Понятие основные признаки и классификация международных организаций. Понятие и классификация международных организаций. Наличие прав и обязанностей организации
Под международной организацией понимается объединение государств-членов этого содружества, заключивших между собой договор, который соответствует всем нормам международного права, с целью экономического, политического, культурного, военного и других видов сотрудничества между ее участниками.
Основные признаки
Обязательным атрибутом этого явления в жизни общества является наличие:
Черты, которыми обладают подобные содружества
Очень часто возникает вопрос о том, какие именно характеристики должны иметь международные организации. Список основных признаков таких содружеств:
Участие в объединении трех и более государств.
Соответствие положений о создании альянса международному праву.
Уважительное отношение к суверенитету каждого члена и невмешательство в его внутренние дела.
Принцип международного договора в основе объединения.
Целенаправленное сотрудничество в конкретных сферах.
Четкая структура со специальными органами, каждый из которых выполняет определенные функции.
Классификация
Бывают двух основных типов: межправительственные и неправительственные. Отличаются они между собой тем, что первые основаны на объединении государств или уполномоченных органов, а вторые (их еще называют общественные) - на союзе субъектов из разных стран, не имеющих цели политического сотрудничества.
Кроме того, международные организации, список которых будет приведен ниже, могут также быть:
Универсальными (задействованы участники со всех уголков планеты) и региональными (только для государств определенной местности).
Общими (сферы сотрудничества обширны) и специальными, посвященными только одному аспекту отношений (здравоохранению, образованию, трудовым вопросам и т. д.).
в) смешанные союзы.
Итак, как видим, существует достаточно развитая система классификации подобных учреждений, что связано с их распространенностью и большим влиянием на глобальные политические, экономические и культурные процессы.
Международные организации мира. Список наиболее влиятельных учреждений
На сегодняшний день существует огромное количество таких объединений, которые ведут активную деятельность на всей планете. Это как глобальные организации с большим количеством участников наподобие ООН, так и менее многочисленные: Союз для Средиземноморья, Южноамериканское сообщество наций и другие. Все они имеют абсолютно разные направления деятельности, начиная от культуры и заканчивая правоохранительной отраслью, однако наиболее популярны политические и Список и их задачи, как правило, многочисленны. Далее приведем названия и характеристики самых влиятельных учреждений.
ООН и ее подразделения
Одной из наиболее развитых и известных среди всех содружеств является Она была основана еще в далеком 1945 году для урегулирования послевоенных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня. Сферами ее деятельности являются: сохранение мира; отстаивание прав человека; в По состоянию на середину 2015 года членами этой организации являются 193 государства из разных регионов планеты.
В связи с тем, что потребности мировой общественности возрастали с течением времени и не ограничивались только чисто гуманитарными вопросами как сразу после создания ООН, так и на протяжении второй половины XX века, в качестве ее составных частей появлялись и другие, более специализированные международные организации. Список их не ограничивается всем известными ЮНЕСКО, МАГАТЭ и МВФ. Существуют и такие подразделения, как Почтовый союз и многие другие. Всего их насчитывается 14 штук.
Международные неправительственные организации: список, сферы деятельности, актуальность
Среди таковых мощнейшими по масштабам распространения и своей активности является, например, некоммерческая благотворительная организация Wikimedia Foundation, или International Rescue Committee, которая занимается проблемами беженцев. Вообще таких союзов насчитается более 100, и сферы их деятельности крайне разнообразны. Наука, образование, противодействие расовой или гендерной дискриминации, здравоохранение, отдельные отрасли промышленности и многое другое — всем этим занимаются специализированные международные неправительственные организации. Список ПЯТИ лучших из них также содержит такие сообщества, как Partners in Health, Oxfam и BRAC.
Участие нашей страны в жизни мирового сообщества
Российская Федерация состоит примерно в двадцати союзах разного типа (ООН, СНГ, БРИКС, ОДКБ и др.). Во внешней политике страны приоритетно сотрудничество и вступление в различные международные организации. Список в России тех учреждений, с которыми государство хотело бы работать, постоянно растет. В трех содружествах она является наблюдателем (IOM, OAS и OIC), ведет с ними активный диалог и участвует в обсуждении важных вопросов. Особенно перспективным видится вступление в международные экономические организации. Список их велик (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и т. д.).
Современные международные отношения, политический диалог и сотрудничество государств немыслимы без форумов доброй воли и компромисса. Государства мира поставили перед собой благородные цели: избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека и в равенство прав больших и малых наций, обеспечить справедливость и соблюдение норм международного права, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Перенесение высоких целей в практическую плоскость требует создания организаций перманентного отстаивания aison d"etre (оснований своего бытия) в видоизменяющейся международной среде. Во второй половине ХХ в. система международных отношений трижды претерпевала коренные изменения: установление послевоенного мироустройства победителями во Второй мировой войне, биполярное противостояние времен «холодной войны» и переход к глобализации, крушение колониализма и появление новых государств. Развитие экономических, политических связей между государствами, научно-технические достижения закономерно обусловили появление и рост числа международных конференций и организаций, которые стали центрами сотрудничества государств.
