Украинский танк «Булат» опасно недооценивают. Украинский танк «Булат» опасно недооценивают Основное вооружение танка
Танк Т-64БМ БУЛАТ является результатом модернизации танков Т-64А и Т-64Б. Целью модернизации было доведение боевых и технических характеристик танка до современного уровня, таких танков как Т-80УД, Т-84У. Впервые был показан в 1999 году.
Модернизация проводится по трём основным направлениям:
Подвижность (модернизация силового отделения)
Защита (снижение уязвимости от современных противотанковых средств)
Огневая мощь (модернизация вооружения и комплекса управления огнём с целью повышения эффективности огня)
Для повышения подвижности, в мотороно-трансмиссионном отделении устанавливается силовая установка большей мощности. В качестве новой силовой установки использован двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с., являющийся форсированной модификацией двигателя 5ТДФ с проведёнными мероприятиями по увеличению мощности. Установка двигателя 5ТДФМ требует замены штатного воздухоочистителя на новый и доработки выпускной системы. КП ХКБМ разработана конструкция, изготовлены детали и испытаны асфальтоходные башмаки (АХБ) на гусеницах танка БМ БУЛАТ и его модификаций. Доработка деталей гусеницы не требуется. Асфальтоходные башмаки с элементами крепления поставляются отдельно.
Повышение уровня защиты танка Т-64Б обеспечивается путём установки комплекса дополнительной защиты на корпус и башню танка. Назначение Комплект дополнительной защиты предназначен для значительного повышения уровня защиты танка от кумулятивных (КУМ) и кинетических (бронебойных подкалиберных снарядов - БПС) поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка. Состав комплекта Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ). ВДЗ состоит из носового модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещённых по внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни и контейнеров, установленных на крыше башни. Внутри каждой секции ВДЗ, а также в контейнерах на крыше башни установлены элементы динамической защиты (ЭДЗ).
Масса комплекта дополнительной защиты с установочными и крепёжными деталями, а также с элементами динамической защиты составляет 3500 килограммов. Время установки комплекта элементов динамической защиты на одном танке силами экипажа составляет 5,5-6 часов. Элементы динамической защиты, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждается. Для проведения работ по оборудованию танка комплектом дополнительной защиты не требуются нестандартизированное технологическое оборудование и оснастка, специальный инструмент и специалисты высокой квалификации.
Накладная броня устанавливается на лобовых и бортовых участках башни. Встроенная динамическая защита (ВДЗ) устанавливается на лобовых, бортовых участках и крыше башни.
Для повышения защиты танков БМ БУЛАТ и экипажа при возгорании внутри боевого отделения танка и МТО устанавливается быстродействующая система пожаротушения, которая сокращает время срабатывания системы в обитаемом отделении до 150 мсек.
Модернизирован танк Т-64Б (БМ «Булат») по основным техническим характеристикам является сравнимым с российским Т-90 и приближается к украинскому «Оплот» и имеет перспективы относительно последующей модернизации за счет установки более мощной силовой установки с двигателем 6ТД-1 или 6ТД-2., усовершенствованных прицельных приспособлений, системы активной защиты, более современной системы связи и навигации. Сроки эксплуатации модернизированного танка Т-64Б продлены на 15 лет, ресурс танка увеличен до 11 тыс. км. (как для нового танка)
В свете поступления на вооружения украинской армии модернизированного танка БМ Булат стоит кратко рассмотреть некоторые материалы, появившиеся о нем в прессе. Например, нельзя не прокомментировать появившуюся в интернет-издании «ОБКОМ» статью «Заплаты для «Булата», или Поношенная броня для украинской армии» где явно не обремененный техническими знаниями автор Павел Вольнов пытается рассуждать об этом танке.
Например, автор заявляет что «шестьдесятчетверки» считались безнадежно устаревшими и уж никак не укрепляли боевую мощь страны. И далее информирует, что на самом деле он всего лишь «один из». На том же Харьковском заводе создан куда более эффективный Т-84 «Оплот».
Прежде всего, автору вышеприведенных строк следует понять, что «оплоты» не производят вовсе не из-за того, что не хотят, а потому. Что стоимость модернизации Т-64 до стандарта «Булат» обходится в 4 раза дешевле производства нового танка БМ «Оплот» («Оплот» стоит 1. 684 млн. у.е., в то время как «Булат» в 416 тыс. у.е). При этом танк по основным характеристикам огневой мощи, защиты и подвижности лишь незначительно уступает новому танку «Оплот». Модернизация является основным направлением в развитии танков, как за рубежом, так и в России и Украине, например в ФРГ танки «Леопард-2» прошли несколько модернизаций. Последняя из них - «Леопард-2А6», в России производится модернизация танков Т-72Б и Т-80, Польша модернизирует свои Т-72 до стандарта ПТ-91А, так же поступает и Чехия, Словакия, модернизируя свои Т-72 как и подавляющее большинство других стран. Удивительно, что автор этого не заметил.
Списывать со счетов Т-64 пока рано, это основной танк вооруженных сил Украины, который даже в его не модернизированном виде способен выполнять стоящие перед ними задачи. Полностью заменить его на новый, в количестве хотя бы 350-400 единиц не представляется возможным по финансовым соображениям. Тем более модернизированный «Булат» ничем не уступает, а в некоторых отношениях и превосходит наиболее совершенные танки, находящиеся на вооружении у соседей Украины, такие как PT-91 "Twardy" (модернизированный Т-72М, Польша), TR-85M1 «Бизон» (модернизированный Т-55, Румыния), Т-72М2 и Т-72СZ (Модернизированные Т-72. Словакия и Чехия). Танк БМ «Булат» находится на уровне лучших российских образцов Т-80У и Т-90, а также по всем характеристикам, за исключением возможностей по ведению боя в темное время суток, таким зарубежным танкам как «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс».
ТТХ Т-64:
Классификация -основной боевой танк
Боевая масса-, т 45
Компоновочная схема -классическая
Экипаж, чел.- 3
Размеры
Длина корпуса, мм 9225
Ширина корпуса, мм 3600
Высота, мм 2172
Бронирование
Тип брони комбинированная многослойная
Активная защита КОЕП «Варта»
Динамическая защита встроенная, ДЗ «Нож»
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм КБАЗ
Тип пушки гладкоствольная КБА3
Боекомплект пушки 40 снарядов (из них 28 в автомате заряжания МЗ)
Дальность стрельбы, км 2300-2500 м БОПС и кумулятивными снарядами, 10 км фугасными снарядами и 5 км с вероятностью попадания 0,8 управляемой ракетой
Прицелы дневной прицел наводчика 1Г46М, прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4CR (возможна установка ПНК-5 или ПНК-6), тепловизор Буран-Кетрин-Э, прицел зенитной установки ПЗУ-7
Пулемёты 12,7-мм зенитный пулемёт КТ-12,7; 7,62-мм спаренный пулемёт КТ-7,62
Другое вооружение управляемые ракеты
Подвижность
Тип двигателя Дизельный многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 850-1000
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 385
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ
Why Ukrainian main battle tank T-64BM Bulat superior Russian tank T-90A?
