Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Адмирал сенявин биография
Адмирал Сенявин
Рядом с Боровском расположена деревня Комлево. Она уже почти слилась с городом. Деревня находится на возвышенности, на берегу озера. Если проехать по ул. Ленина из центра от кафедрального собора до конца города и никуда не сворачивать, то мы попадем на окраину, справа останется суконная фабрика ОАО «Руно» - бывшая фабрика братьев Полежаевых. Едем прямо, и метров через 500 мы уже в деревне. Вся дорога от центра Боровска до Комлева - километра полтора. Здесь и было поместье Сенявиных, давших русскому флоту столько знаменитых мореплавателей. Самый известный в этом дворянском роду был адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич.
В центре деревни стояла церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1712 году, в которой находились три захоронения под чугунными плитами и родовой склеп Сенявиных. В этой церкви его крестили. В ней было пять захоронений Сенявиных. Кто был захоронен - неизвестно, склеп разорен в 30-х годах. В нем при вскрытии были обнаружены два гроба, стоявшие на четырёх резных креслах. Когда открыли гробы, в них лежали мужчина в военном мундире с золотыми пуговицами, при нём была сабля, и женщина в шелковом зеленом платье и в серьгах. Они были как живые, но на глазах начали рассыпаться и превратились в прах. Покойники были ограблены, кресла унесли местные жители, а клочки зеленого шелка еще долго ветер гонял по всей деревне...
Сама церковь была взорвана в 1960х гг. Колокол с церкви был снят в 1941 году и перевезен на кафедральный собор в центре города, где и провисел до замены всех колоколов в наше время. На месте церкви находится сельсовет и поставленный в 1996 году мемориальный знак в память о флотоводце.
Дом Сенявиных находился справа от церкви, дорога вела от дома, мимо церкви к озеру. В доме находились картины и гравюры морских сражений, навигационные инструменты, портреты моряков, карты и другие вещи, имеющие отношение к морю.
Про род Сенявиных написано очень много, поэтому я не буду подробно описывать всю его историю.
Скажу коротко.
Из дома Дмитрия Сенявина в десятилетнем возрасте отдали в Морской Кадетский корпус в Петербурге. Отец Дмитрия был морским офицером и после отставки жил с семьей в своем поместье в деревне Комлево. Дмитрий Николаевич позже так вспоминал расставание с отцом у дверей Кадетского корпуса: «Батюшка сел в сани, я поцеловал его руку, он перекрестил меня и сказал: «Прости Митюха, спущен корабль на воду, отдан богу в руки, - пошел!» - и вмиг скрылся из глаз».
Здесь стоит отметить, что Д.Н.Сенявин не навсегда уехал из родного дома. В свое время он приезжал в Комлево и даже судился из-за поместья.
Свою морскую историю род Сенявиных начал с двоюродного деда Дмитрия Николаевича - Наума Акимовича, который дослужился при Петре I до звания вице-адмирала. Наум Сенявин прославился крупной морской победой в бою у о. Эзель в 1719 г. во время Северной войны.
Эзельский бой 1719г, между русскими и шведскими кораблями 24 мая (4 июня) около о. Эзель (Сааремаа) во время Северной войны 1700-21. (1866г. Художник Боголюбов Алексей Петрович)
Адмиралом был и дядя Дмитрия Николаевича - Алексей Сенявин.
Д. Н. Сенявин окончил Морской кадетский корпус в 1780г. С 1783г. на Черноморском флоте. Во время русско-турецкой войны 1787—91 годов участвовал в сражении у мыса Калиакрия. Командовал линейным кораблём «Св. Петр» в Средиземноморском походе Ушакова 1798—1800г. Возглавляя отряд кораблей, в ноябре 1798г. овладел французской крепостью на острове св. Мавры, участвовал в штурме Корфу. В 1806 командовал русским флотом в Адриатическом море, который, не допустив захвата Ионических островов французами, овладел рядом важных крепостей (Каттаро и др). Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1807г. русский флот в Эгейском море под командованием Сенявина осуществил блокаду Дарданелл, разгромил турецкий флот в Дарданелльском сражении и Афонском сражении. В результате чего было обеспечено безраздельное господство русского флота в Архипелаге.
