Что такое технология дополнительного образования ее сущность. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании. Технология модульного обучения
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Кленова Н. В ., зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат философских наук, Буйлова Л. Н ., зам. директора Центра детского и юношеского творчества «Бибирево», кандидат педагогических наук.
Современная реформа системы образования осуществляется в двух основных направлениях:
обновление содержания образования;
внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка.
В дополнительном образовании детей педагогические технологии имеют особое значение. Выбор способа решения любой дидактической задачи здесь предоставлен самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Это связано, прежде всего, с тем, что в этой системе зачастую работают высококвалифицированные специалисты по определенному профилю, которые не имеют педагогического образования и опыта работы с детьми. Следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией.
При большом разнообразии направлений дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития.
Дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения, но и пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии в дополнительном образовании детей является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не «выпадает» из учебного процесса.
Остановимся на характеристике основных видов педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования детей.
Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых - личность ребенка, реализующего свои возможности.
Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности *.
Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
_____________________________________
* Якиманская личностно ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2000.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Это - учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для их обучения.
Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
внутренняя, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и др.); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;
внешняя - создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т. п.) относительно стабильных групп детей; такая дифференциация называется профильной.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность отводить для детей то время, которое соответствует их личным способностям. Это позволяет им успешно освоить учебную программу . Зачастую учебные группы формируются по темпу обучения (высокий, средний, низкий), что дает возможность детям переходить из одной группы в другую внутри одного направления деятельности.
Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей, в том числе и на договорной основе, когда каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи , взаимообучения.
Реализация на практике дифференцированного обучения предполагает несколько этапов.
1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
2) Подготовительный этап. Его дидактическая задача - обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это важно научиться делать, где это может пригодиться и почему человеку без этого нельзя. Целесообразно использовать вводный контроль (тест, упражнение); восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
3) Основной этап - усвоение знаний, умений, практических навыков. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы, после чего дети должны перейти к самостоятельной работе и взаимопроверке. Важное условие основного этапа работы - каждый добывает знания сам.
4) Итоговый этап - оценивание результатов работы детей, обобщение пройденного на занятии.
Следовательно, главными средствами и способами реализации дифференциации можно назвать: системный подход к организации образовательного процесса, предоставление ребенку права выбора программ, сочетание различных видов деятельности детей в образовательном процессе, самостоятельную работу учащихся в процессе обучения, детское самоуправление, ролевые игры, проблемные ситуации, пробы, опыты, алгоритмические задания и т. п.
Широко распространена в дополнительном образовании детей дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы).
Учебный план блока дополнительного образования в школе должен предоставить ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т. е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом, объединяются в одну группу.
Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, склонностей, способностей детей. В учреждениях дополнительного образования детей разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает:
опрос учащихся, педагогов, родителей;
тестирование развития специальных способностей;
определение готовности к обучению в определенной области вновь поступающего ребенка;
профориентационную диагностику;
определение интересов и других показателей для дифференциации.
Дифференциацию обучения дополняет его индивидуализация, что означает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения инициируется учителем, а в системе дополнительного образования детей она идет от самого обучающегося, потому что он выбирает направление, которое ему интересно.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека. В обучении учет индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития.
В сфере дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:
комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;
внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне;
профильное обучение, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности;
создание персонифицированных учебных программ по различным направлениям; в этом случае для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа , которая, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих только данному ребенку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к конкретным особенностям ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет детям работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
В системе дополнительного образования детей есть все условия для эффективной реализации личностно ориентированных технологий: дополнительное образование, в отличие от основного (школьного), изначально ориентировано на личность - и содержанием обучения и воспитания, и мягкой регламентацией образовательного процесса.
На практике личностно ориентированное образование находит выражение в создании особой образовательной среды, позволяющей ребенку не только приобретать предметные знания, умения и навыки, но и помогающей личности самореализоваться, приобретать социальный опыт, осознанно конструировать свое будущее. Построение такой среды требует больших педагогических усилий. И такой опыт в системе дополнительного образования сегодня есть. Он представлен комплексными образовательными моделями детских творческих объединений. Среди них можно назвать мастерскую «Вдохновение» и детскую эстрадную студию «Музыкальный фрегат» Центра детского и юношеского творчества «Бибирево» г. Москвы, Школу будущего педагога, детское телевидение и Школу юного модельера Областного центра детей и юношества г. Ярославля.