Т-64БМ БУЛАТ представляет под собой прошедший капитальный ремонт танк Т-64БВ с ресурсом нового, модернизированный к уровню танка Т-80УД Береза.
БМ БУЛАТ оснащен современным комплексом управления вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой долей вероятности попадания с первого выстрела.
В БМ БУЛАТ используется усовершенствованный стабилизатор вооружения,средняя ошибка стабилизации не превышает 0,3 мрад по вертикали и до 0,4 мрад по горизонтали. Использование усовершенствованного стабилизатора обеспечило БМ БУЛАТ большую точность прицеливания по сравнению с применяющимся стабилизатором на Т-90С, где средняя ошибка стабилизации по вертикали составляетдо 0,4 мрад, а по горизонтали до 0,6 мрад.
Башня БМ БУЛАТ поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд. Скорость вращения башни БМ БУЛАТ относительно корпуса составляет до 40 градусов/секунду, у Т-90С скорость вращения башни относительно корпуса от 16 до 24 градусов/секунду.
Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ вмещает в себя 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания танка Т-90С состоит всего 22 выстрела. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ может регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90С не имеет такой конструктивной возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при правильной регулировке надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания танков Т-90 заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90С может перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка Т-90С во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых зарядов в танках Т-90С. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового заряда танка Т-90С приводит к увеличению площади горения и, как результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость снаряда танка Т-90С падает.
На заряжание механизма заряжания БМ БУЛАТ уходит намного меньше времени, чем на заряжание автомата заряжания танка Т-90С. Для загрузки боекомплекта в механизм заряжания танка БМ БУЛАТ емкостью 28 выстрелов, по времени затрачивается от 17 до 22 минут, а на загрузку боекомплекта в автомат заряжания танка Т-90С емкостью 22 выстрела уходит от 20 до 26 минут.
В танков Т-90С вентиляция боевого отделения при интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ БУЛАТ. В танков Т-90С отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в боевой обстановке.Комплекс встроенной динамической защиты «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры российских оперенных бронебойных подкалиберных снарядов калибра 125 мм, а также современных израильских и французских 120 мм боеприпасов, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
Украинская встроенная динамическая защита нового поколения «Нож» обеспечивает гарантированную защиту танку Т-64БМ БУЛАТ, обеспечивая непробитие брони, выдерживает обстрел с дистанции в 500 метров всеми видами современных боеприпасов в зоне наиболее вероятных курсовых углов обстрела.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ-34» входящих в состав украинской динамической защиты «Нож», примененной на БМ Булате, является использование принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов, так называемых «кумулятивных ножей».
«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23 с плосконаправленной схемой, входящих в состав морально устаревших российских динамических защит «Контакт-5» и «Реликт» танков Т-90С и Т-90СМ Тагил.
В лобовой проекции встроенная динамическая защита
«Нож» с дистанции не меньше 500 метров обеспечивает эффективную защиту танка
Т-64БМ БУЛАТ от современных 120 мм израильских бронебойных подкалиберных
снарядов. Встроенная динамическая защита «Нож» танка Т-64БМ БУЛАТ на испытаниях
снимала не менее 50% бронепробиваемости современных 120 мм израильских
бронебойно-подкалиберных снарядов. На дистанции не менее 100 метров Т-64БМ БУЛАТ
защищенный встроенной динамической защитой «Нож» держит самые мощные российские
125 мм бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 из сердечником из вольфрамового
сплава.
Динамическая защита «НОЖ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №223 от 19.07.2003 года.
Скорость заряжания механизма заряжания Т-64БМ БУЛАТ составляет 8 выстрелов за минуту в режиме «Серия». В режиме «Серия» пушка Т-64БМ БУЛАТ после выстрела сразу приводится на угол заряжания и автоматически происходит следующее заряжание пушки без нажатия на кнопку «МЗ» на прицеле-дальномере-приборе слежения. Максимальная скорость заряжания автомата заряжания танка Т-90С составляет всего 6 выстрелов в минуту. Меньшая скорострельность танка Т-90С обеспечивается за счет досылания снаряда и заряда в два этапа.
Танк Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущество над танком Т-90С и при ручном заряжании боеприпасов. Так скорострельность механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при ручном заряжании составляет 0,8 – 0,7 выстрелов/минуту, а скорострельность автомата заряжания танка Т-90С при ручном заряжании 0,7 – 0,5 выстрелов/минуту.
Трудоемкость изготовления механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 1700 нормочасов, а трудоемкость изготовления автомата заряжания танка Т-90С равна 2600 нормо-часам.
Эргономика танка Т-64БМ БУЛАТ получше чем в танка Т-90С. В танке Т-64БМ БУЛАТ всё под рукой, не надо поворачиваться и изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме механизма заряжания и автомата заряжания.
Недовольны российские танкисты и автоматом заряжания танка Т-90С. Когда случается отказ автомата заряжания танка Т-90С, то не понятно в чём причина поломки. А в механизме заряжания танка Т-64 БМ БУЛАТ всё сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки боекомплекта.
Механизм заряжания танка БМ БУЛАТ регулируется без проблем как минимум подготовленным командиром танка, максимум – офицером. Автомат заряжания танка Т-90С не регулируется в войсковых условиях. Поэтому когда в Т-90С преждевременно ломается автомат заряжания, машину без исправлений на месте сдают в капитальный ремонт. В войсковых условиях механизм заряжания можно перебирать и не один раз до сдачи машины в капремонт.
Противоминная стойкость танка Т-64БМ БУЛАТ оказывает существенное влияние на работу механизма заряжания. При подрыве танка Т-64БМ БУЛАТ на фугасе обеспечивается работа механизма заряжания при деформации днища танка до 55 мм. Российский танк Т-90С по сравнению с танком Т-64БМ БУЛАТ обладает плохой противоминной стойкостью. При подрыве на фугасе работа автомат заряжания обеспечивается при деформации днища танка Т-90С всего до 8 мм.
Автомат заряжания танка Т-90С не обеспечивает большую безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90С, не размещенные в автомате заряжания, заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в автомате заряжания выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90С более опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма заряжания танков Т-64БМ БУЛАТ является применение данного варианта (с вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективном танке Т-14 Армата, НПО «Уралвагонзавод».
Удельный расход топлива в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 160 г/л.с.ч, а в танка Т-90С из двигателем В-92С2 удельный расход топлива составляет 185г/л.с.ч. Расход масла в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 3,3 кг/ч, а в танка Т-90С расход масла доходит до 5 кг/ч.
При работе на препятствиях двигатели танков Т-90С изрядно дымят, по причине несовершенства конструкции турбонагнетателя. В танках БМ БУЛАТ при работе на препятствиях, двигатели 5ТДФМ меньше дымят, чем двигатели танков Т-90С, за счет использования компаундного привода нагнетателя. Применённая в двигателе 5ТДФМ компаундная схема привода нагнетателя приводит к уменьшению турбо ямы.