Сенявин развил тактику сил флота, выработанную Ф. Ф. Ушаковым, применив маневр и сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, а также согласованные действия тактических групп кораблей на главном и вспомогательном направлениях. Проявил незаурядные дипломатические способности, особенно во время англо-русской войны 1807—12г., когда русская эскадра попала в тяжёлое положение в Лиссабоне. Однако Александр I остался недоволен самостоятельными действиями Сенявина в Средиземном море и его переговорами с англичанами. По возвращении в Петербург был назначен на второстепенную должность командира Ревельского порта (1811), а в 1813г уволен в отставку.
В 1825г. в связи с обострением русско-турецких отношений Сенявин был возвращен на службу, назначен командующим Балтийским флотом и получил звание генерал-адъютанта. В 1826 г. его произвели в адмиралы. В том же году избран почетным членом Петербургской академии наук. Сенявин командовал флотом до 1830 г., награжден алмазным знаком ордена Александра Невского. Но всё это было уже при Николае I.
Многое было в жизни Д.Н.Сенявина, и ратные подвиги, и далекие морские походы, опала и заслуженный почет.
Скончался Дмитрий Николаевич Сенявин в 1831 году. На его похоронах присутствовал император Николай I. Он командовал почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка, да и сами торжественные похороны были организованы им. Похоронили Сенявина в соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. На дубовой плите была сделана надпись: «Дмитрий Николаевич Сенявин, генерал-адъютант и адмирал, род. 6 августа 1763 года, умер 5 апреля 1831 года».
Сенявин Д.Н. проявлял большую заботу о нуждах личного состава, гуманно относился к матросам и пользовался среди них большой популярностью. Именем Сенявина названа группа островов в архипелаге Каролинских островов, мысы в заливе Бристоль Берингова моря и на юго-востоке острова Сахалин, а также ряд боевых кораблей русского и советского флота.
«Адмирал Сенявин»
Исторические данные
Общие данные
ЭУ
Бронирование
Вооружение
Артиллерия
- 12 - 152-мм/57.
Зенитная артиллерия
- 12 - 100-мм/56 универсальных орудий;
- 32 - 37-мм/67 артустановок.
Торпедное вооружение
- 2x5 533-мм ТА.
Однотипные корабли
«Адмирал Сенявин» - советский лёгкий крейсер проекта 68-бис . Большую часть службы провёл на Тихоокеанском флоте. В 1966-1972 годах перестроен в крейсер управления по проекту 68-У2, и в этом качестве служил вплоть до списания в 1989 году.
Общие сведения
Корабль проекта «68-бис» в сравнении с проектом «68-К» отличался увеличенными массогабаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественнно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-Э и кораблей управления проектов 68-У1 и 68-У2.
История создания
Предшественники
Предшественниками крейсеров проекта 68-бис являлись лёгкие крейсера проекта 68-К , заложенные ещё до Великой Отечественной войны.
Учебный крейсер «Комсомолец» проекта 68-К на Неве, начало 1970-х годов
Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, крейсера проекта 68-К несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах - участвовали в учениях, дальних походах и зарубежных визитах официальных лиц СССР. Последний из крейсеров этого типа - «Комсомолец» - пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.
Постройка и испытания
31 октября 1951 года - заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе»), город Ленинград. При строительстве крейсер получил заводской №437.
Модернизации и переоборудования
В связи с качественным и количественным совершенствованием средств связи ВМФ СССР стал нуждаться в штабных кораблях, которые позволяли бы в полной мере организовывать связь и координацию многочисленных эскадр в любой точке мирового океана. Авианосные крейсера типа «Киев» , изначально задуманные, кроме прочих функций, для роли флагманских и штабных кораблей, к концу 1960-х годов ещё только проектировались, поэтому возникла идея о переоборудовании в штабные корабли нескольких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис . Первым модернизировали «Жданов» по проекту 68-У1. На корабле была демонтирована задняя башня главного калибра и на юте устраивалась вертолётная площадка, а на месте снятой башни оборудовали надстройку с ЗРК «Оса-М». Зенитное вооружение усилили также четырьмя спаренными 30-мм автоматами АК-230 с системой автоматического наведения. Кроме того, корабль получил существенно расширенную номенклатуру средств связи, а для размещения антенных постов была добавлена третья мачта (бизань).
