Базовый сценарий развития экономики рф. Названы три сценария развития российской экономики. Показатели бюджета муниципального образования
В российской практике при разработке плановых документов часто выделяют три основных сценария развития территории:
- 1) инерционный сценарий - ориентирован на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало периода прогноза тенденций, предполагает вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления;
- 2) восстановительный сценарий - предполагает переход от инерционного к инновационному пути. На данном этапе формируется задел или так называемая критическая масса для перехода экономики на новый уровень развития, включая новые формы и методы продвижения местных товаропроизводителей на внешних рынках, развитие производственных кластеров;
- 3) инновационный сценарий - ориентирован на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Он предполагает модернизацию экономики, а также формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти.
Для первых двух из трех сценариев необходимо сформулировать следующие сценарные условия:
- 1. Инерционный (базовый ) сценарий. Тенденция развития муниципального образования будет сохраняться, будут реализованы утвержденные мероприятия и действующие целевые программы, внесенные в бюджет. Методы прогнозирования - метод трендов.
- 2. Восстановительный сценарий. В дополнение к существующим целевым программам будут приняты и реализованы все мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования. Методы прогнозирования - метод экспертных оценок, метод трендов.
Для расчета параметров прогноза в сценариях следует также учесть следующие экономические допущения:
- 1. Для инерционного сценария
:
- - кризис пройден, замедлились темпы падения обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации в целом;
- - ближайшие год-два не предвидится существенного экономического роста, без учета реализации ключевых мероприятий разрабатываемой Программы, включая подпрограммы.
- 2. Для восстановительного сценария
:
- - будут успешно реализованы отдельные подпрограммы;
- - на этапе организации мероприятий Программы темпы роста экономики (включая промышленное производство, строительство, малое предпринимательство) будут минимальными или будет отмечено незначительное падение;
- - в результате реализации подпрограмм будут отмечены темпы роста по секторам экономики.
В качестве основных показателей изменения социально- экономической ситуации в муниципальном образовании следует выбрать:
- - объем промышленного производства;
- - оборот розничной торговли;
- - объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, включая малые предприятия;
- - численность занятых в экономике, в том числе в малом предпринимательстве;
- - реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году;
- - рост доходов муниципального бюджета (увеличение доли собственных доходов, уменьшение дотаций на выравнивание бюджета города).
В процессе написания сценариев развития муниципального образования необходимо учитывать следующее:
- 1. Для инерционного сценария за основу следует взять прогноз, разработанный сотрудниками администрации муниципального образования. Скорректировать с учетом мнения специалистов (экспертов) - исполнителей проекта.
- 2. Прогноз показателей для восстановительного сценария необходимо производить с применением двух указанных выше методов. При этом вначале применяется трендовый метод, где учитываются тенденции макроэкономического развития страны (например, данные по основным показателям социально-экономического развития России за 9 месяцев текущего года) и прогнозы Министерства экономического развития РФ (уровня инфляции, падения ВВП, промышленного производства, доходам федерального бюджета).
- 3. Прогноз по восстановительному сценарию должен быть окончательно согласован с экономистами администрации муниципального образования: заместителем главы администрации по экономическим вопросам, начальником отдела архитектуры и градостроительства, комитетом по управлению муниципальным имуществом. Прогноз показателей муниципального бюджета должен быть детально согласован и откорректирован с управлением финансов. Таким образом, в процесс разработки восстановительного сценария следует привлечь максимальное число отделов и подразделений администрации.
- 4. Для проверки предположений о налоговых поступлениях, полученных дополнительно от реализации программных мероприятий, необходимо сделать расчет налогооблагаемой базы по бюджетообразующим налогам муниципального образования.
В процессе составления прогноза для муниципального образования, как было сказано выше, необходимо использовать два метода:
- 1) метод экспертных оценок, основанный на учете мнения экспертов, т. е. специалистов в области экономики и управления;
- 2) метод трендов - количественный метод прогнозирования, который основан на учете тенденций в изменении какого-либо показателя или события за предшествующие периоды. На основании этого делается экстраполяция тренда на будущие периоды.
Прогнозные значения показателей развития муниципального образования необходимо представить в табличном виде (табл. 10).
Т а б л и ц а 10.
Прогнозные значения показателей развития муниципального образования согласно двум сценариям
Показатель |
Сценарии |
Отчетный |
Прогнозный период |
Итого за 3 года, % |
||||
|
||||||||
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в сфере промышленного производства, в действующих ценах | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Индекс промышленного производства | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Строительство, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Ввод в действие жилых домов | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Оборот розничной торговли,в действующих ценах |
||||||||
В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Количество малых предприятий (МП) - всего | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Количество индивидуальных предпринимателей |
||||||||
С реднесписочная численность работников, занятых на МП - всего | ||||||||
Восстановительный |
||||||||
Объем товаров и услуг, реализованных малыми предприятиями | ||||||||
Восстановительный |
Для визуализации результатов сценария, данные результатов прогноза следует представить в графическом виде: линейный график, гистограмма и пузырьковая диаграмма.
Отдельное внимание в рамках разработки сценариев развития муниципального образования необходимо уделять показателям бюджета. В публичном управлении это имеет ключевое значение. В практике коммерческих компаний это не так важно, так как планирование осуществляется не жестко, финансирование расходов зависит от выручки с продаж. Финансовые решения часто принимаются оперативно. Напротив, в крупные корпорации, а также федеральные, региональные и местные бюджеты отличаются особой (жесткой) дисциплиной исполнения. Все изменения проходят определенную процедуру и утверждаются в форме закона (государственный уровень) или решения (муниципальный уровень), принимаемыми законодательными органами: Федеральным Собранием или собраниям местных депутатов (муниципальный уровень).
Здесь целесообразно спрогнозировать показатели доходов и расходов муниципального бюджета по двум сценариям - базовому и восстановительному (табл. 11).
Т а б л и ц а 11.
