся ни того, ни другого.
К тому же, в многодетных семьях меньше вероятность, что ребенок вырастет эгоистом, требующим, чтобы внимание всего мира была направлено только к нему.
И ещё: механизм ограничения рождаемости часто связан с таким неприемлемым для нас средством как прерывание беременности, что, с точки зрения иудаизма, равноценно убийству. Но главная причина: Всевышний дал евреям заповедь рождать как можно больше детей.
Семья, в которой много детей, считается благословенной. Недаром, на иврите вместо выражения "многодетная семья" говорят несколько иначе - "семья, благословенная детьми".
Для евреев, приехавших из России, кажется невозможным иметь семь-восемь детей. В некоторых "харедимных" семьях их еще больше. Но дело здесь не в объективном понимании ситуации, а скорее в привычке.
Многие вчерашние советские евреи, вернувшись к Торе, обзавелись со временем большими семьями - и чувствуют себя прекрасно.
Старшие дети помогают родителям. Дети с детства знают, что такое взаимовыручка, ответственность, правильное отношение к людям.
А если кого-то смущает тяжёлое экономическое положение, в которое попадают такие семьи, то здесь на помощь очень часто приходит община. И еще одно важное замечание: в многодетных семьях, как правило, нет напряжения между поколениями, которым так часто страдают маленькие семьи.
Короче говоря, однажды надо честно ответить на вопрос: кого мы больше любим - себя или наших детей? Религиозные евреи решили его в пользу детей."
ПАРТНЁРЫ БЛОГА:
Т етя Еся сидела напротив молодой пары. Вечерело. На столе остывал ужин. Наступил 1946 год. Напротив Еси сидел мой дядя Миша и его избранница Надюша – так ласково он будет называть ее всю свою жизнь.
Закончилась война. Миша вернулся живым, и это было большим счастьем. Еся разглядывала сына, к которому все никак не могла привыкнуть, и девушку, которая сидела рядом с сыном. Все хорошо, и горе позади, и война закончилась, и новая жизнь налаживается, и Миша собирался жениться. Именно поэтому и проходили все эти смотрины в тот вечер. Одно Есю не устраивало: Надюша была нееврейкой. Это не то, чтобы трагедия, но все-таки и не праздник. Именно эти эмоции и передавало лицо Еси.
В наших еврейских семьях негласно присутствует правило: евреи вступают в брак только с евреями. Тому есть много причин, а именно: чтобы не смешиваться с другими народами, чтобы сохранить нацию, чтобы родителей не расстроить, чтобы род свой продлить и т.д. и т.п. Но к слову сказать, и сегодня это факт, что более 55% еврейских браков – это так называемые «смешанные браки». Я тут не собираюсь читать мораль, кому на ком женится или с кем жить. Единственная цель – это рассказать, как жить и как жить с тем человеком, которого ты все-таки полюбил, выйдя за него замуж или женившись на нем.
Кстати о Надюше. Она оказалась замечательной девушкой с добрым сердцем, любящей женой и стала как дочь для Еси. Все они были нашими родственниками, которые жили недалеко от Одессы. Замечательные люди, которые оставили мне большой пример любви и отношения друг ко другу. Их трепетные супружеские отношения до сих пор всплывают у меня перед глазами. Вспоминая о них, я думаю, насколько же я еще несовершенный муж и насколько мне еще есть к чему стремиться в отношениях с моей собственной женой.
Наверное, каждый из нас мечтает построить семью и семейный быт, чтобы жена любила, чтобы муж не имел бóльшего счастья, как вернуться после работы домой, совместный ужин, топот детишек в квартире, прогулки, походы в кинотеатр, да хоть и на базар, и многое другое, что так необходимо каждому из нас.
Говоря о смешанных браках, я говорю о явлении, которое существует сегодня, и мы никуда не можем от этого деться.
Каждая семья – это целый отдельный мир, маленькая вселенная, где существуют свои законы и постановления. Часто мы влазим в эту вселенную, чтобы объяснить, как должна работать любовь, как строят уважение супруги друг ко другу, как должны слушаться дети. Но после таких «курсов ученичества» становится только хуже. И себе и близким людям одно расстройство доставили.
Знаете, как бывает, когда родители все покоя себе не найдут, учат и учат своих сорокалетних детей, как им жить, любить, воспитывать детей… Все мы знаем такие примеры, а иногда и сами ведем себя подобным образом.
Люди, живущие в смешанных браках между евреями и неевреями, не дадут соврать, что в начале совместной жизни, а иногда и пройдя со своей половиной какой-то отрезок жизненного пути, надо привыкать жить заново.
У евреев специфический юмор, отношение к жизни, а еврейские родители – это вообще «что-то с чем-то». Иногда их забота бывает чрезмерной. У евреев своя кухня, которую они хотят видеть и кушать по праздникам. И когда муж или жена – неевреи, то некоторым вещам нужно учиться, чтобы понять их так, как понимает твоя половина, а еврею в этой паре – наоборот. Каждой культуре присущи свои характерные черты.
