Кто сражался со змеем горынычем. Змей Горыныч – дракон из русских легенд. Огненный змей и Огняник - драконы, неравнодушные к девушкам
Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
Образ зла
В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.
Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.
Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.
Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.
Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.
Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Страж мира мёртвых
В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.
В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.
Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.
Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»
Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»
Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович
Змей Горыныч
Змей Горыныч
Змей Горыныч принадлежит к разряду змееподобных чудовищ русских былин и сказок - это огнедышащий дракон. Змей встречается в былинах про Добрыню Никитича и сказках про Ивана-царевича. Чаще всего Змей Горыныч предстает трехглавым, но в разных сказках количество его голов различается, варьируясь от 3 до 12, будучи кратным 3.
Поскольку былинный эпос принадлежит к историческому периоду, когда Древняя Русь уже приняла христианство, в образе Змея Горыныча без труда угадывается образ змея-искусителя из эдемских садов, где, по библейской легенде, проводили время Адам и Ева.
Змея в восточной философии - символ энергии, которая также может превращаться в злую силу духа, как щупальцами опутывающую тело человека и парализующую его волю. Поэтому Змей Горыныч - непременный персонаж сказок, в которых целью главного героя зачастую становится не только найти и освободить похищенную змеем красавицу-царевну, но и обрести силу жизни через победу над этим самым змеем, похитителем человеческого духа.
В былинном эпосе богатырь Добрыня Никитич сражается со змеем. Целиком символический образ богатыря в этом плане вступает в противоборство со злым духом в лице Змея Горыныча, который парализует человеческие силы и препятствует счастью родного края. Это препятствие появляется также на личном пути Ивана-царевича. Чтобы стать героем, ему нужно победить злой дух. Таким образом, Змей Горыныч предстает в этом ракурсе как абсолютно символический персонаж, своего рода шифр, сказочная интерпретация процессов, происходящих в жизни человека, который сталкивается с неизведанной природой духовных сил. Достаточно вспомнить изображение на христианских иконах архангела Михаила, протыкающего копьем дракона, чтобы понять, что разница между русской сказкой и библейской легендой невелика. В них действуют практически одни и те же персонажи.
Если с символикой змея все понятно, то вторая часть имени Змея Горыныча вызывает вопросы. «Горыныч» по версии одних исследователей происходит от слова «гора», другие же абсолютно уверены, что это производное от глагола «гореть». Головы Змея Горыныча извергают пламя. Он горит изнутри, что тоже символ внутренних процессов в теле человека, с которым случается беда, как болезнь, одержимость злом и другое.
Существует также предположение, согласно которому образ Змея Горыныча мог отражать тему борьбы славян с их лютыми врагами - степными кочевниками в конце I - начале II тысячелетия нашей эры. Дело в том, что как полагают некоторые исследователи, армия основного врага русичей татаро-монгол была оснащена метательными приборами и огнестрельным оружием с фейерверками, которое в сознании русских людей ассоциировалась с огнедышащим змеем.
У Змея Горыныча также «черная кровь», которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская». А из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью вытекала черная маслянистая жидкость, которая с трудом впитывалась в землю и могла восприниматься как кровь Змея. Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, явление его в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. Возможно, это связано с тем, что обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.
Возможно, «иноземная» тема и послужила обретению русским Змеем прозвища Горыныч, когда славяне столкнулись со страшным и непонятным оружием.
Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина ПавловнаКлубок змей В это время у первого вице-премьера Шумейко сложилась конфликтная ситуация с секретарем Совета безопасности Скоковым. А Скоков, в свою очередь, почуял некую опасность Якубовского. Вместе с Коржаковым, руководителем Службы безопасности президента, они
Из книги Следствие ведет каторжанка автора Померанц Григорий СоломоновичНаходки в клубке змей В предыдущих главах, говоря об утраченных иллюзиях Ольги Шатуновской, я не упомянул об одном обстоятельстве, без которого непонятны были бы ее удачи в расследовании. То, что оказалось миражем, фатаморганой в ее надеждах на исправление партии,
Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин АлексеевичЗмей и планер 1Зима устала, выбилась из сил. Колючие мартовские ветры съели последний снег, ручьи отжурчали по овражкам. За околицей на влажной луговине, желтой от прошлогодней травы, проклюнулся и развернул светлые лепестки подснежник. Откос, по которому пролегали
Из книги Переводчик Гитлера. Десять лет среди лидеров нацизма. 1934-1944 автора Доллман ЕвгенийГлава 9 Клубок змей Когда я в 1926 году закончил университет, я считал Гая Юлия Цезаря самым блестящим умом Рима, Августа – самым мудрым из императоров, Фридриха II Гогенштауфена – воплощением культуры позднего Средневековья, а Карла V – трагическим правителем империи, над
Из книги Колымские тетради автора Шаламов ВарламЯблоком, как библейский змей Яблоком, как библейский змей, Я маню мою Еву из рая. Лишь в судьбе моей - место ей, Я навек ее выбираю. Пусть она не забудет меня, Пусть хранит нашу общую тайну: В наших днях, словно в срезе пня, Закодирована не
Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи Из книги Истории давние и недавние автора Арнольд Владимир ИгоревичОхота на змей В Сапутинском заповеднике (Дальний Восток) я жил неделю (в домике, построенном президентом АН СССР B.Л. Комаровым так, чтобы каждая доска или бревно были из дерева новой породы - в Сихоте-Алине такое возможно) и работал коллектором, собирая для местного
Из книги А мы служили на крейсерах автора Васильев БорисМудрый как змей В разгар борьбы с пьянством на флот прислали борца с употреблением алкоголя среди офицеров и мичманов. Целого полковника - психолога от медицины…Взялся за дело он весьма рьяно. Несмотря на лето Севстопольское с его солнцем, пляжами и морем - все
Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна«Что для тебя шипенье змей» «Новейшем путеводителе по С.-Петербургу» Ф. Шредера, изданном в 1820 году, говорится: «Вольное общество любителей российской словесности собирается каждый понедельник после полудня… в Вознесенской улице, в доме Войвода. Президент его полковник
Из книги Креативы Старого Семёна автораЗмей Как было его имя - никто не знал. Звали его Змей. Молодой, всегда небритый, парень со странностями. Приходил каждый день, в руках - "Спидола". Садился играть и включал "Голос Америки" на полную громкость. Говорили, что у него справка из психдиспансера. Во всяком случае,
Из книги Корабли атакуют с полей автора Фрейберг Евгений НиколаевичОперация «Змей» - Ну, Родион, вставай, время! А мне пора на работу. Слушай, что я тебе скажу. Мальчик выскользнул из-под тулупа и сонными глазами уставился на дядю Петю. Тот был уже в шинели, с походной сумкой через плечо. - Родион, ты когда-нибудь змея бумажного пускал? -
Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин ДмитриевичЗМЕЙ-ХВАСТУНИШКА Однажды Витя сделал Змея. День был пасмурный, и мальчик нарисовал на Змее солнце.Витя отпустил нитку. Змей поднимался все выше, мотая длинным хвостом и напевая песенку: Я лечу И рею. Я свечу И грею! - Ты кто такой? - спросили птицы.- Разве не видите? -
Из книги Хищницы автора Лурье Лев ЯковлевичКлубок змей Как мы уже говорили, кузен Екатерины Викторовны Николай Гошкевич с помощью Александра Альтшиллера стал директором представительства Южно-русского машиностроительного завода. Фактически же он занимался тем, что «заносил» Екатерине Викторовне деньги за
Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай ВладимировичЗмей Горыныч Змей Горыныч принадлежит к разряду змееподобных чудовищ русских былин и сказок - это огнедышащий дракон. Змей встречается в былинах про Добрыню Никитича и сказках про Ивана-царевича. Чаще всего Змей Горыныч предстает трехглавым, но в разных сказках
Змей Горыныч - огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Горыныч от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”
Внешний вид
Змей Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличии крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.