Показатели бюджета муниципального образования
_(тыс, руб.)
Показатель |
Сценарии |
Отчетный период |
Прогнозный период |
|||
1. Доходы бюджета - всего |
||||||
Восстановительный |
||||||
Налоговые и неналоговые доходы (собственные средства) |
||||||
Восстановительный |
||||||
В том числе: |
||||||
налоговые |
||||||
Восстановительный |
||||||
неналоговые |
||||||
Восстановительный |
||||||
Объем безвоз- мездных поступлений |
||||||
Восстановительный |
Показатель |
Сценарии |
Отчетный период |
Прогнозный период |
|||
(средства, полученные в рамках меж- бюджетных отношений) |
||||||
В том числе: |
||||||
субсидии и субвенции |
||||||
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
||||||
2. Расходы |
||||||
бюджета - всего |
Восстановительный |
|||||
3. Дефицит |
||||||
Восстановительный |
||||||
4. Доля собст- |
||||||
венных доходов в общей сумме доходов бюджета, % |
Восстановительный |
Показатели бюджета по базовому сценарию представляются исходя из официального прогноза, который составляется на основе индексного метода. Восстановительный сценарий был рассчитан путем добавления эффекта от реализации отдельных подпрограмм муниципального образования. Далее возможна корректировка экспертным методом.
- См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / В. И. Иванков, А. В. Квашнин, В. И.Псарёв, Т. В. Псарёва; под общ. ред. T. В. Псарёвой. - С. 141.
Северо-Кавказского федерального округа
Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.
Основными параметрами базового сценария являются:
технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности;
реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры;
достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;
развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;
постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.
Реализация базового сценария приведет к следующему изменению основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к 2025 году по сравнению с 2008 годом:
валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;
средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;
уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;
доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;
доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;
В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:
обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;
обеспеченность больничными койками увеличится 79 до 80 единиц на 10 тыс. человек;
обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится со 174 до 200 посещений на 10 тыс. человек;
обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;
обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;
обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;
обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.
Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:
увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;
увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;
достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.
Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт . ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт . ч в 2008 году).
Банк России, настороженный внешними и внутренними факторами неопределенности, составил несколько сценариев развития российской экономики на следующие три года: базовый, неблагоприятный и негативный. Причем в базовом сценарии не учтено введение налога с продаж и длительная геополитическая напряженность.
«Инфляционные риски в России остаются на повышенном уровне», - предупредила в пятницу, 12 сентября, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе презентации новых «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы».
В ближайшие три года условия развития российской экономики, согласно документу, будут характеризоваться высокой степенью неопределенности. ЦБ опасается, что, с одной стороны, инфляцию могут разогнать внешние факторы - геополитическая напряженность, санкции, динамика цен на нефть, с другой - налоговая и тарифная политика правительства и внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями.
Чтобы обозначить свою политику при реализации тех или иных рисков, Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики. При базовом сценарии введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется, будет достаточно увеличения объемов рефинансирования банковской системы. При реализации менее благоприятных сценариев ЦБ будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков, - от валютных интервенций для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке до валютного рефинансирования и беззалоговых кредитов.
Базовый сценарий
Согласно опубликованному документу, Банк России считает наиболее вероятным сценарий, который к тому же является наиболее благоприятным: геополитические риски снизятся после первой половины 2015 года, цены на нефть будут относительно стабильны, а тарифная и налоговая политика правительства не будет создавать дополнительного давления на инфляцию. В целом базовый сценарий близок к прогнозу Минэкономразвития на тот же период.
Он не предполагает введения новых санкций, хотя старые, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам, станут сдерживающим фактором для роста экономики в 2015 году. Основной вклад в рост ВВП будет вносить внутренний спрос, но и он будет ограничен низкими темпами роста заработной платы и розничного кредитования. Финансирование инфраструктурных проектов за счет Фонда национального благосостояния, инвестиционный проект по расширению газового экспорта в Китай и использование инструментов рефинансирования ЦБ должно способствовать восстановлению инвестиционной активности.
Даже при наиболее оптимистичном сценарии темпы роста спроса на деньги и кредит будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, а денежное предложение будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию, что приведет к дальнейшему росту задолженности банков перед ЦБ. Ранее ЦБ отмечал, что совокупный объем рефинансирования уже к концу 2014 года достигнет 7 трлн руб., максимального значения с кризиса 2008 года: сегодня он превышает 8% от всех обязательств банков, еще три года назад он был на уровне 1,7%.
Впрочем, при базовом сценарии это будет практически единственным вызовом ЦБ, «риски для финансовой стабильности будут умеренными и введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется».
Неблагоприятный сценарий
Предпосылками для реализации менее оптимистичного сценария ЦБ считает сохранение внешнеполитической напряженности на протяжении всех трех лет, более длительное действие взаимных санкций и повышение налоговой нагрузки на экономику. Только введение налога с продаж может привести к разовому значительному ускорению инфляции на 1–1,5%, отметила Набиуллина. При реализации этого сценария также ожидается больший отток капитала, который вызовет ослабление рубля. Изменение курса, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через увеличение экспорта, с другой - приведет к повышению инфляционного давления. В этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений - на уровне 6–6,5 и 4,5–5% соответственно.
Банк России в таком случае будет стремиться снижать инфляцию «постепенно, не создавая угрозы чрезмерного торможения экономической активности». А в случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе регулятор готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков - от валютных интервенций до валютного рефинансирования, беззалоговых кредитов.
Негативный сценарий
Третий сценарий предполагает наиболее негативные внешние и внутренние условия для развития российской экономики. Он основан на предпосылках, сходных с предыдущим сценарием в части пролонгированного действия санкций и параметров налоговой политики, но предполагает еще и снижение цен на нефть на $20 за баррель к 2017 году.
