Как проходит деловая игра на собеседовании. Деловая игра «Прием на работу. Собеседование. Плюсы и минусы
Кандидаты на должность продавца нередко приходят на собеседование хорошо подготовленными. У них уже есть отработанные ответы почти на все стандартные вопросы рекрутеров. Эта шаблонность мешает оценке. Чтобы вывести кандидатов на чистую воду, мы предложили им «поиграть». Вот эта методика проведения собеседования.
В этой статье вы прочитаете:
- Как провести собеседование по методу Брайана Трейси
- Почему перспективный «продажник» должен быть оптимистом
- Зачем отправлять кандидата за бумагой, цветными маркерами, степлером и синей ручкой
Игры на собеседовании – это креативный метод проведения собеседования, который успешно выдерживают приблизительно двое из десяти кандидатов. Давайте поговорим подробнее, какой эффект дает данная методика проведения собеседования на практике.
Методика проведения собеседования по формуле Брайана Трейси
Согласно методу знаменитого автора книг по продажам и лидерству Брайана Трейси, мы экзаменуем кандидата в три этапа, каждый из которых проходит на новом месте - например, в переговорной, в open space и на территории около офисного здания. На протяжении трех собеседований соискатель постепенно изменяет созданный им образ на истинное лицо. Каждую беседу проводят разные интервьюеры. На первом, формальном этапе кандидату задают стандартные вопросы о нем и его опыте работы.
На последнем этапе он проходит тестовое задание в сфере продаж - обычно это доработка тестового коммерческого предложения или исправление в нем ошибок. Между данными этапами проводится креативное собеседование. Именно на нем мы решили использовать детские игры: «Данетки» и «Кубики историй».
Игра на собеседовании №1. «Данетки»
Использовать эту деловую игру на собеседовании мы начали года три назад, когда поняли, что многие сейлз-менеджеры не умеют задавать вопросы и слушать клиента. Суть игры в том, чтобы разгадать загадку, задавая неограниченное количество наводящих вопросов, на которые можно ответить только «да», «нет» или «неважно». Существует несколько уровней игры - мы используем самый простой.
Правила игры. Соискатель выбирает из набора одну карточку и зачитывает загадку, которая представляет собой некую нестандартную ситуацию. Например: «Отец крестился и стрелял», «Человек попробовал мясо альбатроса в ресторане и покончил с собой» или «Он предал своего короля и женился». Соискателю объясняют правила игры и дают 15 минут на подготовку. При этом мы идем на хитрость: перед кандидатом ставим задачу разгадать «данетку», но на самом деле оцениваем, сколько вопросов и в какой последовательности он задает.
Есть норма: чтобы пройти на следующий этап, кандидат должен задать не менее десяти вопросов к загадке. Важно, чтобы вопросы задавались к разным словам - например, к первой загадке: «Стрелял глазами? Из рогатки? В людей? Отец дочери? Отец сына? Крестился от страха?». Это говорит о том, что соискатель спрашивает целенаправленно, словно копая. Таких «копателей» мы ценим выше всего. Например, был кандидат, который к одной загадке задал более 30 вопросов, - сейчас он успешно работает у нас. Однако нередко случается, что кандидат имеет большой опыт в продажах, но не может задать больше трех вопросов к загадке. Такие «продажники» не способны «дожимать» клиентов и вряд ли принесут нам большую пользу.
Игра на собеседовании № 2. «Кубики историй»
Идея играть с кубиками, как креативный метод проведения собеседования, появилась два года назад. До этого их использовали на тренингах , где топ-менеджеров обучали общению со СМИ. Мы помогали руководителям вспомнить любопытные истории из жизни, способные заинтересовать журналистов. При этом заметили, что каждый из них подсознательно заполняет нейтральную картинку как положительными, так и отрицательными воспоминаниями. Таким образом, кубики как рисуночные тесты выявляют психологическое состояние личности.
Эта детская игра представляет собой набор из девяти кубиков с шестью изображениями на каждом. Картинки классифицируются в зависимости от цвета набора: предметы (оранжевый), действия (голубой), путешествия (зеленый). Чаще всего мы используем оранжевый набор (рисунок), чтобы дать соискателю возможность придумать действие, объединяющее выпавшие предметы. Важно, чтобы история была позитивной, так как необходимо обеспечить доброжелательную атмосферу в небольшом офисе (34 человека) и дружеские отношения с клиентами.
Правила игры. Мы просим соискателя выбрать три кубика на его вкус и бросить их. Кандидат может создать свою последовательность картинок, но менять кубики на новые нельзя. Он должен связать три изображения в рассказ о предыдущем месте работы или о своих профессиональных планах. Мы оцениваем настроение, которое передает история: если оно негативное, то, скорее всего, кандидат нам не подходит. В виде исключения мы однажды взяли на работу подобного претендента, однако в итоге работник так и не прижился в коллективе.