У него три огнедышащие головы и один хвост. Змей Горыныч передвигается на двух задних лапах, у него две маленькие передние лапы, как у тираннозавра. Медные когти распарывают доспехи богатырей, как будто это тонкая ткань, а не железо. Воздух вокруг Змея Горыныча пахнет серой, а это признак того, что он злобное существо. Кровь его настолько ядовита, что не впитывается в землю. К Змею Горынычу невозможно даже близко подойти - смельчака встречают три его ужасные рогатые головы и извергающие огонь пасти с ядовитыми клыками. Один бьющий по земле хвост делает дракона сзади таким же опасным, как и спереди. Острое обоняние позволяет ему издалека учуять приближение человека. Тело, покрытое чешуёй, дымится серой, и этот дым висит над Змеем Горынычем, как зловещее облако.
Горыныч - один из видов разумных драконов (рептилий). Змей много и хорошо летает, его легкие кости приспособлены для передвижения по воздуху. Для того чтобы изрыгать огонь, используется микрофлора, поэтому часть пищи переваривается, а часть служит для производства водорода. Возможно, водород получается не чистый, в сложной микробиоте Горыныча могут присутствовать разные бактерии, производящие и метан, например. Но только значительное содержание водорода позволит Змею легко воспламенять выдыхаемый газ с помощью платинового катализатора, а заодно запас водорода облегчает тело и упрощает полет.
С платиной в чистом виде на Земле есть проблемы, так что Горынычу приходится «наедаться» подходящими минералами, что объясняет его тягу к горам. А для накопления металлов тоже можно использовать бактерий-симбионтов (в частности, мы знаем, что есть бактерии, выделяющие золото из раствора в слитки).
Тонкий, подвижный язык (защищенный от огня роговыми выростами) и аналог голосовых связок позволяют Горынычу, несмотря на отсутствие подвижных губ, неплохо справляться с артикуляцией и вести нудные многословные переговоры с богатырями.
Модель 1 - Рептилия с безмозглыми головами
Огонь - Чтобы выдохнуть огонь и не взорваться, Горынычу пришлось обзавестись вторичным твердым нёбом и ороговелыми выростами в ротовой полости.
Зубы Часть зубов - обычные острые конусы. Но есть и особые зубы: к ним выходят богатые платиной протоки «каталитических» желез, насыщенных симбиотическими бактериями.
Головы Неожиданным приспособлением к опасной огненной жизни стала сверхактивная работа системы регенерации. Она и позволила Горынычу обзаводиться «лишними» головами (не слишком умными).
Лапы Четыре лапы Змея поддерживают крупное туловище, а давняя мутация нарушила нормальное строение тела, создав дополнительную пару конечностей - крылья.
Желудок Сложный многокамерный желудок (место обитания специальной микрофлоры), разросшийся из пищевода. В этом «газгольдере», защищенном мышечными сфинктерами, хранится вырабатываемый горючий газ.
Модель 2 Громогласные диморфы с детьми
Писатель Святослав Логинов выдвинул интересное предположение о природе Змея Горыныча. Обратим внимание на несоответствие двух типов европейских драконов: западноевропейский злодей - некрупный, нелетающий и не замечен в размножении; восточноевропейский же Змей иной - здоровенный, агрессивный, да еще и плодовитый. Причина, по теории Логинова, - обычный половой диморфизм: где-то в районе Карпат происходит весеннее роение драконов, после чего самки гнездятся в степях Северного Причерноморья, а самцы кочуют на запад. Но тогда наш отечественный Горыныч - это самка, добывающая пищу не только для себя, но и для потомства.
На широкой спине Горынихи, в уютных кожных складках и ямках, сидят ее детеныши: укрытия надежные, можно крепко держаться даже в полете. Ведь сами змееныши летать еще не умеют. С учетом того, что общение с Горынычами редко проходит в спокойной обстановке, то наблюдателям не до точности. Вот и обозвали они любопытных малышей, выглядывающих с материнской спины, головами да хвостами.
У предков Горынычей шестиногость могла возникнуть только после того, как тип передвижения стал отличаться от «рыбьего», изменились изгибы тела в движении, иначе лишняя пара конечностей причинила бы слишком много хлопот и могла помешать прегорынычам выжить. Теперь же они с легкостью управляют и полноценными четырьмя лапами, и парой крыльев.
Зубы Полые костные выросты над ядовитыми зубами могут дополнительно усиливать звук: недаром в сказках часто подчеркивается громкий голос Горыныча.
Туловище Оно вмещает сложный желудок, мощные легкие и пузырь с горючим газом.