Как пишет РБК daily , первые два сценария исходили из прогноза на сохранение умеренной нисходящей динамики цен на нефть - с $106,5 за баррель в среднем с начала 2014 года до $102,5 в 2017 году - за счет более быстрого расширения мирового предложения по сравнению с мировым спросом при достаточной рентабельности добычи нефти из нетрадиционных источников. При негативном сценарии более слабые темпы роста мировой экономики, прежде всего Китая, и динамичное увеличение экспорта нефти из США и стран Ближнего Востока приводят к резкому снижению цен на нефть до $86,5 за баррель. Причем, как отметила Набиуллина, «это не стрессовый сценарий, он также вполне реалистичен». При реализации этого сценария для стабилизации ситуации могут быть использованы средства Резервного фонда. Это увеличит внутренний спрос, но полностью заместить внешний не сможет. Ослабление рубля, к которому приведет падение цен на нефть, создаст условия для увеличения экспорта и активизирует импортозамещение, но разгонит инфляцию.
ЦБ в таких условиях придется поддерживать уверенность в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. «Можно говорить, что сейчас наиболее вероятна реализация первого и второго сценариев. Довольно велика неопределенность относительно всего, что касается бюджетной политики правительства и реализации рисков, связанных с длительным действием санкций, и трудно предсказать, что именно будет происходить», - объясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «В любом случае есть очень большая вероятность, что ЦБ придется снова вводить нестандартные инструменты вроде беззалоговых кредитов. В ближайшие годы регулятору нужно будет замещать средства, которые не будут доступны с внешних долговых рынков, а в банковской системе уже нет достаточного объема свободных залогов. Валютное рефинансирование представляется менее вероятным шагом, так как это приведет к проблемам с прогнозированием золотовалютных резервов и дестабилизирует настроения на валютном рынке. Если кому-то нужна валюта, он может ее получить на валютном рынке», - добавляет Орлова.
Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий
Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)
В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.
Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.
Базовый, скорее, пессимистичный сценарий
Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.
Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.
Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).
Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.
Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.
Стрессовый сценарий
Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.
При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.
Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.
Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.
Сдержанный оптимизм
Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.
В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.
Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередной раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:
«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».
«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».
«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».
«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».
«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».
Ларин С.Н., Соколов Н.А.
1. Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник
2. Кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник
ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН, Москва
Larin Sergey Nikolaevich, Sokolov Nikolay Aleksandrovich
1. Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher
2. Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Leading Researcher
FGBUS Central Economical and Mathematical Institute RAS, Moskow
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые из прогнозных сценариев развития российской экономики в 2017-2020 годах с учетом негативного влияния санкционных ограничений. Они разработаны специалистами ведущих зарубежных и отечественных организаций, основной профиль деятельности которых связан с прогнозированием развития экономики отдельных стран или конкретной страны и оценкой его динамики. В этой связи объектом исследования в данной статье была выбрана российская экономика, а предметом исследования стали прогнозные сценарии ее развития на ближайшие три года. Основная задача исследования заключалась в выявлении наличия влияния ключевых факторов и перспектив реализации новых возможностей для восстановления и перехода к устойчивому росту российской экономики. Для ее решения нами был рассмотрен ряд прогнозных сценариев развития российской экономики и выявлены ключевые факторы, способствующие их реализации. Кроме того, был проведен сопоставительный анализ прогнозных сценариев, разработанных специалистами ведущих зарубежных и отечественных организаций. Его результаты, а также статистические оценки текущего состояния позволили сформулировать вывод о том, что, несмотря на негативное влияние комплекса санкционных ограничений, российская экономика в течение 2017 года продемонстрировала более высокие темпы восстановительного роста и опережающего развития в ряде ведущих отраслей. Данный факт служит убедительным подтверждением наличия у российской экономики значительного потенциала для восстановления и перехода к устойчивому росту, а также возможностей для минимизации негативного влияния санкционных ограничений в ближайшей перспективе.
Abstract: In the article some of the forecast scenarios of the development of the Russian economy in 2017-2020 are considered taking into account the negative influence of sanctions restrictions. They are developed by specialists of leading foreign and domestic organizations whose main activity profile is related to forecasting the development of the economy of individual countries or a particular country and assessing its dynamics. In this regard, the object of the study in this article was chosen by the Russian economy, and the subject of the study were the forecast scenarios of its development for the next three years. The main objective of the study was to identify the presence of the influence of key factors and the prospects for realizing new opportunities for recovery and transition to a sustainable growth of the Russian economy. To solve it, we considered a number of forecast scenarios for the development of the Russian economy and identified key factors that facilitate their implementation. In addition, a comparative analysis of forecast scenarios developed by specialists from leading foreign and domestic organizations was carried out. Its results, as well as statistical assessments of the current state, made it possible to formulate the conclusion that, despite the negative impact of the sanctions package, the Russian economy in 2017 demonstrated higher rates of recovery growth and outstripping development in a number of leading industries. This fact is a convincing confirmation of the Russian economy"s significant potential for recovery and transition to sustainable growth, as well as opportunities to minimize the negative impact of sanctions restrictions in the short term.
Ключевые слова: российская экономика, санкционные ограничения, оценка влияния, сценарии развития.
Keywords: Russian economy, sanctions restrictions, impact assessment, development scenarios.
Введение
Четыре года прошло с момента введения США, большинством стран-членов ЕС и рядом других экономически развитых стран (Австралия, Канада, Япония и др.) комплекса санкционных ограничений, направленных на удушение развития российской экономики. За это время стал очевиден достаточно существенный ущерб от этих ограничений, который испытала на себе как экономика России в целом, так и ее отдельные отрасли и сектора, а также домохозяйства. Прежде всего, его ощутили ключевые сектора российской экономики – нефтегазовый и военно-промышленный комплексы, практически вся сфера космической деятельности и многие отрасли тяжелой промышленности (машино- и станко- строительный комплекс, транспортный и кораблестроительный комплексы, автомобильная и авиационная промышленность, промышленность строительных материалов и др.), целый ряд конкретных предприятий и корпораций, а также отдельные физические лица, списки которых с определенной периодичностью обновляются и расширяются . Предпринимаемые странами-инициаторами введения санкционных ограничений шаги и меры в международной политике с большой уверенностью позволяют утверждать, что их смягчения или отмены не предвидится даже в отдаленном будущем.
