Божья матерь целительница в чем помогает. Икона Божией Матери “Целительница”. Из истории иконы
Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, лишь в конце XVIII века в России прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в московском Алексеевском женском монастыре.
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской Церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!». Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием - своего Ангела-Хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
В дореволюционное время в России икона Божией Матери «Целительница» вызывала особое почитание верующих. Среди исторических сведений того времени можно обнаружить следующую информацию: «...список с той иконы принесен был в Москву, в Алексеевский девичий монастырь, но в котором именно году, исторических документов не найдено. В подробной описи монастырского имущества, составленной в 1757 году при поступлении новой игумении Иринархии на место покойной Феофании (18 июня 1757 г.), иконы Богоматери с наименованием "Целительница" не встречается, но в то же время известно, что в конце XVIII века эта икона уже была в Алексеевском девичьем монастыре и прославилась чудотворениями.
Эта икона - единственная в Москве чудотворная икона Богоматери с таким наименованием.
Размером она небольшая: в вышину семь, а в ширину шесть вершков; помещена в серебряно-вызолоченный складень с эмалевыми украшениями. На створах складня находятся изображения: на левом - Архангела Михаила, на правом - Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Риза украшена множеством бриллиантов и других драгоценных камней; одежда на Богоматери сплошь низана жемчугом. Ценность украшений доходит до четырех тысяч руб.
Икона находится в Крестовоздвиженской церкви, или в соборном монастырском храме, как иногда называют эту церковь, на южной стороне. Самый складень с иконою вставлен в каменном столбе, поддерживающем свод собора; пред иконою - особый помост, имеющий с двух сторон небольшие каменные ступени; перед иконою подсвечник с девятью лампадами» (Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. М., 1889).
Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительницы» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительницы» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
В настоящее время местночтимую икону Божией Матери «Целительница» можно увидеть по левую сторону от алтаря в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1992 году в честь иконы «Целительницы» был освящен новый больничный храм при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» Память 18 сентября/1 октября 1 октября (18 сентября по старому стилю) Святая Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед Её святым образом.
На иконе Целительница Пресвятая Богородица изображена стоящей во весь рост у постели больного клирика, к которому явилась Сама Матерь Божия в ответ на горячую молитву и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих. Святой образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница», является одной из древнейших икон Божией Матери и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (4 век). Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
К сожалению, со временем древний образ был утерян. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили довольно широкое распространение и полюбились верующим.В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», история написания которой связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVII столетия, и описанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».Один из церковнослужителей (певчий) Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!» Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Это чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону.Чудотворную икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившимся тогда на месте Храма Христа Спасителя.
В 30-х годах XIX века в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу (Красное Село). После разорения Ново-Алексеевского монастыря большевиками в 1926 году, чудотворную икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь). Существует много списков чудотворной иконы, обладающих такой же целительной силой, как и оригинал. Например, в 1682 году по молитвам к одному из них выздоровела дочь коломенского священника, страдавшая тяжелой и неизлечимой болезнью спинного мозга. Это было большим чудом.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Чаще всего образ Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в больничных храмах и часовнях, богадельнях, палатах клиник. И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери в первую очередь обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый Храм иконы Божией Матери Целительница при НИИ клинической психиатрии научного центра психического здоровья РАМН на Каширском шоссе(Москва, Каширское шоссе, 34). Помещение храма было построено в начале 80-х годов XX века для нужд НИИ и устроено средствами самого института и его сотрудников. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.Каждый день множество больных молится Богу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя - зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе - что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь - это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо. Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.Вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», - спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время - когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это - не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога - это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога - благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.
Вознесенное от чистого сердца любое прошение обязательно услышит Матерь Божия. И в самых тяжелых ситуациях люди обращаются к ней за помощью, как к последней надежде. Молитва Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих не-возвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь. Тропарь, глас 4 Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ «Целительнице», подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеле-ние недугов душевных и телесных, спасение и велию милость. Тропарь, глас 1 Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющимтися Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!!! #СвятыеИконы #ЧудесаБогородицы
«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Пресвятая Троице, Слава Тебе!» Группа создана во Славу Божию! (УПЦ-РПЦ МП)
Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
На иконе Целительница Пресвятая Богородица изображена стоящей во весь рост у постели больного клирика, к которому явилась Сама Матерь Божия в ответ на горячую молитву и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
1 октября (18 сентября по старому стилю) Святая Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед Её святым образом.
Святой образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница», является одной из древнейших икон Божией Матери и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (4 век). Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Цилканский кафедральный храм
К сожалению, со временем древний образ был утерян. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.
Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили довольно широкое распространение и полюбились верующим.
В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», история написания которой связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVII столетия , и описанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
Один из церковнослужителей (певчий) Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!» Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Это чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. На створах складня находятся изображения: на левом - Архангела Михаила, на правом - Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону.
Чудотворную икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившимся тогда на месте Храма Христа Спасителя.
Алексеевский монастырь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте Храма Христа Спасителя
В 30-х годах XIX века в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу (Красное Село). После разорения Ново-Алексеевского монастыря большевиками в 1926 году, чудотворную икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь).
