Когда пишется тся и ться в глаголах. Как пишется тся и ться. Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола
Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.
Правило тся и ться в глаголах – основные моменты
Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме
Например:
На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.
Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).
Например:
С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.
На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола
Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.
Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.
Простой пример:
Вова старается смеяться, хотя ему больно.
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.
Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.
Что мы узнали?
Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 303.
Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.
Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, - тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака - одна из самых распространенных оплошностей.
В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать -ться и -тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!
Пишем по правилам
Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся - суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.
Копаем глубже
Как еще можно запомнить правила -ться, -тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс -тся.
Например:
- Умываться - начальная форма - инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
- Умывается - 3 лицо, единственное число, настоящее время.
Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.
Включаем логику
Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» - это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание -ться и -тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .
Например: одевать себя - одеваться; он одевает себя - он одевается.
В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания --ться, -тся больше не будет камнем преткновения.
Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.
Постоянно делаю ошибки в глаголах, оканчивающихся на -тся и -ться. Помогите понять и запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет.
Ответ
Неправильное написание глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" - одна из самых распространённых ошибок на просторах Интернета, режущих глаз и портящих впечатление даже от самых хороших блогов и прочих сайтов. Обычно пишут лишний мягкий знак: "он мне нравиться", "у него ничего не получиться". Для людей, пишущих грамотно, даже не возникает вопроса о том, писать или не писать мягкий знак, они это делают автоматически правильно, не задумываясь. Поэтому правило для правильного (извините за некоторую тавтологичность) написания глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" нужно только тем, кто совершает ошибки. Зная за собой этот "грех", нужно каждый раз при необходимости написать слово с "тся" и "ться" это правило вспоминать, пока в один прекрасный день оно вам перестанет быть необходимым, потому что вы начнёте чувствовать единственно верное написание без прибегания к правилу.
Задайте к глаголу вопрос (один из этих: что делает? что сделает? что делать? что сделать?). Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он необходим. Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове его тоже нет.
Что делает? (мягкого знака нет) - Веселится, кувыркается, женится, отжимается, учится...
Что (будет, хочет, намеревается, собирается...) делать? (мягкий знак есть) - Веселиться, кувыркаться, жениться, отжиматься, учиться...
Что сделает? (мягкого знака нет) - Спохватится, соберётся, надорвётся, отзовётся, простудится...
Что сделать? (мягкий знак есть) - Спохватиться, собраться, надорваться, отозваться, простудиться...
Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он нужен.
Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове он не нужен.
Иногда (очень редко) бывает невозможно задать к глаголу вопрос (если в предложении нет подлежащего). В этом случае смело пишите без мягкого знака.
Не годится молодиться. К "молодиться" легко поставить вопрос: "что делать?", а к "не годится" вопрос задать не получается - пишем поэтому без мягкого знака.
И несколько пословиц, которые помогут почувствовать разницу между "-тся" и "-ться".
Не плюй в колодезь, случится напиться.
Кто без дела божится, на того нельзя положиться.
На что было жениться, коли рожь не родится.
На что тем хвалиться, что в люди не годится.
Хорошотрудиться - хлеб уродится.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Как шьётся, так и носится.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Волков бояться - в лес не ходить.
когда пишется -ться- а когда -тся-? и получил лучший ответ
Ответ от Ёергей Сулоев[гуру]
если в конце вопроса есть "ь" (что делатЬ, что сделатЬ) , то и в глаголе есть ("тЬся"), если нет (что делает, что сделает) , то и в глаголе нет ("тся")
Ответ от Женя кладов
[новичек]
16. Не сокращ. !
Ответ от Ольга
[активный]
з
Ответ от Илья Анисимов
[новичек]
ЗАДАЙ ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЮТ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ
Ответ от Nurila
[новичек]
Нужно задать вопрос к глаголу.
Например: прятат (?)ся - что делаТЬ? - в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе нужно писать "ться" с мягким знаком.
Теперь про "-тся". Если мы задаём вопрос к глаголу, и он отвечает на вопрос "что делает? ", то мы видим, что там нет мягкого знака, значит, в глаголе мы пишем "-тся".
Ответ от Apriori
[гуру]
что делать и что сделает
Ответ от Ёергей
[гуру]
когда слово отвечает на вопрос что делать или что делает
Ответ от Владимир
[гуру]
45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьёзно!
1. Тире между подлежащим и сказуемым - не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё", иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением - дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ. !
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, - плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!! !
24. НИКОГДА! не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.
31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
34. Сюсюканье - фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
35. Будьте более или менее конкретны.
36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
37. Кому нужны риторические вопросы?
38. Слов порядок речи стиля не меняет?
39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.
41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, - завязывай в натуре с жаргоном.
42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова - это тавтология - лишнее излишество.
44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?
45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.
Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»
Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Универсальные учебные действия учащихся:
Познавательные :
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные :
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные :
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные :
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.
Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок умений и навыков.
Ход урока.
Мотивация (фронтальная работа).
Слайд 2.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)
Продолжи предложения с соседом по парте.
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!
О чем стихотворение?
III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).
Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).
Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).
Слайд 1.
Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)
Слайд 3.
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Работа над темой урока.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе
Алгоритм правописания –тся, -тьсяНеопределенная форма
Форма 3 лица, единственного числа
Что делать? Что сделать?
Что делает? Что сделает?
Нужно учиться
Нужно трудиться
Он учится
Она трудится
Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.
Где нужно поставить мягкий знак?
Что нужно для решения задачи?
(Для решения задачи применяем правило:
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)
3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.
Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.
Как шьет…ся, так и носит…..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.
Дело мастера боит….ся.
С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.
4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.
Но!!! Не путай!
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
Запомните!
слайд 4
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вариант физкультминутки.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5. Проверочная работа.
Придумай и запиши предложения с данными глаголами.