Например, недавно к нам пришли два кандидата. Одному из них выпали кубики с изображениями стрелы, пчелы и дома. Соискатель рассказал позитивную историю о том, что на предыдущем месте он был целеустремленным («стрела»), трудился как пчелка, благодаря чему заработал себе на дом. Второму кандидату выпали похожие изображения: пчела, здание и парусник. И он рассказал совершенно другую историю - о том, что его начальник был агрессивным и чересчур требовательным («жалил, как оса»), не оставляя времени на семейную жизнь («вдали от дома»). В итоге из‑за конфликта с начальством ему пришлось уволиться («отчалить, как парусник»). Однако на формальном этапе собеседования этот соискатель рассказывал, что ушел с предыдущего места работы ради дальнейшего развития. В итоге мы взяли первого «продажника», и сейчас он успешно работает в нашей компании.
Иногда вместо кубиков мы используем игру «Имаджинариум», в которой надо придумать ассоциацию к абстрактной картинке - так, чтобы ее никто не отгадал. На собеседованиях мы предлагаем модифицированный вариант: кандидат вытаскивает из колоды одну карточку и описывает, какие ассоциации вызвала у него картинка. Здесь, как и в случае с «Кубиками историй», главное - понять настрой человека и выявить стереотипы его поведения. Если соискатель мыслит негативно, собеседование он не пройдет.
Результат деловых игр на собеседовании
Метод проведения собеседования с использованием игр эффективно в двух направлениях.
Во-первых, мы видим реакцию кандидата на предложение поучаствовать в деловой игре на собеседовании. Если в ответ он проявляет агрессию или страх, это ставит под сомнение его профессионализм, о котором он уверенно говорил на формальном этапе собеседования. Ведь хорошего сейлза сложно удивить или застать врасплох. Если кандидат выказывает излишнее недоверие к креативному методу проведения собеседования, то, скорее всего, он не готов работать в нестандартной ситуации и из‑за этого может потерять заказчиков. К примеру, у нас есть зарубежные клиенты, которые не располагают офисом в Москве и поэтому назначают встречи исключительно в гостиницах или аэропортах. Если менеджер по продажам испугается нестандартного формата переговоров, то сделка, вероятнее всего, не состоится.
Во-вторых, использование игр на собеседовании помогает вывести соискателя из психологического равновесия. Он не знает, как «правильно» выполнить поставленные задачи, у него нет возможности спрятаться за заученные шаблоны и ответы. Это позволяет увидеть реальный психологический портрет кандидата на должность сейлз-менеджера. Этап креативного собеседования обычно проходят два претендента из десяти.
После внедрения игровых методик проведения собеседования и ряда других мер текучесть персонала в компании снизилась на 9%. Менеджеры по продажам, которых мы отбирали с помощью игр несколько лет назад, до сих пор в полном составе работают с нами.
В арсенале менеджера по подбору персонала имеется много методик: как классическое интервью, так и психологическое тестирование. Однако ни одна из них не способна предоставить реальную информацию о человеке, ведь зачастую он дает желаемые для работодателя ответы. И не всегда идеальный кандидат становится безупречным работником.
Создатели метода отбора с помощью ролевой игры уверены, что человек способен раскрыться только в действии. И потому многие работодатели используют именно этот способ. Ведь живые жизненные ситуации помогут взглянуть на то, как поведет себя соискатель в условиях потенциальной работы.
Преимущества ролевых игр при подборе персонала
Метод инсценировки может быть использован при приеме на работу работников разных уровней – от продавцов-консультантов до менеджеров высшего звена. С помощью него работодатель без труда оценит готовность кандидата к решению нестандартных задач, его личностные качества и модели поведения, имеющиеся у него компетенции, ценности и взгляды.
Ролевые игры предоставляют кадровикам ряд возможностей:
- вы сразу сможете определить соискателя, который ведет себя естественно, открыто и адекватно;
- вы увидите реальное рабочее поведение соискателя;
- вы увидите, у кого из кандидатов проявляются нужные в данной профессии качества, например, конфликтность или неконфликтность, стрессоустойчивость, фантазия, умение работать в команде и другие;
- вы оцените определенные навыки, а не только знания;
- вы сможете оценить профессиональный потенциал соискателя;
- вы увидите реальные поведенческие реакции человека на определенную задачу;
- вы без труда отличите уверенного в себе и инициативного работника;
- вы определите, кто из соискателей в состоянии четко формулировать свою позицию и мысли.
Разновидности ролевых игр
Ролевые игры могут быть разнообразными по содержанию, форме проведения и продолжительности. Чаще всего работодатель ставит соискателя в заранее сконструированную им ситуацию, где сам выступает в определенной роли. Игра принимает форму диалога. Можно также составить такой сценарий, в котором будут одновременно участвовать несколько кандидатов на должность. Тогда вы сможете сравнить их и быстрее выбрать лучшего.
Существует несколько разновидностей ролевых игр:
- профессиональные – это инсценировки, в которых человек проявляет свои профессиональные компетенции;
- личностные – человек проявляет личностные свойства, ценности и поведенческие стратегии;
- игры на известном или неизвестном оцениваемому материале (сфера деятельности, должность);
- включенные – участник должен полностью принять определенную роль и действовать исключительно из нее;
- не включенные – участнику нужно оценить действия неких людей со стороны и ответить, что бы он сам сделал в данной ситуации;
- структурированные – игры с четко проработанной структурой, большим количеством деталей и данных;
- слабоструктурированные – требующие от соискателя продемонстрировать уровень его поведенческой и мыслительной гибкости, его реальные навыки.