Существует много списков чудотворной иконы, обладающих такой же целитель-ной силой, как и оригинал. Например, в 1682 году по молитвам к одному из них выздоровела дочь коломенского священника, страдавшая тяжелой и неизлечимой болезнью спинного мозга. Это было большим чудом.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского . На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Чаще всего образ Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в больничных храмах и часовнях, богадельнях, палатах клиник. И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери в первую очередь обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?
Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый Храм иконы Божией Матери Целительница при НИИ клинической психиатрии научного центра психического здоровья РАМН на Каширском шоссе (Москва, Каширское шоссе, 34) . Помещение храма было построено в начале 80-х годов XX века для нужд НИИ и устроено средствами самого института и его сотрудников. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
Каждый день множество больных молится Богу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя — зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе — что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь — это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.
Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо . Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.
Вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.
Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?» , — спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.
Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.
Вознесенное от чистого сердца любое прошение обязательно услышит Матерь Божия. И в самых тяжелых ситуациях люди обращаются к ней за помощью, как к последней надежде.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле-нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе-сы прогоняеши, обидимыя от бед из-бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Гос-поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Тво-им к Сыну Твоему, Христу Богу на-шему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покло-няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Тропарь, глас 4
Яко Пресветлая Звездо, просия Божест-венными чудесы святый Твой образ «Целительнице», подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и те-лесных, спасение и велию милость.
Тропарь, глас 1
Любовию, Чистая Дево, Твою свя-тую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и вер-но поклоняющимтися Целительница явися, всякое зло и болезни от сих уда-ляющая, яко Всемогущая.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» – это образ, через который Матерь Божия дарует исцеление православных от физических и душевных недугов. Именно поэтому святому лику Целительница посвящают многие храмы, которые существуют при больницах. Здесь Приснодева через свою святую икону более всего проявляет милость к слабым, больным, дарит надежду и исцеляет каждого по его вере.
Празднование в честь иконы Пречистой Девы Марии «Целительницы» назначено Православной церковью на 1 октября (или по старому стилю на 18 сентября). Но прибегать к просьбам о помощи и восславлению святого образа христиане могут всечасно.
Появление иконы Богородицы Целительница
Чудотворный Богородичный образ, получивший имя «Целительница», относится к наиболее древним иконам Божьей Матери. Он был написан еще во времена земных деяний святой равноапостольной просветительницы народа Грузии – Нины, а именно в IV веке нашей эры. Священный лик Девы Марии хранился в кафедральном соборе селения Цилкани, что в Мухранской долине (Карталиния). Эта земля стала фундаментом для будущей грузинской государственности.
К сожалению, первая икона со временем была утеряна, поэтому сложно установить, как именно она выглядела. Исследователи склоняются к мнению, что, скорее всего, на образе была изображена Богоматерь, исцеляющая страдающего, больного человека или сразу нескольких. Один из списков первообраза благодаря провидению Господнему оказался на Руси.
Икона Пресвятой Божией Матери Целительницы в России
Среди российских христиан наибольшую славу получила икона Богородицы «Целительница», которая связана со случаем чудесного исцеления, произошедшим в Москве приблизительно в конце XVII века. Описание этих событий сохранилось, дошло до нас так, как их описал в своей книге «Руно Орошенное» агиограф, духовный писатель, епископ Димитрий Ростовский.
История повествует о том, что один из клириков Наварнинского храма по имени Викентий Бульвиненский особое почитание выказывал образу Божьей Матери. Он завел привычку, каждый раз входя и выходя из церкви, опускаться на колени перед святой иконой, а затем смиренно провозглашать короткую молитву во славу Пречистой Девы Марии «Радуйся, Благодатная!».
Но однажды Господь послал ему испытание в виде опасной тяжелой болезни. Клирика одолела слабость, язык его гнил. Недуг причинял настолько невыносимую боль, страдания, что священник терял рассудок. Приходя в сознание, больной мысленно читал привычную молитву, отдавая себя во власть Бога. Силы больного иссякали.
В какой-то момент Викентий заметил возле своей головы прекрасного светлого юношу. Сомнений не возникало – это верный Ангел-Хранитель приблизился к болящему. Переполненный сострадания чистый Ангел призвал Пресвятую Богородицу молитвенными словами о помощи, исцелении. Внезапно появилось свечение, а в нем сама Богородица, милостиво смотря на измученного клирика, она послала исцеление, смочив молоком своей Девичьей груди уста больного. Почти сразу священник почувствовал облегчение, освобождение от болезни.
Он встал с ложа и направился к братии в храм, а придя, занял место на клиросе рядом с певчими, чтобы возблагодарить Господа и Божию Матерь. Увидев его изменение, монахи спросили, что произошло. И тогда Викентий поведал всем о чудесном явлении Царицы Небесной.
