Евангелическо-лютеранская церковь ингрии. Основы вероучения евангелическо-лютеранской церкви Евангелическо лютеранская церковь
А. А. Пастор,
Президент Генерального Синода ЕЛЦ
Сведения об основах вероучения
Евангелическо-лютеранской Церкви
Евангелическо-Лютеранская Церковь относится к западной ветви христианства. Ее вероисповедание и структуры сформировались в 16 в. (после 1520 г.) как результат Реформации, провозгласившей необходимость обновления христианской жизни на основании св. Писания и, в особенности, Евангелия, являющегося фундаментом для всех христианских Церквей. Название отражает принцип следования идеям Реформации, заложенным Мартином Лютером. Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В настоящее время Лютеранская Церковь является государственной Церковью в Швеции (92% населения), Норвегии (93% населения), Дании (95% населения). Лютеранство исповедуется абсолютным большинством верующих Финляндии (90,6%), Эстонии, Латвии (80%). В ФРГ лютеранство исповедует примерно 50% верующих христиан, в особенности в северных землях. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место. Всего в мире около 75 млн. лютеран.
Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI в. Первая по старшинству церковь была построена в Москве в 1576 г., вторая - в Нижнем Новгороде в 1593 г. На протяжении XVI-XVII вв. численность прихожан стабильно возрастала. Резкий рост лютеран в России произошел в результате присоединения к Империи балтийских территорий при Петре I, а также приглашения Екатериной II переселенцев-колонистов в Южную Россию и Поволжье. С тех пор Евангелическо-Лютеранская Церковь является неотъемлемой частью жизни России - лица лютеранского вероисповедания занимали ответственные государственные посты (вплоть до должности государственного канцлера). Первый Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи был принят в 1832 г. и утвержден императором Николаем I. Реорганизация церковных структур после Октябрьской революции завершилась принятием в 1924 г. нового Устава, на базе которого и был создан нынешний Устав.
Основой вероучения (так же, как для православного, католического и иных христианских вероисповеданий) является Священное Писание Ветхого и Нового Завета - единственный источник и твердая безошибочная норма Церковного Учения и деятельности, а также Никейский и Апостольский Символы Веры. Практическое вероисповедание зафиксировано в «Книге Согласия», включающей неизмененное Аугсбургское Исповедание 1530 г., Краткий и Большой Катехизисы д-ра Лютера, Шмалькальденские Артикулы и прочие символические книги.
Основой структуры ЕЛЦ является община. Руководство общиной осуществляется Советом общины. Духовное руководство общиной осуществляется проповедником или пастором. Общины крупного региона образуют Региональную Церковь (епархию). Высшим законодательным органом Региональной Церкви является Синод Региональной Церкви, который определяет также вопросы духовного руководства Региональной Церковью. Синод Региональной Церкви имеет право создавать пробства. Пробства объединяют общины, расположенные в пределах небольших регионов. Высшим руководящим органом пробства является Синод пробства, который избирает Совет пробства. Синод пробства имеет право создавать приходы, объединяющие малые соседствующие общины. Решения общецерковного значения Евангелическо-Лютеранской Церкви принимает регулярно созываемый Генеральный Синод, являющийся высшим законодательным органом ЕЛЦ и состоящий из представителей всех Региональных Церквей и пробств. Генеральный Синод избирает Президиум Генерального Синода во главе с Президентом, а также Архиепископа, осуществляющего духовное руководство Церковью. Евангелическо-Лютеранскую Церковь на территории России образуют Региональная Церковь Европейской России и Региональная Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви входят Региональные Евангелическо-Лютеранские Церкви Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также евангелическо-лютеранские общины Грузии, Беларуси, Азербайджана и Таджикистана. Руководящие и исполнительные органы ЕЛЦ во главе с Архиепископом находятся в Санкт-Петербурге.
Обучение проповедников и пасторов производится Теологической семинарией и специальными курсами.
Основой духовной жизни общин являются регулярные богослужения. Литургическое чинопоследование включает в себя молитвы, чтение св. Писания, проповедь и совершение св. Таинств. В практическую жизнь общин, и всей Церкви в целом, входит диаконическая работа, т.е. оказание помощи людям, находящимся в затруднительных обстоятельствах.
Брак и семья в ЕЛЦ - уважаемый институт. «...брачная жизнь верующих свята, потому что она освящена Словом Божьим... Ибо Христос называет брак Божественным Союзом...» (Апология Аугсбургского Исповедания, артикул 23) «...Бог почитает и превозносит это состояние (брачную жизнь), ввиду того, что Своей заповедью Он санкционирует и защищает ее... Таким образом, Он хочет, чтобы мы тоже почитали это, поддерживали и осуществляли это в жизни, как божественное и благословенное состояние. Потому что, во-первых, Он учредил это прежде всего остального и, таким образом, создал мужчину и женщину, как отдельные личности не для развратной жизни, но для того, чтобы они законно жили вместе, плодились, имели детей, растили и обучали их во славу Божию» (Большой Катехизис). Разводы допускаются, но не одобряются.
