Зачем мы приходим в школу. Конспект классного часа на тему "Зачем я хожу в школу?" (Электронный образовательный ресурс). Что такое школа
Зачем же мы ходим в школу? Глупый вопрос. Думаю, каждый ответит, затем, чтобы учится. А зачем нам вообще учиться? Ведь это скучно и сложно. Кажется, мы только зря время тратим. Рано встаем, сидим часов по пять в классах. За это время можно было бы погулять, поиграть и еще как-нибудь повеселиться, но мы все равно ходим в школу. Потому что мы обязаны это делать. Некоторые не понимают и не задумываются о том, что нам, детям, нужно получить знания и образование. Для чего? Для того чтобы после окончания школы поступить в институт или устроить свою карьеру. Ведь ясно, что в наше время без образования никуда не пробиться, именно поэтому мы учимся в школе, в месте, где нам дают достаточное количество знаний.
Всем когда-нибудь придется выбирать, кем быть. Выбор профессии- одно из самых важных дел в жизни человека. Каждый хочет попасть на ту работу, на которой ему было бы интересно. Ведь там, скорее всего, нужно будет провести всю жизнь. Каждой профессии важен тот или иной школьный предмет. Например, если какой-нибудь мальчик в будущем хочет быть переводчиком, то ему нужно знать иностранные языки, если экономистом, то математику и обществознание. А это значит, что, учась в школе, этот мальчик должен преуспевать в этих предметах.
По школьной программе ученики изучают множество наук. Каждый предмет учит своему, каждый хорош собой и по-своему тяжел. Без упорного и долгого труда никогда не будешь знать предмет хорошо. Поэтому лениться нельзя, лучше еще раз прочитать параграф или выполнить упражнение, потому что те знания, которые дает нам школа, проводят нам дорогу в будущее.
Как правило, школьные предметы делятся на несколько наук: общественно-гуманитарные, физико-математические. Общественно-гуманитарные науки дают знания о правильной речи, языках, обществе, окружающем мире. Физико-математические науки содержат точную и правильную информацию.
К гуманитарным наукам, например, относится русский язык. Этот предмет дает нам возможность научиться правильно писать. В нашей стране мы общаемся именно с помощью русского языка. Но самое главное, мы на нем мыслим. Ведь на свете огромное количество языков. Считается, что сейчас более пяти тысяч языков и диалектов. А мы все равно думаем, выражаем мысли и чувства, общаемся друг с другом именно на русском, поэтому мы должны знать этот великий, прекрасный язык. Русский язык- один из самых сложных языков мира. Он красив и разнообразен. Он имеет много сложных орфограмм и правил, которые нужно запомнить, чтобы писать, не допуская ошибок, и даже чтобы говорить, не используя некрасивых и ненужных слов.
Еще один урок, который помогает детям развить речь – это литература. Читая, человек начинает мыслить более красочно, ярко, в речи появляются новые слова, которые помогают лучше выразить эмоции. Литература – это неотъемлемая часть жизни людей. Ведь с самого детства нам читали интересные сказки и рассказы, веселые стишки. Чем старше возраст человека, тем серьезней становятся произведения, которые он читает. Мы получаем бесчисленное количество знаний, когда читаем книги. Можно приобрести жизненный опыт, учась на ошибках героев. Любовь к книге не- мало значит для человека. Это и пытается донести до нас литература.
Великолепный предмет, в котором мы узнаем все о нашем прошлом – это, конечно же, история. Это один из самых замечательных уроков, которые проводятся в школе. Ведь узнать о том, что было до нас, невероятно интересно. Каждый хочет знать, и каждый должен знать прошлое места, где он родился, своей родины. Именно поэтому школьники и изучают историю всего мира и отдельно историю России, страны, в которой они живут.
К физико-математическим наукам, конечно же, относится математика. Математика – это вовсе не скучный предмет, на котором только и нужно, что считать да решать задачи. Математика - она из самых древнейших наук, которая появилась еще до нашей эры и является основой точных наук. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение. Этот предмет нужен в жизни любому. Ведь могут попасться примеры и задачи и их понадобиться решить.