Иконография образа Богородицы «Целительница»
Эта история побудила иконографа к созданию образа Пречистой Девы Марии «Целительница». На иконе изображена Богоматерь, которая стоит у постели ослабевшего клирика. Часто образ делали в форме складня. На левой створке писали Архангела Михаила, а на правой – Архангела Гавриила, которые поддерживают икону. Новый чудотворный лик поставили в Алексеевскую женскую обитель города Москвы, которая стояла на месте современного храма Христа Спасителя.
Рассмотрев другие изводы святой иконы можно увидеть, что на некоторых их них в нижней части центрального изображения есть написанный рассказ о чуде, который напоминает текст святителя Димитрия Ростовского. На полях иконы пишут изображения священномученика Антипы, святых великомучеников Космы и Дамиана, Кирика и Иулитты, епископа Пергамского.
Спасение иконы Целительница
Хранение чудотворного образа Приснодевы Целительницы инокинями Алексеевского женского монастыря города Москва не было безоблачным. Когда на Русь пришли войска Наполеона, они уничтожили обитель. Практически все сооружения монастыря были преданы огню, уцелел только соборный храм. Монахини сделали все, чтобы уберечь иконы. Всю церковную утварь, образы зарыли толстым слоем земли, а сверху поставили кровати, на которых лежали больные люди. Французы побоялись подойти к этому «госпиталю» под небом из-за страха перенять заболевание. Благодаря такой хитрости все святые реликвии остались целы. Когда войска Наполеона ушли из Москвы, монастырь восстановили.
В первой половине XIX века было начато строительство храма Христа Спасителя, поэтому монастырь переместили ближе к Верхней Красносельской улице (Красное Село). Революционные страсти не могли не сказаться на судьбе верующих, святых мест, а также православных реликвий. 1926 года Ново-Алексеевский монастырь был разорен большевиками, но сама чудотворная икона сохранилась – ее передали монахам церкви Христова Воскресения, что в районе Сокольников (Кедровская церковь).
Чудеса от образа Целительницы
Множество других списков чудотворного образа проявили свою целительную силу, по вере отвечая на искренние молитвы христиан. Известен случай 1682 года. Дочь коломенского священника страдала от тяжелой болезни спины, врачи пришли к выводу, что излечить заболевание невозможно. Отец и дочь молились перед иконой Пресвятой Богоматери Целительницы, и Царица Небесная явила им свою милость, ниспослав исцеление. Врачи были удивлены этому большому чуду.
Значение образа
Раздумывая над случаем чудесного исцеления клирика Викентия, обращает на себя внимание его поведение в тяжелой ситуации. Он не обращается с просьбой о помощи, а только славит Господа и Пресвятую Богородицу, произносит слова благодарности за Их дела, со смирением, покорностью принимая свою участь, ожидая приближение смерти. Само же чудесное исцеление происходит только благодаря вмешательству и просьбам ангела-хранителя. Поэтому ниспослание скорого выздоровления Богоматерью можно расценить как ответ на смирение, покорность больного.
Такое развитие сюжета приводится неслучайно. Люди, столкнувшись с неприятностями, бедами или тяжелым заболеванием, часто начинают роптать, задавая характерные вопросы: «Господи, почему это случилось со мной? Господи, за что?». Молитвы в таких случаях представляют собой просьбы о помощи, желание, чтобы беды поскорее закончились, пришло облегчение, наступил светлый период жизни.
Церковник же Викентий ведет себя совершенно иначе. Исцеляя его, Пречистая Дева Мария одобряет именно такую позицию, давая прямое указание, как следует поступать и думать истинному христианину.
Еще стоит обратить внимание на деталь, что Богородица сотворила чудо только тогда, когда Викентий был окончательно обессилен и готовился предстать перед Господом. Здесь надо вспомнить об извечном предупреждении, что только Господь знает, как будет развиваться ситуация, а также когда должна прийти помощь. То есть Бог все делает или же не делает всегда вовремя, а удел праведного человека – ждать, смиренно принимая ниспосланную судьбу, полностью доверяя Господу.
В чем помогает молитва перед иконой Целительницы
Перед образом Богородицы Целительницы коленопреклоненно молятся христиане, чтобы:
- Получить защиту от тяжелых заболеваний.
- Избежать или уменьшить страдания и боль во время тяжелой болезни.
- Получить защиту от несчастий, бед.
- Исцелить измученную душу, сделать крепче дух и волю человека.
- Получить помощь в освобождении из заключения человека, который осужден невинно.
- Подарить бездетным парам чудо рождения долгожданного ребенка.
Как правильно молиться образу Целительницы
- В любой ситуации христианин должен регулярно ходить на службы Божиего храма. На богослужениях молиться с другими православными, каяться в своих грехах, регулярно причащаться.
- Если близкий человек заболел, следует, придя в храм, заказать за заболевшего сорокоуст «за здравие». Это специальная служба, при которой священник возносит молитвы за больного человека 40 дней подряд.
- Также желательно подать записку на Литургию «О здравии». Впишите имена людей, за которых нужно молиться. Не пишите более 10 имен. Имена должны быть указаны церковным написанием в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), например: Сергия, Димитрия, Иоанна, Татианы, Дарии, пр.