ЕЛЦ рассматривает медицину и ее услуги, как дар Божий и не знает никаких ограничений в пользовании лечебными учреждениями.
Члены и служители ЕЛЦ осознают себя гражданами своей страны и относятся с уважением к ее законам. « Об отношении к светским делам наши церкви учат, что законные государственные указы являются благими делами Божиими, и что христиане могут по праву исполнять государственную службу, быть судьями, служить солдатами, заключать законные сделки, владеть собственностью... Они осуждают также тех, кто связывает Евангельское совершенствование не со страхом Божиим и не с верой, но с отказом от мирских дел...» (Аугсбургское Исповедание, артикул 16) «...следует сказать также о повиновении светской власти... потому, что Бог дает и сберегает нам через них, как через наших родителей, пропитание, дом, и двор, защиту и безопасность. Посему... мы тоже должны чтить их и высоко ставить... Кто в сем послушен, усерден и услужлив и охотно делает все, что к оказанию чести относится, тот знает, что он угождает Богу...» (Большой Катехизис, толкование 4-й заповеди) История России показывает, что лютеране всегда являлись надежной опорой государства.
[Церковь Ингрии], одна из действующих на территории России лютеран. церквей. История Е.-л. ц. И. связана прежде всего с ингерманландскими финнами. Ингрия, или Ингерманландия,- историческая область на месте существовавшей в 1618-1703 гг. провинции Шведского королевства с тем же названием.
В наст. время на этой территории находятся: С.-Петербург с пригородными районами (но без Зеленогорска и поселков Ушково, Комарово, Репино и Солнечное), полностью Всеволожский, Ломоносовский и Волосовский р-ны Ленинградской обл., частично Гатчинский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский и Лужский р-ны, а также г. Нарва (Эстония). Эта территория приблизительно совпадает с древней Ижорской землей, входившей в состав Киевской Руси, Вел. Новгорода, а с 1478 г.- Великого княжества Московского. Фин. народ ижора (ижорцы), с к-рым связано название этой территории, придерживался Православия и в наст. время почти полностью ассимилировался с русскими, а не с финнами. В ходе Ливонской войны (1558-1583) и после нее (1589-1595) швед. войска неоднократно вторгались в пределы Ижорской земли. Завоевав Копорье, шведы создали там 1-й лютеран. приход (1585), к-рый прекратил существование после изгнания шведов (1590). В 1609 г. Василий Шуйский заключил союз со Швецией, к-рый предусматривал предоставление Швецией России войска наемников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. Весной 1610 г. рус. и швед. войска потерпели поражение от польск. кор. Сигизмунда при с. Клушине. В 1611 г. шведы заняли Новгород, а затем новгородские земли и Карельский перешеек. После Смуты 1604-1613 гг., серьезно ослабившей Россию, правительство царя Михаила Романова вынуждено было заключить 27 февр. 1617 г. Столбовский мирный договор со швед. кор. Густавом II Адольфом. Под власть шведов перешли Ижорская земля с городами Орешек (Нотебург, ныне Шлиссельбург), Ям, Копорье, Ивангород. Король учредил пров. Ингерманландия, столицей к-рой первоначально была Нарва. К тому времени эта территория обезлюдела из-за многолетней войны, швед. власти насильственно обращали оставшихся русских в лютеранство, фактически вынуждая их бежать в Россию. Швед. феодалы, получившие земли в лен, организовали переселение на них финнов из Вост. Финляндии (племя эвремёйсет) и с Карельского перешейка, из-под Выборга (племя савакот); численность этих финнов к 1640 г. составила 7 тыс., к 1655 г.- 11 тыс. В городах-крепостях возникали, как правило, швед. капелльные приходы, где время от времени служили литургию приезжавшие пасторы: сохранилось свидетельство о таком пасторском визите в Нотебург в 1618 г. В местах же поселения финнов возникали сельские приходы, где пасторы служили постоянно. Старейшим был приход Лемболово (Лемпаала), уже существовавший в 1611 г. (эта дата указана на печати как дата основания Е.-л. ц. И.). В 1625 г. впервые упоминается приход Корписелькя (вероятно, в совр. дер. Корабсельки), позже переместившийся в Токсово; в 1628 г.- Колтуши (Кельтто). В 1630 г. приходов было уже 8, прибавились Скворицы (Скуоритса), Котлы (Каттила), Клопицы (Клопитса) и Сойкино (Сойккола). Приход Ижора (Инкере) охватывал территорию современных городов Колпино и Отрадное, поселков Усть-Ижора и Ульяновка. Церковное здание находилось между Войскорово и Ям-Ижорой. В 1632 г. в Молосковицах была построена приходская церковь из белого известняка; это единственная в Ингерманландии церковная постройка XVII в., руины к-рой сохранились до наст. времени. В церковно-адм. отношении эти приходы первоначально относились к Выборгской епархии, однако в 1641 г. ингерманландские приходы были выделены в церковную провинцию во главе с суперинтендантом, резиденция к-рого находилась в Нарве. Первым суперинтендантом был Хенрик Стахелл. Известны также имена некоторых его преемников - Абрахама Таувониуса и Йоханнеса Гезелиуса-мл., к-рый после служения в качестве интенданта (1681-1689) был епископом Або. Пока длилась Тридцатилетняя война (1618-1648) Россия и Швеция были союзниками. Однако в 1656 г. Россия попыталась вернуть себе территории, захваченные Швецией, и добиться выхода к Балтийскому м. Война закончилась в 1658 г. подтверждением границ, определенных Столбовским договором, после чего последовала 2-я волна переселения финнов, в основном из-под Выборга (племя савакот). В 1686 г. в Шведском королевстве был введен Устав лютеранской церкви, зафиксировавший весьма жесткое подчинение церкви гос-ву. В 1703 г. в ходе Северной войны в состав Российской империи вошла Ингерманландия, где было 28 приходов, в т. ч. и финско-шведский приход св. Марии в только что основанном С.