Математика- очень занимательный урок. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной, если бы люди не умели считать. Не каждому дано понимать математику, поэтому в ее изучении нужно быть внимательным: на уроках надо всегда слушать учителя и дома еще посидеть за учебниками. Тогда можно будет решить любую задачу, которая попадется в жизни.
Учителя, со всей ответственностью, помогают нам изучить школьную программу в совершенстве. Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь, - это талант. Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха и, конечно, каждому учителю приятно, если так и получается. Но учителю еще более приятно, если ученики не забывают их уроков и остаются благодарными. Поэтому мы не должны забывать своих учителей, которые дали нам эти уроки, уроки жизни.
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Внешняя мотивация : родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос - насколько это эффективно?
Внутренняя мотивация : дитя заявляет: "Я хочу!" и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания - интересный и увлекательный. Для каждого свой.
Младшие классы
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
"Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать". Лена Г. 1 класс.
"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Маша П. 2 класс.
"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос : Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог : Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Средняя школа
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это "престижными мотивами":
"Я люблю, когда учителя меня хвалят". Ярослав Г. 5 класс.
"Если быть - так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе". Миша К. 4 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Вопрос : Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. "престижные мотивы" - то же соревнование.
Психолог : соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Старшие классы
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
"Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?" Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
"Главное в жизни - это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо". Саша В. 8 класс.
Вопрос : Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог : Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Выпускники
В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: "много денег", "много знаний" - уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.
"В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!" Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
"Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю". Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
"Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим". Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос : Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог : В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
- Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 - похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
- Не берите с него обещания выполнить следующее задание на "отлично". Такая задача невыполнима!
- Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: "К пяти часам уроки должны быть сделаны!" могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух - похвалите его: ему интересно, он старается.
- Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
- Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
- Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
- Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
- Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. "Занимательная математика", "Задачник" Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.
Заключение
Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.
Еще несколько вопросов
- Так ли уж невозможно сформировать мотив? Ведь дети психологически зависимы от взрослых.
Психолог : Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.
- Типичная ситуация : "Я много занимался и написал контрольную на четверку, а Витька сделал "шпоры" и получил "пять".
Психолог : Вот вам и проблема соревнования! Объясните, что, Витька обманул сам себя, он получил хорошую оценку, но не получил главного - знаний. В дальнейшем обязательно возникнет ситуация, когда его подведет невежество.
- Ситуация обманутых надежд : "Я столько занимался. А все равно получил трояк. Зачем тогда трудиться?"
Психолог : Пример конфликта внутренней и внешней мотивации. Кому-то пятерка дается легко, а для кого-то и тройка - победа. Если ребенок на самом деле занимался, ни в коем случае не ругайте. Лучше постарайтесь выяснить причину неудачи.
- "Моя мама - кандидат наук, еле сводит концы с концами, а Лелин папа окончил семилетку, но возит дочь на Мерседесе".
Психолог : Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.
Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.
- Заявление школьника родителям (7-й класс(!)) : "Я сдал для вас экзамен! Чего вам от меня еще надо!" Ответ: "Я тебе всю душу отдала, а тебе ничего не надо!"
Психолог : Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.
Обсуждение
Дети говорят что школа зло школа ад, Потому что так и есть в школе бывает задают учить то что вам в жизни не когда не пригодиться, вот, он просыпается в 7:00 ему за 1:30 нужно успеть позавтракать, умыться почистить зубы, затем собрать портфель одется, затем либо идти пешком, поехать на машине или на автобусе. Затем успеть зайти в класс приготовиться к уроку и затем токо можно отдыхать и вы представьте какая это нагрузка, вот ладно раньше.
12.11.2017 21:27:04, МаКсЗамечательная статья! Речь на самом деле идет о мотивации детей к учебной деятельности. И как раз раскрываются движущие силы (возможно только большинства детей) в разные периоды их жизни. Причем ответ дан, хотя и нечетко - не подавить мотивацию, начиная с раннего детсва. Ведь все равно чем заниматься - важно заниматься какой-либо деятельностью с интересом и удовольствием!!! и это принесет свои плоды.
15.06.2007 23:41:50, LenaБла-бла-бла.Старшеклассники не от учебника отрываются,а от интернета,и не заполночь,а гоооооораздо позже.
12.05.2007 22:15:18, Элион.Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь...