Т-64БМ БУЛАТ единственная машина, которая преодолевает водное препятствие фактически без подготовки. Конструкция Т-64БМ БУЛАТ позволяет преодолевать водные рубежи глубиною до 5 метров. По длине преодолеваемого участка танк БМ БУЛАТ ограничений не имеет. В моторно-трансмиссионном отделении БМ БУЛАТ внедрена система «Брод» - оборудование для преодоления танком брода глубиной до 1,8 м без подготовки. Система «Брод» отсутствует в танках Т-90С. Для преодоления водного препятствия Т-90С необходимо готовиться более часа.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ применяемый на Т-64БМ БУЛАТ, придает боевой машине большую удельную мощность, что дает танку Т-64БМ БУЛАТ в боювозможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С, не обеспечивают высокую удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной подвижности танков Т-90С на поле боя. Благодаря досконально продуманной, простой конструкции моторно-трансмиссионного отделения, двигатель 5ТДФМ на танке Т-64БМ БУЛАТ отдаёт всю свою мощность сразу на бортовых коробках передач, а двигатели установленные на танках Т-90С серии В-84МС/В-92С2 благодаря архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить: на гитару, около 12 % мощности, на бортовые коробки передач и на генератор, установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на танке Т-64БМ БУЛАТ в жарком климате на песчаной местности в моторно-трансмиссионом отделении начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забивая моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ песком, как это постоянно происходит на танках серии Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ БУЛАТ двигатели серии 5ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря конструктивным особенностям МТО танка Т-64. Например танки серии Т-72 и Т-90 из двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя, чем танки Т-64БМ БУЛАТ.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ БУЛАТ (замена единого силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90С. Замена двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ в полевых условиях занимает от 2,5 до 6 часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С по времени занимает целые сутки!
Система охлаждения двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущества перед системой охлаждения танка Т-90С. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ не нуждается в тепловой защите, так как температура смеси воздуха и отработавших газов не превышает +150…+200° C. В вентиляторной системе охлаждения танка Т-90С температура отработавших газов доходит до +600…+700° C и нуждается в тепловой защите, которая на танке Т-90С отсутствует.
Основной причиной отказа эжекционной системы охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ может быть только повреждение соплового ресивера. Повреждение соплового ресивера не выводит танк Т-64БМ БУЛАТ из строя, всего лишь может несколько ограничить подвижность танка.
В танке Т-90С основной причиной отказа вентиляторной системы охлаждения может быть разрушение вентилятора, что приводит к полному выходу танка Т-90С из строя!
Меньшая температура отработавших газов в эжекционной системе охлаждения снижает ее пожароопасность. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ технологичнее благодаря простой конструкции эжектора, в который наиболее трудоемкой частью является сопловой ресивер. В отличие от эжекционной системы танка Т-64БМ БУЛАТ для вентиляторной системы охлаждения танка Т-90С должны с заданной точностью изготавливаться рабочие колеса, входные устройства, детали привода, что повышает трудоемкость её изготовления.
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-64БМ БУЛАТ составляет 1000 км. Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-90С составляет только 300 км!
Объем моторно-трансмиссионного отделения танка Т-90С 3,1 м3, больше чем в танке Т-64БМ БУЛАТ 2,6 м3, из-за отведения в моторно-трансмиссионном отделении танка Т-90С большего места под установку двигателя В-92С2. Двигатель В-92С2 танка Т-90С обладает серьезным недостатком, его нельзя компактно разместить между бортовыми коробками передач, подобно двигателю 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. По этом двигатель В-92С2 танка Т-90С сдвинут вперед и соединен с бортовыми коробками передач и входным редуктором. То есть в танке Т-90С утрачено главное преимущество компоновки украинского танка Т-64БМ БУЛАТ - моторно-трансмиссионное отделение танка с планетарными бортовыми коробками передач и двигателем 5ТДФМ расположенным между ними. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ отличается минимально возможным объемом, что на ряду с другими мерами по минимизации агрегатов и систем, позволило существенно сократить массу шасси танка и использовать полученную разницу для усиления защиты.
По результатам эксплуатации танка Т-90С из 4-х тактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с. в моторно-трансмссионном отделении танка Т-90С штатная вентиляторная система охлаждения не обеспечивает необходимого рассеивания тепла и накладывает ограничение на потребляемую мощность двигателя при температурах окружающего воздуха выше +30 °С. Данный недостаток значительно ухудшил параметры подвижности танка Т-90С при эксплуатации в странах с жарким климатом.
2-х тактный 5 цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ с эжекционной системой, обеспечивает эксплуатацию танка БМ БУЛАТ без ограничений по скоростному и нагрузочному режимам при температуре окружающего воздуха до +55 °С!
Гарантийный моторесурс двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ равен 500 мото-часам, а эксплуатационный составляет 800 мото-часов. Эксплуатационный ресурс двигателей В-92С2 танков Т-90С в странах с жарким климатом не превышает 200 часов!
Холодный пуск в условиях отрицательной температуры является основным способом пуска двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. Для обеспечения холодного пуска двигателя 5ТДФМ требуется раскрутка коленчатого вала до пусковой частоты вращения, а также надежное воспламенение и эффективное сгорание топлива в цилиндрах.
В двигателе 5ТДФМ задействована система автономного факельного подогрева основным элементом которой является подогреватель установленный на впускном патрубке верхнего ресивера. Подогреватель включает в себя топливо- и воздуходозирующие элементы, а также электроискровую свечу. Для обеспечения работы системы автономного факельного подогрева используется топливо и сжатый воздух из соответствующих систем танка Т-64БМ БУЛАТ.
Применение системы автономного факельного подогрева с использованием маловязкого масла М8В2С, двойного впрыска масла в цилиндры перед пуском и наличие аккумуляторных батарей типа 12СТ-85Р способствуют холодному пуску двигателя 5ТДФМ при температуре - 30° C, не ниже - 40° C. Общие затраты времени на подготовку к движению танка Т-64БМ БУЛАТ не превышают 10 минут.
В танке Т-90С для холодного пуска двигателя по сравнению из танком Т-64БМ БУЛАТ затраты значительно больше и диапазон температур меньше. Для холодного пуска двигателя В-92С2 танка Т-90С применяется система подогрева впускного воздуха. Особенность конструкции подогревателя заключается в том, что в его корпусе объединены фактически два подогревателя, каждый из которых подогревает воздух в своем впускном коллекторе.
При использовании масел М12В2РК и МТЗ-10П холодный впуск осуществляется с помощью системы подогрева впускного воздуха при температуре не ниже - 20° C. В итоге затраты времени на подготовку к движению превышают 12 минут.
Возможна модернизация танка Т-64БМ БУЛАТ без коренных переделок, например увеличение мощности силовой установки с 850 лошадиных сил до 1050 л.с. без изменения объема моторно-трансмиссионного отделения, что подтверждает перспективность танка Т-64БМ БУЛАТ.