Разработка и проведение ролевых игр
При разработке ролевых игр важно, чтобы предлагаемая потенциальному работнику ситуация содержала достаточно информации для анализа. Важно также, чтобы она не была перегружена лишней информацией. Безусловно, можно подобрать уже готовый сценарий, однако важно учитывать, что он не в полной мере будет соответствовать нюансам работы в вашей организации, и не исключена возможность того, что соискатели уже сталкивались с выбранными упражнениями.
Поэтому лучше составить собственный сценарий игры. Прежде чем приступить к его написанию, четко продумайте цели: инсценировка нужна для общего ознакомления с определенным навыком, для привлечения внимания соискателя к определенной проблеме или изучения его поведения в некой ситуации. Далее необходимо составить сценарий и провести игру с включением ее стандартных компонентов:
- описание ситуации с введением персонажей, роли которых будут исполняться;
- составление памяток для участников игры;
- характеристика различных ролей;
- проведение устного инструктажа с указанием целей игры и времени, которое на нее выделяется;
- обсуждение упражнения;
- подведение итогов.
Пример ролевой игры
Для того чтобы изучить способность будущего работника к умению вести переговоры, может быть использована уже разработанная специалистами по персоналу ролевая игра «Царские орехи». Предложите участникам следующую ситуацию:
Вы работаете в одном из крупнейших НИИ Министерства обороны, в лаборатории биологических исследований. Недавно руководство было вынуждено провести сокращение штата персонала. Уволившиеся сотрудники создали фармацевтическую фирму. Два дня назад вам поступило сообщение из Министерства о том, что запасы захороненного химического оружия дали утечку. Из-за этого может пострадать население целого региона, и его территория станет непригодной для проживания несколько десятилетий.
Ваши сотрудники знают способ нейтрализации токсинов с помощью специального препарата, для создания которого нужна скорлупа «царского ореха». Однако их запасов нет, а на улице зима. Но известно, что 120 кг орехов есть у одного из предпринимателей. Ваши уволившиеся сотрудники, отношения с которыми у вас довольно натянутые, тоже желают купить орехи. Ситуация осложнена тем, что вы не можете заплатить за товар свыше 120 млн рублей. Руководство предложило вам встретиться для переговоров с бывшими сотрудниками, чтобы те уступили вам право на покупку орехов. Вы уже назначили встречу завтра на полдень…
Внимательно прочитайте ситуацию. Затем разработайте тактику и стратегию ведения переговоров. Ваша цель: заключить договор с представителями частной фирмы.
Такой нестандартный способ проведения собеседования, как ролевая игра, предоставит кадровику очень много возможностей – он сможет без труда выбрать именно того человека, который подойдет на определенную должность. Однако он требует серьезной подготовки, четко продуманной структуры и целей игры.
Деловая игра “Как устроиться на работу?»
Цели:
Образовательная. Дать учащимся необходимые сведения о трудоустройстве.
Воспитательная. Способствовать воспитанию личностных качеств необходимых при трудоустройстве.
Развивающая. Расширять кругозор учащихся о предприятиях города.
Задачи:
Познакомить учащихся со способами трудоустройства. С документами необходимыми при трудоустройстве. Учить деловому письму.
Использовать межпредметные связи, расширять знания учащихся о государственных и частных предприятиях города, способствовать расширению словарного запаса.
Развивать у учащихся умения самопрезентации и формировать навыки делового общения.
Ожидаемый результат: у учащихся закрепляются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни.
Форма органи зации деятельности учащихся на мероприятии: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
Плакат «Как устроиться на работу»
Новые слова по 3 способам трудоустройства
Карта план - города Арзамаса.
Документы: Трудовая книжка, паспорт, медицинская справка, аттестат об образовании, фотографии 3х4, медицинский полис, страховое свидетельство, военный билет.
Ход мероприятия:
У меня растут года.
Будет и 17
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Ведущий: В конституции РФ записаны удивительные слова о труде, о том, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд. На труд творческий, созидательный, счастливый.
В вашей жизни наступит момент, когда вы пойдете работать. Трудовая деятельность – необходимое условие жизни людей. Труд является важнейшей обязанностью каждого способного к труду гражданина.
На нашем занятии мы постараемся узнать:
Об основных направлениях трудоустройства
О документах, которые нужны при поступлении на работу
Вспомним предприятия города и найдем их на карте.
О том, как нужно вести себя при трудоустройстве, как нужно общаться.
Вот об этом мы и узнаем во время деловой игры, которая называется:
«Как устроиться на работу?».
Принимают участие две команды: учащиеся 8 и 9 классов.
Каждый из вас примет участие в разыгрывании ситуаций и их обсуждении. И мы думаем это поможет вам в дальнейшем найти занятие по душе.
Жюри будет оценивать ответы команд, и выставлять баллы.
В состав нашего объективного жюри входят:
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
Ведущий:
Задание - разминка: по очереди называем, где можно найти работу, побеждает тот, кто больше назвал источников информации:
Центр занятости населения /Обращение в ЦЗН экономит время, здесь вы быстро получите информацию/
Объявления в газетах. / Это один из реальных и эффективных методов поиска информации/
Объявления на улице. / На проходных предприятий, по радио, по местному телевидению, на доске объявлений/
Отдел кадров предприятий, учреждений.