Давайте поговорим о некоторых жизненных головоломках в смешанных браках.
Что у нас сегодня в меню?
Я помню, как попал в один дом, где один из супругов был русский из средней полосы России. За обедом они меня убедили, что мне обязательно надо попробовать щи.
– Что, – переспросил я, – вы предлагаете мне попробовать?
– Щи, – повторили они мне.
Я родился и вырос в Одессе, я знаю, что такое куриный бульон, я знаю, что такое зеленый борщ с мясом и мелко порезанным яйцом. Но, что такое «щи», я понятия не имел.
Меня усадили за стол, и я вкусил это произведение искусства. В тот день я для себя решил, что щи – это явно не моя еда.
Но эти замечательные и без сомнения искренние люди, которые угостили меня, уплетали это блюдо за обе щеки. Моя бабушка говорила, что если еда не вкусная или не нравится, то ешь больше хлеба, этим ты перебьешь свое кислое выражения лица, и все подумают, что ты доволен. В тот день все так и произошло. Я ел щи, хлеб и был доволен. Поймите правильно, не потому, что щи плохие. Нет и еще раз нет! Просто культура, в которой я вырос, не подразумевала появление щей в моем рационе питания. Так иногда происходит в наших семьях – евреи кушают бульон, а русские обожают щи.
Время в браке научит наш желудок переваривать и бульон, и щи, и другие блюда с наших многонациональных столов.
О чем это я? О том, что даже в такой мелочи, как наш ежедневный рацион питания, мы должны быть гибкими, выясняя, что по вкусу нашей половинке. Потому что сказать: «На! Жри, что приготовила!» или же «Свиней нет! Доедай, что есть!» – для этого большого ума не надо.
Я южный человек, люблю рыбу, но моя супруга никак не могла приготовить такое же настоящее еврейское рыбное блюдо, которое я ел в детстве и в юношестве, которое готовили у нас дома. И что вы думаете, она разочаровалась? Нет. Она пробовала и пробовала – и как-то наткнулась на один армянский рецепт приготовления рыбы. Это блюдо превзошло все мои ожидания! Рыба была по-армянски, но сколько счастья она принесла моему еврейскому желудку, передать это невозможно!
Юмор и отношение к жизни
Так сложилось, что евреи научились относиться к жизни и ее вызовам с юмором, шутя и иронизируя над той или иной ситуацией. Вспомните массу шуток, которые евреи рассказывают сами о себе, о том, например, как Фима считал, что женился неудачно, потому что окна выходили во двор. А майса [«байка»] про Карла Маркса, когда маленький Боря спросил у папы, кем он был? На что папа ответил:
– Он экономист, сынок.
– А! Как наша мама?
– Нет, Боренька. Наша мама – старший экономист.
Всем этим шуткам нет конца.
С таким складом мышления мы и приходим в семейную жизнь. Иногда наши нееврейские половинки переспрашивают нас: «А что ты имел ввиду, когда сказал ту или иную шутку?» И надо объяснять все сначала, стараясь не выйти из себя, потому что, когда в пятый раз объясняешь в чем смысл твоего афоризма, тебя самого это начинает, если так можно выразиться, крутить изнутри.
Один мой знакомый, который женат на нееврейке, начинал свое посещение кухни с громких слов:
– Милая Любаша! А что у нас сегодня здесь сдохло?
Жена первое время обижалась.
– Валера, у нас ничего не сдохло. Нет никакого запаха. Ты что, любимый? – оправдывалась жена.
И начинала отчитываться, что рыба свежая в холодильнике, что фарш уже в голубцах и так далее. Валера, любящий муж, глядя на свою супругу, улыбался, совершенно не раздражаясь от ее недоумения. Со временем они стали чудесной парой и стали понимать друг друга с полуслова. Валера практически перестал спрашивать, что у нас тут сдохло, потому что Любочка, его жена, научилась достойно отвечать Валере.
– Валера, не начинай! Курица новая, сутки как умерла, а рыба – всего трое суток. Если выпустить в речку, сойдет как за живую.
Согласитесь, что в семейной жизни, в наших повседневных отношениях, юмор занимает не последнее место. Он помогает нам реагировать на совершенно разных людей, не огорчаясь и не раздражаясь.
Вера в Бога и наши религиозные представления
Ох! Это не простой вопрос. Бог. Религиозные представления. Как поступить правильно в том или ином случае?
Большинство из нас не задумывается над этими вопросами. Но время от времени они начинают нас беспокоить.
Мы все с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что жизнь – она сложнее всех формул, которые мы сами для себя вывели. Иногда бывают такие моменты, когда без Бога или без решения каких-либо важных религиозных вопросов – как без кислорода.
Рая всю свою жизнь прожила, не веруя в Бога. Самое дорогое, самое ценное, что у нее было – это ее муж и мама.
К сожалению, так бывает со всеми, нам приходится отпускать самое любимое и дорогое из нашей жизни. В один мрачный день мамы не стало. Мама умерла. Рая, еврейка, совершенно не знающая, что делать в таких ситуациях, обратилась ко мне.