Система обогрева экипажа танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает нормальное тепловое состояние танкистов и сохранение их работоспособности в течение 48 часов в танке Т-64БМ БУЛАТ при температуре наружного воздуха не ниже - 10° C.
Для обеспечения преодоления танком Т-64БМ БУЛАТ водной преграды, при подводном хождении, отсутствует необходимость проведения специальных мер по подготовке эжекционной системы охлаждения танка БМ БУЛАТ.
В танке Т-90С, чтоб подготовить танк к подводному хождению нужно провести специальные меры, которые обеспечат эксплуатацию танка под водой. Для этого нужно предварительно в танке Т-90С отключить вентилятор перед подводным хождением!
Ходовая часть Т-64БМ Булата обладает большей надежностью по сравнению с ходовой танка Т-90С, более высоким коэффициентом полезного действия и имеет значительно лучшую ремонтопригодность.
Танк Т-64 БМ Булат может двигаться на грунтах с низкой несущей способностью даже тогда, когда его днище лежит на поверхности грунта. Преодолеваемый подъем и угол крена составляют 30 градусов. В БМ Булата обеспечена достаточно высокая опорная проходимость, при удельном давлении на грунт 0,9 кг/см2, и клиренсе 500 мм.
Вести огонь с ходу на Т-64БМ намного проще, чем на Т-90С из-за меньших поперечных колебаний корпуса вследствие параллельного расположения катков и меньшей жёсткости ходовой БМ БУЛАТ. Но есть один минус - на БМ Булате труднее гасить резонансные колебания на пересечённой местности, чем на Т-90С.
На местности гусеничный движитель танка Т-64БМ Булат практически не издает шума, что действительно удивляет. В Т-90С с обрезиненными катками, плавность хода ниже из-за более жестких торсионов. Плавность хода в Т-64БМ Булата обеспечивается очень мягкими торсионами и удачной конструкцией гидроамортизаторов. Технология изготовления торсионов танка Т-64БМ Булат позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа, на Т-90С допустимое касательное напряжение только 1300 МПа, а на Leopard-2A4 – 1050 МПа.
Как показывает опыт эксплуатации Т-64БМ Булата, на глиноземных грунтах его гусеницы имеют лучшее сцепление, чем гусеницы, танка Т-90С. Когда в распутицу необходимо преодолеть крутой подъем, гусеницы Т-90С на нем пробуксовывают, то БМ Булат медленно, но уверенно выползает наверх. Это объясняется конструкцией трака. У Т-90С траки в этих условиях забиваются грязью и скользят по поверхности, у Т-64БМ Булата в траках есть по два отверстия, в которые грязь продавливается и за счет этого повышается сцепление с грунтом.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ обладают повышенной надежностью по сравнению с обрезиненными катками танка Т-90С, обеспечивают высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ могут изготавливаться практически на любом предприятии с обычным парком металлорежущих станков.
Катки танка Т-90С делаются из дорогостоящего алюминиевого сплава с использованием примесей марганца и титана. Изготовление катков танка Т-90С очень трудоёмкий и затратный процесс, требующий использования, сложного и редкого дорогостоящего оборудования, одним словом - «овчинка выделки не стоит». Катки Т-90С штампуют на четырех гидропрессах, объединённых в производственную линию. Нагретые до температуры 480°С заготовки катков Т-90С последовательно перемещаются от пресса к прессу, а затем подвергаются термообработке. Каждый гидропресс имеет свою собственную пресс-форму. Самый мощный из гидропрессов деформирует заготовку усилием в 20 тысяч тонн!
Ходовая танка Т-64БМ БУЛАТ отличается от ходовой танка Т-90С тем, что резиновая амортизационная часть катка зашита в металл. Такой каток танка Т-64БМ БУЛАТ не горит ни от перегрева на ходу, ни от напалма. Чего не скажешь о ходовой части танка Т-90С.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ обусловлены формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленькийстальной (жесткий) опорный каток танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает высокие контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий с параллельным шарниром трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с переменным радиусом кривизны.
Максимальные давления в системе «гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» ивысокие тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 25% тяговых (сцепных)качеств гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ реализуется башмаком.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15% тягового усилия. Остальные 60% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака.
Динамический ход опорных катков Т-64БМ Булата составляет 320 мм, благодаря чему Т-64БМ БУЛАТ обладает высокой плавностью хода, так как он может проходить неровности из высотой до 0,2 м.
В российского танка Т-90С плавность хода хуже. Динамический ход опорных катков Т-90С не превышает 260 мм, что позволяет плавно проходить неровности поверхности из высотой только до 0,15 м.
Ходовая часть БМ БУЛАТ в сравнении с ходовой Т-90С дает выигрыш веса почти в 2 тонны и экономию дефицитной резины. Масса цветного металла использованного в ходовой части танка Т-64БМ Булат составляет всего 152 кг, а в Т-90С целых 1110 кг.
В условиях сильной запыленности пустынной и гористой местности, ходовая часть танка Т-64БМ БУЛАТ намного лучше, чем ходовая танка Т-90С, так как в таких условиях в ходовой танка Т-90С происходит интенсивный абразивный износ резиновых бандажей опорных катков.
Во время Российско-украинской войны 2014 – 2015 годов танки Т-64БМ Булат показали полное превосходство над российскими модернизированными танками Т-72Б3.
Танковой роте капитана Александра Мороза 1 отдельной танковой бригады Вооруженных сил Украины, 12 февраля 2015 года в 8 часов утра поступила команда атаковать населенный пункт Логвиново занятый российскими оккупационными войсками.
Для атаки была выделена только одна танковая рота капитана Александра Мороза в составе 5 танков Т-64БМ Булат, так как на то время танковый батальон первой отдельной танковой бригады и сама бригада были разбросаны в двух секторах. На момент получения приказа, из пяти машин, по различным причинам в атаку смогли пойти только три танка. Это был экипаж Александра Мороза в составе - наводчика Федора Матюши, механика-водителя Артема Богуславского.
Также в атаке на Логвиново участвовали экипаж в составе командира танка старшего сержанта Владимира Костенко, наводчика солдата Михаила Крыщенко, мехвода солдата Дмитрия Дмитренко, и экипаж сержанта Геннадия Ковальского, наводчика-оператораАлексея Понамарчука и механика-водителя Василия Пустовойта.
Все три экипажа танков Т-64БМ Булат имели уже большой боевой опыт - принимали участие в боях с российскими танками еще под Луганском, все экипажи состояли из контрактников, имеющих хороший уровень боевой подготовки. Экипаж Костенко горел в танке под Луганском, но спасся и не покинул фронт, продолжая защищать Родину.
Три украинских танка Т-64БМ Булат шли от Луганского и получили задачу прикрыть атаку на Логвиново подразделени я 30 отдельной механизированной бригады.
Задачей танковой роты капитана Александра Морозабыло - не входить в само Логвиново, а прикрыть левый фланг атаки подразделения 30 отдельной механизированной бригады, на открытой местности.
Утром 12 февраля 2015 года под Логвиново была прекрасная видимость. Украинские танки Т-64БМ Булат развернулись в боевое построение фронт. Танк Т-64БМ Булат капитана Александра Мороза шел посередине.
