Живое неживое для дошкольников. Конспект занятия на тему: "Понятия - "живое - неживое" (дошкольники). Музыка о природе
Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"
Цель:
Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды.
Задачи:
- развивать любознательность, память;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы
: игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа
: активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схема живой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- сундучок;
- стаканчики по 3шт(с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей;
- губки по количеству детей - блюдца по количеству детей.
Ход занятия: -
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Воспитатель читает стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд)
Лес и морской прибой, (2слайд)
Живут в нем птицы и цветы, (3слайд)
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты (4 слайд)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли (5 слайд)
Зовется этот дом.
Сегодня мы с Вами поговорим о природе - А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это - цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
- Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе, и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) .
Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.
Давайте рассмотрим эту схему. Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)
Это первый признак объектов живой природы - она растет.
Второй признак всего живого - они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.
Как вы думаете, что обозначает знак - чашечка? (ответы детей)
А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.
Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.
Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое
Дети: Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».
Воспитатель объясняет правила: Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.
Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).
Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать,что живая и неживая природа живут рядом,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.
Поочередно звучит запись - пение птиц - звук ветра- звук дождя
Воспитатель: Кто это, (Что это)
Дети: Птицы, ветер, дождь
Воспитатель: Это живая или неживая природа
Дети: - звук ветра - неживая природа
Пение птиц- живая природа
Дождя -неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, дождь - это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.
Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.
Дети: Садятся
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта?
Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг,другу.
Воспитатель: Правильно
Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.
2 « Вода и земля» Вода проникла в землю
3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора
4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась
5 « Волшебный сундучок»
Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком
Дети: Вода проникает, просачивается.
Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно, занимались и я хочу вас угостить соком.
Что такое сок?
Д: это жидкость
В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?
Д: он тоже будет просачиваться в нас.Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.
Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают,что они узнали новое.
Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?
Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»
пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65
Елизовского муницыпального района
Конспект занятия
по разделу программы «Волшебное слово»:
«Расширение словарного запаса»
занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»
I года обучения для обучающихся 4 лет.
Составила: Ушакова Екатерина Расимовна
Педагог дополнительного образования
г. Елизово, Камчатский край
2016-2017 уч.г.
Форма обучения: занятие
Тип занятия: обучающее
Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час
Методы обучения: беседа, игра.
Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»
Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;
учить ставить к словам вопросы кто? что?;
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;
Воспитательные:
воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;
воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование: игрушка кота из мультика «Попугай Кеша», проектор, компьютер, мягкий кубик, мультик «Толик и Болик», игрушки (леопард, бегемот, попугай, кот, собака, мяч, карандаш, юла, гриб), карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши, обруч для имитации озера, удочка, рыбки с картинками, два ведра, раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра с мягким кубиком.
Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).
2. Артикуляционная гимнастика.
Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)
Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.
«Бегемотик» (Слайд 1)
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот. (О. Перова)
«Блинчик» (Слайд 2)
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. (О. Перова)
«Вкусное варенье» (Слайд 3)
Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать. (М. Синицына)
«Лошадка» (Слайд 4)
Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)
Основная часть
2. Знакомство с новой темой.
а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.
Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?
Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.
б) Дифференциация «Живое – неживое»
Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?
Дети: кот, собака и т.д.
Педагог: правильно. А неживые?
Дети: стол, стул и т.д.
Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.
в) Мультик «Толик и Болик»
Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?
Дети: Нет.
Педагог: А почему?
Дети: Им больно, обидно и т.д.
Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.
3. Физминутка.
Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.
Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.
Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.
Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.
е) «Волшебный мешочек»
Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.
ж) «Четвёртый лишний»
Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.
Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)
Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)
Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)
Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)
Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)
Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)
з) «Кубик»
Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.
4. Пароль на выход.
Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.
5. Итог.
Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?
Катя, что тебе не понравилось на занятии?
Вова, что нового ты сегодня узнал?
Вера, чему ты сегодня научилась?
6. Рефлексия
Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.
Дети: (берут картинки)
Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.
Мультик «Тралик и Валик»
Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить решать проблемные задачи;
Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
Учить способам самостоятельного познания;
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость
Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Ход занятия:
Дети в белых халатах (стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .
А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Игра «Три слова»
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
- Овощи... (капуста, огурец, помидор)
- Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
- Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
- Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
- Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
- Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
- Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
- Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые... (комар, муха, бабочка)
- Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
- Ягоды (малина, клубника, вишня)
Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.
(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.
(дети делают сообщение)
1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.
2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Закончи предложение»
Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
- Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
- Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
- Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .
Конкурс загадок и проблемных вопросов
Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
- С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
- Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
- Чем до неба докинешь? (взглядом)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(сон) .
Молодцы, правильно ответили.
Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
- Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
- Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .
Молодцы, угадали.
Физминутка «Капельки»
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.
(дети бегают, «поливают» землю)
Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?
Игра «Как растет все живое»
Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.
(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)
Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)
Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота
Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)
Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Игра «Посадим дерево» (на ковролине)
Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .
Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .
Еще растению нужно... (солнце)
Пройдет время и появится... (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя - росток - деревце - взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .
Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
Растение - земли украшение.
Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.
Одно дерево погубил, посади сорок.
Старые деревья молодые охраняют.
Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.
Психогимнастика «зернышко»
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)
Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
Опыт «Посадим зернышко»
Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?
Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.
(раздает памятные значки)
Татьяна ТРОИЦКАЯ
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа»
Цель : Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы .
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой , (человек- часть природы ) .
Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.
МАТЕРИАЛ : картинки природы и не природы ; живой и неживой природы ; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : рассматривания картинок природы и не природы ; живой и не живой природы .
ХОД : Дети входят. Воспитатель читает стихотворения :
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)
Дети, а вы знаете, что такое природа ?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа , и приводят примеры : солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)
Дети, что нельзя назвать природой . (- Что сделано руками человека)
-Природа- это то , что существует без помощи человека.
Машина есть в природе ? (дети высказывают своё мнение.)
А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу . (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.
Игра : «На что похоже»
К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе , а на другой стол – что не относится к природе .
Игра : «Природа и не природа »
Физкультминутка : Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир неживой и мир живой природы . Живая природа – это то , что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
Назовите, что относится к живой природе (дети называют : животных, птицы, рыбы, насекомых.)
Игра «Живая неживая природа »
(называются, объекты живой природы -дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на мести .)
Ребята, а человека к какой природе отнесём ?
Дети : к живой природе .
А чем человек отличается от животных (ответы детей.)
А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)
А человек без природы ? (нет, дети объясняют почему.)
А что будет, если не будет воздуха?
Ответы детей.
Сейчас мы проведем опыты с воздухом.
Воспитатель берёт в руки стакан , (показывает детям)
Ребята,а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.
Вывод : в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.
Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.
Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук) . Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например : на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод) .
МКОУ « Чеботарихинская СОШ»
Воспитатель: Пугачева Н.Л .
Открытое занятие
«Живая и неживая природа»
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в дошкольной группе
Образовательная область «Познание».
Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов».
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить решать проблемные задачи;
Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость;
Методы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Методические приемы: беседа, дидактические игры: «Три слова», «Ученое сообщение», «Закончи предложение», «Угадай, чье объявление?», «Посадим дерево», сюрпризный момент – телеграмма, загадки, психогимнастика, использование наглядного материала и художественного слова, самостоятельная деятельность детей, анализ.
Интеграция областей: ОО «Социализация», ОО «Коммуникация»,
ОО «Музыка».
Список используемой литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий по экологии в средней группе».
2. Николаева С.Н. «Юный эколог».
3.Коломина Н.В. «Занятия по экологии в д/с».
Ход занятия:
Дети (стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Игра «Три слова»
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
Овощи... (капуста, огурец, помидор)
Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
Насекомые... (комар, муха, бабочка)
Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
Ягоды (малина, клубника, вишня)
Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов 45 минут». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»).
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение.
(стук в дверь, заходят юные ученые).
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Дима расскажет нам о живой природе.
(дети делают сообщение)
Ваня: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Полина расскажет нам о неживой природе.
вадим: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Закончи предложение»
Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).
Конкурс загадок и проблемных вопросов
Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
Он быстрее всех на свете, называют его … (ветер).
Молодцы, правильно ответили.
Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
Молодцы, угадали.
Воспитатель: А сейчас я превращу вас в дождик – полейте землю, цветы, траву, деревья.
Физкультминутка «Дождик».
Приплыли тучи, дождевые (шагаем на месте)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши)
Дождинки пляшут как живые (шагаем на месте)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте)
И рожь, склоняясь к земле зеленой (шагаем на месте)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши)
А дождик теплый, дождь неугомонный
(шагаем на месте)
Льет, льет, льет. (Прыжки на месте)
Воспитатель: Все, дождик кончился, растения сказали вам: «Спасибо».
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые).
Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)
Игра «Посадим дерево» (на магнитной доске).)
Давайте, на этом волшебной доске посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю).
Чтобы зерно взошло, надо его... (полить).
Еще растению нужно... (солнце)
Пройдет время и появится... (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя - росток - деревце - взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
Психогимнастика «зернышко».
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком, потом превратиться в прекрасный цветок и украшать нашу планету Земля? (Ответы детей).
Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля. Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.
(раздает памятные значки)