– Как поступить? К раввину не пойду. Я даже не знаю с чего начать? К священнику тоже не пойду. Хотя Вася мой и украинец, но в церковь мы не никогда ходили. Хочется похоронить маму, отдать ей последний долг, проводить в последний путь. Как мне поступить?
И мы составили план похорон мамы по еврейской традиции, но так, чтобы она была понятна всем присутствующим неевреям. И люди, пришедшие на похороны, остались благодарны.
Часто наши религиозные представления в наших смешанных браках натыкаются друг на друга. Пейсах или Пасха? Кулич или маца? Ну, не разводиться же из-за квасного или неквасного хлеба? И не отгораживаться же друг от друга? Конечно нет и еще раз нет.
Любите своих еврейских или нееврейских мужей и жен! Есть более важные моменты в религиозных вопросах, чем еда, похороны любимых людей или названия праздников на русский или еврейский лад. Вот о них нам и стоит задумываться.
Все эти трепетные моменты касаются напрямую нас и нашего отношения с Господом Богом.
Пару слов о себе
В юношестве я впервые задумался о том, какой Он – Бог. Нужен ли Он мне? Что со мной будет после смерти? Для чего я живу, в чем смысл?
Спустя некоторое время я открыл Библию. Эта книга меня дико раздражала, особенно раздражал меня Новый Завет, потому что, читая его, я приходил в ярость. Как можно поверить в эти слова и, если даже поверить, то что значит «изменить свою жизнь»? А затем через долгий внутренний поиск я пришел к вере в то, что еврейские Писания (Библия) – это истина и что Новый Завет, который рассказывает о Йешуа (Иисусе) – это не просто рядовое событие, а исполнение предсказаний древних пророков Израиля.
Первое, что я услышал от своей семьи:
– Чтоооооо? Иисус? Да ты выжил из ума! Это же Бог гоев?
– Почему Он Бог гоев? – спрашивал я.
В моем доме мне ответить не могли. Продолжая читать еврейские Писания, я все больше и больше убеждался в том, что Он – наш еврейский Спаситель и Он – не случайная личность для еврейского народа; Он умер за грехи народа Израиля и на третий день воскрес из мертвых.
Но в доме начались разногласия, а это было ох как неприятно. Споры о том, кто такой Иисус, достигали временами температуры, как в сталепрокатном цеху. Мне казалось, что мы говорим на одном языке, но совершенно с разных сторон. «Если он не Мессия и не Спаситель, то о ком все эти слова древних пророков Израиля?» спрашивал я.
«И ты, Вифлеем‐Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (книга пророка Михея 5:2)
Вифлеем – это небольшое село в Израиле, и Евангелие от Матфея повествует, что именно там родился Йешуа (Иисус). Дальше говорится, Он станет Владыкой Израиля и что Его происхождение будет таинственным.
Получается, что пророчество исполнилось? В маленьком селе родился мальчик по имени Йешуа, личность Которого вызывает интерес, споры и раздражения тысячи лет! Если бы Он был простым евреем, совершенно рядовым и незаурядным, тогда тысячи и сотни тысяч евреев, начиная с первого века и до наших дней, не признавали бы Его владычества, Его имя просто стерлось бы в веках. А сегодня в одном только Израиле существует уже более 300 общин, исповедующих мессианство Йешуа. Более того, миллионы неевреев по всему миру признают факт Его владычества над своей жизнью.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (книга пророка Исайи 53:4-5)
– Кто Он, который взял наши болезни, грехи, был мучим за нас? Если все эти предсказания ложь и исполнения их случайны, то почему сотни и тысячи евреев и неевреев принимают их всем сердцем? – спрашивал я.
В истории еврейского народа и всего мира был лишь Один, который взял на себе грехи мира и понес наказания за нас. Мы неспособны сами искупить свою вину и свой грех. Это сделал Йешуа, умерев, согласно древним пророчествам, на кресте за нас и воскреснув из мертвых на третий день.
В моей семье эта весть вызывала большие споры. Наши мнения разделялись. Наши обсуждения достигали точки кипения. Но шаг за шагом все мои родственники признали Йешуа, как своего Спасителя.
А что думаете вы, дорогие читатели? Кем является Йешуа (Иисус) лично для вас?
(Теилим, 104:31). Всесвятой, благословен Он, радуется тому, что Им создан мир совершенства и гармонии, "удостоились - Шехина между супругами".
"Свободен да будет он для дома своего..." (Доварим, 24:5)
"Сефер hа-Хинух" объясняет, почему Тора повелела освободить молодожена от воинской службы в первый год после женитьбы. И даже в военное время он обязан оставаться дома весь первый год. Это потому, что даже в трудный для народа час войны необходимо беречь и лелеять семью - основу счастья каждого человека в отдельности и народа в целом. И автор добавляет: "...муж должен находиться вместе со своей женой, предназначенной ему для создания семьи, в течение целого года с момента женитьбы, с тем, чтобы привыкнуть к ней, лучше прочувствовать свою связь с ней, сохранить ее образ в сердце своем и тем самым отдалиться от чужой женщины".