Объекты и методы исследования
Ситуация на международной арене все с большей определенностью складывается в сторону достаточно длительного периода действия санкционных ограничений против российской экономики. Но это совсем не означает, что Россия безропотно смирится с таким положением. Скорее, следует ожидать ответной реакции и принятия комплекса асимметричных мер для противостояния санкционным ограничениям и снижения их негативного влияния на развитие российской экономики. В этой связи представляется целесообразным исследовать возможности и проанализировать различные сценарии развития российской экономики, сделанные как зарубежными, так и отечественными специалистами, экспертами и аналитиками. В данной статье будут представлены такого рода прогнозные оценки, а также кратко проанализированы определяющие их условия.
Экспериментальная часть
- Оценка перспектив развития российской экономики иностранными аналитиками
Как правило, иностранные аналитики дают менее оптимистичные оценки текущего состояния и прогнозы ожидаемых перспектив развития российской экономики по сравнению с отечественными специалистами из Правительства РФ, Центрального Банка РФ, профильных министерств и ведомств. Это объясняется, главным образом, тем обстоятельством, что они вынужденно оперируют с ограниченными объемами экономической информации и не могут видеть общую картину происходящих изменений в российской экономике изнутри. Поэтому зарубежные аналитики и специализированные агентства проявляют осторожность в своих оценках. Учитывая высокую нестабильность внешних рынков, наличие внутренней инфляции и незавершенность процессов структурной перестройки, в своих прогнозах они предполагают достаточно длительный период развития российской экономики с незначительными темпами роста.
1.1 Прогнозные сценарии аналитиков Всемирного банка
Аналитики Всемирного банка (ВБ) сочли оправданным принятие Правительством РФ специального антикризисного плана, а также усилия государства по привлечению средств из резервного фонда для финансирования достаточно значительного (до 2,4% ВВП) дефицита бюджета в 2015 году. По их мнению, наибольший ущерб от действия санкционных ограничений испытала на себе экономика домохозяйств. Их следствием стала резкая девальвация рубля, обесценивание валюты до 12% и рост инфляции более 9%. В результате этого сократился реальный уровень заработной платы, пенсий и других социальных пособий, что привело к снижению потребления населения в 2015 году на 9,6%. На этом фоне Центральному банку России удалось выработать и реализовать на практике грамотно обоснованную монетарную политику, основная цель которой заключалась в постепенном снижении уровня инфляции в стране. Эта политика привела к тому, что уже в конце 2017 года реальный уровень инфляции составлял 2,4% при установленном его плановом значении 4% .
В отчете Всемирного банка отмечено, что изменения в мировой рыночной конъюнктуре привели к осознанию необходимости ускоренного перехода экономической политики России от доминирования экспорта сырьевых ресурсов к инновационному развитию нетрадиционных отраслей ее экономики. Практика показала, что сырьевая направленность развития российской экономики сделали ее зависимой от снижения рыночных цен на энергоносители и введение санкционных ограничений на закупки высокотехнологичного оборудования и комплектующих иностранного производства. Данное обстоятельство стало подтверждением необходимости проведения в экономике страны структурных преобразований, в том числе реформирования нормативно-правовой и законодательной базы, повышения прозрачности ведения бизнеса и повышения обоснованности проводимой экономической политики в целом. Именно сегодня внешние обстоятельства заставляют руководство страны приступить к реальному осуществлению структурных преобразований.
Прогнозные сценарии специалистов ВБ по дальнейшему развитию российской экономики отличаются друг от друга по уровням динамики ее восстановления, а также по учету степени влияния внешних факторов на рост благосостояния населения. Так, базовый сценарий предполагает среднюю цену на нефть в 2016 году в пределах 37-40 долл США за баррель с последующим ростом ее ценовых котировок в течение 2017 года до 50 долл США за баррель (рисунок 1). При этом в условиях базового сценария предполагается сохранение действие всего комплекса санкционных ограничений до 2018-2020 годов. При реализации базового сценария ВВП российской экономики к концу 2016 года снизится еще на 1,9%, а незначительный рост этого показателя ожидается не ранее 2017 года примерно на 1,1%. И только в 2018 году российская экономика будет расти более высокими темпами — до 1,8% ВВП .
Рисунок 1. Зависимость роста ВВП российской экономики от динамики рыночных ценовых котировок на нефть.
Источники: составлено по данным Росстата и Всемирного банка .
Позитивный и негативный сценарии развития российской экономики основаны на отклонениях в динамике рыночных ценовых котировок на нефть в сторону их роста или снижения соответственно. Позитивный сценарий предусматривает положительную динамику рыночных ценовых котировок на нефть. Однако даже при таком развитии событий нет достаточных оснований для прогнозирования резкого роста российской экономики, поскольку высокая волатильность ценовых котировок на рынках углеводородного сырья будет способствовать повышению внешних рисков. Только проведение реальной реструктуризации российской экономики позволит надеяться на улучшение основных макроэкономических показателей. Последствия шоков 2014 и 2015 годов выразятся в дальнейшем снижении ВВП на 0,7% в 2016 году, и только затем ожидается незначительный рост этого показателя по сравнению с базовым сценарием в 2017 году до 1,7% с последующим его увеличением в 2018 году до 2%.
Негативный сценарий предусматривает отклонение динамики рыночных ценовых котировок на нефть в сторону уменьшения по сравнению с базовым сценарием. В этом случае негативное влияние внешних рисков на российскую экономику продолжится, что приведет к потере в 2016 году до 2,5% ВВП. Восстановления развития российской экономики следует ожидать не ранее 2017 года — сначала на 0,3¸0,5% ВВП, а к концу 2018 года этот показатель может вырасти до 1,6¸1,8% .