-Петербурге (возможно, он переместился из Ниеншанца, т. е. с правого берега Невы на левый). Лютеране получили в Российской империи свободу вероисповедания, ограниченную только запретом обращения православных в лютеранство. Управление лютеран. приходами осуществлял Святейший Синод; в 1734 г. была учреждена подчиненная ему Консистория евангелических церквей (к-рая ведала также реформатскими церквами). Для лютеран. приходов продолжал действовать швед. Устав 1686 г., причем в некоторые приходы пасторов назначал монарх, и они получали субсидии из российской казны. В 1745 г. прежде единый шведско-фин. приход С.-Петербурга разделился на фин. приход св. Марии и швед. св. Екатерины (располагавшиеся соответственно на Б. и М. Конюшенных улицах). Возникли приходы в Кронштадте (1750) и Гатчине (1793). В результате присоединения сначала Выборга и небольшой части Финляндии (1743), а затем и всего Великого княжества Финляндского (1809) изменилось соотношение между немецкоязычным и финноязычным лютеранством в пределах Российской империи в пользу финнов. Но и на литургии, и в проповеди чаще использовали швед. язык. В XVIII - нач. XIX в. финноязычных лютеран С.-Петербургской губ. называли «маймисты» (фин. maamies - крестьянин); племенное деление на эвремёйсет и савакот этнографы фиксировали до нач. ХХ в. В 1819 г. имп. Александр I учредил Евангелическую генеральную консисторию для управления всеми евангелическими (т. е. лютеран. и реформатскими, а также смешанными - принявшими Прусскую унию 1817) приходами Российской империи. Захарий Сигнеус, еп. Борго (ныне Порвоо), был поставлен во главе этого учреждения. Он не владел нем. языком, к этому времени в результате присоединения к России прибалтийских провинций (Лифляндии, Курляндии, Эстляндии) и иммиграции немцев в Поволжье при Екатерине II большинство лютеран в России стали германоязычными. Поэтому, начав работу над новым уставом, он, чтобы ослабить недовольство верующих, старался учитывать прибалтийско-нем. традиции. Уже после смерти Сигнеуса 28 дек. 1832 г. имп. Николай I утвердил Устав Российской евангелическо-лютеранской церкви (действовавший до 1917). Все лютеран. приходы распределялись между 8 округами, подчиненными консисториям. Ингерманландия вошла в округ С.-Петербургской консистории, ее сельские приходы были объединены в 3 пробства: Северное, Восточное и Западное (городскими приходами управляли Консистории). Церковью в целом руководила Национальная консистория, возглавлявшаяся президентом (лицом светским) и вице-президентом (пастором), в нее входили 8 генеральных суперинтендантов (иногда нек-рые из них именовались епископами, но это был не сан, а должность) и 4 заседателя: 2 пастора и 2 светских лица. В подавляющем большинстве это были немцы. Однако благодаря давлению лютеран Финляндии с 1836 г. фин. приходы получили право служить литургию по-фински. В 1879-1888 гг. президентом консистории был финн Теодор Бруун, благодаря его стараниям с 1886 г. 1 из 2 пасторов-заседателей избирался от фин. приходов. 4 сент. 1863 г. в М. Колпано (ныне М. Колпаны Гатчинского р-на) была открыта семинария для подготовки учителей воскресных школ в фин. приходах. Лютеран. высших учебных заведений в Ингерманландии не было, пасторы обучались, как правило, в Гельсингфорсском (ныне Хельсинкском) или Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. С 1871 г. ингерманландские проповедники приступили к изданию духовной лит-ры (ранее ее привозили из Финляндии), и тогда же начал служение в Африке (в пределах совр. Намибии) самый известный ингерманландский миссионер Мартти Раутанен (1845-1926), обративший в христианство ок. 16 тыс. чел. В XIX в. было открыто неск. новых приходов, но из старых выделялись капелльные, и поэтому численность их росла; на месте деревянных церквей возводились каменные (св. Марии в С.-Петербурге в 1803-1805, св. Николая в Гатчине в 1828, св. Иоанна в Мартышкине (Тюрё, ныне микрорайон г. Ломоносова) в 1831, в Токсове в 1887). Это новое строительство нередко финансировалось членами имп. фамилии. В знак признательности церкви назывались именами их св. покровителей (в лютеранстве допустимо, но встречается редко). После указа имп. Николая II от 17 апр. 1905 г., когда были сняты ограничения на лютеран. миссионерство и отменена уголовная ответственность за отпадение от Православия, лютеранство в русскоязычной среде по-прежнему не имело успеха. Начало первой мировой войны привело к росту германофобских заявлений, к-рые нередко затрагивали и лютеран; запрет публичного употребления нем. языка привел к изданию 1-го сборника лютеран. гимнов на рус. языке (1915).
