Осенние изменения в живой природе. Изменения в неживой природе осенью Изменения в природе осенью
Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.
Листопад
Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.
Иней
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Осенние изменения в живой природе
У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
Прекрасно сказал об осени К. Паустовский:
«Больше всех времен года я люблю и жалею осень, может быть, за то, что ей очень мало отпущено времени для ее шелестящей и облетающей жизни».
ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В ПРИРОДЕ
Подготовил:
Минькин Егор
Ученик 2 «А» класса
Сезонные изменения в живой природе
Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса
Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна
Введение
«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».
Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?
1. Изменение погодных условий
Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.
Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.
Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.
Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />
Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.
Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.
Сезонные изменения в жизни растений
Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.
Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.
Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.
Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.
Сезонные изменения в жизни животных
Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.
Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.
Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.
осадки животное зимовка сезонный
Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.
– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.
Ход урока
I. Организационный момент:
Дежурный докладывает о погоде.
Число, месяц.
II. Введение в тему:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об
осени.)
– Запишите в тетради тему урока.
Признаки осени.
Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)
(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:
III. Работа по теме урока:
Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)
Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)
Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.
Октябрь – середина осенней поры.(Слайд)
В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)
Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)
Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.
Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)
Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Слайд)Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)
В неживой природе:
- похолодание,
- первые заморозки,
- последняя гроза,
- затяжные дожди,
- густые туманы,
- первый снег – все это осенние явления в неживой природе .
Как меняется осенью жизнь в живой природе?
(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.)(Слайд)
Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.
(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.
Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.
(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.
(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.
Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?
(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)
На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.
Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.
(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)
Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.
Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)
Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.
(Слайд)Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.
В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.
Прячутся на зиму насекомые.
Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их
Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.
V Физкультминутка:
Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.
(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.
(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.
В живой природе
(Слайд) – Запишите в тетради:
- листопад
- прячутся насекомые
- улетают птицы
- готовят запасы животные
- животные впадают в спячку
IV. Дополнительный материал:
Дидактическая игра:
Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)
Зима | Весна |
Лето | Осень |
Занимательный материал:
Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)
Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.
Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд) )
Дети работают в тетрадях.
V. Закрепление.
- Признаки неживой природы?
- Признаки неживой природы?
VI. Итог урока.
И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;
Показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;
Формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;
Расширить кругозор;
Воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;
Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;
Развивать навыки работы в группе, индивидуально.
Планируемые результаты:
Знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.
Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация
Послушайте стихотворения русских поэтов.
Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".
1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"
2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"
Вопрос: О каком времени года идет речь?
А какие еще времена года вы помните?
Сколько осенних месяцев? Назовите их.
На проекторе слайды №№ 1, 2.
Ответы учащихся.
III. Объявление новой темы.
Тема урока сегодня - "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.
IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.
Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй - картинки с изображениями животных, третьей - с растениями.
Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.
При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)
V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"
Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.
Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)
Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.
V-A. Предварительно закрепление материала:
Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.
VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"
Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?
(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень" .) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)
(На доске и в тетради записывают: 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)
1) Листья желтеют.
Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.
2) Листья опадают.
Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.
Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.
Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.
3) А вот хвойные деревья остаются зелеными. Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.
VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают
VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"
Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?
Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.
(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.
Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)
Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)
Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)
Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).
VII-A. Первичное закрепление.
В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.
Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)
Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7)
Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?
А почему птицы улетают на юг?
Выделить ответы:
1.замерзание водоемов
2. увядание трав
3. исчезновение насекомых
4. похолодание
VII-Б. Первичное закрепление.
Работа с презентацией .
Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются - это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.
1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)
2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)
Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?
(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)
Физ. минутка.
А что же происходит с рыбами и земноводными?
VII-В. Работа с презентацией
Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.
Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.
И, наконец, самая большая группа животных - млекопитающие. (Слайд № 13)
Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?
1. Линька, запасы
Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.
Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)
Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)
Линяют ли домашние животные?
2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм
А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.
В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!
VII-Г. Первичное закрепление
Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.
VIII. Закрепление темы
Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.
Блиц-опрос
(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).
Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.
Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.
IX. Рефлексия и самооценка
Что нового вы узнали сегодня?
Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным - то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили - прикрепите зеленый листочек.
X. Выставление оценок
XI. Домашнее задание
Обязательное:
Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.
Творческое задание (на выбор):
1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.
2. Сочините сказку об осени.