Речевое развитие тема зима. Конспект занятия по развитию речи зима. Открытое занятие по развитию речи
Наиля Глухова
Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
Занятие по развитию речи
Тема «Зимушка-зима »
Программное содержание :
Образовательные задачи : обобщение знаний детей по теме «Зима» ; совершенствование умения составлять рассказ с использованием схемы (упражнять детей в умении строить сложноподчиненные предложения с подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб, для того чтобы) ; совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в употреблении множественного числа существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Развивающие задачи : развивать связную речь , развивать зрительное , слуховое внимание, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи : формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность) .
Интеграция областей : речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие , физическое развитие и художественно-эстетическое развитие .
Предварительная работа : наблюдение примет зимы в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, целевые прогулки. Чтение художественной литературы : сказок «Зимовье» , «Заюшкина избушка» , стихотворений «Здравствуй гостья-зима!» , «Белая береза» , разучивание загадок, стихов. Рисование по теме «Зима» , «Дети гуляют зимой на участке» , лепка «Снеговик» , дидактические игры «Назови ласково» , «Узнай по описанию» .
Материал : письмо от Зимы, видеозапись «Загадки от Деда Мороза» , видеофизкультминутка «Снеговик» , мнемотаблицы «Зима» , «Весна» , предметные картинки по темам «Одежда» , «Обувь» , «Головные уборы» , картинки «Зима» для звукового анализа на каждого ребёнка, фишки.
Словарная работа : декабрь, январь, февраль, оттепель, день короче ночи, снежная, вьюжная, серебристая.
Методические приёмы : загадывание загадки, письмо от Зимы, беседа о зиме, видеозагадки о зиме, игры «Четвёртый лишний» , «Один-много» , «Назови ласково» , видеофизминутка, игра «Закончи предложение» , рассказ по мнемотаблице «Зима» , звуковой анализ слова «Зима» , составление предложений о зиме, сюрпризный момент, итог.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Воспитатель : Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и в этот зимний день подарим им своими улыбками радость и тепло.
Воспитатель : А хотите угадать загадку?
Дети : Да!
Воспитатель : Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прикатила…
Дети : Зима!
Воспитатель : Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет : «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».
Воспитатель : Ну что, дети, расскажем о зиме всё, что мы знаем?
Дети : Да!
Воспитатель : Присаживайтесь за столы, следите, чтобы спинки были прямые, ноги вместе.
2. Основная часть.
Воспитатель : Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети : Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль
Воспитатель : Зима какая?
Дети : Зима бывает холодная, белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.
Воспитатель : Какие приметы зимы вам знакомы?
Дети : Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.
Воспитатель : В какие игры вы любите играть зимой?
Дети : Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.
Воспитатель : Какие зимние праздники вы знаете?
Воспитатель : Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?
Дети : Самый любимый праздник – Новый год.
Воспитатель : Кто является главными героями на новогоднем празднике?
Дети : Дед Мороз и Снегурочка.
Воспитатель : Молодцы! А сейчас я хочу вам предложить разгадать загадки от Деда Мороза.
(Видео загадки от Деда Мороза)
Воспитатель : Молодцы! Загадки разгадали, а теперь давайте с вами поиграем. Игра «Один-много» .
Воспитатель : Я вам буду называть один предмет, а вы мне много : снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.
Воспитатель : Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на этих картинках. Как можно назвать эти предметы одним словом? Что здесь лишнее? Почему?
Игра «Четвертый лишний»
Сарафан, юбка, шорты, шуба
Сандалии, туфли, тапочки, валенки
Панама, платок, кепка, шапка
Воспитатель : Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.
Игра «Назови ласково»
Снег – снежок холод - холодок
зима – зимушка ёлка - ёлочка
сугроб – сугробчик снеговик – снеговичок
Воспитатель : Молодцы, дети. Посмотрите, дети, весёлый Снеговик предлагает нам поразмяться. Внимательно на него смотрите и повторяйте все его движения.
(Видеофизминутка со Снеговиком)
Воспитатель : Поразмялись? Молодцы! Продолжим. Я сейчас начну предложение, а вы закончите.
Игра «Закончи предложение»
1. Всё вокруг белым-бело, потому что (наступила зима; ночью шёл снег, идёт снег и т. д.)