В 1917 г. в Ингерманландии существовал 21 сельский финноязычный приход; Консистория в С.-Петербурге управляла также 4 городскими приходами (св. Марии в С.-Петербурге, а также в Нарве, Гатчине и Кронштадте) и 2 приходами за пределами Ингрии - в Олонце (Аунусе) и Мурманске. Самыми большими приходами были: в городе - приход св. Марии (15 тыс. верующих), в сельской местности - приход Славянка (Венйоки, церковь располагалась в дер. Пязелево, южнее Павловска; здание сохр.; 13 тыс. чел.); следующим по численности был приход Токсово (11 тыс.). Общая же численность ингерманландцев-лютеран составляла тогда 144-147 тыс. Падение монархии, упразднение Святейшего Синода, а после октябрьского переворота декрет «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» (1918) привели к полной дезорганизации управления лютеран. приходами. В янв.-февр. 1919 г. представители фин. приходов собрались в Петрограде и сформировали Финское отд-ние Петроградской евангелическо-лютеранской консистории, или Комитет финско-ингерманландских евангелическо-лютеранских общин, к-рый в конце сентября даже принял документ об объявлении Финской церкви Ингерманландии независимой, поскольку нем. Консистории более не существовало. Но в это время на Петроград наступал со стороны Эстонии ген. Н. Н. Юденич, ингерманландцы, особенно воцерковленные, активно помогали ему в борьбе с Красной Армией: численность белых ингерманландских формирований достигала 500 чел., командовал ими Георг Эльвенгрен. Когда в окт. Юденич был разгромлен, многие вынуждены были бежать в Эстонию или Финляндию, а на оставшихся обрушились репрессии. 24 нояб. исчез М. Путро, талантливый композитор, автор литургии, к-рую и в наст. время служат в подавляющем большинстве приходов Е.-л. ц. И. 19 пасторов бежали в Финляндию, один умер в Эстонии, в Ингерманландии осталось 4 пастора (в их числе - Юха Сааринен, настоятель ц. св. Марии, отец знаменитого фин. архитектора). 14 окт. 1920 г. РСФСР заключила в Тарту мирный договор с Финляндией.
По одной из статей этого договора РСФСР должна была гарантировать культурную (не обязательно территориальную) автономию ингерманландцев. Советское правительство видело тогда главного врага в РПЦ и в «великорусском шовинизме», что обусловило сравнительно терпимое положение религ. и национальных меньшинств, в т. ч. и финноязычных лютеран, до кон. 20-х гг. Церковь Финляндии получила возможность помогать своим единоверцам по др. сторону границы. В кон. 1920 г. усилиями гл. обр. нем. и латыш. лютеран в Москве был сформирован Верховный церковный совет федерации 3 национальных церквей: Немецкой, Финской и Латышской. 3 марта 1921 г. Российский евангелическо-лютеранский епископский совет официально информировал приходы Ингрии, что отныне они образуют самостоятельный синодальный округ с Консисторией. Формально это означало автономию, фактически - независимость. Представители приходов Ингрии сформировали синод и консисторию, а пробстом избрали Феликса Реландера, гражданина Финляндии, к-рый по уже сложившейся традиции стал именоваться епископом. Однако в февр. 1923 г. Реландер вслед. нервного напряжения заболел и вернулся на родину, где вскоре (в 1925) умер. Его обязанности перешли к консистории из 3 пасторов и 4 мирян. Один из этих пасторов - Селим Ялмари Лаурикалла (1882-1957, настоятель прихода Рябово; церковь находилась на Румболовской горе, ныне сев. окраина Всеволожска) - с 1924 г. стал председателем Консистории (но епископом не именовался). После смерти в 1926 г. настоятеля Гатчинского прихода Оскара Густавовича Пальзы в Ингрии осталось 2 пастора. Однако приходская жизнь продолжалась, проповеди читали миряне, в период репрессий это были женщины. В 1927 г. в приходе В. Никулясы (Мийккулайнен, дер. в Куйвозовском р-не Ленинградского окр., на р. Авлоге, ныне не существует) даже была освящена новая церковь.