Торговля./Здесь нужны люди не только торговых специальностей/
Ваши друзья, знакомые, родственники, соседи.
Ярмарки вакансий. /Где вы можете получить информацию о предложениях на рынке труда/.
Жюри подсчитывает, у кого больше, выставляют баллы.
Ведущий: А сейчас мы познакомимся с некоторыми из этих способов.
Звучит музыка.
Появляются 4 человека, 3 подходят к доске объявлений, 1 покупает газету.
Девочка торгует газетами, рекламирует их.
Разыгрывается ситуация около доски объявлений.
Доска объявлений.
ЦЗН
ОК
ЧП
(висят объявления)
Сценка.
Свежие газеты. Свежие газеты. Информация. Покупайте газеты, не проходите мимо!
Посоветуйте мне, пожалуйста, какую купить газету, чтобы было больше информации о трудоустройстве.
Посмотрите газету «Из рук в руки», здесь много объявлений. Газета «Биржа» здесь дается полная информация о трудоустройстве по разным специальностям. «Арзамасские новости» на последней странице, информация кто ищет работу.
Я решила купить газету «Арзамасские новости». Большое спасибо вам, я нашла то, что мне надо.
Желаю вам удачи!
Двое ребят срывают объявления из ЦЗН, третий – частного предпринимателя.
/начинается диалог между ними/
Ой, привет! Вы что тут делаете у доски объявления.
Да, мы тут встретились, объявления читаем, работу ищем. У меня зарплата маленькая, ищу, где больше платят. Решил сходить на биржу, может что предложат.
А меня сократили с работы, хочу попробовать к частнику, там хоть деньги платят, попробую продавцом поработать.
А я вот газету купил, хочу сходить на завод АМЗ, требуются слесаря.
Ну, счастливо вам всем!
Ведущий: Мы с вами остановимся на трех способах выбора работы:
ОК /отдел кадров/
Ведущий:
Задание: Я предлагаю командам по очереди ответить на вопросы.
Скажите, как расшифровать ЦЗН /центр занятости населения/.
Как ЦЗН называют в народе? /Биржа труда/
Что такое биржа труда? / Государственное учреждение по найму рабочей силы/.
Чем занимается ЦЗН? /трудоустройством/.
Что ЦЗН может предложить человеку, которому никак не удается найти работу по своей специальности? /переобучение/
Назовите адрес ЦЗН и указать красной звездочкой на карте города. /улица Пландина, дом 25-а.
Жюри подсчитывает баллы.
Ведущий:
Представьте такую ситуацию, человек ищет работу и обращается за помощью в ЦЗН. А я работник этого центра.
Сценка.
Входит молодой человек.
М.Ч.: - Здравствуйте!
Ведущий: – Здравствуйте! Чем я могу помочь Вам?
М.Ч.: – Я ищу работу. Решил обратиться к вам за помощью.
Ведущий: – Вы где-то работали раньше?
М.Ч. : – Да, на заводе. Вот попал под сокращение. Да и зарплата маленькая. А у меня семья.
Ведущий: – А кто вы по специальности?
М.Ч.: – Плотник.
Ведущий: - Какое у вас образование? Что вы закончили?
М.Ч. : – После школы закончил училище.
Ведущий: – Чтобы мы могли поставить Вас на учет, вам необходимо представить следующие документы:
Паспорт
Трудовую книжку
Справку с предыдущего места работы о заработной плате
М.Ч. : – Вот у меня паспорт и трудовая книжка.
Ведущий: Хорошо! В следующий раз принесете справку о зарплате. Сейчас заполните анкету. И я вам дам вот такой обходной лист. Здесь отмечены пять предприятий, на которых вы должны побывать и узнать, не требуются ли им работники вашей специальности. Возможно, Вам предложат работу. Если нет, то директор должен расписаться в этом обходном листе. Тогда Вы приходите опять к нам, после этого мы поставим вас на учет. Но может получиться так, что вы не сможете устроиться по своей специальности, мы предложим вам переобучение по специальностям:
Электрогазосварщик
Штукатур-маляр
Продавец
Швея
Парикмахер
Повар
Вывод: Мы с вами разобрали первый способ трудоустройства на работу - в ЦЗН вас протестируют, и по результатам определят ту профессию, в которой больше способностей и есть интерес.
Ведущий: - А какие промышленные предприятия есть в нашем городе? Отметьте на ваших картах предприятия города, звездочками синего цвета.
Ведущий: На каждом предприятии есть ОК, а кто мне скажет, как расшифровать это слово?
Правильно отдел кадров, где принимают на работу.
Давайте представим, что в отдел кадров АМЗ (Арзамасский машиностроительный завод) пришел выпускник нашей школы, устраиваться на работу, он нашел объявление в газете, по специальности – слесарь.
Чтобы устроиться на работу надо представить документы.