«Адмирал Сенявин» был начат модернизацией позже «Жданова» (в конце 1966 года) и перестраивался по изменённому проекту 68-У2. Согласно ему крейсер лишился обеих задних башен главного калибра, а также шести автоматов В-11М, зато в добавленной на их месте надстройке разместился ещё и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-25, а число 30-мм башенных установок увеличили до восьми. В остальном переоборудование было подобно «Жданову».
Пуск зенитной ракеты «Оса» с однотипного «Жданова»
Для решения основных задач (управления и связи) корабля управления на крейсере «Адмирал Сенявин» при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал в себя: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).
Групповой штабной оперативный пост (пост № 51 по заводской нумерации) включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.
Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.
Установленная на крейсере при модернизации аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь.
Новая надстройка с зенитными автоматами на «Адмирале Сенявине» после модернизации по проекту 68У2, 1972 год
Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по проводным и радиорелейным линиям. Надёжная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тысяч километров, а при использовании ретранслятора - 12 тыс. км. На линиях космической связи была возможна связь с любым районом Мирового океана через спутники.
Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надёжную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, и так далее).
Работу средств связи обеспечивало более 60 антенн, размещённых с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приёмные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях: передающие в корме, приёмные - в центре и на баке. В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нём установили третью мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической связи «Цунами». Для повышения надёжности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну.
Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр. На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли.
Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ. В частности, в добавленной на корме надстройке был предусмотрен кубрик музкоманды и мощная типография.
При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлаждённого и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлаждённым воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля.
Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.
В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе». В ходе модернизации на крейсер установили комплексы «Кристалл» и «Карат-М».
Характеристики крейсера после модернизации по проекту 68-У2
После модернизации по проекту 68-У2 изменились основные данные крейсера.
Водоизмещение составило: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность машин 2 х 55 000 л. с.
Вооружение: 2 х 3 152-мм башен МК-5-бис, 6 х 2 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 37-мм В-11 зенитных орудий, 8 х 2 30-мм автоматических зенитных установок АК-230, 1 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М».
Описание конструкции
Корпус
Впервые в практике советского крейсеростроения реализован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного).
Конструктивная подводная минно-торпедная защита включает в себя: двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играет смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях, а также включение «броневой цитадели» в силовую схему корпуса. Расположение служебных и жилых помещений практически идентично крейсеру типа «Чапаев» (проекта 68-К).
Водоизмещение 14700/16300 т.
Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м
Бронирование
Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.
Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.
Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм.
Труба защиты проводов - 50 мм.
Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.
Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм.
Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.
Главная энергетическая установка
Главная корабельная энергетическая установка (ГЭУ) крейсеров пр. 68-бис, в целом, аналогична ГЭУ крейсеров типа «Чапаев» (пр. 68-к). Состоит из двух автономных эшелонов, размещённых в восьми отсеках. Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн. Включает: шесть главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, паропроизводительность каждого, на полном ходу (с учетом 15-процентной перегрузки) - 115000 кг/ч, рабочее давление пара - 25 кгс/см², температура перегретого пара - 370°±20°С, испаряющая поверхность нагрева - 1107 м², удельный вес - 17,4 кг/л.с.; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) - типа ТВ-7, номинальная мощность каждого - 55 000 л.с., суммарная максимальная проектная мощность полного переднего хода - 118100÷128000 л.с., заднего хода - 25270 л.с. (25200÷27000 л.с.), каждый ТЗА вращает один валопровод, длина валопровода по правому борту - 84,9 метра, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 метра, гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый, с частотой вращения - 315 об/мин; Вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы, системы и арматуру.
Главные котлы типа КВ-68 постройки судостроительных заводов, уже не соответствовали уровню развития котельной техники 1950-х годов (имели сравнительно большой удельный вес и низкие параметры пара)… Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями, оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.
Главные ТЗА типа ТВ-7, производства Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ), в целях повышения надёжности, оборудованы регулируемыми направляющими лопатками (направляющим аппаратом) на входе активной ступени, что обеспечило снижение уровня усталостных напряжений в рабочих лопатках с активными профилями.