Указанные выше прогнозные сценарии роста ВВП в 2017-2019 годах приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Прогнозные сценарии роста ВВП российской экономики в 2017-2019 годах.
Источник: составлено по материалам официального сайта Всемирного банка .
По прогнозам ВБ можно сделать вывод о том, что российская экономика вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста в 2017 году.
1.2 Прогнозы специалистов Европейской комиссии
Специалисты Европейской комиссии немного повысили свои предыдущие прогнозы относительно развития российской экономики на период 2017-2019 годов. Так, улучшение прогноза относительно роста ВВП они связывают с некоторой стабилизацией курса рубля и динамики рыночных ценовых котировок на рынках углеводородного сырья. Основываясь на действии указанных факторов, они полагают, что рост ВВП российской экономики на конец 2017 года составит 1,7%, но затем в этом прогнозе преобладают пессимистические оценки, согласно которым ожидаемый рост ВВП российской экономики замедлится до 1,6% на конец 2018 года с последующим его снижением до 1,5% на конец 2019 года .
Такие прогнозы были сделаны на основании корректировок роста ВВП российской экономики, сделанных в первой декаде ноября 2017 года крупнейшим швейцарским банком UBS и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), которые пересмотрели свои оценки по темпам роста этого показателя в 2017 году соответственно с 1,6% до 1,9% и с 1,2% до 1,8%. Кроме того, ЕБРР скорректировал прогнозы роста ВВП российской экономики и на 2018 год с 1,4% до 1,7%. При этом, по мнению специалистов ЕК, негативное влияние на темпы роста экономики РФ окажут недостаточная финансовая консолидация активов банковского и реального секторов, продление действия санкционных ограничений, а также недостаточно быстрая ее структурная перестройка. Ожидается, что очередное продление санкционных ограничений окажет негативное влияние на рост российской экономики в средне- и долго- срочной перспективе, поскольку оно, по-прежнему, будет сдерживать доступ российских банков и предприятий реального сектора к внешним источникам финансирования .
В материалах ЕК отмечается, что перспективы роста российской экономики пока еще сильно зависят от перспектив роста сырьевых добывающих отраслей как по значению показателя добавленной стоимости, так и по генерации налоговых поступлений. По прогнозным оценкам значительных сдвигов в этом направлении в 2017-2019 годах не ожидается. Так же сохранят свое влияние внутренние факторы, препятствующие росту российской экономики, такие как: неблагоприятная среда для ведения бизнеса, недостаточный приток реальных инвестиций, медленные преобразования на рынке труда и др. Учитывая сохранение слабой динамики реформ, можно с уверенностью утверждать, что эти недостатки еще больше усилят риски в финансовом секторе, а финансовые ограничения, по всей вероятности, будут оказывать негативное влиять на рост российской экономики в ближайшей перспективе.
Вместе с тем к концу 2018 года специалисты ЕК прогнозируют снижение в России безработицы до 5,6% и темпов инфляции до 4,7%.
Основные показатели развития российской экономики и их прогнозные оценки, сделанные специалистами ЕК, приведены в таблице 1 .
1.3 Прогнозные оценки перспектив развития российской экономики МВФ
В основу формируемых Международным валютным фондом (МВФ) прогнозных оценок перспектив развития российской экономики положен учет совокупного влияния двух основополагающих факторов, а именно: тенденции роста долгосрочных рисков при относительной стабилизации рубля и незначительного увеличения ценовых котировок нефти на мировых рынках, а также дальнейшее проведение Центральным Банком России жесткой денежно-кредитной политики. Базовый сценарий МВФ на 2017 год сформирован, исходя из уровня ценовых котировок нефти 50,6 долл США за баррель (для марки Brent).
Таблица 1
Основные показатели развития российской экономики и их прогнозные оценки
Основные показатели | млрд руб. | % | Годовое процентное изменение | |||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||
ВВП | 86043,6 | 100 | 0,7 | -2,8 | -0,2 | 1,7 | 1,6 | 1,5 |
Частное потребление | 44273,3 | 51,5 | 2,0 | -9,7 | -4,5 | 2,4 | 2,6 | 2,5 |
Общественное потребление | 15549,4 | 18,1 | -2,1 | -3,1 | -0,5 | 0,2 | -0,4 | -0,2 |
Валовое накопление основного капитала | 17169,5 | 20,0 | -1,3 | -10,4 | -1,4 | 3,5 | 2,3 | 2,0 |
Экспорт (товары и услуги) | 22124,4 | 25,7 | 0,5 | 3,7 | 3,1 | 5,1 | 4,3 | 4,2 |
Импорт (товары и услуги) | 17685,8 | 20,6 | -7,3 | -25,8 | -3,8 | 9,7 | 6,2 | 5,9 |
ВНД (дефлятор ВВП) | 83970,0 | 97,5 | 1,1 | -2,2 | -0,2 | 1,8 | 1,6 | 1,6 |
Занятость | 0,2 | 1,1 | -2,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||
Уровень безработицы | 5,2 | 3,9 | 5,7 | 5,4 | 5,2 | 4,9 | ||
Индекс потребительских цен | 7,8 | 15,5 | 7,1 | 3,9 | 3,7 | 3,5 | ||
Торговый баланс (товары) | 9,0 | 10,7 | 7,0 | 7,5 | 7,4 | 7,2 | ||
Баланс текущего счета | 2,6 | 4,8 | 1,8 | 2,0 | 1,8 | 1,5 | ||
Общий баланс | -1,0 | -3,4 | -3,7 | -2,5 | -1,7 | -1,1 | ||
Общий валовой долг | 16,1 | 15,9 | 16,3 | 15,6 | 15,3 | 14,4 |
По данным доклада о развитии мировой экономики МВФ прогнозируемые темпы роста ВВП российской экономики будут иметь незначительную положительную динамику до 1,5% ежегодно, начиная с 2018 года . При этом МВФ исходит из дальнейшего снижения оценок инфляции в России, которые уже в 2018 году должны стать ниже до 4% и приблизиться к среднему для крупных «нефтяных» экономик уровню, таких как Казахстан, Азербайджан и Нигерия (рисунок 3).