Дети Переносить детский сад на спине способны многие животные (например, некоторые пауки, жабы-пипы).
Крылья У предков Горынычей, видимо, произошло удвоение плечевого пояса, что позволило и крылья в дополнение к ногам создать, и туловище удлинить.
Происхождение
Существует красивая гипотеза о связи данного имени с рекой Горынь, притоком Припяти, а несуществующих Сорочинских гор, в которых обитает Змей – с расположенной рядом деревней Сорочень.
Место обитания
Живёт в горах в пещере, от чего вполне вероятно, хотя точно это неизвестно, могло произойти его отчество «горыныч». В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В некоторых былинах и сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.
Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского "тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает.
В других версиях Змей стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, "держит вахту” при том, что в "тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная.
Родственники
Чудо-Юдо, Тугарин Змей
Особенности характера и привычки
Похищать красивых девушек Частое использование огня. Злой, но бывает добрым, жадный, честолюбивый, подхалим, склонен к самолюбованию.
Интересы
Похищение красивых девушек. Готовка рыцарей на огне. Сжигание леса ради забавы.
Друзья
Кощей Бессмертный, Баба-Яга
Враги
Русские богатыри (в частности Добрыня Никитич), Иван Царевич, Феодор Тирон в «Сказании о подвигах Фёдора Тиринина»
Характерные фразы, цитаты
мультфильм "Иван Царевич и Серый волк"
Змей Горыныч: Ты пойми, вот у кого-то судьба: его все любят, поют о нём песни, подарки ему дарят, хотя бы на уровне цветов и открыток. Но ведь должен быть кто-то, кого все не любят? Иначе нарушится баланс между добром и злом. Вот это мы и есть. Яга, Кощей и я. Ось зла.
Ты зачем притворяешься?
Чего это я притворяюсь?
Ты притворяешься злым, а ты добрый.
Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал: «ось зла».
У тебя добрый взгляд.
Только ты всё время делаешь зло, а ты попробуй сделать хорошее. Знаешь, как это приятно?
Что хорошее?
Например, нас отпусти.
Ага, вы же уйдёте!
Конечно.
Ну и какая мне радость?
Мы тебя поблагодарим. А ты увидишь, как это приятно.
Да? Меня ещё никто не благодарил. Ну давай попробуем. Всё равно, если что, я тебя догоню и у... Идите.
мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк"
мультфильм "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Елисей: - На Горыныче полетим?
Змей Горыныч: - Ага! Щас, неси седло!
Добрыня: - В чем сила, брат?
Змей Горыныч: - Во сне сила. И у того ее больше, кто спит крепче.
мультфильм "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Змей Горыныч: - Ой, а кто это?
Добрыня: - Да это со мною. Ученик мой.
Змей Горыныч: - Добрыня, чему его можно научить? Это самый уродливый конь, которого я когда-либо видел!
Добрыня: - А-а-а. Так это же верблюд. Ты что, Горыныч, верблюда никогда не видал? Быстр, вынослив и кормить совсем не надо. Ученик мой раздобыл!
мультфильм "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
Обложка книги Э. Успенского "Вниз по волшебной реке"
В это время в избушке у Бабы-Яги блюдечко вдруг помутнело и ничего не стало видно.
Это почему? - спросил Митя.
Змей Горыныч на охоту вылетел, - ответила Баба-Яга. - Он теперь весь воздух взбаламутит. До вечера ничего не увидишь. Чтоб ему провалиться, замечательному! Чтоб у него всё полопалось, у самого красивого!
А почему же вы его замечательным называете? И хорошеньким? - удивился Митя.
А потому, что его ругать нельзя, - объяснила Баба-Яга. - Кто его ругать станет, того он съест.
И тебя съест, бабушка?
Меня-то не съест, - ответила старуха. - Подавится. Но неприятностей не оберёшься!
Змей летел быстро и бесшумно. Вот он выставил вперёд лапы и приземлился, прочертив по полю две глубокие чёрные борозды.
Ура! - прокричал Кощей.
Но никто его не поддержал. Бояр не было. Исчезли.
Наконец из какой-то ямки выбрался боярин Афонин.