Каждый ТЗА работал на свой валопровод (обороты гребных валов - 315 об/мин). Длина валопровода по правому борту - 84,9 м, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 м. Гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый.
Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч, обеспечивали отопление и бытовые нужды экипажа на стоянке. Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый.
Проектный вес ГЭУ составил 1911 тонн.
Состав главной, котлотурбинной энергетической установки (ГЭУ):
Шесть главных паровых котлов типа КВ-68;
Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис;
Два главных турбозубчатых агрегата, типа ТВ-7, общая мощность - 118 100 л.с. (86 800 кВт).;
Пять турбогенераторов типа ТД-6;
Четыре дизель-генератора типа ДГ-300.
Вооружение
Артиллерийское:
12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис)
Зенитная артиллерия:
12 (6×2) × 100/56-мм
32 (16×2) × 37-мм (МЗА В-11М)
Торпедное:
2 × 5 - 533-мм (ПТА-53-68).
История службы
Лёгкий крейсер «Адмирал Сенявин» в 1956 году на параде
7 сентября 1955 года, после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток, вошёл в состав КТОФ.
В мае 1960 года направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован.
С 31 декабря 1966 года по 24 июля 1972 года - модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке в крейсер управления по проекту 68-У2.
В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе».
13 июня 1978 года - во время зачётных стрельб на корабле произошёл пожар и взрыв в первой носовой башне ГК, погибли 37 человек.
ТИХООКЕАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ
13 июня Тихоокеанский флот отметил скорбную дату - 25-летие со дня взрыва в башне главного калибра крейсера «Адмирал Сенявин».
Крейсер «Адмирал Сенявин» - флагман Тихоокеанской эскадры - 13 июня 1978 года вышел в море для выполнения артиллерийской стрельбы главным калибром. В тот год, после посещения Тихоокеанского флота и этого корабля Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, многие стремились попасть на флагман. Не преминули посетить крейсер известные культурные работники, приехавшие незадолго до начала учений из Москвы и Ленинграда. Часть из них вышла в море на стрельбы.
В творческой бригаде были Алим Кешоков, Марк Захаров, Людмила Щипахина, Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом «Правды» Сергей Кошечкин и постоянный корреспондент газеты «Красная звезда» по Тихоокеанскому флоту поэт Леонид Климченко.
Корабли эскадры снялись с якоря и взяли курс на учебный полигон. В кильватере за «Адмиралом Сенявиным» следовал другой крейсер - «Дмитрий Пожарский».
Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба главным калибром, затем зачетная. Вскоре послышались команды, и крейсер вздрогнул всем корпусом - «заработал» главный калибр.
Было время обеда. Все гости собрались в кают-компании, кроме постоянного корреспондента «Красной звезды» Леонида Климченко. Как истинный военный журналист, он направился в первую башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы «изнутри». Залп, второй... Гости оживились и стали подниматься на ходовой мостик. После восьмого залпа что-то вдруг гулко ухнуло. Крейсер содрогнулся больше обычного. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: «Затяжной выстрел...», «Взрыв в башне...» Одновременно раздался сигнал аварийной тревоги...
Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на выполнение девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. Мощная струя газов воспламенила приготовленные к стрельбе заряды. В башне возник пожар, мгновенно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Произошел сильный взрыв...