Основной путь реализации личностно ориентированных технологий видится в развитии образовательных комплексов, разработке и внедрении интегрированных программ, переходе от программирования знаний, умений и навыков к прогнозированию путей развития личности ребенка.
В системе дополнительного образования детей широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание , взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Выделяют несколько видовгрупповых технологий.
Технология группового обучения с учетом учебных стилей каждого ученика () - одна из относительно новых технологий , методическим ядром которой является утверждение, что для успешного обучения детей всего класса или группы надо учитывать: стиль обучения каждого ребенка; стиль работы педагога; стилевую ориентацию учебных материалов.
Автор технологии считает, что все дети могут осваивать успешно учебный материал, но дети с разными учебными стилями отличаются характером восприятия информации, типом общения с друзьями и педагогами, а также другими личностными параметрами. Педагогу важно знать:
Кто из детей относится к типу экстравертов, а кто - интровертов;
К каким типам восприятия информации относится тот или иной ребенок (визуальной, аудиальной, кинестетической);
Какой стиль деятельности у ребенка (импульсивный, рефлексивный, механический, сенсорный).
Для организации изучения детей необходимо привлечь педагога-психолога. Изучив личностные свойства и предпочтения каждого ребенка, педагог имеет возможность создать карту стилей группы, из которой будет видно, какие дети преобладают в ней. Стратегию преподавания педагог определяет в соответствии со своим собственным стилем работы и ориентацией на конкретных детей.
Обучение может осуществляться путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (,). Это еще один вид групповой технологии - технология коллективного взаимообучения или метод динамических пар. В этом случае обучение предстает как общение обучающих и обучаемых.
По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы - самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Эту технологию целесообразно применять на этапе закрепления изученного материала. Для этого группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека, среди них выбрать ответственного. Из наиболее успешных детей назначить 2-х ассистентов педагога. Каждой подгруппе выдать свой вариант задания, который они должны выполнить и составить контрольные вопросы. В это время ассистенты должны консультировать подгруппы. После такой работы каждый ребенок готов учить любого выполнению своего задания, а все остальные - учат его. Техника работы заключается в том, что ребенок из одной подгруппы выбирает себе партнера из другой, и они начинают взаимно обучать друг друга. Затем пары меняются таким образом, что в течение занятия каждый ученик успевает поработать с партнерами всех подгрупп.
На основе вышеназванной технологии разработала технологию адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава. Обучение в динамических парах рассматривается автором как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии.
Проектирование данной технологии состоит в следующем:
объяснение нового материала;
индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);
самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;
включенный контроль, взаимоконтроль.
Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут); таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.
Процесс обучения в «динамических парах» по своей форме напоминает азартную игру, но на самом деле дети заняты напряженной работой, в ходе которой актуализируются предшествующий опыт и знания, формируется мышление, быстрота реакции, развивается память и устная речь.
Следующая разновидность групповой технологии - работа в разновозрастных группах . В системе дополнительного образования детей широкое распространение получили разновозрастные детские коллективы (группы), объединяющие старших и младших общим делом. Младшие получают разнообразные сведения от старших, усваивают практические навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и развитие конкретных навыков и умений. Так, например, организуется работа педагогом-организатором в коллективе организаторов досуга Областного центра детей и юношества г. Ярославля. Учитывая способности детей, педагог дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела, праздника. На каждом занятии отводится время для совместной деятельности. Такой подход способствует более быстрому формированию и развитию у детей творческих способностей, разнообразных умений и навыков, обеспечивает стабильность детского коллектива. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.
Существуют технологии, в которых приоритетной целью является достижение творческого уровня детей. Для системы дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности (,).