А он нас не съест?
Нет, - ответил Кощей. - Он добрый, верно, Горыныч?
Трёхголовый Змей зашевелился.
Верно, - сказала одна его голова.
Конечно, - поддержала другая.
А третья ничего не сказала, а только улыбнулась: мол, как же может быть иначе?
А можно его погладить? - попросил Чубаров.
Можно, - разрешил Кощей.
Бояре постепенно выбирались из канавы.
А он нас не покатает? - спросил боярин Демидов.
Сейчас узнаю. Покатаешь их, Горынушка?
Могу, - ответил Змей.
И бояре гурьбой стали взбираться ему на спину. Они рассаживались поудобнее, крепко держась друг за друга.
Змей разбежался, взмахнул крыльями и медленно полетел над дворцом.
Ура! - дружно кричали бояре. - Ура!
Но потом они быстро смолкли, потому что Змей залетел слишком высоко.
Вот он сделал два круга над царскими угодьями и снова приземлился. Притихшие бояре горохом посыпались на землю.
Спасибо, Горыныч, - сказал Кощей. - А теперь устраивайся. Видишь, коровник у пруда? Там будешь жить…
Эдуард Успенский "Вниз по волшебной реке"
В полдень на дороге к коровнику, где жил Змей Горыныч, показалась печальная процессия.
Впереди шёл Макар с опущенной головой и в шлёпанцах. По бокам ехали на лошадях два стрельца.царь Макар и его стрельцы
А сзади, тоже на коне, сам миллиардский, с обнажённым мечом в руке. У коровника на лавочке сидел прислужник Гаврила и отдыхал.
Открывай ворота! - приказал миллиардский. - Вот, привели на съедение!
Нельзя! - забеспокоился Гаврила. - Никак нельзя! Они только что пообедамши! Они трёх коров съели! Они лопнуть могут!
Ничего не знаю! - ответил миллиардский. - Пообедамши не пообедамши! Мне какое дело? У меня приказ на руках. Должен съесть, и всё тут!
Ну, если должен, - сказал Гаврила, - тогда другое дело! Вот кабы не должен был! - Он пошёл открывать ворота. - А кого есть-то будут?
Не твоё дело! Кого надо, того и будут! - ответил миллиардский.
Гаврила внимательно посмотрел на пленника.
Да, никак, это царь-батюшка! - вскрикнул он. - Что же это делается? Неужто тебя, милого, на съедение? Этому чучелу! Да чтоб он тобой подавился, наш раззолоченный!
Тем не менее он вынул крючок из гнезда и потянул створку ворот на себя.
Ну как дела? Как хоть здоровьичко, скажите?
Спасибо, не жалуюсь, - ответил Макар. - Одно мне обидно - прошляпил я царство! Столько людей подвёл! А мне верили!
Заходи. Нечего время терять! - приказал миллиардский. А здоровенный стрелец подтолкнул Макара мечом. И ворота за ним затворились.
Каких людей теряем! Каких людей! - сказал Гаврила и крепко запер на крючок ворота.
Куда теперь? - спросил миллиардский.
Как - куда?
Ну откуда ты со своим Змеем разговариваешь? Приказ ему надо передать.
Это сверху. С чердака. Окошко там есть особое.
Ну, веди!
Стрельцы привязали коней и по крутой приставной лестнице забрались на чердак.
Эй, ты! Взять его! - закричал миллиардский Змею. - Кощей приказал!
Змей заворочался, закряхтел, забормотал что-то, но так и не сдвинулся с места.
И тут к коровнику подбежал Домовой.
Ну чего у вас там? Не ест? - закричал он стрельцам и Гавриле.
Ни в какую!
А я вот воды принёс специальной. Для аппетиту. Давать ему?
Давай! - приказал стрелец.
Домовой вошёл в коровник и протянул Змею Горынычу кувшин.
Тот запрокинул одну из голов и одним махом выпил всю воду. И тут началось! Змей зашумел крыльями, зашуршал, как падающий шатёр, заходил волнами и стал уменьшаться.
Бежим! - крикнул Домовой Макару и бросился к воротам. Макар за ним.
Они вскочили на коней. Минута - заклубилась пыль по дороге.