Важность приспособления супругов друг к другу
Интересно, что это пояснение о необходимости привыкнуть и приспособиться друг к другу по меньшей мере в течение года, которое "Сефер Ахинух" приводит как аргумент, поясняющий одну из заповедей Торы, использует и американский раввин, он же психолог, д-р Нахум Драйзер, в своей книге "Зивуг мин hа-шамаим"
Взаимопонимание, терпимость и внимательное отношение супругов друг к другу играют особую роль именно в интимной жизни. Поскольку эта область связана с естественным чувством скромности, мы сказали бы - стыдливости, это может иногда создавать нежелательные проблемы в отношениях между супругами. Поэтому супругам рекомендуется быть откровенными друг с другом и взаимно доброжелательными, уметь в нужный момент сказать доброе слово, ободрить. Это усиливает чувство уверенности и способствует взаимной приспособляемости.
У ребенка, зачатого в чистоте, душа чище и способности лучше Духовный облик еврейского народа в немалой степени определился благодаря соблюдению в народе законов чистоты. Ибо, если мы поражаемся тому, как велик гений еврейского народа и как велика и глубока еврейская душа, устоявшая против беспримерных многовековых гонений и бедствий; тому, как велика нравственная сила народа, в среде которого преступный элемент всегда был минимален (не в пример другим угнетенным и многострадальным народам), то объяснение этому мы должны искать в чистоте еврейской семейной жизни, в его "чистом источнике". Мы уже говорили о том, что в тот момент интимного единения супругов, когда возникает тело ребенка, в него вселяется его душа. И потому, чем возвышеннее в этот момент чувства родителей, тем благороднее душа ребенка.
У евреев Марокко и Туниса было принято вечер окунания очистившейся жены отмечать как праздник. Дом убирался по-праздничному, детей укладывали спать пораньше, вечером готовили праздничный стол и супруги ужинали вместе, будто вновь справляли свадьбу. В некоторых местах матери наставляли дочерей исполнять тяжелые и неприятные домашние работы в течение двух недель отдаления, в день же окунания стараться не уставать, сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть и телом и душой к моменту заповеданной интимности.
На протяжении многих поколений существовала традиция проводить минуты интимности в состоянии душевного подъема. Поэтому семейная жизнь еврея повсюду, во всей диаспоре, была столь возвышенной, а души детей, зачатых в святости и чистоте, - чистыми.
Прошло всего несколько поколений с тех пор, как в определенных кругах начали пренебрегать соблюдением правил чистоты. И вот мы, к сожалению, наблюдаем небывалое у евреев явление - резкое падение нравственности. Участились случаи убийств, грабежей и насилия, которых в прошлом не знала еврейская община.
До замужества невесте следует изучать законы чистоты с помощью замужней женщины, желательно - приятельницы
Законы чистоты семейной жизни включают как общие, так и частные правила. Их нужно знать, соблюдать и выполнять во всех деталях. Чем тщательнее соблюдают эти законы даже в мелочах, тем глубже вживаются в самое мицву и тем благотворней ее влияние.
Изучая эти законы, желательно прибегать к помощи замужней женщины, которая может дать необходимые указания и советы. Не следует довольствоваться самостоятельными занятиями по книгам, поскольку иногда можно неверно истолковать то или иное правило или понятие и по незнанию совершить грубейший проступок.
Выполнение законов как повелений Творца Мы соблюдаем "законы об очищении ниды" не только потому, что мы понимаем их важность с точки зрения утилитарной, т. е. с точки зрения пользы. Мы соблюдаем эти законы потому, что поступать так нам повелел Творец. Все то, что мы доказали и разъяснили, - это только одна сторона вопроса. Возможно, что со временем мы поймем также, что такое святость и в какой зависимости она находится от выполнения нами В-жьих законов. Сейчас мы можем только указать на результаты выполнения законов и заповедей Торы. Мы чувствуем, что их выполнение облагораживает нас, чувствуем, как велико их влияние на нас. Что же касается смысла тех или иных заповедей, то он сокрыт от нас, и все наши истолкования - не более, как предположения. Их подлинный смысл ведом лишь Творцу. Только Он один может указать человеку, как жить в чистоте и святости, дабы заслужить истинное счастье.
На протяжение всех поколений все заповеди Б-жьи выполнялись без мудрствования и независимо от поисков их причин и смысла. Все евреи знали, что заповедь о ниде - строгий закон и что нарушающие его подлежат жесточайшему наказанию - карет (гибель). И этого было достаточно, чтобы еврейские женщины ходили окунаться, причем не в блистающую чистотой и хорошо подогретую современную микву, - они окунались и в холодную воду, и даже в покрытые ледяной коркой замерзшие реки ради того, чтобы жить святой и чистой супружеской жизнью. Это духовно закаляло еврейский народ. И верно сказал раби Иосеф Козенман из Поневежа - ЗАЦАЛЬ:
"Окунание, совершенное нашими матерями в ледяной воде, дало их сыновьям душевную силу идти в пламя огня".