В ее основе лежат следующие организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. п.);
способствовать воспитанию общественно-активной творческой личности, организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используются игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание - забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Основной метод обучения - диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность - учет субъектной позиции личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, лингвистические, художественные, технические и т. д.).
Оценивание результатов - похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи ребенка.
Возрастные этапы технологии творческой деятельности:
для младших школьников используются игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; создание соответствующих возрасту творческих продуктов;
для школьников среднего возраста целесообразна организация творческой деятельности по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях;
для старших школьников предлагается выполнение творческих проектов; исследовательские работы; сочинения.
Технологическая цепочка группового творческого дела выглядит следующим образом:
подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - чтобы дети не потеряли интерес);
психологический настрой (определение значимости дела, вы-движение задач, приветствие и др.);
коллективное планирование, которое можно построить в форме «мозгового штурма»: коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы, для кого, где и когда, как организовать, кто участвует, кто руководит (по 2-3 мин. на вопрос); затем заслушивается вариант ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта;
коллективная подготовка дела (выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана);
осуществление разработанного плана;
завершение, подведение итогов (сбор, «огонек», круглый стол , ответы на вопросы: что удалось, что не получилось, почему, как улучшить?);
анализ последствий коллективного дела.
Разрабатывая технологию творческой деятельности, ее авторы исходили из того, что способность детей к самостоятельной творческой работе, их стремление делать все самим, нескрываемый интерес к рисованию, вязанию, овладению инструментами труда проявляются у них достаточно рано. Важно заметить, что такие способности слабо коррелируются с их успеваемостью в школе, даже наоборот: дети, которые учатся без интереса и плохо, зачастую активно участвуют в различных видах практической деятельности, что в итоге способствует их общему развитию. Вот почему эта технология активно используется в системе дополнительного образования детей.
Например, известен опыт ее применения в ряде образовательных учреждений г. Самары и Самарской области . Первоначально задуманная и апробированная в классах начальной школы, она была доработана и стала локально применяться при проведении творческих уроков и занятий в средней школе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Одна из разновидностей технологии творческой деятельности связана с развитием творческих способностей детей. Такая работа ведется сегодня во всех образовательных учреждениях: существовать без этого сегодня просто не современно. Так, например, в гимназии № 2 г. Новосибирска в течение многих лет идет работа над развитием творческих способностей учащихся, что позволило педагогам создать интегрированную технологию, которая органично входит в образовательный процесс, придавая ему единый контекст. Проводя доказательство в любой области, учащийся должен догадаться об идее, лежащей в его основе, сопоставлять наблюдения, делать выводы и прогнозировать дальнейшее развитие процесса. В любом задании должна присутствовать крупица открытия, найтись место для догадки, для правдоподобного умозаключения. Педагог помогает ребенку овладевать навыками рассуждений, ведущих к открытиям. Решение разнообразных творческих проблем способствует развитию активности, самостоятельности и практических навыков воспитанника. В рамках этой комплексной технологии педагоги используют разнообразные формы проведения занятий, наполненных новым содержанием. Среди используемых форм - лекции, семинары, дискуссии, деловые игры , конференции.
На занятиях часто звучат вопросы и задания: «Давайте подумаем, представим», «Что будет, если...», «А вдруг?..» и т. д. Эти вопросы будят воображение и фантазию детей, приучая их к исследовательской работе. Ребята, работая с учебными текстами, находят проблемы и пути их разрешения, устанавливают зависимости и согласовывают системы.
В процессе творческой учебной и внеурочной деятельности у учащихся развиваются способности к активному интеллектуальному труду, формируются качества широко образованной интеллигентной личности, готовой к исследовательской деятельности в различных научных областях.
В последние годы по мере преобразования внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей, в ней все более активно используется технология исследовательского (проблемного) обучения. Ее суть состоит в том, что организация занятий предполагает создание на занятии проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие» : ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Характерен в этом отношении опыт Красноярского края , в котором сосредоточен мощный научно-технический и производственный потенциал, во многом определяющий основные направления научно-образовательной деятельности на данной территории. Практические потребности региона в развитии научно-технической сферы определили приоритеты естественно-научного и технического направлений в области образования и подготовки специалистов и, соответственно, в сфере работы с одаренной молодежью.