Эксперты МВФ полагают, что с учетом вынужденно проводимой жесткой денежно-кредитной политики и всемерной экономии средств бюджета Правительству РФ не удастся оперативно использовать для ускорения экономического роста институциональные факторы. Хотя определенные предпосылки для этого в 2017-2021 годах будут созданы, а именно: ожидается, что сбережения населения превысят валовые накопления основного капитала на 3,5-4,0% ВВП, а их доля в ВВП будет увеличиваться с 22,4% в 2018 году до 24% в 2021 году. Но при этом низкая инвестиционная активность не позволит обеспечить поступательный рост чистого экспорта, который в условиях девальвации рубля мог бы повлечь за собой рост ВВП российской экономики в анализируемом периоде. Кроме этого, физические объемы импорта в стоимостном выражении в этом периоде могут превышать темпы прироста объемов экспорта, значение которых прогнозируется на уровне 1-3% в год. Они соответствуют средним значениям для нефте-зависимых экономик, но эти прогнозные оценки явно ниже по сравнению с такими странами, как Казахстан или Нигерия. Однако даже при незначительной динамике прироста объемов экспорта баланс счета текущих операций в российском бюджете останется на уровне от 3,9% ВВП в 2018 году до 4,4% ВВП в 2021 году . Это дает все основания прогнозировать стабильность развития российской экономики и устойчивость валютного курса рубля.
Рисунок 3. Фактические темпы и прогноз динамики инфляции, в %.
Источник: составлено по материалам официального сайта МВФ .
1.4 Прогноз экспертов аналитического агентства Standart & Poor’s
Эксперты аналитического агентства Standart & Poor’s (S&P), прогнозируют переход к развитию российской экономике в течение 2017 года, который, по их расчетам, приведет к росту ВВП на 1,4%. Однако, это значение не может быть признано оптимальным, поскольку реальное развитие российской экономики эксперты агентства связывают только с проведением ее реструктуризации. До проведения структурных преобразований российская экономика, по их мнению, будет оставаться подверженной влиянию динамики рыночных ценовых котировок на рынках углеводородного сырья. При устойчивых ценовых котировках или их незначительном росте значение показателя ВВП российской экономики может в 2018-2020 годах увеличиться до 1,7% по сравнению с 2017 годом. В случае снижения ценовых котировок рост показателя ВВП российской экономики будет характеризоваться меньшими значениями. Эксперты агентства прогнозируют рыночные ценовые котировки на нефть в 2017 году на уровне в 52,4 долл США за баррель. Специалисты Международного валютного фонда ожидают, что значения рыночных ценовых котировок на нефть в 2017 году установятся на уровне около 50,6 долл США за баррель в 2017 году с возможным их ростом до 53,1 долл США за баррель в 2018 году .
Эксперты агентства S&P полагают, что при незначительном повышении макроэкономических показателей российская экономика сможет обеспечить нормальное функционирование своего банковского сектора. Рассчитывать же на рост потребления со стороны населения пока еще рано, поскольку падение его реальных доходов сказалось достаточно существенным. Для восстановления потребления населения на уровне 2014 года по оценкам экспертов агентства необходимо обеспечить ежегодный рост, прежде всего, заработной платы, в пределах от 10% до 12%.
Основываясь на приведенных выше прогнозах, Международное аналитическое агентство (S&P) 17 марта 2017 года также повысило и прогноз по суверенному рейтингу России со «стабильного» до «позитивного» .
1.5 Прогнозные оценки перспектив развития российской экономики агентства Fitch
Многие рейтинговые агентства достаточно длительное время ставили российской экономике уровень «Негативный». На этом фоне положительным исключением стали прогнозные котировки рейтингового агентства Fitch, которое еще в год назад (в октябре 2016 года) присвоило уровень «Стабильный» по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) по ряду российских банков и для российской экономики в целом (IDRs) . Так же экспертами агентства Fitch было отмечено, что по сравнению с другими странами-экспортерами нефти Правительство и Центральный Банк РФ проводят более адекватную макроэкономическую политику, которая учитывает динамику изменения цен на нефть и другие природные ресурсы.
Международное рейтинговое агентство Fitch в первой декаде ноября 2017 года объявило о повышении прогноза по росту ВВП России с 1,6% до 2%, а в 2018-2019 годах рост экономики России в среднем составит 2,1% . Основанием для этого стала реализация среднесрочной налоговой стратегии в России, в соответствии с которой планируется замораживание или снижение бюджетных расходов по некоторым статьям с одновременным повышением акцизов и ряда других налоговых сборов. Тем самым, агентство признало наличие восстановительного тренда в развитии российской экономики при достижении рекордно низкого уровня инфляции и стабильности финансовой системы. В результате агентством было принято решение об изменении рейтинга России со «Стабильного» до «Позитивного» .
- Оценка перспектив развития российской экономики специалистами отечественных организаций
Конечно, говорить о том, что у специалистов отечественных организаций имеется единая точка зрения относительно перспектив развития российской экономики, не имеет смысла, поскольку все специалисты подходят к решению исследуемой проблемы с учетом разных исходных данных, что, собственно говоря, и делает их оценки разными. Как правило, прогнозы правительственных организаций более оптимистичны по сравнению с оценками независимых специализированных институтов и агентств. Все они признают, что в отличие от других сырьевых экономик российская экономика реально обладает, по существу, неограниченными возможностями для быстрой адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры . Многие высказываются в пользу того, что стабильное развитие российской экономики начнется уже с 2018 года. Вместе с тем, практически никто из отечественных специалистов не решается прогнозировать высокую динамику и устойчивость экономического роста. Большая часть специалистов сходится во мнении, что российской экономике удалось со второй половины 2017 года выйти из состояния рецессии и начать переход к постепенному экономическому росту пусть пока еще и с незначительной, но все-таки положительной динамикой.