В том же году ВКП(б) взяла курс на сворачивание нэпа и коллективизацию. Ингерманландские финны пострадали в этот период не из-за национальной принадлежности, а потому что многие из них были крепкими хозяевами и теперь считались т. н. кулаками. В нояб. 1927 г. Лаурикалла был выслан в Финляндию, и, хотя в 1929 г. он смог вернуться, синод с 1928 г. фактически не работал, а Консистория до осени 1937 г. только фиксировала репрессивные действия властей: аресты, высылки верующих, конфискации церковных денег и зданий. Постановлением Президиума ВЦИК от 8 апр. 1929 г. были запрещены обучение в приходах, работа с молодежью и все виды социального служения. 17 дек. 1929 г. начались массовые аресты и депортации ингерманландцев; до кон. 1931 г. ок. 18 тыс. чел. было выслано в Хибины и в Ср. Азию. В их числе был Аатами Куортти (1903-1997) - проповедник прихода Лемболово, сумевший бежать в Финляндию. В ходе новой волны репрессий в 1935 г., после убийства С. М. Кирова, ок. 7 тыс. ингерманландцев было депортировано в Казахстан, Ср. Азию и Приуралье. В 1936 г. ок. 27 тыс. чел. было выселено из 100-километровой зоны вдоль фин. границы. 27 апр. 1937 г. Лаурикалла был выслан в Финляндию. К кон. 1938 г. в СССР не осталось ни одного легально существовавшего лютеран. прихода, ни одного служащего на свободе пастора. Верующие, невзирая на немалый риск, собирались в частных квартирах или на кладбищах, некоторые проповедницы находили возможность посещать и соседние общины. Из них наиболее известны Катри Кукконен и Мария Каява, к-рых прозвали духовными матерями.
В 1941 г. в Ленинграде все еще оставалось ок. 30 тыс. ингерманландцев. 26 авг. 1941 г., а затем повторно 20 марта 1942 г. было издано постановление «Об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области и города Ленинграда». 26-28 марта 1942 г. было вывезено 88 764 финна и 6699 немцев на поселение в Сибирь. В 1941-1944 гг. на оккупированной гитлеровцами территории начался процесс восстановления лютеранских приходов, однако нем. власти сначала поощряли добровольный переезд ингерманландцев через Эстонию в Финляндию (март-окт. 1943), затем осуществили их принудительную депортацию (на июнь 1944 г. ок. 63 200 чел.). 19 сент. 1944 г. между СССР и Финляндией было заключено перемирие, 10-я ст. к-рого предусматривала возвращение ингерманландцев в СССР. Вернулись ок. 55 тыс., однако селиться в Ленинграде и в области им было запрещено. В окт. 1948 г. им разрешили обосноваться в Карелии, гл. обр. в Петрозаводске и Чалне. После смерти Сталина началось возвращение ингерманландцев из Сибири, и 2 пастора - Пааво Хайми и Юхани Вассели - полулегально крестили детей и совершали литургии на дому. Хотя ограничения на поселение ингерманландцев в Ленинграде и в области были формально отменены постановлением МВД СССР от 13 авг. 1954 г., фактически возвращение было сопряжено с труднопреодолимыми препятствиями. Чаще всего из мест спецпоселения ингерманландцев отправляли в Карелию и в прибалтийские республики. Репрессии привели к массовой гибели ингерманландцев, разрушили традиц. сельский уклад и нанесли невосполнимый ущерб культуре этого народа.