Определяющим фактором, способствующим развитию одаренности, является специально конструируемая развивающая среда. Интересен опыт школы-интерната Красноярского краевого центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики», в которой проходят обучение одаренные старшеклассники края. Она была создана в 1989 году на базе двух крупнейших вузов Красноярска - Сибирской аэрокосмической академии и Красноярского государственного университета.
Школа-интернат обеспечивает завершение среднего образования , наряду с этим дает учащимся углубленную подготовку по профилирующим предметам и прививает им навыки исследовательской работы. Образовательный процесс разделен на ряд специализаций. Одна из характерных черт Школы космонавтики - акцент на научную, творческую деятельность учащихся. Помимо посещения общеобразовательных занятий, 8 часов в неделю обучающиеся проводят в лабораториях, где под руководством преподавателей занимаются самостоятельными научными исследованиями. В школе работает около тридцати лабораторий, таких как: лаборатория математики, экспериментальной физики, программирования, экологии, краеведения, истории, психологии, астрономии , технического моделирования, радиационных технологий, радиоэлектроники, литературоведения, международных телекоммуникационных образовательных проектов и др.
В качестве основного образовательного метода в школе используется метод интерактивного моделирования, разработанный и апробированный преподавателями школы в период с 1993 по 2000 гг., который включает в себя два основополагающих конструкта: научно-исследовательские лаборатории школьников и интерактивное (игровое) моделирование. В кратком изложении введение предлагаемой педагогами системы интерактивного обучения сводится к тому, что между школьником и изучаемой им дисциплиной исчезают промежуточные звенья, учащийся начинает «общаться» непосредственно с наукой, используя характерные для нее методы и средства. Таким образом, не только педагог перестает быть простым транслятором знаний «по предмету,» но и ученик из пассивного слушателя превращается в субъекта науки. Например, в процессе изучения физики школьники должны ставить физические эксперименты, для правильной постановки и осознания результатов которых необходим комплекс определенных знаний и навыков, которые они вынуждены приобретать самостоятельно.
Многие лаборатории оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, вплоть до станции слежения за искусственными спутниками Земли и т. д. Программа работы лабораторий рассчитана на 272 учебных часа, в течение которых школьники получают знания по выбранному профилю, осваивают навыки научной работы , знакомятся с методическим аппаратом и совершают самостоятельные научные исследования по избранным темам. Результатом этой научно-исследовательской деятельности должна стать курсовая работа , защита которой происходит в конце года. При написании и защите курсовой применяются вузовские требования и стандарты: научность и самостоятельность идеи, академическое оформление, глубина проработки и т. д. Таким образом, в ходе занятий в лабораториях школьники приобщаются к самостоятельной учебно-исследовательской и другой творческой деятельности, вступают в непосредственный контакт с изучаемой наукой либо с ее моделью высокой степени приближения. Такая форма работы позволяет школьникам становиться субъектами процесса обучения: не просто усваивать факты, адаптированные для них педагогом, а совместно с ним или самостоятельно продуцировать новые знания.
В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в общем и дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения - педагог и ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии - речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что обучающийся предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.
Игровые технологии (, и др.) используются в системе дополнительного образования детей особенно широко, поскольку они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
Педагогические возможности игры в жизни отдельного ребенка и детского коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли, и др.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, - по определению, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».
Технология игры состоит из следующих этапов:
подготовка (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
проведение (непосредственный процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание позиций, экспертиза);
анализ и обсуждение результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Игровые технологии применяются педагогами дополнительного образования в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников, и используются как при организации учебных занятий, так и в культурно-досуговой деятельности.
В работе с дошкольниками используются различные развивающие игры , предназначенные как для формирования у них познавательных и коммуникативных навыков, так и для адаптации детей к школе.