- Не нужно писать фамилии, прозвища, профессии, степень вашего родства. Если указываете имя служителя церкви, то рядом с именем нужно указать сан. Имена священников напишите перед мирянами.
- За больного человека хорошо заказать специальный водосвятный молебен. Он читается пред иконой Богородицы «Целительница». Во время таинства священник будет умолять Пречистую о ниспослании ее милости, о ходатайстве пред Господом об исцелении больных, поблагодарит Божию Матерь и Иисуса за помощь, милость.
- Когда молебен будет закончен, священник совершает освящение воды (малое). Прихожанин может набрать ее для своих потребностей.
- Правильно употреблять святую воду – каждый день по одному глотку на пустой желудок вместе с молитвой.
- Чтобы совершить молебен пред иконой «Целительница», нужно написать записку, в которой упомянуть имена всех больных, дать ее служительнице церковной лавки до начала Литургии. Указывают имена только православных людей.
История
Яв-ле-ние од-ной из древ-ней-ших икон Бо-жи-ей Ма-те-ри «Це-ли-тель-ни-ца» про-изо-шло во вре-ме-на свя-той рав-ноап-о-столь-ной Ни-ны, про-све-ти-тель-ни-цы Гру-зии (IV век). Ико-на на-хо-ди-лась в Цил-кан-ском хра-ме в мест-но-сти Кар-та-ли-нии.
Ико-на изо-бра-жа-ет Бо-жию Ма-терь, сто-я-щую у по-сте-ли боль-но-го кли-ри-ка. Ико-но-гра-фи-че-ским сю-же-том для чу-до-твор-но-го об-ра-за по-слу-жи-ло пре-да-ние о чу-дес-ном ис-це-ле-нии, опи-сан-ном в со-чи-не-нии свя-ти-те-ля Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го «Ру-но Оро-шен-ное»:
«Слу-чи-лось мне чи-тать в кни-ге Пет-ра Да-ми-а-на та-кую вещь. Некий кли-рик Ни-вир-нин-ской Церк-ви тяж-ко бо-лел смерт-ной бо-лез-нью. И был у него обы-чай каж-дый час, ко-гда би-ли ча-сы, воз-да-вать хва-лу Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це ан-гель-ским при-вет-стви-ем: «Ра-дуй-ся, Бла-го-дат-ная!» — при-ла-гая к то-му некую к Ней мо-лит-ву и тво-ря это днем и но-чью. Ес-ли же за-сы-пал ко-гда, то с бо-ем ча-сов про-буж-дал-ся и со-вер-шал обыч-ное мо-ле-ние. И столь-ко Вла-ды-чи-цу на-шу по-чи-тал та-ким пра-виль-цем, сколь-ко ча-сов во дни и в но-чи ми-но-ва-ло.
И вот ко-гда ле-жал он на од-ре бо-лез-ни и го-то-вил-ся к смер-ти, яв-ля-ет-ся ему вдруг Пре-свя-тая Вла-ды-чи-ца на-ша Бо-го-ро-ди-ца и, чуть при-от-крыв де-ви-че-ский Свой со-сок и стис-нув его, окроп-ля-ет мле-ком уста бо-ля-ще-го и ста-но-вит-ся неви-ди-ма. От се-го слу-чив-ше-го-ся вско-чил боль-ной, быст-ро об-лек-ся в кли-ри-че-ские свои ри-зы и по-бе-жал в цер-ковь. Вой-дя в хор, он стал на сво-ем ме-сте по-сре-ди по-ю-щих кли-ри-ков, изум-ля-ю-щих-ся и тре-пе-щу-щих от вне-зап-ной пе-ре-ме-ны в нем и нега-дан-но-го вы-здо-ров-ле-ния — ведь ни-кто уже не ча-ял ви-деть его жи-вым. Ко-гда же спро-си-ли о при-чине его здра-вия, то-гда от-крыл он пред все-ми, про-слав-ляя Це-леб-ни-цу свою Пре-ми-ло-сти-вую, как по-кро-пи-ла Она уста его — сле-ды то-го мле-ка еще оста-ва-лись на его устах... О, пре-слав-ное чу-до!
Ведь мог-ла Пре-ми-ло-серд-ная Це-леб-ни-ца иным ка-ким об-ра-зом ис-це-лить ра-ба Сво-е-го, сло-вом или при-кос-но-ве-ни-ем, од-на-ко этот стран-ный спо-соб вра-че-ва-ния яви-ла: те уста Де-ви-че-ским по-кро-пи-ла мле-ком, что каж-дый час Де-ви-цу Пре-чи-стую вос-хва-ля-ли, здесь еще, на зем-ле, мзду воз-да-вая им. Чтобы все, ви-дя и слы-ша, воз-бла-го-да-ри-ли еди-ны-ми уста-ми и еди-ным серд-цем пре-п-ро-слав-лен-ную Де-ву Бо-го-ро-ди-цу.»