2.1 Прогнозы специалистов Минэкономразвития России
Основные параметры Прогноза Минэкономразвития России на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определены с учетом тенденций развития мировой экономики, динамики конъюнктуры спроса и предложения на внешних рынках, а также уровня влияния степени изменений внутренних условий и текущих результатов развития российской экономики в первом полугодии 2017 года . В его основу положен сценарный подход, а в самом документе представлены три ожидаемых сценария развития российской экономики — базовый, консервативный и целевой. При этом все сценарии прогноза предполагают дальнейшее проведение Центральным Банком России денежно-кредитной политики, направленной на таргетирование инфляции и обеспечивающей значение целевого показателя инфляции в пределах 4% в течение всего периода прогнозирования. Кроме того, все сценарии прогноза основаны на фиксированной базовой цене нефти марки «Юралс» в размере 40 долл США за баррель в реальном выражении (в ценах 2017 г.). Такой подход предполагает взаимную увязку расходов федерального бюджета с нефтегазовыми доходами, рассчитанными при базовой цене на нефть.
Базовый сценарий предполагает сохранение комплекса действующих санкционных ограничений в отношении российской экономики на всем его протяжении, а также ответных мер, предпринятых со стороны России для минимизации их негативного влияния. Этот сценарий прогнозирует постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 году до 2,3% к 2020 году.
В основу целевого сценария положены внешнеэкономические предпосылки, аналогичные базовому сценарию. Его отличие заключается в более высоком демографическом прогнозе Росстата, который предполагает более высокие коэффициенты рождаемости и более высокий миграционный прирост. При реализации целевого сценария ожидается ускоренное проведение структурной перестройки российской экономики, что позволит к 2020 году выйти на показатель ее роста в 3,1% ВВП.
Консервативный сценарий прогноза предусматривает более существенное сокращение роста мировой экономики, дальнейшее ослабление рубля в связи с ухудшением условий торговли и усилением оттока капитала из страны. В этих условиях, по оценкам специалистов, темпы роста ВВП снизится в 2018 году до 0,8% с последующим их восстановлением к 2020 году до 1,5%.
Ожидаемая динамика изменения показателя ВВП по трем основным сценариям прогноза развития российской экономики на 2018-2020 годы, сделанных специалистами Минэкономразвития, приведены в таблице 2 .
Таблица 2
Ожидаемая динамика изменения показателя ВВП по сценариям Минэкономразвития
Если признаки стабилизации российской экономики были отмечены в отдельных ее отраслях еще во втором полугодии 2016 года, то в 2017 году восстановление экономического роста наблюдалось почти во всех отраслях. При этом основными факторами, обеспечившими положительный рост ВВП, стали восстановление запасов материальных оборотных средств (0,7%), рост инвестиций в основной капитал (0,9%) и восстановление потребительского спроса (1,2%) . Главным фактором развития российской экономики в 2018-2020 годах станет рост инвестиционной активности, в основном за счет повышения доли частного капитала. Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал приведет к постепенному увеличению показателя ВВП с 1,0% в 2018 году до 1,3% 2020 году .
По сравнению с предыдущими прогнозами аналитиков Минэкономразвития только консервативный сценарий ориентирован на снижение темпов роста ВВП, в то время как базовый и особенно целевой сценарии предполагают достаточно оптимистичную динамику изменения этого показателя. Очевидно, что одним из определяющих факторов для таких прогнозов стало снижение темпов инфляции до 2,4% уже к ноябрю 2017 года. Другим определяющим фактором стала динамика роста нефтяных котировок. Если в еще начале 2017 года эксперты ожидали колебания цен в пределах 40-50 долл США за баррель, то опять таки в ноябре 2017 года котировки цен на нефть превысили отметку в 60 долл США за баррель. Естественно, это не могло не отразиться на прогнозных сценариях развития российской экономики, сделанных аналитиками Минэкономразвития.
2.2 Прогнозы специалистов Центрального Банка России
Основные варианты прогнозных сценариев развития российской экономики представлены специалистами ЦБ РФ в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов», которые были одобрены Советом директоров 10 ноября 2017 года . При формировании прогнозных сценариев развития российской экономики специалисты Банка России основывались на консервативных оценках инфляционных рисков, а также возможностей экономического роста под действием внутренних факторов. Такой подход привел к устойчивой тенденции укрепления курса рубля в течение 2017 года и, тем самым, внес существенный вклад в снижение инфляции до 2,7% на конец октября этого года.
Банку России удалось целенаправленно сочетать меры государственной политики (применение инструментов рефинансирования) и усилий частного сектора по снижению издержек, укреплению финансового положения и использованию новых возможностей для восстановления и расширения производства в реальном секторе экономики. Комплекс этих мер способствовал смене в 2017 году драйвера роста промышленного производства. Так, еще во второй половине 2016 года увеличение выпуска в промышленности обеспечивалось за счет роста добычи в сырьевых отраслях, но с начала 2017 года основной вклад в повышение этого показателя уже приходился на обрабатывающие производства. Вместе с тем позитивные изменения в экономике пока еще не приобрели системного характера в ведущих отраслях и регионах страны. Поэтому, по результатам 2017 года специалисты Банка России прогнозируют прирост ВВП в пределах 1,7¸2,2%.