Для школьников в системе дополнительного образования разработаны разнообразные дидактические игровые приемы, способствующие изучению преподаваемых в школе предметов в занимательной форме. Например, в отделе игры Московского городского дворца детского (юношеского) творчества реализуется ряд программ, входящих в блок под названием «Школа занимательных наук» . К ним относятся:
«Занимательная математика»;
«Занимательный французский»;
«Веселая лингвистика»;
«Занимательное моделирование исторического костюма»;
«Игровое конструирование».
Апробированные в системе дополнительного образования детей игровые технологии могут быть использованы в работе групп продленного дня, а также во время обычных уроков, например, на итоговых занятиях, завершающих ту или иную тему. Дополняя традиционные контрольные работы , такие игровые занятия позволяют школьникам еще раз систематизировать пройденный материал, уточнить недостаточно хорошо усвоенные темы.
, . Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Тема: « Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»
Подготовила педагог дополнительного образования С.И. Черных
г. Крымск
2016 год
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.
Но на деле так происходит не всегда. Как показывает проведенный анализ, большинство занятий педагогами дополнительного образования моделируется в традиционной монологической форме по классической классно-урочной схеме. Преобладает тенденция подражания школьному образованию, формальное использование традиционных образовательных технологий. А это необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования.
Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как:
дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.
В своей практике я придерживаюсь следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося.
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, я исхожу из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии развивающего обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Поэтому педагог в дополнительном образовании имеет более сильное влияние на детей, чем в школе. Отсюда - повышенные требования к личностным качествам педагога.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология исследовательского (проблемного) обучения не нова. Она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе и основывается на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Большой вклад в ее разработку внесли М. Махмутов, В. Оконь, Н. Никандров, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.
Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».
Различают следующие классификации педагогических игр:
По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
По игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
Природо – и культуросообразность;
Умение моделировать, драматизировать;
Свобода деятельности;
Эмоциональная приподнятость;
Равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
Дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
Развивающие: развитие качеств и структур личности;
Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Новые информационные технологии обучения
в дополнительном образовании детей
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
Разбудить активность детей;
Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
Подвести эту деятельность к процессу творчества;
Опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что научно-педагогической основой организации деятельности учреждения дополнительного образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности. В дополнительном образовании в силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Здесь образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие».
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Используемая литература
Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.
Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.
Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии № 4, 1997.
Симоненко Н.Э. Способы активизации творческой деятельности./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999, с. 50-53
Олеся Дюндик
Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»
Я работаю в учреждении дополнительного образования детей . В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии .
Т. е. на каждом занятии осуществляю индивидуальный подход к детям. Также иногда применяется и индивидуальная форма обучения (технология индивидуализации обучения) .
Такая технология позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. (В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно) .
Также, наряду с технологией индивидуального обучения, применяю на занятиях и групповые технологии . Т. е организую совместные действия, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию учащихся.
Групповые технологии широко используются мною в практике. Так, в группе проводится
Одновременная работа со всей группой;
Работа в парах;
Групповая работа на принципах дифференциации.
Например, для выполнения конкретного задания учебная группа делится на подгруппы. И получается, что каждый ребенок задействован и виден его вклад.
Обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. А работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Технология коллективной творческой деятельности.
Также мною плодотворно применяется технология коллективной творческой деятельности
Т. е. организацию совместную деятельность детей и взрослых, детей младшего и старшего возраста. Получается, все в коллективе участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Приведу некоторые формы КТД :
Трудовые дела : это может быть трудовой десант, подарок друзьям, рейд, и т. д.
В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. Так, вместе с ребятами проводим акции : «Милосердие» и «Подарок воину-интернационалисту» , где ребята своими руками изготавливают сувениры, открытки с пожеланиями и лично их вручают. Такие трудовые дела воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшении действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, а также работать самостоятельно и творчески.
Познавательные дела : это различные турнир– викторины, турниры знатоков, защита каких-нибудь проектов и т. д.
Художественные дела. Концерты. Кукольный театр. Литературные, художественные конкурсы. Участвуем в конкурсах и обязательно наряду с индивидуальными работами выполняем коллективную.
Спортивные дела : веселая спартакиада, зарницы.