Несмот-ря на то, что к Пре-свя-той Де-ве за по-мо-щью в ис-це-ле-нии от раз-лич-ных неду-гов ве-ру-ю-щие об-ра-ща-лись из-дав-на, в Рос-сии лишь в кон-це XVIII ве-ка про-сла-вил-ся спи-сок чу-до-твор-но-го об-ра-за под на-зва-ни-ем «Бо-го-ма-терь Це-ли-тель-ни-ца», на-хо-див-ший-ся в Мос-ков-ском Алек-се-ев-ском жен-ском мо-на-сты-ре.
В кни-ге И. Ток-ма-ко-ва «Ис-то-ри-че-ское и ар-хео-ло-ги-че-ское опи-са-ние Мос-ков-ско-го Алек-се-ев-ско-го мо-на-сты-ря», из-дан-ной в 1889 го-ду по-ме-ще-но опи-са-ние чу-до-твор-ной ико-ны «Це-ли-тель-ни-ца»: «Раз-ме-ром она неболь-шая: в вы-ши-ну семь, а в ши-ри-ну шесть верш-ков; по-ме-ще-на в се-реб-ря-но-вы-зо-ло-чен-ный скла-день с эмале-вы-ми укра-ше-ни-я-ми. На ство-рах склад-ня на-хо-дят-ся изо-бра-же-ния: на ле-вом - Ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла, на пра-вом - Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла, как бы под-дер-жи-ва-ю-щих ико-ну. Ри-за укра-ше-на мно-же-ством брил-ли-ан-тов и дру-гих дра-го-цен-ных кам-ней; одеж-да на Бо-го-ма-те-ри сплошь ни-за-на жем-чу-гом. Цен-ность укра-ше-ний до-хо-дит до че-ты-рех ты-сяч руб.
Ико-на на-хо-дит-ся в Кре-сто-воз-дви-жен-ской церк-ви, в со-бор-ном мо-на-стыр-ском хра-ме, как ино-гда на-зы-ва-ют эту цер-ковь, на юж-ной сто-роне. Са-мый скла-день с ико-ною встав-лен в ка-мен-ном стол-бе, под-дер-жи-ва-ю-щем свод со-бо-ра; пред ико-ною - осо-бый по-мост, име-ю-щий с двух сто-рон неболь-шие ка-мен-ные сту-пе-ни; пе-ред ико-ною под-свеч-ник с де-вя-тью лам-па-да-ми».
В пу-те-во-ди-те-ле «Москва Зла-то-гла-вая» (УКИНО «Ду-хов-ное пре-об-ра-же-ние», М., 2007) ука-зы-ва-ет-ся, что в 1930-х го-дах мо-на-стырь упразд-ни-ли, а чу-до-твор-ный об-раз был пе-ре-не-сен в .
На неко-то-рых спис-ках чу-до-твор-но-го об-ра-за в ниж-ней ча-сти по-ме-щен рас-сказ о чу-де, по-хо-жий на текст, из-ло-жен-ный в со-чи-не-нии свя-ти-те-ля Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го. На по-лях об-ра-за ино-гда при-сут-ству-ют изо-бра-же-ния свя-тых му-че-ни-ков бес-среб-ре-ни-ков Кос-мы и Да-ми-а-на, свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пы, епи-ско-па Пер-гам-ско-го, му-че-ни-ков Ки-ри-ка и Иулит-ты.
Как пра-ви-ло, во имя ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Це-ли-тель-ни-ца» освя-ща-ли хра-мы при боль-ни-цах, где бо-ля-щие мог-ли по-мо-лить-ся Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це об ис-це-ле-нии ду-ши и те-ла. В част-но-сти, в Москве во имя свя-то-го об-ра-за «Це-ли-тель-ни-ца» бы-ли освя-ще-ны один из хра-мов Ста-ро-Ека-те-ри-нин-ской боль-ни-цы на Ме-щан-ской ули-це и до-мо-вая цер-ковь при По-ли-цей-ской боль-ни-це име-ни Им-пе-ра-то-ра Алек-сандра III, устро-ен-ная зна-ме-ни-тым док-то-ром Га-а-зом. По-сле ре-во-лю-ции они бы-ли за-кры-ты, а зда-ния пе-ре-стро-е-ны.
В 1992 го-ду в честь ико-ны «Це-ли-тель-ни-ца» был освя-щен . Лю-ди в скорб-ных жиз-нен-ных об-сто-я-тель-ствах при-хо-дят по-мо-лить-ся в этот храм пе-ред бла-го-дат-ной ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4
Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как преяркая Звезда, просиял Божественными чудесами святой Твой образ, Целительница. Подай и нам, Богородица Мария, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 1
Любо́вию, Чи́стая Де́во,Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим,/ и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим,/ и ве́pно поклоня́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.