Я предлагаю следующее задание: из предложенных документов, выбрать те которые необходимы для устройства на работу
/разложить на столе документы/
Трудовая книжка
Паспорт
Медицинская справка
Аттестат об образовании
Фотографии 3х4
Медицинский полис
Военный билет
Страховое свидетельство
Учащиеся выполняют задание.
Жюри подводят итоги.
Ведущий:
При поступлении на работу пишут заявление на имя директора того предприятия, куда устраиваются.
Задание: написать заявление на имя директора /выполняют команды/.
Жюри подводит итоги.
Вывод:
Мы с вами разобрали второй способ трудоустройства на работу – отдел кадров. Узнали, какие нужны документы при трудоустройстве, научились правильно писать заявление на имя директора.
Ведущий:
Каждый человек может понимать счастье при устройстве на работу к ЧП (частный предприниматель).
Что это означает?/расшифруйте/
Правильно частный предприниматель. Много работает людей у частных предпринимателей, и зарабатывают себе на жизнь. Давайте представим, что мы пришли устраиваться к ЧП.
Разыгрывается ситуация.
Здравствуйте.
Добрый день. Вы по, какому вопросу?
Я хочу устроиться на работу.
А где вы учились и работали?
Я работала швеей на швейной фабрике.
Если не секрет, почему вы уволились?
У меня была маленькая зарплата.
А что вы умеете делать?
Я умею шить, готовить, а ещё помогала тете торговать на рынке.
Хорошо. У нас есть место продавца продуктами, в крытом рынке. Вас устраивает это место?
Скажите, какая зарплата и график работы.
Послушайте условия. График работы 2 через 2. Отпуск, когда сможем мы дать, как нам будет удобно. Зарплата сдельная. Если вас устраивает, собирайте документы и вам необходимо купить патент.
Патент – это документ, дающий право на торговлю.
Раз в три месяца будите проходить медицинский осмотр, потому что вы имеете дело с продуктами. Медицинскую книжку купите на свои деньги и заплатите за медицинский осмотр. Потом приходите к нам. Мы вас ждем. До свидания.
Ведущий:
Есть ещё одно условие, которое необходимо выполнить при устройстве на работу – это собеседование, которое проводит с вами директор того предприятия, куда вы хотите устроиться на работу. Так в личной беседе он попытается лучше вас узнать, поэтому вы должны показать себя с лучшей стороны, а это самопрезентация.
Задание командам: на листах бумаги написать, какие правила поведения должен соблюдать человек, когда он приходит на собеседование, при трудоустройстве на работу.
Как должен вести себя человек, как должен держаться, говорить?
Разыгрывается ситуация.
Представьте, что я директор фирмы, предприятия, а вы пришли устраиваться на работу. Я предлагаю вам 2 минуты на обсуждение. Представьте себя так, чтобы мне захотелось принять вас на работу (от каждой команды по одному человеку, учащиеся представляют себя, устраиваясь на работу).
Памятка.
Правила поведения при собеседовании.
Внешний вид: делового характера. Одежда аккуратная и неброская.
Поздороваться.
Представиться назвать Ф.И.О.
Улыбайтесь.
Держитесь уверенно, расслабленно.
Говорить спокойно, следите за своей речью.
Не отгораживайтесь от собеседника руками, сумкой, пакетом, папкой.
Ведущий:
Мы с вами на занятии рассмотрели три способа трудоустройства на работу. Назовите их:
ЦЗН /Центр занятости населения/
ОК /отдел кадров/
ЧП или ИП \частный предприниматель, индивидуальный предприниматель/
Вот эти три направления помогут вам устроиться на работу, вы теперь знаете куда обращаться, какие необходимы документы.
Для того чтобы найти работу, её надо искать. Сама по себе она не находится. Необходимо приложить ум, силу, ловкость, хитрость, для того, чтобы добиться её. А потом использовать все- то же самое для того, чтобы ее сохранить. Успехов Вам!
Ведущий:
Корень многих наших бед,
Убийца всех достоинств в человеке – безделье.
И позорнее – в веки
Пороки в людях не было, и нет
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл.
Ведущий: Слово предоставляется жюри. Посмотрим, кто же оказался наиболее подготовленным. Всем командам дарим памятки. Победителей награждаем.
Вас ждут заводы впереди.
Профессий разных старты
Но начинаются пути
Всегда от школьной парты.
Желаем вам удачи!
Приложение
Директору ОАО «Радуга»
Иванову С.В.
Петрова Василия Григорьевича
Прошу принять меня на работу старшим инженером с 19.11.2012 г.
18.11.2012 Петров
Как написать заявление на прием на работу
Бланк заявления о приеме на работу имеет такую же структуру, как обычное заявление. Пишется на имя руководителя организации, от руки на листе бумаги формата А 4 или набирается на компьютере. В тексте указывается предполагаемая должность и дата приема на работу.
Заявление отправляется в личное дело сотрудника и на его основании издается приказ о приеме на работу.
Также при устройстве на работу соискателю необходимо предъявить следующие документы:
паспорт;
ИНН;
трудовую книжку;
страховое свидетельство пенсионного фонда;
документы воинского учета;
документ об образовании.