В пределах Ингерманландии продолжали действовать молитвенные группы, собиравшиеся на кладбищах и в частных квартирах. Поскольку лютеран. приходов было немного, таинство Крещения мн. ингерманландцы принимали в правосл. храмах, однако православными себя не считали. По лютеран. представлениям, человека делает христианином таинство Крещения, правильно совершенное - обычно в младенчестве - в любом христ. храме, а лютеранином - обряд лютеран. конфирмации в сознательном возрасте. До сих пор значительную часть прихожан Е.-л. ц. И. составляют крещенные в РПЦ. С 1961 г. фин. литургию начали служить в Нарве и ингерманландцы прилегающей территории Ленинградской обл. могли посещать. Пастор Нарвского прихода Эльмар периодически служил в Петрозаводске, и после долгих проволочек власти зарегистрировали Петрозаводский приход в каноническом подчинении Эстонской церкви: 1-я легальная литургия была отслужена 2 февр. 1970 г. В авг. 1975 г. представители СССР подписали Заключительный документ Хельсинкского совещания, и правовые нормы, касавшиеся свободы совести, стали для СССР международно-правовыми и не поддающимися такому произвольному толкованию, как прежде. 11 дек. 1977 г. была освящена лютеран. церковь в г. Пушкин, хотя до революции она была немецкой, теперь ингерманландцы впервые после войны получили ограниченную возможность воссоздать приход в пределах собственно Ингерманландии. Молодежную группу при этом приходе посещали Арво Сурво и Арри Кугаппи, ставшие впосл. инициаторами воссоздания Е.-л. ц. И. Арво Сурво был направлен на обучение в Таллин, и в дек. 1987 г. архиеп. Эстонии Куно Паюла рукоположил его в пастора. В февр. 1988 г. по его инициативе началось возрождение Губаницкого прихода. 14 мая 1989 г. представители 5 приходов Ингерманландии подписали в Губаницах декларацию о воссоздании Финской евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, «полностью самостоятельной во внутренней жизни», хотя и «признающей авторитет» Эстонского архиеп. Паюла, и образовали Правление во главе с А. Куортти и А. Сурво. 19 июля 1989 г. был зарегистрирован Колтушский приход, 22 февр. 1990 г. получили регистрацию приходы в Нарвуси (Кузёмкино), в Токсове и в Скворицах, в авг.- Гатчинский приход. В 1990 г. Эстонская церковь выделила эти приходы в Ингерманландское пробство, к-рое возглавил пастор Лейно Хассинен, приглашенный из Финляндии. 19 мая 1991 г. в Губаницах архиеп. Паюла рукоположил еще 4 пасторов. 5 нояб. того же года был зарегистрирован приход в Саранске - 1-й миссионерский приход в российской провинции. Поскольку в авг. 1991 г. была провозглашена независимость Эстонии, 1 янв. 1992 г. с согласия Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Ингерманландское пробство было преобразовано в независимую Е.-л. ц. И., зарегистрированную властями РФ 14 сент. 1992 г. На 1-м синоде (19-20 марта 1993) был избран глава церкви Хассинен, к-рый 23 мая того же года был ординирован как епископ в Колтушах. 21 окт. 1995 г. новым епископом был избран, а 20 янв. 1996 г. ординирован Кугаппи, впервые церковь возглавил уроженец и гражданин России. В последующие годы численность Е.-л. ц. И. росла: ее приходы были созданы в Москве (1992), Йошкар-Оле, Олонце (1993), Приморске (Койвисто) (1994), Твери, Мурманске, Сыктывкаре, Питкяранте (1997), образуются приходы и в др. городах, в т. ч. в сибирских. В сент. 1995 г. в Колтушах был открыт Учебно-диаконический центр им. С. Я. Лаурикалла (позже преобразованный в Теологический ин-т Е.-л. ц. И.), обеспечивающий церковным работникам подготовку на уровне бакалавров. епитрахили , казула (аналог фелони) и орнат. Стола, казула и орнат должны быть литургического цвета. Облачение епископа - капа (аналог ризы) и митра . Некоторые пасторы используют также черный таллар (аналог сутаны), к-рый более распространен среди нем. лютеран.
Высший орган управления - синод (из представителей как клира, так и мирян), созываемый ежегодно в окт. в С.-Петербурге в кафедральном соборе св. Марии. Епископ, избираемый пожизненно, осуществляет управление Е.-л. ц. И. по согласованию с Синодальным советом. Е.-л. ц. И.- централизованная религ. орг-ция. Хотя все приходы юридически и финансово самостоятельны, в крупных приходах при наличии 2 кандидатов на должность проводятся выборы - все настоятели приходов, пасторы и диаконы утверждаются в своих должностях Синодальным советом. Епископ осуществляет надзор за соответствием проповедей лютеран. вероучению, а деятельности приходов - канонам Е.-л. ц. И. Нормы лютеран. вероисповедания, сформулированные в Книге согласия (1580), рассматриваются как высшие по отношению к любым каноническим постановлениям Е.-л. ц. И. и не подлежат пересмотру. Св. Причастие понимается как приобщение к Истинному Телу и Крови Господней, и никакие уступки кальвинизму или учению Цвингли в этом вопросе не допускаются. Запрещено жен. священство, есть диакониссы, но это не сан, а название должности в социальном служении. Е.-л. ц. И. безоговорочно осуждает однополые браки и защищает традиц. христ. представление о семье. Наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии и Лютеранской церковью Миссурийский синод (США). C 1991 г. издается ж. «Церковь Ингрии» (обычно 4 номера в год). Е.-л. ц. И. является членом Всемирной лютеранской федерации .