В этой страшной трагедии погибли 37 человек. Вот их имена:
капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович,
старший лейтенант Пономарев Александр Васильевич,
лейтенант Белюга Александр Владимирович,
лейтенант Марданов Валерий Ясавиевич,
старшина 1-й статьи Бикбов Рашид Кутузович,
старшина 1-й статьи Курочкин Анатолий Ильич,
старшина 2-й статьи Аникин Иван Иосифович,
старшина 2-й статьи Шикабутдинов Рамиль Саматович,
старшина 2-й статьи Подолько Сергей Николаевич,
старшина 2-й статьи Пономарев Виктор Федорович,
старшина 2-й статьи Акуличев Виктор Сергеевич,
старшина 2-й статьи Дадонов Александр Федорович,
старшина 2-й статьи Виноградов Виктор Михайлович,
старшина 2-й статьи Будаков Александр Петрович,
старший матрос Кулунов Виктор Васильевич,
матрос Гилазиев Фарид Гариевич,
матрос Галкин Геннадий Николаевич,
матрос Бородин Алексей Васильевич,
матрос Болдырев Александр Евгеньевич,
матрос Юдин Анатолий Борисович,
матрос Золотарев Виктор Васильевич,
матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич,
матрос Свинин Александр Романович,
матрос Сулейманов Наиль Мансурович,
матрос Чергушевич Юрий Михайлович,
матрос Архипенко Валерий Николаевич,
матрос Ануфриев Александр Николаевич,
матрос Шутов Леонид Семенович,
матрос Пинчук Александр Степанович,
матрос Ломаев Николай Александрович,
матрос Костылев Виктор Антонович,
матрос Матренин Анатолий Михайлович,
матрос Носков Владимир Васильевич,
матрос Проничев Николай Павлович,
матрос Прудников Иван Васильевич,
матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич,
Учёба в корпусе
На старости лет Сенявин будет описывать свои ранние годы в идиллической форме. Морская служба «времен Очакова и покоренья Крыма» была прекрасна: «…люди были веселы, румяны, и пахло от них свежестью и здоровьем, — нонче же посмотрите на фрунт, — что увидите — бледность, желчь, унылость на глазах и один шаг до госпиталя и на кладбище». До конца жизни сын тех славных времён суворовскому духу и его «науке побеждать». По свидетельству биографа Броневского: «Сенявин, скромный и кроткий нравом, строгий и взыскательный по службе, был любим как отец, уважаем как справедливый и праводушный начальник. Он знал совершенно важное искусство приобретать к себе любовь и употреблять оную единственно для общей пользы».
Дмитрий Николаевич Сенявин
Конфликт с Ушаковым и пророчество Потёмкина
К этой кампании Сенявин пришёл уже имев опыт службы. В 1780—1781 года он был в составе эскадры у берегов Португалии, которая поддерживала вооружённый нейтралитет России во время Войны за независимость Северо-Американских Соединённых Штатов. Однако большая часть морских походов Сенявина была связана с действиями в бассейнах Черного и Средиземного морей. В 1782 г. он переведен на корвет «Хотин», состоявшем в Азовском флоте. В качестве ближайшего помощника адмирала Мекензи участвует в строительстве новой военно-морской базы России Севастополя, где замечен генерал-губернатором Новороссии князем Потемкиным.
Атака турецкого флота эскадрой контр-адмирала А. Грейга — картина из книги В. Б. Броневского «Записки морского офицера»
Русско-турецкая война, начавшаяся в 1787 го, способствовала стремительному росту карьеры. Сенявин блестяще проявил себя во время шторма 9−11 сентября 1787 года и в сражении у острова Фидониси 3 июля 1788 г. О нем он удостоился чести лично сообщить императрице, после чего был назначен генерал-адъютантом при Потемкине в чине капитана 2-го ранга. Осенью того же года он участвует в действиях по поддержке с моря осады Очакова, за что получает Георгия 4-й степени, а в 1791 г. в качестве командира корабля отличается в битве при Калиакрии, где, по словам начальника русской эскадры Ушакова, «оказал храбрость и мужество».
Сенявин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Впрочем, с Фёдором Фёдоровичем у Сенявина случится конфликт. Дмитрий Николаевич обвинит Ушакова в излишней осторожности. Фёдор Ушаков обвинил его в саботаже, поскольку вместо «вполне здоровых матросов» он откомандировал на вновь построенные корабли в Херсон и Таганрог больных и необученных. Потемкин, поддерживая субординацию, лишил Сенявина звания генерал-адъютанта, снял с должности командира корабля и отправил его под арест. Конфликт разрешился благодаря великодушию Ушакова, который на примирительной встрече с Сенявиным «…со слезами на глазах обнял, поцеловал его и от чистого сердца простил ему все прошедшее». Довольный примирением, Потемкин в письме Ушакову предвещал Сенявину славную судьбу: «Он будет со временем отличный адмирал и даже, может быть, превзойдет самого тебя!» Ушаков согласился.