Соблюдение ритуальной чистоты - это не только частное дело. Наши женщины на протяжении всех поколений хранят облик нашего народа. Каждый еврейский мужчина и каждая еврейская женщина должны знать, что в их руках судьба нашего народа. В той мере, в какой они будут соблюдать законы ритуальной чистоты, они удостоятся, с Б-жьей помощью, истинной счастливой жизни. Как потомки и продолжатели поколений, оставшихся верными Превечному, они выполняют свое назначение и тем самым удостаиваются почетного звания - МАМЛАХАТ ЦОhЭНИМ ВАГОЙ КОДОШ (Царство священнослужителей и священный народ).
ЗАКОНЫ ЧИСТОТЫ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ
Под редакцией раввина Н-Бар-Плана
ЗАКОНЫ РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ
Жених и невеста до женитьбы должны ознакомиться с законами ритуальной чистоты, которые им надлежит соблюдать. По природе вещей эта заповедь заповедь о ниде - не афишируется, и даже тщательно соблюдающие ее воздерживаются от публичных выступлений на эту тему. Это приводит к тому, что некоторые понятия, связанные с соблюдением ритуальной чистоты в интимной жизни, малоизвестны или вовсе неизвестны многим молодоженам ведь они не могут усвоить их с детства, как законы о соблюдении кашрута и другие мицвот. Цель настоящей брошюры - подготовить молодую пару ко дню вступления в брак, познакомить ее с лежащей на супругах обязанностью соблюдать заповеди, касающиеся брака, объяснить им основные положения и понятия, относящиеся к законам ритуальной чистоты интимной жизни и разъяснить им практическое применение этих законов. Само собой разумеется, что брошюра предназначена также для молодых супругов, заинтересованных в том, чтобы познакомиться с законами ритуальной чистоты.
Сжатое изложение их дается ниже.
Законы очищения ниды многочисленны и довольно сложны, т. к, учитывают индивидуальные особенности физического и психического состояния женщины. В настоящей брошюре, как сказано, изложены только основные законы ритуальной чистоты, поэтому молодым супругам понадобится в отдельных случаях совет и разъяснения раввина. Раввины обладают большими знаниями и опытом в данной области, они поймут проблемы и личные трудности, которые могут возникнуть в связи с выполнением законов ритуальной чистоты, они всегда готовы помочь советом и разрешить возникшие проблемы. Поэтому упаси Б-г воздерживаться от обращения к раввину, когда у молодоженов возникают какие-либо трудности и сомнения. Следует подчеркнуть, что соблюдение в точности законов очищения ниды невозможно, если жена стесняется посоветоваться с мужем в каждом сомнительном случае и если она воздержится от обращения к раввину непосредственно или через мужа, подругу или через жену раввина.
Брошюра состоит из двух частей: 1) Краткое изложение законов очищения ниды и 2)
Особые разъяснения для жениха и невесты перед свадьбой.
1. Что такое н и д а
Когда у женщины появляется весэт - менструация (или вообще начинается кровотечение) - даже если это мельчайшая капелька крови, мужу и жене воспрещается телесная близость. Им нельзя проявлять каких бы то ни было признаков супружеского тяготения друг к другу, они обязаны отдалиться друг от друга. В силу такого отдаления супругов жена называется нида, что означает:
отдаленная. Отсюда уподобление ниде Йерушалаима после разрушения Храма и изгнания евреев, как сказано: "Поэтому она /столица/ стала нидои" (Эйха,
Трактаты Мишны и Гемары, в которых изложены законы очищения ниды, так и названы:
Тактат Нида.
Между перечисленными в Торе видами ритуальной скверны (ТУМЪА) значится также скверна ниды. В те времена, когда фактически соблюдались все законы ритуальной чистоты, женщине-ниде запрещалось входить в Бейт-hа-микдаш, есть от жертвоприношений и т. д. В наше время понятие нида утратило этот практический аспект (за исключением интимной близости) - женщина-нида ведет себя во всем, как в обычное время, подобно всем другим женщинам. Некоторые применяют и сейчас выражение "чистая" (ТААРА) и "нечистая" (ТМУА) при изучении законов очищения ниды, как это было принято некогда, когда это понятие имело практическое значение для определения состояния человека - "чист" (ТАОР) он или "нечист"
(ТЕМЪА). Ныне выражение "нечистая" применяют по отношению к женщине-ниде, близость с которой мужу запрещена, и "чистая" - когда эта близость допускается.
Хотя законы чистоты в подлинном их ритуальном смысле (т. е. "ТУМЪА" и "ТААРА")
уже не применяются, - запрет нида остался в силе. Следует помнить, что законы очищения ниды касаются любой женщины, не окунувшейся в микву, - до замужества, замужней или вдовы. Запреты, связанные с состоянием нида, отпадают после того, как прекратилось кровотечение и женщина окунулась в воды кашерной миквы. До тех пор, пока женщина не окунулась в микву, даже если прошло много времени после прекращения у нее кровотечения, остаются в силе все запреты, связанные с состоянием нида. Окунание же в микву действенно только при условии соблюдения до окунания всех указанных ниже правил.