Подразделение 30-й отдельной механизированной бригады шло прямо на Логвиново, а три танка Т-64БМ Булат прикрывали атаку левее населеного пункта . Предварительных данных о позициях противника не было. Каждый контролировал свой сектор. Вблизи Логвиново левее села капитан Александр Мороз заметил, как вражеский танк Т-72 внезапно открыл огонь по украинским пехотинцам. Командир танка Т-64БМ Булат Александр Мороз дал команду, и с дистанции в 900 метров, наводчик Федор Матюша уничтожил российский танк Т-72 с одного выстрела. В российского танка Т-72 начался пожар, экипаж выпрыгнул из танка, танк взорвался.
И тут сразу правофланговый танк Т-64БМ Булат русские накрыли. Вначале Мороз увидел недолет по украинскомутанку справа. А затем прямое попадание в башню танка Костенко! Слава Богу, на украинском танке Т-64БМ Булат сработала надежная встроенная динамическая защита Нож. Танк Т-64БМ Булат не просто уцелел, но он сохранил боеспособность и немедленно продолжил бой. Обстреляли танк и Александра Мороза. Один снаряд пролетел совсем близко от танка – Александр почувствовал ударную волну. После этого Мороз увидел танк, который стрелял по украинским танкам. Он был недалеко от первого. Танк Т-64БМ Булат Александра вместе с танком Костенко открыли огонь по этому российскому танку Т-72. Российский танк начал отползать, появился огонь, вероятно, была пробита башня, и Крыщенко добил его осколочно-фугасным. Российский танк Т-72 не взорвался, но начал гореть. Расстояние между подбитыми танками противника было небольшим. На этом же рубеже вскоре себя обнаружил и третий российский танк Т-72 - он тоже вышел на украинские танки.
В этом бою российские танкисты использовали тактический прием «Карусель». Это такой тактический метод боевой стрельбы из танка. Три или четыре танка выезжают на рубеж открытия огня, стреляют, а когдау них заканчиваются боеприпасы, им на замену отправляются также три или четыре танка, а те тем временем отходяти пополняют боекомплект.Так и меняются.
Украинские танкисты на танках Т-64БМ Булат остановились и ожидали контратаку противника. Поэтому третий показавшийся российский танк Т-72 быстро б ыл уничтожен экипажем Ковальского. Бой под Логвиново занял не более 20 минут.
Всего в боях в районе населенного пункта Дебальцево в
январе-феврале 2015 года танковая рота капитана Александра Мороза на танках
Т-64БМ Булат уничтожила 6 танков и 1 боевую машину пехоты русских оккупантов.
Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны
Украины №626 от 20.12.2004
года «О принятии на вооружение
модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ».
Выводы:
Российский основной боевой танк Т-90А уступает украинскому танку Т-64БМ БУЛАТ по огневой мощи, в эффективной дальности и точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации и ремонтопригодности.
Государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» совместно с Государственным предприятием «Завод имени В.А. Малышева» и Государственным предприятием «ХКБД» реализует обширную программу модернизации танков Т-64БМ БУЛАТ, в результате которой боевые качества танка Т-64БМ БУЛАТ должны возрасти. Резервы для такой модернизации заложены в конструкции самого танка Т-64БМ БУЛАТ.
История советского танкостроения знает немало случаев, когда машины, выпущенные несколько десятков лет назад, до сих пор продолжают оставаться вполне актуальными на современном поле боя. Не без модернизации, конечно же. Один из таких примеров - «Булат». Танк этот выпускается Харьковским заводом и представляет собой модернизацию старой машины Т-64А.
Предшественник
Нужно заметить, что этот танк в свое время являлся одной из наиболее перспективных разработок советской промышленности. История его создания берет начало с 60-х годов, в КБ города Харькова. С середины все тех же 60-х годов его отправляют на конвейер, где новую машину начинают массово выпускать наряду с танками Т-64, Т-62, и Т-55. Официальное принятие на вооружение произошло только в 1969 году, причем в первую очередь им комплектовались элитные расположенные на западных окраинах страны.
История Т-64А
Справедливости ради стоит сказать, что первоначально идея появления подобной машины возникла у конструкторов еще в далеком 1946 году. На эту мысль их натолкнули начавшиеся работы по созданию принципиально иного дизельного двигателя (с которыми в СССР всегда была беда). Вскоре знаменитое в узких кругах КБ №75 завершило его создание. Практически сразу начались работы над самим танком, который долгое время носил кодовое наименование «Объект 430».
«Шестьдесятчетверка» начала выпускаться на с 1963 года (Харьковский танковый завод). Выпуск продолжался четверть века, причем за это время с конвейера успели спустить около 5,5 тысяч этих машин, которые были передовыми для своего времени.
Сразу после развала СССР Харьковский танковый завод был быстро прибран к рукам независимой Украиной (вместе со всей техникой, уже оплаченной). Неудивительно, что «иностранный» Т-64 быстро перестал интересовать Министерство Обороны, а потому оставшиеся на территории России танки быстро «переквалифицировали» в учебные машины, на которых курсанты отрабатывали самые немыслимые упражнения, попросту расходуя их ресурс.
Сравнительно недавно (в 2011 году) было издано официальное предписание отправить все оставшиеся танки на переплавку. Если говорить о делах нынешних, то эта маленькая деталь сослужила добрую службу: нынешние украинские власти не могут обвинять Россию в поставках этих танков на Донбасс. Официально их у нас нет.
Так как вся база проекта была на руках специалистов с Украины, они все же решили до конца не разваливать предприятие. Было принято решение о начале модернизации старой техники с установкой сравнительно нового вооружения, приборов наблюдения и прочего. Под маркой Т-64Е машина в настоящее время активно (хоть и малыми партиями) поставляется в государства наподобие Южного Судана и Сомали, у которых попросту нет денег на нормальную, современную бронетехнику.
Так откуда появился тот самый «Булат»? Танк является дальнейшим развитием этой старой линейки.
Модернизация Т-64Е
Вскоре стало ясно, что и отечественным войскам Украины срочно нужны нормальные танки. Ситуация была патовая: вроде бы Харьков являлся жемчужиной всего танкостроения СССР, вот только все приличные машины были давно проданы, а от «законсервированных» Т-80 и Т-72 порой оставались только корпуса. Словом, нужны были новые, «украинские» танки.
Конечно, большие надежды возлагались на полумифический (для самих украинцев) «Оплот», вот только в ВСУ этих танков до сих пор не больше десятка, а их стоимость такова, что рассчитывать на дальнейшее насыщение «самостийных» войск этой техникой бессмысленно. Зато эти машины радуют владельцев нефтяных бюджетов в ОАЭ, где о них отзываются очень положительно.
Выход был найден сравнительно быстро. На складах оставалась куча никому не нужных Т-64. Оставалось только «привинтить» к ним новый двигатель 5ТДФЕ, мощность которого составляет весьма приличные 900 л. с. Как ни странно, но все работы украинцами проводились в режиме секретности, новый танк никому не удавалось увидеть. Только пару лет назад его стали активно рекламировать в прессе, он успел «засветиться» даже на престижной оружейной выставке в ОАЭ.