Вид на остров и крепость Тенедос
Средиземноморская кампания. Зенит карьеры
Наполеоновские войны предоставили широкий спектр возможностей для главнокомандующих. В 1805—1807 годах была предпринята средиземноморская экспедиция. Командовал флотский начальник Ревеля Дмитрий Сенявин. Он был произведён в вице-адмиралы и направлен на Корфу в расположение военной базы России в Средиземном море.
Корфу был главным из семи Ионических островов. Некогда они принадлежали Венецианской республике, а после ее ликвидации в результате первого итальянского похода Наполеона отошли Франции. В ходе средиземноморской экспедиции во главе с Ушаковым французы были изгнаны. Над островами, получившими статус республики с собственной конституцией, был установлен номинальный суверенитет союзной Турции, но под покровительством России. На протяжении 1804−1806 гг. русское военное присутствие в регионе быстро наращивалось, и ко времени прибытия Сенявина здесь находились 10 линейных кораблей, 4 корвета, 7 вспомогательных судов, 12 канонерских лодок, 1200 стволов артиллерии, 8 000 человек в составе корабельных экипажей и 15 000 морской пехоты.
Сражение при Дарданеллах
Во второй половине 1806 г. усилилось влияние Франции на правительство Османской империи, что привело к началу очередной русско-турецкой войны. Русский план начала кампании предусматривал создание с помощью черногорцев, восставших сербов Белградского пашалыка сплошной линии фронта от Адриатики до Дуная для молниеносного принуждения Порты к миру и восстановлению с нею союза, направленного против Франции. Эскадра Сенявина, прежде всего, должна была совместно с английским флотом и при поддержке черноморского флота нанести удар по Константинополю. По многим причинам, и в том числе из-за расхождений с Лондоном во взглядах на планируемый «новый порядок» в Балканском регионе и Восточном Средиземноморье, этот план не был реализован. Тем не менее, Сенявину удалось блокировать Дарданеллы и нанести поражение турецкому флоту в битве в этом проливе 10 (22) — 11 (23) мая и в Афонском сражении 19 июня (1 июля) 1807 г. Однако после заключения Тильзитского мира все вооруженные силы России на Средиземном море были эвакуированы.
Почтовая марка СССР, 1987 год
Русские корабли на хранении в Англии
Быстро вернуться на родину кораблям под руководством Сенявина не удалось. Из-за сильного шторма корабли Сенявина зашли в Лиссабон. Португалию к тому моменту освободили англичане. Россия же примирилась с их врагом. Не желая воевать на стороне наполеоновской Франции, Сенявин добился соглашения о передаче его эскадры «на хранение английскому правительству» (моряки смогли вернуться на родину раньше — в 1809 году), что продемонстрировало дипломатическое искусство адмирала, поскольку обострение конфликта между Петербургом и Лондоном было на руку лишь Наполеону. И все же этот эпизод стал поводом царской опалы (так что декабристы даже подумывали о вхождении Сенявина в революционное правительство), которая сменилась на милость лишь при следующем императоре. Подготовку к новой русско-турецкой войне адмирал встретил в должности командующего балтийским флотом, хотя надеялся встать во главе черноморской группировки. А последним плаванием адмирала стали проводы в 1827 года отряда кораблей, отправляющихся для действий в Средиземном море и принявших затем участие в Наваринском бое, до Портсмута, бывшего места «хранения» его эскадры.
Дмитрий Николаевич Сенявин родился 6 августа 1763 года в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии - умер 5 апреля 1831 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
Его отец, Николай Фёдорович Сенявин, сразу после издания манифеста вольности дворянства в 1762 году вышел в отставку, а был он капралом лейб-гвардии Измайловского полка. Когда устроить сына в Сухопутный шляхетский корпус не удалась, его начали учить дома, затем в школе при гарнизонном полку. В феврале 1773 года 10-летнего Дмитрия определили при помощи его дяди А.Н. Сенявина в Морской шляхетский кадетский корпус. Первые три года кадет мало утруждал себя знаниями, однако наставления дяди-флотоводца и старшего брата, уже офицера, заставили подростка взяться за учёбу. В 1777 году Сенявина произвели в гардемарины. Следующим летом он впервые ходил в плавание от Кронштадта до Ревеля и обратно. В 1779 году в эскадре контр-адмирала Хметевского на корабле “ Преслава “выходил для защиты нейтрального судоходства. Плавание у берегов Норвегии оказалось неплохой школой. Когда в начале 1780 года Дмитрий Сенявин на отлично сдал выпускные экзамены, он уже имел точное представление, что такое морская служба.