Что вы знаете о традициях еврейской семьи? Начнем с ее создания. Все хотят счастья, и вот жених и невеста стоят под хупой, которая символизирует крышу их будущего дома. Две половинки становятся единым целым, и Творец находится между ними. По любовь зарождается после хупы и растет от общих усилий мужа и жены, когда они учатся отдавать друг другу. Научиться жалеть, понимать, принимать, прощать – вот ступени к счастью и пройти по ним нужно вместе. Мир в семье — вот идеал, к которому стремятся супруги.
Немного о моей семье
Вы любите подглядывать в замочную скважину? А пробовали? Давайте сегодня заглянем ко мне, а потом и до вас очередь дойдет. Я хочу рассказать вам о семье моей бабушки Муси. Ее мама осталась одна с двумя детьми, а потом и сама заболела и умерла. Время было такое, тиф свирепствовал. Бабушка тоже заболела, но выжила. И этих двух детей забрал в свою семью брат их мамы. А в семье было своих шесть детей, но другие варианты даже не рассматривались. Тетя и дядя относились к бабушке и ее брату как к своим детям, не лучше и не хуже.
А дети их были просто счастливы, хотя семья жила небогато и еду приходилось теперь делить на десять человек. Все дети выросли, выучились и сохранили прекрасные отношения. Ездили друг к другу в гости и тогда вспоминали смешные случаи из своего детства.
Бабушка часто рассказывала мне про свою тетю Бесю, на которую свалились все дополнительные заботы, и была ей благодарна до конца своей жизни. У тети был особенный характер. Она никогда не думала о плохом заранее, и это помогло им всем выжить в то тяжелое время. Она была стержнем семьи, дарила любовь и оптимизм всем детям и мужу. Даже, когда они выросли и разъехались по всей стране (в Ташкенте жила одна сестра, в Ленинграде еще одна, остальные жили в Одессе и Краснодаре), она объединяла всех и дети с семьями часто собирались в . В то время не считалось подвигом взять детей и вырастить, но привить им любовь к семье и любовь и уважение ко всем родственникам — это дело не такое простое и всегда зависит от матери. Атмосферу дома создает мать, и она же объединяет семью.
Моей бабушке удалось перенять все эти навыки объединения семьи и, даже передать троим детям и внукам. И для правнуков ее – семья на первом месте.
Семейные ценности всегда передавались из поколения в поколение. Многие женщины хотели бы иметь мужа – еврея, потому что слышали, что они все делают для своей семьи. А какое трепетное отношение к детям. Для современного еврейского папы нет проблем присутствовать на родах, менять памперсы, купать ребенка и даже остаться с малышом на целый день.
Отношение к чужим детям, особенно к солдатам, тоже впечатляет. Ну, в какой стране может быть такое объявление в кафе, которые появляется у нас во время обострения конфликтов «Для солдат – еда бесплатно».
Наши из России, с ними мы ездили на горячие источники, с удивлением заметили, как много там отдыхают семьями: родители, дети, бабушки, дедушки.
Как-то пошли в кафе семьей, брат, сестра, дети их, с нами еще была тетя — 90 лет. Когда выходили, в дверях встретили такую же компанию и тоже с ними бабушка примерно такого же возраста. Семейные связи сильны в еврейских семьях.
Куда пропадает тепло в отношениях?
Но вот вопрос, куда же пропадает это тепло и любовь, когда мы выходим на улицу? Я не говорю про поведение на дорогах, там всегда впереди — козел, а сзади – идиот. Не знали? А вы проследите, как вы их называете. Как – то нам пришлось ехать в аэропорт на двух машинах, встречать друзей. Мой муж на дороге вел себя идеально, он знал, что за ним еду я. Почему бы каждому не представить, что впереди едет его сын или дочь, а сзади жена или друг и тогда поведение на дороге изменится. Ведь на самом деле – мы одна семья и все друг другу родные люди, только жаль, что вспоминаем мы об этом только когда нам угрожают и на нас нападают. Так может нужно сказать спасибо нашим врагам? Ведь благодаря им, мы просыпаемся ото сна, где ненавидим друг друга и становимся семьей. Враги пробуждают в нас лучшие чувства, благодаря им наши отношения становятся исправленными и мы опять ощущаем себя любимыми и любящими. Когда каждый думает о каждом.
Семья – это ежедневные усилия
Семья – это постоянная стройка, это ежедневные усилия. Только у животных – это инстинкт и им не нужно делать никаких усилий.
Есть такое выражение – «Мой дом – моя крепость», но это верно, если человек один. Растущий эгоизм отдаляет членов семьи друг от друга и они становятся врагами, не могут жить вместе, ведь каждый считает, что другой живет за его счет.