:))))
не дождетесь!
Школа-зло!
18.11.2006 19:26:34, OpekНеужели дети так говорят? Типа, хочу выучить английский, хочу получить пятерку... Серьезно? Они этого хотят?
Когда я сама училась в школе, НИКТО в моем классе учиться не хотел, особенно отличники. Если получалось смыстья с урока, бежали все 22 человека! Бегом! А самый мерзкий день в году был, конечно, 1 сентября. Меня, слава Богу, учиться не заставляли и не искали никаких мотиваций, Папа просто посмотрел однажды утром на мою депрессивную физиономию и сказал: "Котик, не хочешь - не учись, я тебе аттестат так и так сделаю". За эти слова я была ему благодарна гораздо больше, чем за любую "стимуляцию к успеху в школе".
И ничего, выросла человеком, а из школьных знаний ничего не пригодилось, даже таблица умножения. И аттестат что-то никто не спрашивает, все больше публикациями интересуются.
Детей жалко, 80% детства у них эта школа откусывает. И не верю я, что они хотят учиться, хоть убейте.
По-моему, в статье говорилось не только об учебе как таковой, но больше о том, как помочь ребенку не устать от нее, как поддержать в моменты возможных неудач так чтобы в ребенке не только не пропало желание продолжать учиться, но и гораздо большее в нем могло проснуться, объяснить какие вещи должны быть в приоритете...
А члены общества и все остальное упоминалось скорее второстепенно.
Но касательно самой статьи я хочу сказать, что она весьма скучная и как таковой особой информации не несет. Каждые родители, понимающие своего ребенка найдут слова и примеры чтобы объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо"
И еще я хочу сказать, дети - все рождаются умными и способными и не стоит думать что кто-то умнее, а кто-то глупее. Школьные же успехи зависят сильно от самого школьного процесса, то есть ребенок может заросто "скатиться на тройки" в 5-6 классе проболев и так и не догнав важную тему по алгебре, потом вырабатывается комплекс, плюс ко всему нежелание учительницы возиться с каким-то отдельным учеником "когда у нее их 25 человек и все остальные все прекрасно поняли"... Так что все эти проблемы надо спокойно решать дома, дружески обсудив со своим собственным ребенком в чем же проблема.
Удачи!
Не знаю, кто как, а я детям объясняю с самого начала: они учатся, чтобы получить диплом, а потом профессию, работать и обеспечивать себя. Ребенок в 7 лет способен это понять вполне. Возможно, способствует немецкая система школ - они знают, что уже в 10 лет будет произведен первый отбор, и вопрос, куда они попадут, в какую ступень, для них уже важен (для меня, на самом деле, не так важен, правда).
Причем я считаю, что это более правильное и реалистическое объяснение. Мне папа-педагог все детство внушал, что "надо учиться ради знаний, а не оценок". Что в результате? Знания есть. Медаль отсутствует, в столичный вуз при наличии 1й пятерки на экзамене не приняли (а дальше не хватило баллов). Если бы бегала и старалась "вытянуть" оценки (отвечала дополнительно, вообще следила за этим) - вполне можно было сделать медаль. Но ведь оценки - это так пошло...
На самом деле именно ради оценок и бумажек они и учатся в школе. Причем эти оценки не так уж сильно отражают реальность. К примеру, в начальной школе у моего сына по музыке была стабильная 4 (это как в России 3-), а в гимназии - 1 (в России 5). Это как? Резко появились музыкальные способности? С основными предметами тоже не ахти как стабильно все. Поэтому я пытаюсь внушить, что цель - именно получить хорошие оценки, чтобы был средний балл и т. д.
Мышление, знания? Я их считаю важными. Даже важнее, чем социализация, на самом деле. Но школа к этому имеет мало отношения. Важно, чтобы ребенок читал много, и говорить с ним обо всем.
Да-а, смешались в кучу кони-люди...
Если речь об образовании, так к чему несбывшиееся чаяния родителей? Если о мировозрении, так, и с домашним и с государственным/частным образованием та же ситуация будет, не зависимо от того, где родители решат учить ребенка (и там и там могут быть проблеммы с мотивацией); проблеммы во взаимоотношениях и кризисные этапы возраста для детей - также нельзя сказать, что вот все должно быть по этому этапу. Для одного обучение -как раз стимул вырваться из нищеты, для другого -быть первее друга, для третьего -вырасти в собственных глазах и получить знания, а для кого-то как раз быть лучшим для мамы.