Лит.: Inkerin suomalaisten historia / Ed. S. Halt-Stonen. Jyväskylä, 1969; Pirinen K., Laasonen P., Murtorinne E. Suomen kirkon historia. Porvoo, 1991-1995. 4 t.; Щипков А. В. Во что верит Россия: Религ. процессы в постперестроечной России. СПб., 1998; Junker J., Arkkila R. Nacht und neuer Morgen: Die Evangelisch-Lutherische Kirche von Ingrien in Russland. Gross Oesingen, 2001; Курило О. В. Лютеране в России: (XVI-XX вв.). Минск, 2002; Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в рос. истории: (XVI-XX вв.). М., 2003; Мусаев В. И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX-XX в. СПб., 2004; Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-лютеранской Церкви на северо-западе России, 1917-1945. СПб., 2004.
С. А. Исаев
ЛЮТЕРАНСТВО, одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами.
Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483-1546). М. Лютер родился в небольшом саксонском городке Эйслебен в бедной семье. Его отец дал сыну хорошее образование. Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии.
Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.
Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера.
Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение.
Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (так называемые sola gratia и sola fide). Лютеране считают, что из-за первородного греха человек нуждается в примирении с Богом, а это примирение вместе с прощением грехов являются сущностью оправдания. Христова праведность вменяется верующему, который получает её через Святого Духа. Согласно лютеранству, оправдание человека перед Богом происходит не в результате его заслуг и добрых дел, а по милости Божьей. Лютеране не отрицают того, что верующие должны совершать добрые дела, но утверждают, что сами эти дела являются плодом веры.
В лютеранстве, как и в кальвинизме, принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Лютеране, как и большинство других протестантов, признают единственным источником, правилом и нормой веры Священное Писание. Символы веры и другие принятые традицией положения имеют, согласно лютеранству, лишь подчинённый характер. В лютеранстве отвергаются признаваемое в католицизме чистилище (промежуточное звено между адом и раем), молитвы за умерших, возможность заступничества святых перед Богом.
Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями.
Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Оно обычно совершается у лютеран окроплением, но может совершаться и в другой форме. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. Веря в истинное присутствие в элементах причастия - хлебе и вине - тела и крови Христа, лютеране тем не менее отказались от католической и православной доктрины пресуществления (изменения субстанции) хлеба и вина. Вечеря Господня празднуется в одних лютеранских церквах только раз в году - в Великую Пятницу, в других - значительно чаще. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая - с государством. Закон осуждает, а Евангелие оправдывает. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же - как Божья милость.
Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Прежде облачения были чёрного цвета, теперь же пасторы носят альбу (белое литургическое одеяние), поверх которого надевается ещё одно облачение, различающееся в разных национальных церквах.
Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме неё поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужения совершаются на национальных языках. В XX в. некоторые лютеранские церкви несколько упростили свою обрядность.
Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Рукоположение (ординация) рассматривается в лютеранстве как обычай, имеющий корни ещё в древней церкви, но не считается обязательным. В связи с этим большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны (в некоторых странах, например, в США , существует по нескольку лютеранских церквей).
Вообще лютеранские церкви склонны рассматривать и обрядность, и церковное устройство как сферы адиафоры, то есть того, что безразлично с точки зрения веры, так как оно не подтверждается, но и не опровергается Священным Писанием. Поэтому некоторые обряды можно совершать, но можно и не совершать. Церковное устройство также может быть различным.
В 1947 в Лунде (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация, штаб-квартирой которой стала Женева. Однако эта организация не является каким-то управленческим центром, а лишь призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся, содействовать миссионерской работе.
Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). Сторонники лютеранства образуют большинство населения в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; данные церковной статистики показывают гораздо более высокую цифру, однако значительная часть лиц, формально числящихся лютеранами, на самом деле отошла от религии), Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), на Фарерских островах (38 тыс., или 79%). Из других европейских стран значительные группы приверженцев лютеранства имеются в
В силу определенных причин христианство как изначальная религия разделилось на несколько ветвей, которых друг от друга отличают догматические и культовые особенности. К ним относят православие, католицизм и протестантизм. Именно о последнем направлении мы и поговорим, а точнее о лютеранстве как о его подвиде. В этой статье вы найдете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” - а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий.
Как возникло лютеранство?
XVI век в Европе - это время религиозной революции, которая положила начало новым ответвлениям от основной Все началось с того, что некоторые верующие начали отрицать учение и проповедовать свои собственные догматы. Они хотели реформировать религию согласно Библии. Так возникло реформаторское движение, которое на тот момент затронуло не только религиозную сферу средневековой Европы, но и политическую, и общественную (ведь в то время церковь не была отделена от других областей жизни человека).
Первым, кто высказался против существующего католического курса веры, был Именно он выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал “95 тезисов”. В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры. Конечно, его осудили, назвали еретиком, но начало было положено. Протестантство стало распространяться, и конечно, начали появляться разные течения.
Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты. Они сохранили те догматы, которые написал еще Мартин. Далее появились кальвинисты, анабаптисты и многие другие. Каждый находил свой правильный способ почитания Бога, молитвы к нему и так далее. Что примечательно: в каждом течении появились и свои ответвления, которые разнились лишь некоторыми догмами и способом понимания Библии. Конечно, каждый считал, что он прав.
Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма
Итак, теперь рассмотрим, насколько велика разница между лютеранством и католицизмом, из которого оно, собственно, и вышло. Тут можно сформулировать несколько тезисов:
- Лютеране не признают священников как наместников Бога на Земле. Именно поэтому проповедниками этой веры могут стать даже женщины. Также священнослужители лютеран могут вступать в брак (даже монахи, чего нет в других религиях вообще).
- Из таинств католицизма у лютеран осталось лишь Крещение, Причастие и Исповедь.
- Библия - это главная книга верующего. В ней находится истина.
- Лютеране веруют в (Отца, Сына и Святого Духа).
- Верующие этого течения знают, что судьба у каждого человека предопределена с рождения, но ее можно улучшить добрыми делами и сильной верой. Следует заметить, что именно это положение способствует стремлению к личному обогащению верующих, и в этом нет ничего плохого. Помимо этого, сильная вера способствует искуплению грехов, а не дела верующих, как это происходит в католицизме.
Как видим, разница между этими двумя ветками религий довольно велика. Несмотря на то что лютеранство (протестантизм) и вышло из католицизма, но в конечном итоге с течением времени появились определенные догматы, а также различные направления в нем самом. Отличия были незначительны.
Также следует знать, что лютеране и протестанты (разница между которыми довольно тонкая) не одно и то же. Протестантизм - это более глобальное течение, оно включает в себя все, что откололось в свое время от католицизма. Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство - одно из них.
Таким образом, лютеранин - это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества.
Распространение этой религии в мире
Теперь рассмотрим, насколько распространена в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.
Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов - около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.
Обучение церковнослужителей и их отличие
Также следует заметить, что пастор у лютеран - это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода. Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше. Тут они ссылаются на одну из евангельских истин. Также, как было сказано выше, лютеранская церковь не запрещает становиться проповедниками женщинам, а также вступать в брак.
Подвиды лютеранства
Итак, лютеранин - это верующий, живущий глубоко во Христе. Он знает о его жертве и уверен, что она совершена не напрасно. И это единственное, что присутствует во всех подвидах лютеранства, некоторые из которых будут перечислены ниже (а вообще их несколько больше):
- Гнесиолютеране.
- Конфессиональное лютеранство.
- Лютеранская ортодоксия.
- Евангелистическо-лютеранская церковь и др.
Заключение
Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” Также вполне понятна суть этого направления религии, а также его возникновение и современное распространение в мире. Несмотря на то что существуют подвиды лютеранства, основная идея сохраняется и в них, остальные отличия существуют только в некоторых деталях. Именно они и позволяют сохраняться этим направлениям.
В своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым - теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане» .
История
Вероучение
Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия . Лютеране относят себя к теистам -тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа , распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо , чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха , который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia ), выражаемой в вере (лат. Sola Fide ). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura ). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.
Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение , арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам . Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле [ ] . В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация , венчание , отпевание и ординация .
Теология
Литургическая практика
Лютеране празднуют Литургию как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie , Gloria , Sanctus, Agnus Dei).
Современное состояние
К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах - Всемирная лютеранская федерация , Международный лютеранский совет , Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек) . Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность . Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.
Либеральные деноминации
Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения . В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения - например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ) . Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию . В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.
Конфессиональные деноминации
Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами . В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия . Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет . Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию .
Дискуссионные вопросы
Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков , которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами .
Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями
Лютеранство в странах СНГ
Лютеранство в России
Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.
В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии , первая в СССР , а затем в Эстонии . В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.
Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге . Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).
- После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз - ЕЛКРАС . Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии [ ] . Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ, с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр . Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
- В 1992 году от отделилась Церковь Ингрии .
- В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске . Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России .
- Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) - лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания - дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей . ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
- Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» - Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации . Образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. В 1992 году группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 году Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» становится самостоятельной от Висконсинского синода и вошла в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется шесть приходов, служат четыре российских пастора и пастор-миссионер. Председатель Синода - пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии - пастор Алексей Евгеньевич Ферингер.
Лютеранство на Украине
Распространение
Искусство
Архитектура
В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх - если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях - барочном , затем классическом . С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн . Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.
Музыка
Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов , так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний - Иоганн Себастьян Бах . В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы .
Живопись
В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи . С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме , Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.
Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим .
Графика
Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.
Примечания
- Митрохин Л. Н. Лютеранство // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.:
- Пословицы и поговорки о почтительном отношении детей к родителям для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла
- Наши русские космонавты или впервые в истории человечества Кто первый из русских космонавтов
- Когда нужно квасить капусту в году
- Созвездие Львов: расположение и яркие звезды