Прогнозируя сценарии развития ближайшие российской экономики, специалисты Банка России предполагают, что характер действия фундаментальных факторов не претерпит значительных изменений. Так, с одной стороны, отсутствие возможностей для увеличения добычи сырьевых ресурсов и наращивания объемов их поставки на международный рынок, будет существенно ограничивать потенциал роста российской экономики. С другой стороны, ограничением для роста и модернизации экономики будет выступать целый ряд внутренних факторов. Среди них – невысокое качество управления на всех уровнях, слабое развитие транспортной и логистической инфраструктуры, высокая монополизация, недостаточный объем инвестиций в развитие инновационных технологий, высокая степень износа основных фондов производства. В этих условиях темпы роста российской экономики в 2018-2020 годах, по оценкам специалистов Банка России, будут не выше 1,0¸1,5% при базовом сценарии прогноза ее развития и 1,5¸2% при альтернативном сценарии .
При этом в базовом сценарии замедление темпов роста ВВП российской экономики в 2018 году до 1,0¸1,5% по сравнению с 1,7¸2,2% по оценкам для 2017 года будет связано с предполагаемым снижением цен на нефть и сокращением доходов от экспорта. В течение в 2019-2020 годов ожидается постепенное восстановление темпов роста ВВП до 1,5¸2%. Ожидать более высоких темпов роста ВВП в этом периоде не приходится, поскольку потенциал роста российской экономики пока еще существенно ограничен влиянием структурных факторов.
Альтернативный сценарий предполагает более высокие темпы роста заработной платы, инвестиций и потребления по сравнению с базовым, прежде всего, за счет увеличения среднегодовых котировок цен на нефть до 60 долл США за баррель в 2018-2020 годах. Это несколько увеличит ожидаемые доходы от экспорта сырьевых ресурсов. Однако при сохранении структурных диспропорций в экономике для обеспечения части внутреннего спроса потребуется проведение достаточно масштабных импортных закупок. Поэтому ежегодный прирост показателя ВВП останется на уровне базового сценария и не превысит 1,5¸2%.
2.3 Прогнозы специалистов неправительственных российских организаций
Коллективами специалистов неправительственных российских экономических организаций — Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (ИЭП) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) — о подготовлены свои варианты сценариев развития российской экономики в 2017-2018 годах . При их разработке они исходили из того, что, начиная со второй половины 2016 года, в российской экономике наметился подъем, который сохранится в течение 2017-2018 годов. При этом темпы роста российской экономики будут положительными, но невысокими, а основное влияние на ее развитие, по-прежнему, будут оказывать цены на нефть. С учетом ожидаемой динамики цен на нефть специалистами указанных выше организаций разработаны прогнозные сценарии возможного развития российской экономики в 2017-2018 годах – базовый и консервативный.
Условия базового сценария учитывают положительный тренд в нефтяных ценах в пределах 50-60 долл США за баррель. Наиболее вероятным представляется его сохранение в течение ближайших двух лет. Условия консервативного сценария основаны на нефтяных ценах до 40 долл США за баррель. При любом сценарии коллектив специалистов этих организаций прогнозирует рост показателя ВВП российской экономики. В консервативном сценарии он составит 0,6% в 2017 году и 1,7% в 2018 г., а в базовом сценарии эти показатели увеличатся соответственно до 1,4% и 2,2% . Более высоких темпов роста ВВП в условиях медленного проведения структурных преобразований возможно достичь только при резком повышении котировок цен на нефть до 100 долл США за баррель, но этот вариант в современных условиях представляется маловероятным.
Нетрудно заметить, что оба из рассматриваемых сценариев предполагают сохранение неустойчивости российской экономики на период 2017-2018 годов, а ее стабилизация и перспективы уверенного роста ожидаются не ранее 2019 года. При этом специалисты полагают, что темп роста российской экономики в любом из рассмотренных сценариев не достигнет темпов роста стран, относящихся к лидерам мировой экономики. Вместе с тем в случае стабилизации нефтяных цен или их роста с одновременным замедлением инфляционных процессов в российской экономике может возобновиться рост доходов населения страны. Однако значительного роста потребительского спроса не произойдет, поскольку население предпочтет не тратить деньги, а накапливать их в условиях отсутствия стабильности. Кроме того, замедление инфляции, по мнению специалистов этих организаций, имеет временный характер. Как результат этого они прогнозируют значение показателя инфляции на конец 2018 года в пределах 6%. Как видно, позиция специалистов неправительственных российских экономических организаций отчасти противоречит заявлениям Президента и Правительства страны, которые утверждали, что Россия преодолела кризис еще в 2015 году, а сегодня ее экономика демонстрирует устойчивый рост.
Результаты сравнения вариантов прогнозов зарубежных и российских аналитиков
Анализируя приведенные выше прогнозы развития российской экономики, можно сделать вывод о том, что практически все организации формируют их на основе оценок динамики преимущественно внешних или внутренних факторов. Однако, с течением времени большая часть этих прогнозов достаточно быстро претерпевает существенные изменения. Так, если в первой половине года 2017 года большинство иностранных аналитиков прогнозировали дальнейшее замедление рецессии в России, то в большинстве, базовых сценариев середины года в их прогнозах появляются утверждения о возможности перехода российской экономики к росту уже к концу этого года. При этом, прогнозные оценки разных организаций отличаются друг от друга в пределах от 0,5% до 1,2% (см. табл.3 ).
Таблица 3
Прогнозы роста ВВП российской экономики, в %
2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Минэкономразвития России (10.2017) | — 0,2 | 2,1 | 2,1 |
Центральный Банк России (11.2017) | — 0,2 | 1,7¸2,2 | 1,0¸1,5 (базовый) 1,5¸2,0 (альтернативный) |
РАНХиГС, ИЭП и ВАВТ (01.2017) | — 0,6 | 0,6 (консервативный) 1,4 (базовый) | 1,7 (консервативный) 2,2 (базовый) |
Всемирный банк (06.2017) | — 1,9 | 1,1 | 1,8 |
Европейская комиссия | — | 1,7 | 1,6 |
МВФ (10.2017) | — 0,8 | 1,1 | 1,2 |
Агентство Standart & Poor’s (10.2017) | — | 1,4 | 1,7 |
Агентство Fitch (10.2017) | — 0,8 | 2,0 | 2,1 |