Перевод: С любовью, Чистая Дева, Твою святую икону почитающим, и как истинную Матерь Божию Тебя прославляющим, и с верой поклоняющимся Тебе, стань Целительницей, всякое зло и болезни от них удаляющей, как Всемогущая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»
О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Кондак 1
Избранней от всех родов Пресвятей Деве Богородице, явившейся некогда клирику болящу, во еже исцелити его от болезни лютыя, похвальное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Владычице, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед и скорбей, и болезней свободи ны, зовущия Ти:
Икос 1
Архангел Гавриил, возвещая Пресвятей Деве Марии безсеменное зачатие от Нея Сына Божия, рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах»; мы же, грешнии, гласу Архангела подражати дерзающе, с верою, любовию и благоговением вопием пения сицевая:
Радуйся, от начала веков во главу нашего спасения предызбранная; радуйся, многообразне от пророков предвозвещенная.
Радуйся, Невесто Неневестная, заченшая Сына от Духа Святаго; радуйся, Мати, в рождестве и по рождестве пребывшая Дева.
Радуйся, Одеющагося светом, яко ризою, пеленами повившая; радуйся, млеком питавшая горняя и дольняя благодатию Своею Питающаго.
Радуйся, на руку Твоею носившая Вседержителя; радуйся, о Промыслителе всея твари попечение имевшая.
Радуйся, паче всех Сына Твоего возлюбившая; радуйся, паче всех от Него превознесенная.
Радуйся, честнейшая и славнейшая без сравнения всех Небесных Сил; радуйся, превышшая всякаго создания.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 2
Видящи, Пресвятая Владычице, усердие и благоговение клирика Викентия, на всяк день преклоняющаго колена пред честным Твоим образом и архангельское приветствие Тебе приносящаго, прияла еси таковое его благоугождение и даровала еси ему во дни болезни внезапное и дивное со одра востание. Темже и мы преклоняем колена душ и телес наших пред цельбоносным Твоим образом, Госпоже наша Богородице, и, поминающе чудное явление Твое клирику болящему, вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумев чудесное исцеление от тяжкаго недуга, клирик Викентий воста с убогаго ложа своего, иде в церковь и тамо песньми хвалебными прослави Тя, Целительницу всех болящих. Приими убо и от нас, Мати Божия, сия благохваления:
Радуйся, от врат смертных неисцельно болящих к жизни возвращающая; радуйся, сострадания к страждущим преисполненная.
Радуйся, пораженных различными недуги чудесно исцеляющая; радуйся, во всяких скорбех и печалех небесную отраду в сердца наша изливающая.
Радуйся, в христианских добродетелех преуспети нам помогающая; радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая.
Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов мира сего сохраняющая; радуйся, скорая услышательнице усердно Тебе молящихся.
Радуйся, источающая великия милости и щедроты любящим Тя; радуйся, уповающим на Тя вся потребная в животе сем дарующая.
Радуйся, ублажающих Тя в грозный час смерти не оставляющая; радуйся, почитающих Тя жизни вечныя сподобляющая.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 3
Силою, данною от Тебе, Госпоже Царице и Владычице, святая икона Твоя источает неоскудно исцеления страждущим от недуг многоразличных, с несумненною верою к ней притекающим, Богу же вопиющим: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи премногую любовь к роду христианскому и Матернее о нем попечение, всем просящим у Тебе помощи и заступления всякое благое прошение скоро исполняеши; сего ради Тебе, всемощней Заступнице и скорой Помощнице нашей, приносим похвалы сия:
Радуйся, скорбящих утешение; радуйся, безнадежных надеждо.
Радуйся, труждающихся помощь и укрепление; радуйся, нищих одеяние.
Радуйся, алчущих питательнице; радуйся, обидимых и гонимых заступнице.
Радуйся, обидящих устрашительнице; радуйся, в христианской вере наставнице.
Радуйся, взыскание погибших; радуйся, споручнице спасения грешных.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 4
Бури страстей и похотей, и искушений бесовских избави нас, Премилосердная Богородице, укрепи и сохрани в нас до конца жизни нашея веру православную и преданность Святей Церкви, да возможем невозбранно пети Господу Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша Господь на небеси Твоя о нас моления, Преблагая Владычице, исполняет скоро всякое прошение Твое. Ведуще таковое Матернее дерзновение к Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, вси к Тебе прибегаем и усердно молим Тя: предстательствуй о нас, многогрешных рабех Твоих, пред Всемогущим Создателем нашим, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да подаст нам оставление прегрешений, вопиющим Тебе из глубины души:
Радуйся, предстательнице наша пред Богом, мир от бед спасающая; радуйся, Сына Твоего на милость к нам недостойным преклоняющая.
Радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая.
Радуйся, юродивую мудрость века сего посрамляющая; радуйся, путь спасения заблудшим показующая.
Радуйся, грешным к Богу дерзновение дарующая; радуйся, изнемогающим в напастех, скорбех и искушениих скоро помогающая.
Радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая; радуйся, блага земная, суетная и скоропреходящая презирати нас научающая.