У разных народов есть один обычай, если не получается построить семейные отношения, то обращаются к знающим, опытным людям, к мудрецам. И с этого начинается семья.
В семье соединяются не просто животной частью. Есть обязательства друг перед другом, перед детьми, родителями, обществом. Если бы не взаимные обязательства, то люди не ощущали бы семейную связь.
Всю мудрость жизни мы черпаем из Природы и она показывает нам на сколько может быть чудесной жизнь в гармонии с Природой и между собой, жизнь в объединении и процветании. И к этой цели – быть одной семьей в гармонии друг с другом мы и должны прийти.
Семья – это основа, потом район, город, государство, отношения между странами, весь мир. Но объединение начинается в семье.
Повседневная жизнь еврейской семьи
Прежде чем коснуться интимных сторон жизни традиционной еврейской семьи, мы не можем хотя бы в нескольких фразах не остановиться на тех принципах, на которых она строилась в течение многих столетий и продолжает строиться до сих пор. Ибо без этого читатель просто не сможет понять и принять правила еврейской сексуальности.
Почему-то в кругах нееврейских историков и социологов весьма широкое распространение получил взгляд, согласно которому женщина считается у евреев неким второсортным существом, целиком подчиненным своему мужу. В качестве «весомого» довода обычно приводится благословение, которое каждый религиозный еврей читает утром, перед тем, как отправиться в синагогу:
Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной за то, что не сотворил меня женщиной.
Что же, благословение это еврейские мужчины действительно читают. Однако вовсе не потому, что женщина приравнивается к некоему низшему существу. Напротив, во многих комментариях подчеркивается, что смысл этого благословения заключается исключительно в благодарности Творцу за то, что Тот дал мужчине возможность выполнять определенные заповеди, от которых женщина свободна. Свободна она от них исключительно потому, что, будучи создана после мужчины (а достаточно прочитать текст Торы, чтобы убедиться, что творение мира совершалось по принципу «от низшего к высшему»), она является в определенном смысле более высшим, более духовным существом.
Чтобы не быть голословными, сошлемся на блестящего талмудического ученого, раввина Адина Штайнзальца*. На вопрос своего оппонента Михаила Горелика о проявлении некоего мужского шовинизма в уже упоминавшейся утренней молитве, раввин замечает:
Не следует забывать, что и женщина в этой молитве благодарит Всевышнего, что он создал ее именно женщиной. Помимо религиозного, здесь есть и важный психотерапевтический эффект.
Своего рода аутотренинг. Эта молитва укрепляет достоинство и самоуважение человека, которые неразрывно связаны и с его полом. Эта молитва приучает человека смотреть на свой пол как на большую жизненную удачу, как на везение, как на дар, который заслуживает благодарности…
…Мужское и женское - взаимообусловлены. Это две половинки единого целого. Мужчина без женщины, женщина без мужчины в каком-то смысле односторонни и нуждаются в соединении….
В Торе рассказывается о том, как праматерь Сара дает указание своему мужу Аврааму изгнать из дома Агарь и Ишмаэля*. Когда Авраам, глубоко любящий старшего сына, начинает раздумывать о том, стоит ли ему выполнять выраженную в самой категорической форме просьбу жены, он слышит голос самого Бога: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара!».
«Слушайся всего, что скажет тебе Сара» - вот, пожалуй, ключик, отворяющий заветный смысл взаимоотношений в традиционной еврейской семье: решения по основным вопросам принимает женщина, а муж лишь подчиняется ей и выполняет эти решения.
Функция женщины как главы еврейской семьи де-факто, берущей на себя ответственность за решение всех жизненно важных для нее вопросов, начала усиливаться еще в древности и окончательно закрепилась в Средневековье. Во многом это было связано с тем, что мужчина с согласия и при поддержке жены посвящал большую часть своего времени изучению Торы, сидению над священными книгами или молитвам и диспутам в ешиве и синагоге, в то время как на женщину ложились основные заботы об обеспечении семьи.
Идеал еврейской жены как «жены радетельной» сформулирован в «Мишлей» («Книге Притчей») царя Шломо (Соломона):
Жену радетельную кто найдет?
Намного выше жемчуга цена ее.
Муж во всем полагается на нее
И не знает недостатка ни в чем.
Все дни жизни приносит она ему благо - не зло.
Она берет шерсть и лен, работают охотно руки ее.
Подобна она купеческим судам, привозящим хлеб издалека.
Встает затемно, чтобы приготовить еду,
Задать работу по дому служанкам своим.
Задумает купить участок земли - и сделает это;
Своими руками разобьет в нем виноградник.
Препоясана мощью, сильны руки ее.
Чувствуя, что работа спорится,
Не гасит светильник всю ночь.
С веретеном в руках сидит за прялкою.
Она протягивает руку бедному, подает нищему.
Ее домочадцы не боятся стужи - все они одеты
в теплые одежды.
Она ткет для себя ковры,
Одевается в виссон и пурпур.