Так как я занимаюсь со школьниками в основном младшего звена, то без применения игровых технологий деятельность немыслима. Пед. игры активизируют деятельность учащихся.
Педагогические игры различаются по :
По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые) .
По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, творческие и др.);
По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.) ;
По игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.) .
По предметной области (математические, экологические, исторические, географические и др.)
Цели игровых технологий обширны :
-дидактические : расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные : воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие : развитие качеств личности;
-социальные : приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В своей ежедневной работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии , включающие упражнения :
Для расслабления и укрепления мышц глаз;
Для укрепления мышц верхнего плечевого пояса и спины;
На мышечное расслабление;
Пальчиковая гимнастика;
Совершенствование двигательной активности в ритмических упражнениях и в подвижных играх.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий , для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях применяются динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, провожу беседы, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни » , «безопасное поведение на дороге, в лесу» . На своих занятиях постоянно контролирую соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Таким образом , здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы повторить, что все технологии -обучающие , развивающие, воспитательные направлены на то, чтобы :
Разбудить активность детей;
Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
Опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
И главное – чтоб, педагог умел самостоятельно анализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, (как говорится – не ошибается тот, кто не делает) .
Публикации по теме:
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике.
«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.
Консультация для педагогов по программе повышения квалификации «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей» ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ по программе повышения квалификации (ПК ДОД) «педагогические технологии в дополнительном образовании детей» ИГРОВЫЕ.
26 апреля в нашем городе Троицке Челябинской области состоялось открытие городского проекта социально-педагогической и естественно-научной.
Современные педагогические технологии по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества является главным и необходимым компонентом образования. Ведь.
Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.
Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» основное предназначение дополнительного образования – «удовлетворять постоянно изменяющиеся.
Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.
Библиотека изображений:
Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного -наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Особое место в организации работы педагога дополнительного образования занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий - запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации .
Первые занятия.
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач :
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.) .
Результат этого этапа занятия:
Дети знакомы друг с другом, педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
Второй этап занятия -- рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
Разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы;
Описание содержания и результатов первого года занятий;
Объяснение основных этапов овладения мастерством;
Рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников;
Знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения;
Рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни - в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы :
Выставка детских творческих работ;
Стенгазета или рукописный журнал;
Альбом-летопись детского объединения;
Фотографии, слайды и видеофильмы;
Знаки отличия кружковцев;
Награды детского объединения и его воспитанников;
Выставка книг и периодической печати;
Информационный стенд.
Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
Тесты или тестовые задания;
Конкурсы и соревнования;
Познавательные игры;
Выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
Внесения корректив в образовательную программу;
Разработки индивидуальных заданий;
Объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами .
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
Выставочный зал и музей учреждения;
Кабинеты администрации учреждения;
Медицинский кабинет (если есть);
Детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);
Столовая или буфет;
Актовый зал;
Игротека (если есть);
Туалеты для мальчиков и девочек;
Раздевалка.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия :
Обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
Самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
Обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
Выбор детского актива;
Распределение разовых и постоянных поручений;
Формирование системы передачи информации. Результатом этого этапа занятия является:
Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
Понимание детьми взаимной ответственности;
Включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
Начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия -- собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения .
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра .
На этапе повторения изученного - наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей .
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого) .
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе .
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки .
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОНННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В помощь педагогу дополнительного образования
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам и специалистам, работающим в сфере дополнительного образования детей.
Ответственные за выпуск:
Казакова Н. А. методист МОУ ДОД Казачинского РЦДТ
Ключевые понятия «технология», «педагогическая технология»
Педагогические технологии в дополнительном образовании
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология модульного обучения
Игровые педагогические технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Технология коллективной творческой деятельности
Технология коллективного способа обучения
Технология проектного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Заключение
Литература
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
«ТЕХНОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Слово «ТЕХНОЛОГИЯ» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов techno – искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Задача технологии, как науки, заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Технология – средство и фактор развития общества, его организованности и упорядоченности
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).
Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально достичь результата?
Понятие «технология» включает три составляющих:
ресурсы – «чем?» - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих;
кадры – «кто?» - «реализаторы».
Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.
Современные трактовки понятия «педагогическая технология»
«Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
«Педагогическая технология» означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
«Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
«Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачв).
«Педагогическая технология»
- это системный метод создания,
применения.*! определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов
ь*
их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования
(ЮНЕСКО).
Отличительные признаки понятия «педагогическая технология»:
в основе технологии лежит методологическая позиция автора;
функционирование технологии предполагает определенный порядок всех педагогических действий, обеспечивающих достижение планируемых результатов;
реализация технологии предусматривает обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в совместной деятельности педагога и обучающихся;
технология должна быть посильной для осуществления любым педагогом в любом учебном заведении;
психологическая сущность технологии.- ориентированное обучение, содержащее определенные диагностические процедуры для изменения результатов деятельности.
Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать а ряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность я предсказуемость результата, осознание путей его достижения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:
выбор способа решения дидактической
задачи в дополнительном образовании
предоставляется самому педагогу, но
опыт показывает, что такая задача
посильна далеко не каждому; происходит
это по ряду причин, связанных с
уровнем
профессиональной компетенции,
так как зачастую у нас работают высоко
квалифицированные специалисты по
профилю, но не имеющие педагогического
образования и опыта работы с детьми;
следовательно, полезнее вооружить
их готовой технологией;
в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.
Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.
Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
детям предоставляются возможности
удовлетворять свои интересы и
сочетать
различные направления и
формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Принципы развивающего обучения:
общее развитие всех обучающихся;
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
изучение материала быстрым темпом;
осознание детьми смысла процесса обучения;
включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
проблематизация содержания;
вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
использование логики теоретического мышления:
обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.
Технология проведения занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:
ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;
выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;
выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;
выполнение творческих заданий для развития интереса к определённому виду деятельности.
В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
СДП – деятельностно-практическая среда.
Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Цели технологии развивающего обучения:
формировать теоретическое сознание и мышление;
формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;
воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основана была на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.
Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Принципы проблемного обучения:
самостоятельность в работе обучающихся;
развивающий характер обучения;
интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
использование алгоритмизированных дидактических задач.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
создание проблемных ситуаций;
обучение воспитанников в процессе решения проблем;
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос имеет следующие отличительные черты:
сложность, выступающая в форме противоречия
увлекательная форма
доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа:
осознание проблемы . Воспитанники вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. |
|
формулирование гипотезы . |
|
решение проблемы – доказательство гипотезы . Поиск путей доказательства гипотезы требует от воспитанников переформулировки задания или вопроса. |
|
общий вывод , в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. |
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что воспитанникам необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.
Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения
ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка проблемы;
дробление проблемы на отдельные задачи;
выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
В современной педагогике эта технология определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули.
Модуль – самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством освоения этого модуля и контролем за его освоением.
Образовательный модуль:
Законченный блок информации
Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание образовательной программы.
Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули.
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Представленные личностно ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям воспитанников.
Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и воспитанника.
Модульная технология обучения – модель совместной деятельности педагога и воспитанника по планированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением для них комфортных условий.
Модульное обучение преобразует образовательный так, что воспитанник самостоятельно (полностью или частично) обучается по индивидуальной программе, обеспечивает индивидуализацию обучения:
по темпу освоения (36 ч на каждый модуль, но может освоить раньше);
по уровню самостоятельности (например, владеет техникой и осваивает полностью самостоятельно, не прибегая к помощи педагога)
Цель модульного обучения (модульной технологии) заключается в развитии самостоятельности воспитанников, ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, его дарований.
Самостоятельная познавательная деятельность воспитанников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности педагога, введению самоконтроля и самооценки, согласуемой с педагогом.
Новый способ организации учебного процесса потребует изменения поведенческого стиля педагога, выполнения им мало освоенных функций мотиватора в учебном труде, координатора учебных действий воспитанников.
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В современной образовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесением с особенностями дидактической задачи.