Профессиональное тестирование - обычная практика при подборе многих специалистов. А как иначе проверить их квалификацию? Однако у соискателей, желающих найти работу в сфере продаж, нередко вызывают недоумение задания, предлагаемые им на собеседованиях. Давайте разберемся, зачем нужны эти задания и как с ними лучше справиться.
Профессиональное тестирование - обычная практика при подборе многих специалистов. А как иначе проверить их квалификацию? Однако у соискателей, желающих найти работу в сфере продаж, нередко вызывают недоумение задания, предлагаемые им на собеседованиях. Давайте разберемся, зачем нужны эти задания и как с ними лучше справиться.
Обычно никто не возмущается, когда работодатели проверяют скорость печати у претендента на должность секретаря, знание иностранного языка у переводчика и т. п. Однако некоторые тесты вызывают порой недоумение. Например, проверки «продажников». Вот как они сами возмущаются по этому поводу на форуме нашего сайта Работа.ру:
- На интервью мне предложили продать кадровику ручку. Я подумал, это они над нами смеются, что ли? Делать им нечего?
- Попалась в одной фирме такая девочка-рекрутер. После этой «ручкопродажи» мне отказали. Спонтанно ничего в голову не лезет, и так на собеседование с волнением идешь, а тут еще это!
- Это тест на профессиональную непригодность. Беда в том, что эйчары этого не понимают. Хороший «продажник» никогда не начнет «втюхивать» товар. Он сначала определит потребность потенциального клиента и выделит функциональные возможности товара в соответствии с ней. Следовательно, профессиональный «продажник» от презентации товара откажется, а слабый, но активный начнет процесс «втюхивания». Только эйчар, к сожалению, оценит все строго наоборот.
Я тоже уверен, что нормальный «продажник» никогда в жизни не сможет продать кадровику ручку. Знаете почему?! Потому что он ему не заплатит за нее, не сделает заявку на следующий месяц, и, следовательно, не будет процентов, даже если кандидат и расскажет, что это эксклюзивная ручка ручной работы, сделанная известным мастером по специальному заказу под торговой маркой «Икс» ограниченным тиражом, и она очень подходит по цвету, например, к глазам эйчара. Он эту ручку не сможет продать, так как у него ее попросту нет! Естественно, этот тест только для всяких «левых» менеджеров по продажам, торгпредов и мерчендайзеров, а нормальный «продажник» выходит на клиента с предложением, от которого невозможно отказаться. Один раз меня тоже попросили продать ручку, только не эйчар, а коммерческий директор. И я все равно «отболтался» теми же доводами: как можно продать человеку цистерну хлоргидрина, если ему нужен апельсиновый сок?
Тесту быть
Тест для «продажников», получивший столь негативную оценку посетителей нашего форума, относится к ролевым играм, которые нередко используются менеджерами по персоналу при подборе кадров. Понятно, что соискатели волнуются на собеседовании и им непросто играть в «странные игры». Тем не менее, подобная практика оправдана. Многие компании предпочитают брать на должности менеджеров по продажам именно таких людей, которые не застесняются, не потеряются, не начнут возмущаться бессмысленностью задания, а подумают минуту-другую и с энтузиазмом и даже удовольствием продадут вам не только ручку (которую первый раз в жизни видят), но вообще что угодно. Так что смысл таких проверок прост. Как правило, рекрутеру совсем не важно, что именно вы будете говорить, главное - насколько в вас будет видно желание справиться с заданием. В конце концов, большинство компаний обучает новых сотрудников техникам продаж и проводят тренинги по своим продуктам, прежде чем «выпустить их в жизнь». И задача кадровика - выбрать людей активных, уверенных в себе, коммуникабельных - в общем, будущих идеальных продавцов. Которые и клиентов не обидят, и доход принесут немаленький компании и себе.
Как это бывает
В любом случае, если вы ищете работу в сфере продаж, негативное отношение к разного рода «играм» свидетельствует о профнепригодности. Продавец должен быть отчасти актером, причем бодрым, заинтересованным и доброжелательным. Вот эти качества и хотят выявить кадровики в кандидатах, используя для этого всевозможные «игры». А не нравится - ищите себя в другой профессии.
Ролевые игры используются при подборе персонала во многих крупных современных компаниях. Например, в российском отделении швейцарской компании The Swatch Group, лидере мировой часовой индустрии, профессиональное тестирование кандидатов осуществляется обязательно. Менеджеры отдела персонала рассказывают, что с претендентами на должности продавцов проводится коллективное интервью, в котором участвуют 4-6 человек. После привычных рассказов о себе соискатели приступают к ролевым играм. Им даются различные задания, в том числе, сказать друг другу максимальное количество комплиментов - кто больше; продать товар - ту же ручку; обслужить сразу нескольких «клиентов» - ведь важно никого не обойти вниманием, даже если покупатели требуют его одновременно. Когда кандидат не тушуется, выдвигает идеи, улыбается, то его с удовольствием возьмут в штат.
Играйте! И работайте!