2. Я люблю зиму , потому что (можно играть в снежки; наступает Новый год; можно лепить снежную бабу и т. д.)
3. Зимой надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)
4. На улице гололёд, поэтому (надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)
Воспитатель : Вы очень много знаете о зиме. Давайте теперь расскажем о зиме по таблице.
(Рассказ 2 детей по мнемотаблице "Зима") .
Воспитатель : Молодцы, но это ещё не всё. Сейчас я предлагаю вам разобрать слово «зима» по звукам.
(Дети проводят звуковой анализ слова «Зима» ).
3. Заключительная часть
Воспитатель : Какие вы молодцы! Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Дети : Рассказали приметы зимы, какая она бывает, какую одежду надевают люди зимой, в какие игры играют, какой самый волшебный праздник бывает зимой. Воспитатель : Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне, а вам в подарок она прислала вот такую таблицу о весне.
Программное содержание:
- закрепить представления об основных признаках зимы;
- упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
- формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
- закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать согласование координации движения с речью;
- развивать мелкую моторику рук;
- закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
- развивать мышление, внимание и память.
Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.
Речевой материал:
- Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
- Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
- Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
- Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)
Снегопад, вьюга, сугроб.
Организационный момент.
Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.
Коммуникативная игра “3дравствуйте”.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
Здравствуйте!
Введение в тему:
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”
Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?”
Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?
Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)
Какое время года на экране? (зима)
Как вы догадались? Дети называют, что увидели
Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))
4. Пальчиковая гимнастика:
Медвежонок спрашивает: А что такое снег?
Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём
(чередуем шишки и пёрышки).
Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)
Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).
5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Падают бумажные снежинки на разнос
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.
Проговариваем вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.
(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)
Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.
(руки плавно опускать вниз)
6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.
Физкультминутка “Поиграем в снежки”
Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков
Давайте и мы поиграем в снежки.
Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”
7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:
Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:
- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)
- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)
- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)
- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)
- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)
- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)
8. Рассказ о зиме
Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.
Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )
Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
(снежные комочки превращаются в сладкие)
Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.
И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.
Использованные материалы
- Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
- Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
- Пальчиковая гимнастика. Audio CD.
«Зимушка - зима»
Цель:
Задачи:
Образовательная:
Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.
Воспитательная: -
Приоритетная область: речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Оборудование для педагога:
Оборудование для детей: снежинки, прищепки.
Предварительная работа:
Ход занятия
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Логопед:
«Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам Зима».
Дети: О зиме.
Логопед:
А вы любите зиму? (ответы)
Что зимой бывает? (ответы)
Ребята! Подул холодный ветер - у-у-у…
Застонали деревья - м-м-м-м…
Шуршит снег - ш-ш-ш…
Логопед:
Открываем первую страницу.
Картинка «Зима».
Игра «Подбери признак»
Зима какая? (ответы)
Снег какой? (ответы)
Снежинки какие? (ответы)
Физминутка: «Снеговик». (Вкл. Музыку).
Логопед: снег
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег .)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки .)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад .)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки .)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик .)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка — ... (Снегурка .)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири .)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег .)
Включаем мелодию ветра.
Логопед:
Логопед:
Картинка «Зимние забавы»
Ма-ма-ма -наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла - зима сугробы намела.
Мы-мы-мы -не боимся мы зимы.
(Перелистываем).
Логопед:
Ответы детей.
Логопед:
«Снежинки».
Глазки смотрят вверх и вниз.
Все, на землю улеглись.
(перелистываем)
Логопед:
Ответы детей.
Логопед:
Включаем зимнюю мелодию.
Логопед:
Что было труднее всего?
Что нового вы узнали о зиме?
Спасибо ребята.
Просмотр содержимого документа
«открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Зимушка зима"»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:
«Зимушка – зима»
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам, формировать звуковую культуру речи.
Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.
Воспитательная: - воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Приоритетная область: речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование для педагога: современные информационные технологии: музыкальное сопровождение, снежинки, зимняя книга.
Оборудование для детей: снежинки, прищепки.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов, наблюдение за погодой.
Ход занятия
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Логопед: ребята, сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:
«Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам Зима».
О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Логопед: Да, наступила зима. Я предлагаю познакомиться с удивительной книгой, которая называется «Белая книга Зимы».