Радуйся, к небесным и вечным сокровищем умы и сердца наша возводяща; радуйся, единое на потребу избирати научающая.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 5
Свет небесный озари храмину болящаго клирика, егда предстала еси, Преблагая Владычице, даровати ему исцеление от лютаго недуга. О, Пресвятая Госпоже Богородице, просвети помраченныя многими грехми души наша и подаждь исцеление болезнующим телесем нашим, да, прославляя Твоя милости, вопием радостно Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще Тя, Владычицу Богородицу, пред огнезрачным Престолом Троицы стоящу и за христиан молящуюся, небесныя силы и вси святии от века Богу угодившии немолчными славословиями ублажают Тя. Мы же, грешнии, на земли, любовию к Тебе подвизаемии, дерзаем воспевати Тебе сице:
Радуйся, Матернею любовию весь мир христианский объемлющая; радуйся, молитвами Твоими к Сыну Твоему и Богу нас спасающая.
Радуйся, изрядная споборнице ведущим брань противу искушений мирских и душевредных; радуйся, наставнице целомудрия и воздержания.
Радуйся, всех, прибегающих под кров Твой, приемлющая; радуйся, от всякия злобы и вражды миром и любовию ограждающая.
Радуйся, подвижников благочестия к горнему Иерусалиму путеводительнице; радуйся, душепагубных ересей и расколов искоренительнице.
Радуйся, скорая в бедах и печалех Утешительнице; радуйся, всех верных благая Заступнице.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 6
Проповедует Святая Православная Церковь множество чудес Твоих и великия Твоя милости, Преблагая Владычице, яко грады и веси ограждаеши, обители иноческия и жилища благочестивых рабов защищаеши, обидимых заступаеши и вся благая и душеполезная низпосылаеши всем прославляющим Тя и поющим Сыну Твоему: Аллилуиа.
Икос 6
Светло красуется зде, Госпоже Богородице, чудотворная Твоя икона, именуемая Целительница, прогоняющи от всех верных тьму искушений и напастей и обильно исцеления источающи. Сего ради во умилении зовем Ти:
Радуйся, от неисцельных болезней скорое исцеление подающая; радуйся, от всяких бед и скорбей избавляющая.
Радуйся, греховныя страсти укрощающая; радуйся, колеблющихся в вере православней укрепляющая.
Радуйся, утешение благодатное в сердца боголюбивыя изливающая; радуйся, надеждою небесных благ верных души услаждающая.
Радуйся, в добрых делех преуспевати нам помогающая; радуйся, от видимых и невидимых враг нас защищающая.
Радуйся, благодатию Твоею падших возставляющая; радуйся, страх Божий в сердца наша вселяющая.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 7
Хотящи явити милосердие Твое неизреченное, даровала еси нам, преблагая Богородице Дево, чудотворную икону Твою, именуемую Целительница, да вси, притекающии к ней с верою, от болезней свобождаются и всякаго утешения сподобляются. Сего ради вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивна и преславна дела Твоя, Пренепорочная Владычице: всем бо, богатым и нищим, здравым и болящим, с прилежною молитвою к цельбоносносней иконе Твоей притекающим, вся благая по коегождо потребе и в меру веры и любве подаеши. Темже и мы не таим Твоих благодеяний, но, благодарственно прославляюще милости Твоя, глаголем Ти сице:
Радуйся, глухих слышание; радуйся, слепых прозрение.
Радуйся, немых глаголание; радуйся, хромых хождение.
Радуйся, прокаженных очищение; радуйся, разслабленных укрепление.
Радуйся, от злых и лукавых духов свобождение; радуйся, по Бозе наше прибежище и заступление.
Радуйся, от нужд, печалей и бед непреложное избавление; радуйся, пристрастие к тленному богатству искореняющая.
Радуйся, искати богатство нетленное на небеси научающая; радуйся, ум нам в горняя вперяющая
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 8
Странни и пришельцы в мире сем скорбнем и многомятежнем суще, вечнаго Небеснаго Отечества взыскуем и Тебе, всемощную Царицу Приснодеву Богородицу, смиренно просим: путеводствуй нас по стезям спасительных заповедей Сына Твоего, Христа Бога нашего, да, избегше сетей невидимаго врага, возможем невозбранно воспевати Вседержителю Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир христианский ублажает Тя, Пренепорочную Деву, гласы хвалебными: всем бо верным, наипаче же болящим, утешительно есть взирати на всечестную икону Твою, Целительницей именуемую. О, Пречудная Госпоже Богородице, приими и наша умиленная благохваления таковая:
Радуйся, Радосте наша; радуйся, доброто несказанная.
Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия.
Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; радуйся, благоуханный Цвете девства и чистоты.
Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, нечестия обличение.
Радуйся, горних сил похвало; радуйся, всех праведных славо.
Радуйся, всех грешных упование; радуйся, ненадеемых надеяние.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 9
Все упование на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех и болезнех ко святей иконе Твоей с благоговением и верою притекаем, чающе от нея скорое утешение и исцеление получити. О, Пресвятая Царице Богородице, воззри милостиво на нас, смиренных рабов Твоих, и ускори исполнити вся, яже на пользу нам, и в сей жизни и в будущей, да, прославляя Твое благоутробие, воспеваем Творцу Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут достойно восхвалити Тя, Пречистую Деву, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, безсеменно рождшую Спаса душ наших. Мы же, аще и немощни есмы, обаче, любовию к Тебе побеждаеми, отверзаем недостойная уста своя на похвалы Тебе сицевыя:
Радуйся, умы человеческими и ангелькими непостижимая тайно; радуйся, чистотою Ангелов превозшедшая.
Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, всех пророчеств исполнение.
Радуйся, девство и рождество в себе чудно сочетавшая; радуйся, в обою непорочно и свято Себе сохраньшая.
Радуйся, Мати Сына Божия и Бога Вышняго; радуйся, падшему человечеству отверзшая вход в царствие горнее.
Радуйся, тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; радуйся, Богом дарованная отрадо страждущим.
Радуйся, сияющая благодатию и славою предивных знамений и чудес; радуйся, приемлющая похваление людских словес.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 10
Спасти хотя род человеческий от беззаконий и вечныя муки человеколюбец Господь, Тя, Матерь Свою, дарова в помощь, покров и защиту верующим в Него. Прославляюще таковое Создателя нашего безмерное милосердие о нас, грешных, благодарственным сердцем и устны вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси необоримая и заступление крепкое, Богородице Дево, всем с молитвою к Тебе прибегающим. Темже убо и нас, недостойных, огради от лютых болезней и от всякаго злаго обстояния и подаждь во всех делех благовременную помощь и укрепление взывающим Ти:
Радуйся, Заступнице наша и похвало; радуйся, Хранительнице наша и утверждение.
Радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение; радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих.
Радуйся, младенцев воспитание; радуйся, юных наставнице целомудрия.
Радуйся, супругом любовь и согласие дарующая; радуйся, благоговейных старцев к мирной кончине жития приводящая.
Радуйся, верных пастырей Святыя Церкве укрепляющая и вразумляющая; радуйся, в иноческом образе подвизающимся ходатаице вечнаго радования.
Радуйся, в мире благочестиво живущих не оставляющая Своим заступлением; радуйся, всем христианом предивное вспоможение.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 11
Пения и мольбы всеумиленныя, ныне нами приносимыя пред цельбоносным Твоим образом, приими, Приснодево Богородице, и сподоби до конца жизни нашея Единому Богу воспевати: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарне сияет чудотворная икона Твоя, Мати Божия, источающи верным токи исцелений благодатных и наставляющи блуждающих во тьме грехов на светлый путь добродетелей и спасения. Сего ради вопием Ти хвалебныя песни таковыя:
Радуйся, осенением Твоея иконы силу вражию от всех прогоняющая; радуйся, всем прибегающим в скорбех, нуждах и болезнех скорое утешение и исцеление подавающая.
Радуйся, чудо чудес, Одигитрие Владычице, на путь спасения наставляющая; радуйся, мирное устроение обуреваемым напастьми дарующая.
Радуйся, чистотою Твоею чистому житию нас научающая; радуйся, лукавых, гордых и гневливых людей вразумляющая.
Радуйся, правую веру и страх Божий в нас вселяющая; радуйся, светом Христова учения тьму неверия прогоняющая.
Радуйся, смущения помышлений сумнительных удаляющая; радуйся, всех духовных даров щедрая подательнице.
Радуйся, благочестия наставнице; радуйся, мира ходатаице.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 12
Благодатию и щедротами Твоими, Премилосердная Владычице, не оставляеши христиан православных, дарующи скорбящим утешение, обидимым заступление, болящим исцеление и всем сущим в бедах многоразличных избавление; сего ради, прославляюще Тя, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя неизреченныя милости и чудеса, являемая нам недостойным, преклоняем колена пред цельбоносным Твоим образом, Богородице Приснодево, и молим Тя усердно: подаждь нам мир, тишину и благую христианскую кончину и не остави без Твоея помощи и заступления во втором пришествии Сына Твоего и Бога нашего всех приносящих Ти со умилением сия похвалы:
Радуйся, в уныние и отчаяние впадших надеждою спасения укрепляющая; радуйся, узы греховныя разрешающая.
Радуйся, праведный на нас гнев Божий на милость прелагающая; радуйся, земное житие наше добре устрояющая.
Радуйся, от опасных обстояний нас избавляющая; радуйся, в час кончины всем скорая Помощнице.
Радуйся, чтущих Тя на мытарствах воздушных заступающая; радуйся, любовь к Тебе имущим врата райская отверзающая.
Радуйся, прославляющих Тя вечнаго блаженства в Царствии Небеснем сподобляющая; радуйся, не чтущих Тя пред всеми посрамляющая.
Радуйся, державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; радуйся, яко во дни светлыя нам сорадуюешися.
Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.
Кондак 13
О, Всепетая Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, милостивно приими сие малое моление наше, избави нас от всякия напасти, болезни и внезапныя смерти и сподоби нас наследниками быти Царствия Небеснаго и со всеми святыми воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Архангел Гавриил…» и 1-й кондак: «Избранней от всех родов…».
Молитва
О, Пресвятая Госпоже Царице Богородице, высшая всех небесных сил и святейшая всех святых! Припадаем и поклоняемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего заступницу и помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения, сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов, подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну и сподоби нас на нелицеприятнем судищи Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.