В принципе, впервые танк показали широкой публике уже в 1999 году, вот только (по активным слухам) это был макет в весьма печальной стадии готовности, машины не дождалась и украинская армия. Танковые войска этого государства в ту пору формировались исключительно из остатков запасов Т-72 и Т-80У.
Что изменилось в танке?
Нужно заметить, что результаты работы и в самом деле видны даже невооруженным взглядом. Танк более не выглядит реликтом времен Второй Мировой, он стал похож на современную боевую машину. По корпусу танка равномерно распределена динамическая защита, лобовая часть выглядит мощно и надежно. Давайте рассмотрим основные нововведения:
- Борта машины закрыты блоками защиты «Нож-2». Для лучшего охвата поверхности они делаются как квадратными, так и прямоугольными.
- Два типа «динамики» - «Нож-2» и «Контакт-1» - рационально распределены по поверхности брони, собраны по простой и дешевой «решеточной» схеме. Основным достоинством такого способа монтажа является крайне малый вес броневой защиты машины.
- Конструктивная составляющая башни также в корне изменена, что особенно видно в боковой проекции. Украинская сторона не распространяется об этом моменте, но специалисты предполагают, что в башне размещен дополнительный отсек для боеприпаса.
Так чем же еще характеризуется танк, на базе которого был создан «Булат»? Танк, как мы уже и говорили, оснащен намного более совершенными приборами наблюдения. Так, впервые в танках этого класса появился панорамный прицел с тепловизором, что сильно увеличивает шансы на выживание танка в бою.
Так как место для его установки выбрано действительно удачное, можно с уверенностью говорить, что модернизация была проведена продуманно. В общем-то, все украинские танки отличаются неплохой задумкой, вот только реализация проектов нередко страдает. Обычно это связано с низким качеством используемой броневой стали и отсутствием опытных специалистов старой советской школы.
Основное вооружение танка
Основным вооружением является танковая пушка калибра 125 мм. Кроме того, на машину монтируется сразу два боевых модуля: они состоят из авиационной автоматической пушки ГШ-23 (калибром 30 мм), пулемёта НСВТ калибром 12,7 мм, а также автоматического станкового гранатомета АГ-17.
Эти модули чрезвычайно эффективны в городских условиях, в которых обычные советские танки традиционно несут большие потери от противотанкового оружия. Кроме того, они чрезвычайно эффективны в деле противодействия легкой бронетехнике врага, позволяя попусту не расходовать основной боеприпас.
В общем и целом, работа действительно была проведена впечатляющая. Но это - еще не «Булат». Танк, который носит это имя, является дальнейшим развитием и переработкой описанной только что модификации старой машины. Итак, мы наконец-то приступим к описанию непосредственного «героя» нашей статьи.
Так что такое «Булат»?
Итак, новый украинский танк представляет собой «глубокое переосмысление» машин Т-64А и Т-64Б (и других модификаций). Цель модернизации была в том, чтобы вплотную приблизить новую машину к уровню Как мы уже писали выше, «первое явление» произошло в 1999 году.
Вся модернизация сводилась к углубленной работе по трем направлениям:
- Значительное увеличение подвижности (новая силовая установка).
- Усиление защиты, в том числе и от более-менее современных противотанковых комплексов.
- Повышение огневой мощи и боевого могущества за счет установки новых комплексов вооружения.
Силовая установка
Логично, что для повышения подвижности в моторное отделение устанавливается совершенно новый дизельный двигатель. Как и в случае с предшественником, на эту роль был выбран мотор 5ТДФМ, мощность которого составляет 850 лошадиных сил. В принципе, это дальнейшее развитие довольно старого дизеля 5ТДФ, над которым поработали инженеры.
Чтобы в старое моторное отделение уместить новый 5ТДФМ, потребовалось не только полностью заменить старый и неэффективный воздухоочиститель, но и переработать выпускную систему, которая также не отвечает никаким современным требованиям. Чтобы украинский танк «Булат» (еще раз напоминаем, созданный на базе старого Т-64) не портил дороги также чудовищно, как и его предшественник, в Харькове разработали специальные накладки на гусеницы, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
Во всяком случае, асфальтовое шоссе после движения колонны машин, которые оборудованы такими устройствами, не превратится в танковый полигон. Преимущество такой схемы еще и в том, что каких-то дополнительных доработок самой гусеницы производить не требуется. Асфальтоходные башмаки и крепежи завод (вроде бы) поставляет отдельно, по требованию заказчика.
Вообще, украинские танки «Булат» и «Оплот» на всем протяжении своей эксплуатации активно сопровождаются производителем, что вызывает определенное уважение.
Защита от противотанковых средств
Повышение уровня защиты достигается за счет установки новых комплексов динамической защиты на башню, борта и корму танка. Производитель сообщает, что смог на порядок улучшить стойкость брони к действию кумулятивных боеприпасов (КУМ), а также подкалиберных бронебойных снарядов (БПС). При этом основной упор делается на то, что масса танка возросла совсем незначительно.
Комплект защиты состоит из двух отдельных модулей: накладной пассивной брони и встроенной системы динамической защиты. Внешняя динамическая защита представлена лобовым модулем и экранами, которые крепятся по всему периметру корпуса танка. На крышу башни и в некоторые труднодоступные места монтируют модульные секции, которые можно быстро поменять в случае выхода их из строя. Элементы встроенной динамической защиты усиливают стойкость техники к противотанковым средствам еще сильнее.
Общая масса полного комплекта динамической защиты (вместе с крепежом) составляет порядка 3,5 тонн. Один только экипаж танка, причем собственными силами, сможет выполнить монтаж приблизительно за 5,5-6 часов. Встроенная динамическая защита, которая уже установлена на танк производителем, не нуждается в каком-то дополнительном уходе в процессе эксплуатации. Таким образом, система защиты от харьковских производителей хороша тем, что для ее монтажа и эксплуатации не нужны сложные инструменты и
Но и это еще не все. Отчего, как правило, погибает экипаж танка при его поражении противотанковыми средствами, которые (вероятнее всего) использует пехота противника? От пожара и высокой температуры. Чтобы защитить людей и повысить их шансы на выживание, украинские танкостроители предусмотрели автоматическую систему пожаротушения, время срабатывания которой (после некоторых инженерных доработок) было сокращено до 150 мсек.
Результаты модернизации
Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим "Оплотом"».
Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).
Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.
В принципе, у него действительно есть Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.
Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.
И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» - что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?
Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.
Разбор недостатков
В сети на сегодняшний день такое количество «песнопений», которые посвящены «новому» танку, что хотелось бы устроить минутку объективности, поговорив о его недостатках.