Первые международные организации появились в середине девятнадцатого столетия. Их появление было вызвано стремлением независимых суверенных государств к усилению своего влияния на международные отношения через концентрацию интернациональных усилий по использованию результатов научно-технических достижений.
Международные организации играют существенную роль в деле сотрудничества государств и осуществление ими многосторонней дипломатии. Рост международных экономических, политических, военных и иных отношений между государствами привел к появлению и количественному росту международных организаций. По некоторым данным их насчитывается более 7 тысяч, из них более 300-межправительственные организации, что позволяет говорить о наличии системы международных организаций, в центре которой находится ООН. Эта система состоит из межгосударственных (межправительственных) организации, т.е., таких организаций, членами которых являются государства. И неправительственных, объединяющих те или иные внутригосударственные организации или органы и объединяющие общественные организации или частных лиц. Межправительственные и неправительственные международные организации имеют различную правовую природу.
Международная организация - это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в области, определенной договором, имеющая необходимую для этого систему органов, специальную правосубъектность, определенную договором, и автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.
Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом. Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Если международная организация создана неправомерно или её деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию. Так, в соответствии с резолюциями Совета ФАО созданы Комиссия по рыболовству в Индийском океане, Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике. В данном случае резолюция ФАО характеризуется не только как акт международной организации, но и как специфическая форма межгосударственного соглашения и, следовательно, является учредительным актом международных организаций. Все созданные таким образом международные организации имеют организационную структуру, присущую межправительственным организациям.
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.
Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР. МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).
Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.
Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.
- 5. Наличие прав и обязанностей организации. Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.
- 6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании международной организацией автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.
Международные организации имеют свои особенности, позволяющие их классифицировать. Существует несколько способов их классификации:
- 1. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, доступные для участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие государства одного региона, например, Европейский Союз, СНГ, Лига американских государств и др.
- 2. По порядку вступления международные организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (приём в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организации, относящиеся ко второй группе численно преобладают.
- 3. По объектам (направлениям) деятельности международные организации подразделяются на организации общей компетенции, в которую входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между государствами, например, ООН и специальной - например, ИКАО (международная организация гражданской авиации), Интерпол, Евроюст.
- 4. По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.
Международные межправительственные организации (ММО) создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также её цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.
Международные неправительственные организации (МНПО) - это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений.
Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии:
по характеру членства:
а) межправительственные; б) неправительственные;
по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов); б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива); в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
по компетенции:
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН); б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников; б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
с точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению; б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
по критерию структуры:
а) организации с упрощенной структурой; б) организации с развитой структурой;
по критерию способа создания :
а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией; б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
http://be5.biz/pravo/m004/28.htm
Международное право (Бархатова Е.Ю.)
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций -- Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.
Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.
Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).
Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).
Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д.
Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).
С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация -- это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).
Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.
Наднациональными полномочиями обладает Европейский союз. При этом наднациональные полномочия ограничены определенными областями. Распространение этих полномочий на все сферы жизни государств означало бы преобразование наднациональной организации в федеративное государство. Некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные организации, хотя в общем таковыми не являются. Довольно жестко обеспечивают соблюдение своих норм такие организации, как Международный союз электросвязи (МСЭ) или Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Нарушение правил, выработанных этими организациями, практически означает невозможность ведения соответствующей деятельности в международном масштабе.
Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав - это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969 г. и 1986 г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации. Специфика устава как договора относится прежде всего к порядку участия и прекращению участия.
Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.
Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. Пересмотр уставов - дело сложное. В качестве выхода используется реальное развитие их содержания. В этих целях прибегают к двум основным средствам: подразумеваемым полномочиям и динамичному толкованию уставов.
Подразумеваемые полномочия (implied powers) - дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей.
Международные договоры ссылаются на такие полномочия. Они нашли подтверждение и в актах Международного суда.
В Консультативном заключении по запросу ВОЗ о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (1996 г.) Суд, опираясь на предшествующую международную судебную практику, определил: "Потребности международной жизни могут сделать необходимым, чтобы организации во имя достижения своих целей обладали дополнительными полномочиями, которые прямо не предусмотрены в основных актах, регулирующих их деятельность. Общепринято, что международные организации могут осуществлять такие полномочия, известные как "подразумеваемые" полномочия".
Динамичное толкование означает такое толкование устава, которое развивает его содержание в соответствии с потребностями организации в эффективном осуществлении своих функций. Шведский профессор О. Бринг пишет: "В течение последних лет мы наблюдаем, как Устав Организации Объединенных Наций толкуется гибко и динамично с тем, чтобы соответствовать остро ощущаемым потребностям мирового сообщества.
Сегодня ООН совсем не та организация, какой она была в первые годы своего существования. Перемены происходят без формального изменения устава в результате практики, признаваемой государствами-членами. Складывающиеся таким путем обычные нормы стали важной частью права каждой организации.