А относительно "быть полноценным челоном общества", как то не хочу, чтобы мой ребенок был им в таком контексте. Попахивает "все на БАМ ради КПСС". Лучше пусть мой ребенок будет самодостаточной ЛИЧНОСТЬЮ, без кучи комплексов и сможет нормально общаться с людьми и жить в этом мире. А то это "полноценное об-во" в виде правительства и прочих служб как то не думет о своих пенсионерах, потребностях молодых семей, детей, особенно в постсовестких странах. При таком раскладе уж лучше пусть моим ребенком будет руководить мотивация -"знания для получения возможностей потом жить с семьей в НОРМАЛЬНЫХ условиях и использовать их для самореализации". А у самодостаточной личности и проблемм в общении, как правило, не возникает.
Дорогие мои!
Как вы думаете, для чего дети занимаются спортом? Просто хотела задать вам вопрос, может, он не совсем в тему.
Вы, Сильвия, считаете, что подавляющее большинство российских работников сферы обслуживания, промышленности и сельского хозяйства (не имеющих высшего образования или среднего специального) - они не полноценные члены общества? А, может быть, вы считаете, что наличие высшего образования каким-то мистическим образом делает человека сразу умным, порядочным, честным, ответственным?
Для того, чтобы стать полноценным членом какого общества мало одного высшего образования???
Судя вышеследующему отзыву, достаточно начального, чтобы, цитирую классика "врашшаться в вышшем обшшестве".
Откуда Вы, Жданова Наталья?
Мир - внутри нас!
Исходный посыл такой скользкий. Начальное и среднее образование можно получить, не ходя в школу. Поступление в институт - опция, а не обязанность.
Для того, чтобы стать полноценным членом общества, одного (начального, среднего и даже высшего) образования ой как мало.
По-моему все очень разумно, но, к сожалению, "не цепляет". Мало эмоций, мало отрицательных примеров (про них только намекается, в духе "главное-не навредить". Как можно навредить, до какой степени серьезно "поднимание погремушки вместо ребенка", насколько некчемные и искалеченные взрослые вырастают при крайнем проявлении этого? Срашилок мало. Кто понимает все, что написано в статье - подумает, зачем мне эта статья? Ничего нового. А кто не понимает, того не проймет, пропустит, как лишнюю информацию. Эмоций бы побольше, что-бы привлечь внимание к вопросу.
ИМХО.
Все мы так или иначе связаны со школой. Кто-то окончил ее много лет назад, кто-то только собирается стать школьником, а кто-то с нетерпением ждет последнего звонка. Мы так привыкли к тому, что все дети обязательно ходят в школу, поэтому мысль о том, для чего это нужно, возникала только в головах дошколят, замученных подготовкой к важному образовательному этапу.
Но судя по активному обсуждению этого вопроса в последнее время все большее количество подростков и взрослых пытаются понять, а зачем ходить в школу вообще. Почему это так необходимо, ведь образование можно получить и в домашних условиях? Рассмотрим наиболее популярные ответы на этот простой, на первый взгляд, вопрос.
Для получения знаний
Вариант, который традиционно приходит в голову: дети ходят в школу для того, чтобы учиться. Этот ответ будет правильным в том случае, если ребенку на уроках интересно. Когда учеба - удовольствие, знания усваиваются как бы сами собой. Если же на занятиях детям скучно, то даже самый простой материал в голове не задержится. И родителям приходится нанимать репетиторов или самим усиленно заниматься с ребенком, ведь знания действительно нужны.
Рассмотрим то, что было бы действительно важным при обучении в школе. Гораздо полезнее не забивать голову школьника датами и фактами, которые можно найти в любом справочнике или Интернете, а именно научить находить нужную информацию, оценивать ее важность и как-то с ней работать дальше в зависимости от поставленной задачи.