Во-первых, вес и мощность двигателя. «Булат» весит 45 тонн при мощности двигателя 850 л/с. «Устаревший и неэффективный российский танк Т-72» имеет массу в 44,5 тонны и двигатель, чья мощность составляет 1000 л/с. О какой такой «высочайшей подвижности» (рекламные буклеты Харьковского завода) здесь вообще может идти речь? На Т-72 в случае необходимости можно повесить еще пару тонн брони, в то время как для Т-64 для этой цели придется менять движок.
И вот тут-то и «зарыта собака». Еще в «лохматых» 70-х годах были попытки дальнейшего развития Т-64 путем установки на него двигателя на 1000 л/с. Проблема была в том, что ходовая старой машины не выдерживала таких испытаний, начиная буквально рассыпаться на ходу. Из-за этого к 1987 году руководство СССР уже окончательно отказалось от дальнейшего развития Т-64.
Пушка. Танк «Булат», характеристика которого нами рассматривается, комплектуется моделью КБА3 (обычная 2А46М-1). Производитель заявляет, что она «намного лучше орудий Т-72 и Т-90». Интересно, чем же лучше? На российских танках установлена пушка 2А24М-4/М-5, которая дает на 17% меньше рассеивания при стрельбе на ходу и обеспечивает улучшение на 15-20% точности стрельбы (как раз-таки в сравнении со старой 2А46М-1). Парадокс, не иначе.
Что же касается реальной дальности стрельбы, то с этим все еще интереснее. Если судить по официальным, советским еще данным, то пушка «украинца» обеспечивает реальную дальность поражения цели в 1,5 км (что для тех времен было нормой). У «тагильцев» же эта величина равняется 2,3-2,5 км. И где здесь «улучшения»? Снова непонятно.
Что же касается пассивной и динамической брони, то здесь история вообще туманная. Ни одного (!) полноценного Государственного испытания «Булат» со всем этим «обвесом» не проходил. Все данные - исключительно из официальных харьковских источников. Наверняка все теми же доводами руководствуются и международные заказчики: их интересует Т-72, Т-80, Т-90 и тот же «Оплот», но почему-то им совершенно неинтересен «Булат».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод. Харьковская модификация, безусловно, улучшает качественные характеристики старого Т-64, но в супероружие она его точно не превращает. Модернизация достаточно добротная, отвечает нуждам современной украинской армии, которая не избалована нормальным финансированием. Но все же чудес не бывает: машина из 60-х годов, пусть даже с новым двигателем и динамической защитой, не ровня.
Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат на сегодняшний день входит в число самых совершенных танков в мире, гармонично сочетая в себе превосходную огневую мощь, подвижность и защиту. При этом стоимость его модернизации состовляет приблезительно 460 тыс $ в отличии от главного конкурента Т-90 с 1.200 тыс $.
Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат по ряду характеристик лучше чем российский основной боевой танк Т-90А. Т-64БМ Булат имеет мощный двигатель дешевле, более защищен, проходимее, чем российские танки Т-90/С/А. Также в танке Т-64БМ Булат предусмотрена возможность, по желанию заказчика, установить более мощные не имеющие аналогов в мире танковые двигатели 5ТДФМА-1/ 6ТД-2, панорамный прицел, тепловизор и оснастить танк современными комплексами — пассивной защиты «Дуплет» и активной защиты «Заслон» украинской разработки.
Механизм заряжания (МЗ) танка Т-64БМ Булат вмещает в себя — 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания (АЗ) танка Т-90 состоит всего из — 22 выстрелов. Механизм заряжания (МЗ) танка Т-64БМ Булат может регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90А не имеет такой конструктивной возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ Булат при правильной регулировке надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания (АЗ) танков Т-90 заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90 может перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания (МЗ) танка Т-64. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка Т-90 во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых зарядов в танках Т-90. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового заряда танка Т-90 приводит в увеличению площади горения и, как результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость снаряда танка Т-90 падает.
Автомат заряжания (АЗ) танка Т-90 не обеспечивает большую безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90А, не размещенные в АЗ заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в АЗ выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90 более опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма заряжания танков Т-64 является применение данного варианта (с вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективных изделиях НПО «Уралвагонзавод».
В танков Т-90А вентиляция боевого отделения при интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ Булат. В танков Т-90 отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в боевой обстановке.
Эргономика танка Т-64БМ Булат получше чем в танка Т-90А. В танке Т-64БМ Булат всё под рукой, не надо поворачиваться и изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме МЗ и АЗ.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ применяемый на Т-64БМ Булат, придает боевой машине большую удельную мощность, что дает танку Т-64БМ Булат в бою возможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С/А, не обеспечивают высокую удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной подвижности танков Т-90 на поле боя. Благодаря досконально продуманной, простой конструкции МТО двигатель 5ТДФМ на танке Т-64БМ Булат отдаёт всю свою мощность сразу на БКП, а двигатели установленные на танках Т-90/С/А серии В-84МС/ В-92С2 благодаря архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить: на гитару, около 12 % мощности, на БКП и на генератор установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на Т-64БМ Булат в жарком климате на песчаной территории в моторно-трансмиссионом отделении абсолютно начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забывая МТО танка Т-64БМ Булат песком, как это постоянно происходит на танках серии Т-72/ Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ Булат двигатели серии 5ТД/6ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря конструктивным особенностям МТО танков Т-64 и Т-84. Например танки серии Т-72 и Т-90 из двигателями серий В-84/В-92 более чем в1,5 раза заметнее на поле боя, чем танки Т-64БМ Булат.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ Булат (замена единого силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90/С/А. Замена двигателя танка Т-64БМ Булат в полевых условиях занимает от 2,5 до 6 часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С/А по времени занимает целые сутки!
Т-64БМ Булат гораздо плавнее на ходу нежели танк Т-90А. Ходовая Т-64БМ Булат мягче, чем у танка Т-90А, вибрации при движении по твёрдым грунтам значительно меньше, точность стрельбы с ходу выше.
Проходимость в танка Т-64БМ Булат просто неимоверная, если Т-64 не пройдёт, то не пройдёт ни один другой танк. Известны факты, что танк Т-64БМ Булат может спокойно транспортировать — тянуть за собой на буксире по густой грязи другой танк, при этом густая грязь может доходить до самых над гусеничных полок, но танк все равно будет двигаться в перед. Танку Т-90 такое просто не под силу!
Российский основной боевой танк Т-90А уступает украинскому танку Т-64БМ Булат по огневой мощи, в эффективной дальности и точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации и ремонтопригодности.
Украину сотрясает очередной танковый скандал, который с радостью подхватили российские СМИ. Местные эксперты заявляют, что танки Т-64БМ «Булат» после модернизации на заводе не пригодны для боевых действий. Но если разобрать претензии к «Булату» подробно, то станет очевидным, что хоронить украинский танкопром пока еще рано.
Директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак буквально рыдает : все испорченные Т-64БМ «Булат» срочно отправили в резерв на догнивание, потому как техника «не тянет». Народные деньги бездумно растрачены.
Виной всему – всегдашняя расхлябанность наследников советской «оборонки» и отсутствие должного контроля: Укроборонпром следит не за качеством украинской бронетехники, а за своими расходами и количеством выпущенных машин, то есть берет количеством.