Многие нынешние работодатели приглашают на стартовые должности в продажах молодых людей и девушек без опыта работы. Главная ставка делается на личные качества соискателей, на их трудовой потенциал. Разумеется, если речь идет о менеджере по продажам с большим стажем, вряд ли ему предложат поиграть, скорее, попросят рассказать о прошлых достижениях и предоставить рекомендации. Правда, случается всякое. Так что, если вам хочется развиваться именно в сфере продаж или трудоустроиться в определенную компанию, не нужно бояться никаких заданий, играйте с удовольствием — и, может статься, вы получите желаемую работу.
Деловая игра позволяет имитировать профессиональную деятельность, ее участники оказываются в условиях, которые близки к реальным, и имеют возможность объективно оценить свои силы и знания. Целью деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу" является с оздание условий для формирования у студентов навыков эффективного поведения при поиске работы. Студенты техникума знакомятся с элементами процесса отбора персонала, осваивают приемы и методы самопрезентации, получают знания о прохождении собеседования при приеме на работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Собеседование при профессиональном найме на работу
Цель игры:
Создать условия для формирования у студентов навыков эффективного поведения при поиске работы средствами деловой игры.
Задачи:
- ознакомить студентов с элементами процесса отбора персонала;
- освоить приемы и методы самопрезентации;
- обучить правилам написания резюме;
- дать представление о прохождении собеседования;
- показать необходимость четкого и точного описания работы для адекватного определения требуемых характеристик сотрудника;
- научить проводить отборочное собеседование;
- дать представление о необходимых этапах процесса приема на работу.
Количество участников: 9 - 12 человек
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Участники игры:
В качестве работодателей, соискателей и экспертов: студенты 3 курса очного обучения ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» специальности «Гостиничный сервис»
Ход занятия:
- Организационный момент
- Ведущий рассказывает о целях и задачах игры и представляет участников
- Основная часть. Деловая игра «Собеседование при профессиональном найме на работу»
- Подведение итогов занятия.
Ход игры
- Объявление (приложение Г).
- Показ фильма об отеле «Снежный»
- Работодатель выступают перед соискателями с представлением имеющихся вакансий
- Соискатели идут на собеседование
- Кадровая комиссия проводит собеседование с каждым из пришедших соискателей лично.
- Кадровая комиссия делает выбор в пользу того или иного соискателя и обосновывают свой выбор, выступая перед группой.
- Эксперты оценивают работу кадровой комиссии отеля при собеседовании.
Описание игровой ситуации :
Игра представляет собой моделирование процессов, возникающих при приеме на работу. Участники игры исполняют роли сотрудников организации, принимающих на работу, и претендентов на вакантные должности.
В отель «Снежный» требуется администратор.
На роль директора фирмы выбирается наделенный лидерскими задатками студент. Он вместе с группой решает, какую фирму они будут открывать (важно, чтобы интересы совпадали). Он же выбирает себе двух помощников - секретаря и двух сотрудников фирмы (старшего администратора и менеджера по персоналу). Трое студентов играют роль соискателей на вакантную должность.
Заранее дома готовятся резюме, которые обсуждаются принимающей стороной. В резюме указываются реальные биографические данные, требования к оплате труда, пожелания, знания и умения. Каждый из участников должен пройти собеседование, в котором должно проявиться умение рекламировать себя как работника на рынке труда.
Представители организаций формируют требования к претендентам, составляют список вопросов для проведения собеседования, определяют лиц, проводящих собеседование.
Претенденты на вакантную должность разрабатывают свою профессиональную биографию и формируют стратегию поведения на собеседовании.
Цель каждого претендента – постараться поступить на работу в отель «Снежный», конкурируя друг с другом.
Цель отеля – отобрать наиболее пригодного, на их взгляд, специалиста.
Открывает занятие "директор" короткой презентационной речью, в которой рассказывает об отеле, о направлении ее деятельности, о перспективах, о кадровой политике. Показ видео ролик.
Затем слово предоставляется менеджеру по персоналу, который рассказывает о требуемой вакансии.
Затем сидящие за одним столом директор, старший администратор и менеджер по персоналу приглашают желающих поступить на работу пройти собеседование. Во время собеседования на экране проектора показывается резюме соискателей. Принимающими оцениваются деловые и коммуникативные качества претендентов, их умение находить способы решения сложных проблем (приложение В). Вопросы к собеседованию тщательно продумываются (приложение Б) и заносятся в специальный бланк (приложение А).
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур. Кадровая комиссия совещается (5-10 мин) и принимает решение приеме на работу из числа прошедших собеседование. При этом фирма может не взять ни одного кандидата.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (директор) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Заключительный этап - подведение итогов. Комиссия объявляет список принятых, комментируя, чем мотивирован выбор.
Проводится анализ игры, рассматриваются вопросы, задаваемые на собеседовании.
Ведущий предлагает участникам игры рассказать о трудностях, с которыми столкнулись, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих.
Вводное слово ведущего . Вы решили принять участие в собеседование на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям о деловом стиле. Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Собеседование - это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки. В ходе интервью на собеседовании надо постараться убить двух зайцев - выяснить профессиональную компетентность кандидата и понять, насколько кандидат подходит вашей компании как личность. Задача не из простых и требует особой подготовки. Прежде всего, надо понять, что вы будете оценивать, а затем уже решить как. Что вы от него ожидаете как от профессионала, какие обязанности он будет выполнять. Как можно проверить компетентность кандидата, кто и как это сделает?