С чердака кубарем скатился миллиардский. За ним - два стрельца. Самым последним выскочил Гаврила.
Бегом к Кощею! - кричал миллиардский. - Доложить немедленно!
Вместе со стрельцами он захватил телегу у какого-то мужика и погнал её в город. А Гаврила заметался в коровнике:
Что теперь будет? Что будет? Спасайся, кто может!
Он знал, что добра от Кощея ждать ему не приходится. И бросился в лес.
Послать за ними Горыныча! - скомандовал Кощей. - Послать немедленно!
Миллиардский побледнел и снял шапку.
Нет больше Горыныча!
Как - нет?
Они из него козлёночка сделали.
Ты что, с ума сошёл?
Лучше б я с ума сошёл, ваше величество. Они ему что-то выпить дали, он и стал козлёночком.
Эдуард Успенский "Вниз по волшебной реке"
Обложка книги В. Шукшина "До третьих петухов"
Это не надо, - сказал Горыныч. - Пропусти.
Как же? - не понял Иван.
Пропусти.
Горыныч, так нельзя, - заулыбался Иван, - из песни слова не выкинешь, Горыныч молча смотрел на Ивана; опять воцарилась эта нехорошая тишина.
Но ведь без этого же нет песни! - занервничал Иван. - Ну? Песни-то нету!
Есть песня, - сказал Горыныч.
Да как же есть? Как же есть-то?!
Есть песня. Даже лучше - лаконичнее.
Ну ты смотри, что они делают! - Иван даже хлопнул в изумлении себя по ляжкам. - Что хотят, то и делают! Нет песни без этого, нет песни без этого, нет песни!. Не буду петь лаконично. Все.
Ванюшка, - сказала Баба-Яга, - не супротивничай.
Сами пойте. А я не буду. В гробу я вас всех видел! Я вас сам всех сожру! С усами вместе. А эти три тыквы... я их тоже буду немножко жарить...
Господи, сколько надо терпения, - вздохнула первая голова Горыныча. - Сколько надо сил потратить, нервов... пока их научишь. Ни воспитания, ни образования...
Насчет "немножко жарить" - это он хорошо сказал, - молвила вторая голова. - А?
На какие усы ты все время намекаешь? - спросила Ивана третья голова. - Весь вечер сегодня слышу: усы, усы... У кого усы?
А па-арень улыбается в пшеничные усы, - шутливо спела первая голова. - Как там дальше про Хаз-бу-лата?
Василий Шукшин "До третьих петухов"
Обложка книги Е. Красницкого "Отрок. Бешеный лис"
Все! Все такими были! Дикими, необузданными, но преданными делу и ни себя, не других для дела не щадящими. Ты легенду о Змее Горыныче слыхал?
Да, а что? - Мишка не понял: причем тут сказка?
А то! Это волынский воевода, имя которого уже забылось, так киевлян извел, что его уже иначе, как змеем и не величали. Змей с реки Горыни. Киевский воевода Добрыня где-то в этих местах с ним и его дружинниками резался и убил-таки.
Евгений Красницкий "Отрок. Бешеный лис"
Образ в искусстве
Виктор Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1913-1918
Иван Билибин:
Николай Рерих:
Памятники и скульптуры, посвященные Змею Горынычу
Памятник-фонтан Змею Горынычу и Кощею в Новосибирске
Скульптура Змея Горыныча недалеко от станицы Смоленской
Скульптура Змея Горыныча в Омске
Она же только с другой стороны
Змей Горыныч из песка
Скульптура в Харькове
Он же с другой стороны
Богатырь и Змей Горыныч (Славкурорт)
Памятник Змею Горынычу (Очаков)
Памятник Змею Горынычу в пос.Афипский, Краснодарский край
Памятник Змею Горынычу в Омске
Памятник Змею Горынычу в Перми
Памятник Змею Горынычу в пос. Соколиное, Крым
Памятник Змею Горынычу в Суздале
Памятник Змею Горынычу в Уфе, Башкирия
Памятник Змею Горынычу в Гомеле, Белоруссия
Памятник Змею Горынычу в Минске, Белоруссия
Памятник Змею Горынычу в Рудном, Кустанайская обл., Казахстан
Памятник Змею Горынычу в Макеевке, Донецкая обл., Украина
Ледяной Змей Горыныч в Томске
Снежный Змей Горыныч в Харбине, Китай
Садовый Змей Горыныч
Змей Горыныч в парке аттракционов "Диво-остров", Санкт-Петербург
Добрыня Никитич и Змей Горыныч ("Поляна сказок", Ялта)
Скульптура «Змей Горыныч» на «Поляне сказок» в парке Ленинского Комсомола Донецка
«Котигорошко и Змей Горыныч» на Оболонской набережной в Киеве
Фонтан «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» в Гринвиче
Змей Горыныч
Печка «Змей Горыныч», Златоуст - Горный парк Бажова
Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
Образ зла
В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.
Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.
Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.
Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.
Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.
Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Страж мира мёртвых
В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.
В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.
Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.
Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV - V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (...) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента...»
Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «...Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (...). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро...»
Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «...В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал...»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Змей Горыныч – яркий персонаж славянского фольклора. Огнедышащий змей – дракон. Обязательный атрибут – несколько голов. Представления о Змее Горыныче восходят к динозаврам, остатки которых встречаются на всей территории расселения древних славян.
Наименование «Горыныч », предположительно происходит от слова «горный », т.е., Змей, обитающий в горной местности. Под горой подразумевалось нечто недосягаемое, далекое, так как славяне в основном расселялись на равнинах, а горы ассоциировались с другими, «чужими» местами.
По другой версии, основой для наименования послужило слово «гореть », т.е. Горящий Змей или Извергающий пламя Змей.
На древних славянских монетах изображался динозавр с высоким гребнем вдоль спины, и именовался он Змеем Горынычем.
Где живет Змей Горыныч
По преданию, Змей Горыныч
обитает за огненной рекой Смородиной. Там он охраняет Калинов Мост
– проход в Царство Мертвых (Сороковое Царство
).
В некоторых преданиях, место обитания Горыныча – вода. Там он предстает как морской житель.
Также есть сказки, описывающие в качестве места обитания Змея, большой богатый дворец.
Сколько голов у змея Горыныча
Обычно у мифического Змея Горыныча три головы. Однако, встречаются также персонажи с тремя, шестью, двенадцатью головами. Как правило, их количество кратно трем. Но бывают исключения (пять и семь).
Отчего характерная черта Змея - многоголовость?
Это связано с символизмом в представлении о добре и зле. Зло – всегда коварно и многолико. Оно изменчиво. Его главная цель – затуманить разум, сбить с толку.
Характерные особенности Змея Горыныча
Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.
Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.
Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.
Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.
Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.
Змей Горыныч Оружие
Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.
Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Руси – огневые стрелы , с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.
Основные занятия
Змей Горыныч в былинах – это, как правило, собирательный образ зла, с которым вступают в борьбу богатыри русские (обобщенно - народ ). Предназначение Змея – жечь, выжигать поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху, запустение.
Нередко Горыныч ворует невест – самых красивых девиц. Это соответствует образу воинственных завоевателей, которые опустошали Русь своими набегами, уводили в плен молодых женщин.
Связь Змея Горыныча с другими персонажами
В некоторых сказках упоминается, что Змей водит дружбу или, скорее, заключает союз с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
Основные противники – русские богатыри: , а также Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын, Иван-Дурак и др.
Сказка про Змея Горыныча
Сказки про Змея Горыныча: «Добрыня и Змей», «Три царства», «Бой на Калиновом мосту», «Три богатыря и Змей Горыныч».
Наиболее популярной версией сказания о Змее Горыныче является история о том, как Добрыня Никитич, прославленный русский богатырь, победил Змея – страшную гадину, терроризировавшую многие города и, в частности, столицу – Киев.
В сюжете присутствует множество характерных элементов: река, которую стережет Змей, похищение невест и остального люда, многоголовость и непобедимость Змея простыми средствами.
Змей Горыныч Фильмы Мультфильмы
Мультфильмы | Фильмы |
|
|
- Династии европы Честолюбивые планы маленькой страны
- Утверждение перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) — Российская газет
- Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Адмирал сенявин биография
- Значение рыбников павел николаевич в краткой биографической энциклопедии