А вы любите зиму? (ответы)
Что зимой бывает? (ответы)
А во что дети играют зимой? (ответы)
Зима приглашает нас отправиться на прогулку по страницам ее книги вместе с веселым язычком.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
«Язычок смотрит по сторонам», «Лопатка», «Лопаткой чистим снег», «Сосульки».
Ребята! Подул холодный ветер – у-у-у…
Застонали деревья – м-м-м-м…
Шуршит снег – ш-ш-ш…
Логопед: ну вот, сразу видно, что вы любите зиму.
Открываем первую страницу.
Картинка «Зима».
Игра «Подбери признак»
Зима какая? (ответы)
Снег какой? (ответы)
Снежинки какие? (ответы)
Физминутка: «Снеговик». (Вкл. Музыку).
Логопед: Итак, первая страница зимней книги и следующее задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. И наша страница тоже бела и пуста. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». А ответы мы будем крепить на страницу зимней книги.(Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег .)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки .)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад .)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки .)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик .)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка - ... (Снегурка .)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири .)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег .)
Включаем мелодию ветра.
Логопед: пока мы заполняли страницу книги подул сильный ветер, а в небе закружили веселые снежинки. И всё вокруг замело.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут снежинки и дуют на них, добиваясь движения снежинок).
Логопед: а теперь давайте вернёмся на стулья и посмотрим что на следующей странице (перелистываем).
Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторите самостоятельно.
Картинка «Зимние забавы»
Ма-ма-ма –наступила зима.
Ок-ок-ок – на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы-мы-мы –не боимся мы зимы.
(Перелистываем).
Логопед: на этой странице нужно придумать предложения о зиме. А книга нам в этом поможет. (картинка). Каждое предложение должно начинаться со слова «Зимой». Вот мое предложение: Зимой солнце светит, но не греет.
Ответы детей.
Логопед: спасибо, книга ваши предложения услышала и запомнила.
Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Всё внимание на снежинку!
«Снежинки».
Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Все, на землю улеглись.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
(перелистываем)
Логопед: вот и подошли мы к следующей необычной странице с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого. (Картинки двух снеговиков).
Ответы детей.
Логопед: книга подсказывает мне, что это наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково», скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку называете это слово ласково и крепите на снежинку прищепку.
(Зима, мороз, лёд, холод, снежинка, метель, снег, санки, снеговик).
Включаем зимнюю мелодию.
Логопед: книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много пустых страниц. Вам, я предлагаю подойти к мольбертам и нарисовать иллюстрацию (Картинку) к нашей книге.
Какое задание вам понравилось?
Что было труднее всего?
Что нового вы узнали о зиме?
Подготовила
Васюкова Анастасия
Тема:
Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».
(подготовительная к школе группа детей с ОНР)
Цели:
– активизация словаря по теме;
– учить составлять рассказ по сюжетной картине;
– учить образовывать родственные слова;
– учить образовывать существительные от прилагательных;
– учить распространять предложения прилагательными;
– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание, мышление.
Ход занятия
1. Орг.момент.
Игра «4 лишний»:
На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Логопед отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.
2. Введение в тему.
Логопед
:
– ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. (Показывает конверт. Дети (если умеют) читают, кому адресовано письмо и откуда оно пришло. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка). Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш дуг Почемучка.
– ну, что, ребята, расскажем Почемучке о зиме? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.
Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно.(язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка»), скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).
3. Беседа о зиме.
Логопед:
– Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме.
– Ребята, а что такое зима?
– А сколько у зимы месяцев?
– А с какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине?
– Назовите приметы зимы.
– Какая погода бывает зимой?
– Как живут звери зимой?
– А птицы?
– Чем мы можем помочь птицам?
– За что мы любим зиму?
4. Игра с мячом.
Логопед:
-Дети, давайте поиграем и расскажем Почемучке, что если днем идет снег, то он называется снежным. Логопед кидает мяч детям по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Если мороз – если снег идет в декабре –
Если ветер – в январе –
Если холод – в феврале –
Если солнце – если идет дождь –
5. Слова-родственники.
Логопед:
– У нас в русском языке есть слова-родственники. Расскажем почемучке, какие слова-родственники есть у зимы, а у снега?
6. Передача мяча.