Для российских наблюдателей подобные новости – повод не для печали, а для злорадства. Но на сей раз стоит задуматься над тем, какие конкретные факторы непригодности «Булата» для боевых действий привел эксперт Валентин Бадрак и его неназванные коллеги.
Одна из главных – отсутствие «сертификационной базы» у Укроборонпрома. Это действительно важно – и это объективный провал украинской «оборонки». Но если эксперту Бадраку ударить по спине сперва лопатой, у которой есть «сертификационная база», а потом лопатой без сертификата, то разницы он не почувствует.
Нельзя не заметить, что эксперты оперируют в основном эмоциями, а не фактами. Что вообще означает это выражение – «не пригодны для боя»? Для боя с кем? Для танкового боя или для танкового блицкрига? Не пригодны в чем – не могут стрелять или не могут ездить? Профессиональные лгуны знают: чем меньше подробностей, тем неуязвимее ложь. Если бы Бадрак назвал негодной танковую пушку или танковый двигатель, военные показали бы ему на его сломанных пальцах, как он сильно ошибается. А так – что доказывать?
Переходим к остальным претензиям. Часть «Булатов» потеряна в боях. И что? На войне даже убить могут. Претензия к танку в том, что его подбили? Любую технику на войне рано или поздно подбивают. Неубиваемых машин вообще не существует.
Батрак говорит, что десятки машин простаивают на заводе в Харькове без ремонта и находятся в учебных центрах. В совокупности это привело к неспособности сформировать из них даже один батальон – 31 танк. Военные якобы отказываются от «Булатов» из-за их большой массы и слабого двигателя, предпочитая линейные Т-64 и модификации Т-72 и Т-80.
Допустим, у танка действительно большая масса и слабый двигатель, поверим «экспертам». Однако тем, кто был на войне, хорошо известно: лучше прятаться от пуль за большим танком со слабым двигателем, чем за диванными экспертами с чугунным лбом. Пусть тебя прикрывает даже слабый танк со 125-мм пушкой, чем представители неравнодушной общественности со своими лайками и перепостами.
Теперь серьезно. Т-64 – детище советской «оборонки». Даже Т-34, простояв на постаментах долгие годы, после небольшой профилактики заводятся и едут куда нужно, что было доказано в том числе в Донбассе. А Т-64 стояли не на постаментах, а на базах хранения.
Танки «Булат» – это советских танков Т-64А/Б/БВ. Принят на вооружение как основной танк Украины в 2004 году. Через десять лет эти машины попали на войну – и для подобной войны танки «Булат» вполне пригодны. Им не нужно участвовать в танковых клиньях, прорывах обороны и в длительных маршах на сотни километров. Они используются в основном как средство поддержки пехоты, подавления отдельных огневых точек и контроля за территорией. Для этих целей годится даже пушка на колесиках. Но танк – намного лучше.
Боевая масса танка – 45 тонн. Экипаж – три человека. У «Булата» многослойная комбинированная броня. Активная защита КОЕП «Варта». Встроенная динамическая защита и динамическая защита «Нож». Калибр орудия – 125 мм, боекомплект – 40 снарядов, из них 28 – в автомате заряжания. Дальность стрельбы – два с половиной километра БОПС и кумулятивными снарядами, 10 километров фугасными снарядами и пять километров управляемой ракетой. Также у «Булата» есть 12,7-мм зенитный пулемет и 7,62-мм пулемет.
Машина использует многотопливный дизельный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил. Скорость по шоссе – 70 километров в час, запас хода – почти 400 километров. Танк легко преодолевает метровую стенку и ров шириной три метра. Какие могут быть претензии к такому танку?
Советский Т-64 создавался в те годы, когда еще существовали планы большой танковой войны. Его удел – крушить и подавлять, но задел для модернизации у него огромный.
«Булат» превосходит даже некоторые наиболее совершенные танки Восточной Европы – такие как румынский Т-55 «Бизон», польский Twardy Т-72М, чешские и словацкие Т-72М2 и Т-72СZ. Он может конкурировать с российскими танками Т-80 и Т-90 и даже с западными «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс».
Конечно, у «Булата» есть недостатки и уязвимость перед более современными машинами, но, как говаривал один старый танкист, «мне бы мой экипаж, и я на своей 64-ке любой «Абрамс» впечатаю в землю». Оружие – это прежде всего люди. Слаженный экипаж на старенькой технике уничтожит молодых и неопытных даже на самой совершенной машине.
Сегодня Украина имеет пять танковых бригад и четыре отдельных танковых батальона. На бывших базах хранения трех советских танковых дивизий стоит еще много всякой техники. Более того, после развала СССР украинцы не сидели сложа руки, а принялись создавать собственное танкостроение. За прошедшие годы местным оружейникам удалось многое сделать в области новой танковой защиты, управления огнем, связи и так далее. В итоге по своим характеристикам танк «Булат» вырос до мирового уровня танкостроения.
В 2005 году Вооруженные силы Украины получили первые 17 танков «Булат». В 2012 году их количество увеличилось до 80. Сроки эксплуатации были продлены на 15 лет, а моторесурс вырос до 11 тысяч километров. Как у новеньких машин.
Последним доказательством «никчемности» танка «Булат» стал факт его постановки в оборонный резерв. Но на самом деле это показатель отличного оружия. На войне (тем более такой, какая идет на востоке Украины) целесообразнее . Российские военные обе кампании гнали в Чечню самую плохую технику. В республике побывали подразделения от Калининграда до Камчатки, и все они везли наиболее старые и раздолбанные танки, БМП и БТР. Многое из этого впоследствии спалили боевики. А вот новенькие машины командование приберегло на будущее. Зачем сжигать дорогостоящие машины раньше времени?
Танки существуют самые разные: «Леопарды», «Абрамсы», Т-80, Тип 90, но РПГ-7 сделал их всех равными. Все они одинаково хорошо горят от копеечного ручного гранатомета.
Что же произошло с «Булатом» на самом деле? Судя по всему, это обычные разборки внутри украинской «оборонки». Сторонники путем клеветы и наветов попытались похоронить Т-64 «Булат», который модернизируется на том же заводе. Их мотив – деньги. Танк Т-84 «Оплот» стоит в четыре раза дороже, чем модернизация Т-64 «Булат», и в украинский гособоронзаказ в прошлом году . По своим основным характеристикам – огневой мощи, защите и подвижности – эти танки друг от друга почти не отличаются. Однако заводу выгоднее делать новые дорогие танки, чем по дешевке модернизировать старые. Вот и была придумана байка про плохой «Булат».
Кто-то может негодовать, но модернизация танков – это на сегодня основное направление мирового танкопрома. Модернизируют все и все: немцы – «Леопард-2», россияне – Т-72Б и Т-80, американцы – «Абрамс», израильтяне – «Меркаву».
Поэтому сбрасывать со счетов бронетанковые войска Украины – большая ошибка. Не стоит путать заклинания лоббистов с приговором промышленности – есть риск потерять бдительность в самый неподходящий момент.