Знаменит муж ее,
Он заседает со старейшинами у городских ворот.
Она делает покрывала и продает их,
Доставляет пояса торговцам.
Облачается в силу и великолепие,
Радостно смотрит в будущее.
Слова мудрости на устах ее
И речи ее милосердны.
Она следит за порядком в доме
И праздного хлеба не ест.
Встают сыновья ее при виде ее,
Чтобы воздать ей хвалу,
Муж ее воспевает:
«Многие жены добродетельны,
Но ты превосходишь их всех!»
Обманет миловидность, уйдет красота,
Но Богобоязненная жена будет воспеваться.
По трудам воздайте ей!
Славьте у всех ворот деяния ее!
Эти слова, положенные на прекрасную, возвышенную мелодию неизвестным еврейским композитором, каждый религиозный еврей должен спеть своей жене в субботу вечером. И из них отчетливо видно, какая огромная роль отводится женщине в еврейской семье.
Впрочем, признание за женщиной главенствующего положения не исключает и требования равноправия в семье: согласно классической еврейской поговорке, муж должен относиться к жене как слуга к царице, а жена к мужу - как служанка по отношению к царю. То есть, любой, даже самый бедный еврейский дом, является своего рода царским дворцом, где каждый из супругов стремится угадать желания другого и услужить ему; здесь любые конфликты устраняются очень быстро, прежде всего потому, что каждая из сторон ищет, в чем же именно заключается ее вина в семейной ссоре.
На принципах взаимных уважения и заботы о счастье супруга и базируются интимные взаимоотношения в еврейской семье.
Из книги Пчелы в радость, или Опыт естественного подхода в пасечном деле автора Лазутин ФедорЖизнь пчелиной семьи в течение года Известно, что каждая в отдельности рабочая пчёлка живёт сравнительно недолго - около 40 дней. За это время она успевает прожить полезную, насыщенную и яркую жизнь, этапы которой подробно описаны в специальной литературе. В разные
Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф1. «Эдипов, шмедипов – лишь бы он мать свою любил» Крепкая хватка еврейской
Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр ЕфимовичГастрономия еврейской ассимиляции Человек заходит в китайский ресторан. – Какое у вас на сегодня фирменное блюдо? – спрашивает он. – Баклажанная пармигиана, – отвечает официант. – Но это же китайский ресторан. Почему у вас в меню баклажанная пармигиана? – Потому что
Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр ЕфимовичИ еще раз о странностях еврейской торговли Автору этих строк как-то довелось наблюдать весьма странное поведение одного его приятеля, живущего в иерусалимском религиозном квартале Меа-Шеарим. Некогда обычный советский инженер, он по приезде в Израиль превратился в
Из книги На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга автора Люкимсон Петр ЕфимовичГлава 5. На еврейской бойне И так, как же должен производиться кошерный забой животного в соответствии со всеми требованиями еврейской традиции?Для начала животное должно быть доставлено на место «шхиты». Это может быть и просто двор резника, или, скажем, специально
Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай МихайловичГлава 1. На еврейской кухне Существует несколько признаков, по которым, оказавшись в незнакомом доме, можно почти безошибочно определить, живет ли в нем религиозная еврейская семья.Ну, во-первых, это прибитая на косяке дверей мезуза – небольшая продолговатая коробочка,
Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский МаркЖизнь пчелиной семьи в течение года Конец зимы. Начало кладки маткой яиц Ещё зимой, примерно, за месяц-полтора до выставки пчёл из зимовника, матка в пчелиной семье начинает откладывать яйца, а пчёлы – выкармливать выходящих из них личинок.В средней полосе России матки
Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор КонстантиновичСексуальное воспитание в еврейской семье Одной из особенностей еврейского образа жизни и еврейского воспитания является довольно раннее посвящение детей в тайны взаимоотношений между мужчиной и женщиной.Сказки о том, что детей находят в капусте или покупают в
Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп ДэниелПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ Местность при ведении партизанской войны подразделяется на район боевых действий и зону отдыха.В зоне отдыха нападение и диверсии против противника, как правило, не осуществляются.Расстояние между районом боевых
Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия АнатольевнаГлава VI Повседневная жизнь в больнице В больничной жизни есть многое, к чему врачи относятся как само собой разумеющимся мелочам. Для человека, далекого от медицины, эти «пустяки» порой кажутся непреодолимо трудными.Прочитав эту главу, вы не только убедитесь, что
Из книги Энциклопедия: Волшебные существа автора Бриггс К.ПРАЗДНИЧНАЯ ИЛИ ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА Будь то традиционный фрак или более лёгкая одежда, экипировка музыкантов никак не сказывается на качестве их игры. При условии, разумеется, что ткань не мешает работе с инструментом и не слишком груба и непроницаема, чтобы музыканту не
Из книги автораЭкономика и повседневная жизнь В свое время Великобритания была одной из благополучнейших стран Европы. Сейчас по большинству показателей уровень британской жизни ниже среднего по ЕС. В 1992 году эти показатели давали основание получить от ЕС финансирование,