Логопед:
– А какая бывает зима? Давайте расскажем Почемучке и поможет нам в этом волшебный мячик. Вы берете мячик, называет одно слово, какая может быть зима и передаете его другому ребенку. Например, зима снежная, пушистая и т.д.
– А какой снег?
– А что зимой делают люди?
– А птицы?
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)
8.Картина.
Логопед выставляет картину и сообщает:
-Ребята, по этой картинке мы расскажем Почемучке о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Логопед дает образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок.
Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. А один из них упал – наверное, еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой! (на те слова, которые подчеркнуты, выставляются придметные картинки)
9. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.
Логопед:
– Катя, теперь ты расскажи о зиме. Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Почемучка ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег… (2 ребенка составляют рассказы)
10. Игра «Снежинки и ветерок»
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.
11. Самостоятельное рассказывание без опоры на картинки.
Логопед:
– Коля, мы уже дети взрослые и ты попробуешь рассказать о зиме без помощников-картинок. (2 человека составляют рассказы)
12. .
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
13. Что перепутал художник? Небылица.
:
– А еще Почемучка прислал нам картинку. Ее нарисовал их африканский художник. Посмотрите, правильно ли он все нарисовал? (дети называют ошибки художника)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15 "Золотой ключик"
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: "Зимушка-зима"
Выполнила: Егорова А. В.
Димитровград 2016г.
Разрыв страницы
Тема : "Зимушка-зима".
Цель : обобщить и закрепить знания детей о зиме. Учить связной речи.
Задачи.
1. Обучающие. Знакомить детей с сезонными изменениями в погоде. Совершенствовать диалогическую форму речи воспитателя с детьми.
2. Развивающие.
Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях. Развивать умение работать в команде.
3. Воспитывать любовь к природе и животным.
Интеграция образовательных областей:
Тип занятия - усвоение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний.
Форма занятия фронтальная
Продолжительность 15 минут
Участники 24 человека
Возраст обучающихся 3-4 года
Оборудование и материалы : Иллюстрации на тему "зима", тарелка с пшеном, игрушки зимних птиц (снегирь, воробей, синичка.)
Предварительная подготовка.
Рассматривание картинок по теме, чтение стишков про зиму.
Методы и приемы . Объяснительно-иллюстративный метод.
Структура занятия.
Этап | Содержание занятия | Время |
Организация детей | Загадывание загадки на тему | 5 мин |
Основная часть занятия | Рассматривание картинок на тему зима, игры. | 10 мин |
Окончание занятия | Вспоминаем пройденное занятие | 1-3 мин |
Ход занятия.
Дети сегодня у нас будет очень интересное занятие. Сейчас я задам вам загадку, вы ее отгадаете, и поймете, о чем будет наше занятие.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Правильно ребята! Наше занятие посвящено зиме. А теперь давайте посмотрим картинки. (см. приложение 1). Работа по предметным картинкам.
Пришла зима. Листочки с деревьев опали, остались только голые ветки. На улице стало очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, все кругом бело. Птички улетели в теплые края.
Ребята, а кто скажет, что можно делать зимой на улице. Правильно, играть. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с играми, а вы угадывать их название. Далее рассматриваем картинки с изображением игр (снежки, лепка снеговика, катание на санках, катание с горки.(см. приложение 2)
Физминутка "Зимой"
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).
Игра "Зимняя одежда"
Ребята, а теперь давайте представим, что мы пойдем на улицу. На улице холодно, нужно одеться. Давайте посмотрим, как дети одеваются зимой. Далее воспитатель показывает картинку с изображением детей. (см. приложение3)
Дети посмотрите, как ребята оделись на прогулку. Давайте каждый из вас скажет, что одето на ребятах, правило - не повторять ответы других детей.
Игра, "Какие птицы остаются зимой"
Ребята, вот у нас есть кормушка для птиц. Их надо накормить. Давайте каждый из вас будет говорить, какая птица осталась на зимовку, и подносить ее к кормушке, так мы накормим всех птиц, оставшихся зимовать. Далее дети берут игрушки, говорят название птицы и сажают ее в кормушку.
Итог занятия . Ребята, а давайте с вами вспомним все что мы сегодня узнали о зиме. Правильно ребята, молодцы.
Литература
1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
3. Джежелей О. «Помогайка». М . Просвещение 1994 г .
4.starodubova_n_a_teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_doshkolni .
5.
Конспект НОД «Речевое развитие»