Неплохо было бы знать, как самому поставить цель и спланировать свои действия для ее достижения. К сожалению, этому учат не все учителя и не во всех школах, а жаль. Именно такие знания и умения пригодились бы вышедшим за двери школы юношам и девушкам и при дальнейшем обучении и на карьерном пути.
Для получения аттестата
Вот это ближе к истине. Те, кто заинтересован в получении знаний, смогут добыть их самостоятельно: всевозможные дистанционные курсы и другие возможности Интернета всегда к услугам тех, кто стремится к саморазвитию. Но для того чтобы поступить в ВУЗ и заложить фундамент для успешного будущего, необходим документ об образовании - аттестат. А выдать его может только школа.
Поэтому многие ребята, мечтающие вырваться на волю из школьных стен, терпеливо ходят на уроки, пишут сочинения на тему, зачем ходить в школу. В этих сочинениях необходимо придумать, зачем же нужна эта школа, ну или свести рассказ к тому избитому факту, что важно получить знания. Но в глубине души понимают, что ценнее все-таки бумажки - аттестат и сертификаты с результатами ЕГЭ. Именно они станут пропуском во взрослую жизнь.
Пожалуй, чтобы никого не обидеть, стоит повторить: так считают не все. Кто-то реально учится, только не книжным премудростям, а умению работать с информацией и реализовывать свои планы. Но многие все же просто готовятся к ЕГЭ, а получив приличный аттестат и поступив в ВУЗ, забывают то, чему учились в школе.
Для приобретения опыта в общении
Много школьников посещают школу из-за того, что там можно пообщаться с друзьями-приятелями. Конечно, можно и в «аське» посидеть, но иногда живое участие поддерживает лучше, чем виртуальное. Стоящая рядом подруга и слезы утрет своим платочком, и шоколадкой поделится для поднятия тонуса, и рядом с кабинетом директора постоит в качестве группы поддержки. А в соцсети что - только смайлик можно прислать в утешение или какой-нибудь дурацкий статус, затертый кликами сотен пользователей, поставивших на нем «плюсы».
Кстати, тот самый опыт не всегда бывает положительным, но и он ценен. Правда, понимаешь это не сразу. И малыши, и подростки сталкиваются в школе с разного рода несправедливостью: их ругают за невыученные уроки, беготню по коридорам и забытую сменку, их дразнят из-за формы носа или дефекта речи, их щедро награждают тумаками просто так, чтоб под ногами не путались. Тогда появляется резонное сомнение, зачем ходить в школу, если здесь все так плохо. Возможно, что выходом станет смена школы, если ребенок регулярно подвергается преследованиям.
Школа жизни
Любой ребенок должен повзрослеть и выйти в самостоятельную жизнь. Если попытаться его посадить под колпак, оградить от вредного влияния сверстников, от грубости окружающих и других травмирующих факторов, он не сможет добиться успеха во взрослой жизни, так как не сможет повзрослеть и не научится противостоять проблемам. Однако родителям следует быть начеку, чтобы излишняя жестокость или несправедливость по отношению к их ребенку не сломала в нем личность и не повлекла больших проблем на уровне заниженной самооценки и психологических проблем.
Ведь довольно часто возникает ситуация, когда младший школьник, размазывая по щекам слезы, шепчет: «Зачем я хожу в школу? Чтобы подзатыльники получать и плакать?». Нет, малыш, чтобы научиться постоять за себя и защитить своего друга. Объединившись, вы сможете противостоять обидчикам, но тебе потребуется время, чтобы это понять.
К сожалению, в некоторых школах случаются ситуации, приводящие к трагическим последствиям. Если общение со сверстниками переходит грани дозволенного, не стоит терпеть навязанную роль подопытного кролика. Нужно найти в себе силы и обратиться за помощью.
Итак, подведем черту, обобщим, зачем ходить в школу. В школу ходят для того, чтобы учиться. Только учатся там не только сочинения писать и считать без калькулятора, но и жить в нашем непростом мире.
Классный час "Зачем я хожу в школу?"
I Орг. момент.
Поговорим?
О чём?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
Что-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим. Вдруг будет интересно.
II Сообщение темы и цели.
III Открытие новых знаний.