Рефлексия
После завершения игры со всеми участниками проводится разбор ошибок, допущенных при оформлении документов и прохождении собеседования. Также отмечаются студентами наиболее успешно справившиеся с каждым заданием.
– Сегодня мне понравилось…
– Больше всего мне запомнилось…
– Я бы хотел (а) отметить…
– Я хочу пожелать учебному заведению…
– Подобные встречи…
– Сегодняшние студенты, как будущие специалисты…
Приложение А
(обязательное)
Бланк собеседования
Бланк собеседования с кандидатом на должность___________________________________
Ф.И.О._______________________________________________ Дата____________________
Вопросы | Ответы |
Опишите Вашу трудовую деятельность до настоящего времени | |
Опишите Вашу настоящую работу | |
Какие задания Вы считаете Вашими наибольшими достижениями и неудачами? Почему? | |
Каковы наилучшие и наихудшие стороны Вашей настоящей работы? | |
Какие задания Вы считаете легкими и трудными в работе, которую Вы выполняете? | |
Каковы Ваши сильные и слабые стороны? | |
Какие у Вас отношения с начальником на старой работе? | |
Какие качества, по-вашему, должен иметь идеальный начальник? | |
Что Вы ищите в новой работе? | |
Какая сторона новой работы наиболее важна для Вас? | |
Каким Вы видите себя через пять-десять лет? | |
Что привлекает Вас в новой работе? |
Члены комиссии:
Директор гостиницы _______________ ________________________
Подпись фио
Менеджер по кадрам _______________ ________________________
Подпись фио
Старший администратор _______________ ________________________
Подпись фио
Секретарь _______________ ________________________
Подпись фио
Приложение Б
Вопросы, которые могут быть заданы во время собеседования при приеме на работу
1. Почему Вы хотите работать у нас?
2. Каким опытом, который был бы Вам полезен на этой работе, Вы обладаете?
3. Что Вам нравится / не нравится на Вашем последнем месте работы?
4. Какие наиболее полезные уроки Вы вынесли с предыдущих мест работы?
5. Как Вы оцениваете свой профессиональный рост?
6. Как долго Вы планируете работать у нас?
7. Как быстро Вы можете войти в курс наших дел и активно преступить к выполнению своих обязанностей?
8. Что Вы планируете делать через пять лет?
9. Что стало Вашим самым крупным достижением?
10. Можете ли Вы работать в экстренной и напряженной производственной ситуации?
11. Что является Вашими лучшими чертами?
12. Почему мы должны нанять именно Вас? 13. Расскажите, как Вы поступаете в проблематичной ситуации?
14. Какую последнюю книгу Вы прочитали?
15. Как долго Вы ищете работу?
16. Почему Вы считаете, что можете претендовать на более высокую должность чем у Вас когда-либо была?
17. Есть ли у Вас вопросы?
18. Приходилось ли Вам обманывать?
19. Хотели бы Вы занять место Вашего руководителя?
20. Что Вы думаете о своем руководителе?
21. Опишите ситуацию, когда Вы или Ваша работа были подвергнуты критике.
22. Расскажите мне о себе.
24. Вы предпочитаете работать в коллективе или в одиночку?
25. Это замечательный ответ, а теперь чтобы я мог быть более объективен, дайте мне пример ситуации, где Вы были не столь успешны.
26. Что является Вашей слабостью?
27. Когда принятие решения для Вас проблематично?
28. Можете ли Вы принять рискованное решение?
29. Видите в моих руках блокнот? Продайте мне его.
30. Почему Вы так мало зарабатывали?
31. Что плохого Вы знаете о нашей компании?
32. Что Вы можете ответить людям негативно относящимся к Вашей профессии?
33. Почему Вы решили сменить место работы?
34. С какими людьми Вы любите работать, а с какими нет? Можете ли Вы успешно работать с разными людьми?
35. Я не совсем уверен, что Вы подходите для этой работы.
Приложение В
Критерии Ф.И.О |
|||||||||
Внешний вид (умение следить за своей внешностью) |
|||||||||
Грамотная речь |
|||||||||
Компетентность (знания, умения, навыки) |
|||||||||
Устойчивая психика |
|||||||||
Пунктуальность |
|||||||||
Организаторские способности |
|||||||||
Добросовестность в работе |
|||||||||
Работоспособность |
|||||||||
Чувство ответственности за порученное дело |
|||||||||
Отношение к критике |
|||||||||
Целеустремленность |
|||||||||
Чуткость и внимательное отношение к людям (их просьбам, пожеланиям) |
|||||||||
Опыт работы |
|||||||||
Состояние здоровья |
|||||||||
Отсутствие вредных привычек (алкоголь) |
1. Профессиональные качества:
Высокий уровень квалификации по своей специальности;
Владение в достаточной степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый комплекс работ;
Хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне;
Собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально выполнять свои функции.
2. Личные качества специалиста:
Находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;
Терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени;
Коммуникабельность, склонность к работе в коллективе;
Опрятность, чистоплотность;
Уравновешенность;
Деликатность;
Упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата;
Готовность помочь коллегам по работе;
Вежливость;