« Сумка идей»
А зачем вы ходите в школу? Ваши ответы я соберу в сумку. (Учиться, получить аттестат, получать хорошие оценки, чего-то в жизни добиться, общаться).
Давайте разберёмся, а нужна ли школа для того, чтобы, например, учиться? (Можно учиться и дома, экстерном закончить школу, есть компьютер).
2. Диспут: где лучше учиться: в школе или дома?
3 команды: , 2 человека выбирают, где лучше учиться. Команды доказывают, где лучше учиться. Дать 2 минуты для обсуждения.
Начинаете словами: «Дома учиться хорошо, зато в школе лучше…»
Дома вспомните, когда болеете (когда захочешь, тогда и сядешь учиться, если быстро понял, то можно меньше проводить время за уроками, устал – можно отдохнуть, побегать; не надо тратить время для того, чтобы попасть в школу, а потом домой, никаких конфликтов с ребятами).
В школе (Если что-то не понял, то можно спросить, почувствовать себя успешным, можно отдохнуть на переменке вместе с друзьями, посмеяться, пошутить, даже если не хочется иногда, то всё равно делаешь, а потом и желание появляется, ты не задумываешься, когда и что должен учить. Время от времени твои знания проверяют, и ты знаешь точно получается у тебя или нет. В школе интересно учиться: презентации, фильмы, интересные истории).
Итак, кто был более убедительным, привёл больше аргументов своей правоты?
Ребёнок, а скорее люди, которые отвечают за него вправе выбирать, где ему лучше учиться, и поэтому оба мнения имеют право на существование
3. Игра «Хорошо - плохо».
А я достаю из сумки следующую идею: хожу в школу для того, чтобы общаться.
Общаться – это хорошо или плохо?
Сыграем в игру «Хорошо - плохо»? Я вас спрашиваю: «Общаться – это хорошо?» Вы отвечаете хором: «Хорошо, да не очень» и доказываете, почему. Я говорю: «Так значит, плохо?», а вы хором: «Плохо, да не очень» и доказываете.
Весело, интересно, потребность в общении, играть, дружить.
Конфликты, ссоры, обижают, много времени теряем, начинаешь плохо думать о человеке.
Каждый выбирает для себя сам: нужно ему общение или нет. Но всё-таки, у человека есть потребность в общении, и есть необходимость в удовлетворении этой потребности. И школа помогает детям найти друзей, учит их общаться, жить по правилам.
4. Успешность нужна каждому.
В чём заключается ваша успешность? (Хорошие оценки, конкурсы, соревнования, уважение одноклассников, похвала родителей).
А как быть человеку, если у него нет успеха? Посоветуйте.
Чем объяснить, что успех нужен каждому человеку? Порассуждайте. (Это как мотив к дальнейшим действиям).
5. Инсценировка.
Давайте вспомним, какие вы пришли в первый класс. Покажи, пожалуйста, как ты заходил первый раз в первый класс. (робко, несмело).
А теперь представим, что прошло уже 11 лет, и вы получаете аттестат (документ об успешном окончании школы). Как вы думаете, как вы изменились? (Повзрослели)
Что значит повзрослели? (Научились размышлять).
Где вы научились мыслить? (анализировать, находить причину - следствие, обобщать). (В школе).
Кроме всего прочего в школе мы отдыхаем, занимаемся спортом.
Все мы ходим в школу. Но - одни на занятия, чтобы совершенствовать себя, другие за общением, чтобы встречаться с друзьями, третьи - потому, что посылают родители, надо быть как все.
Я тоже задала себе этот вопрос: зачем я хожу в школу? Не так давно у меня был период в жизни, что я не работала в школе (не было мест в школе устроиться), и я работала в детском саду. И я поняла, что для меня школа – это в первую очередь, большая часть моей жизни. Школа, наверное, без меня обойдётся, а вот я без школы – неизвестно. И я точно так же, как и вы, хожу в школу для того, чтобы учиться, совершенствоваться, для общения и для успешности. Она мне нужна также, как и вам.
IV Рефлексия.
Продолжи предложения.
Школа – это место…
Возможность…
Способ…
Путь…
Этап…
Чтобы вы изменили в школе, чтобы все дети с радостью сюда бежали?
Так зачем надо ходить в школу? А надо ли?