1 мая 1780 года выпускник корпуса мичман Сенявин на корабле “Князь Владимир “ отправился с эскадрой а Атлантику для охраны судоходства, по результатам 2-х летного плавания командование отметило его “ отличное радение в службе “. После возвращения домой в 1782 году подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскйю флотилию. Сенявин служил на корабле “ Хотин “, на новом фрегате “Крым “. В 1783 году фрегат перешёл в Ахтиарскую бухту, где был основан Севастополь.
Севастопольская бухта
Смышлёный Д.Н. Сенявин состоял флаг-офицером и адъютантом командира Севастопольского порта контр-адмирала Макензи, а после его смерти в 1786 году - контр-адмирала М.И. Войновича. В 1786 году его назначили командиром пакетбота “ Карабут “, доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для посла России в Турции. Положение командира специального судна неминуемо связало его с князем Г.А. Потёмкиным, который летом 1788 года включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям.
В сражении при Фидониси Д.Н. Сенявин состоял при Войновиче на корабле
“ Преображение Господне “ и контр-адмирал отмечал храбрость, неустрашимость и расторопность своего флаг-капитана и представил его к награде. Для Сенявина это сражение явилось школой управления эскадрой. Потёмкин направил капитан-лейтенанта к царице с известием о победе над турецким флотом. Екатерина II “ за весть радостную и жданную “ наградила его золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами и наполненной червонцами.
“Преображение Господне“
После возвращения Потёмкин назначил Сенявина своим генеральс-адъютантом и присвоил ему чин капитана 2-го ранга. На берегу Сенявин долго не засиделся. Осенью, командуя кораблём “ Полоцк “ и отрядом вооружённых судов, Сенявин уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты Вонна, Карасу, сжёг склады на берегу, взял пленных, за что получил орден Святого Георгия 4-го класса. В марте 1790 года Д.Н. Сенявина назначили командиром “ Навархия Вознесение Господне “, так как его достраивали, то он не смог принять участие в сражениях в Керченском проливе и при Гаджибее. На кампанию 1791 года Ф.Ф. Ушаков создал резервный отряд (эскадру кайзер-флага) из корабля “ Навархия Вознесение Господне “ и 2-х лучших фрегатов, чтобы атаковать флагман неприятеля в сражении при Калиакрии. Ф.Ф. Ушаков отметил командира корабля, который “ оказал храбрость и мужество “.
На следующий год Д.Н. Сенявин - командир корабля “ Святой Александр Невский “, на котором 4 компании крейсерствовал в Чёрном море. В январе 1796 года Дмитрия Николаевича произвели в капитаны 1-го ранга и дали “ под команду “ 74-х пушечный корабль “ Святой Пётр “. На нём Сенявин в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова отправился на Средиземное море и участвовал во всех боевых действиях в Архипелаге. За взятие крепости Святой Мавры он получил орден Святой Анны 2-й степени.
“ Навархия Вознесение Господне в сражении при Калиакрии “
“ Святой Пётр “ обстреливает одну из батарей острова Видо при взятии Корфу.
По возвращении эскадры на Родину Д.Н. Сенявин в 18800 году был произведён в капитаны генерал-майорского ранга и возглавил Херсонское адмиралтейство и порт, затем был перечислен в контр-адмиралы и переведён главным командиром порта Севастополь. В 1804 году Сенявина отозвали на Балтику и назначили командиром Ревельского порта. Контр-адмирал за отведённый ему небольшой срок организовал ремонт маяков, помещений некоторых мастерских В 1805 году комиссия, обследовавшая порт, отметила значительное улучшение казённых сооружений и запущенное состояние дома самого командира порта.
Для защиты Ионических островов, где остров Корфу являлся основной базой русского флота, были направлены военные корабли. К началу 1806 года в Адриатическом море сосредоточилась эскадра, состоявшая из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок, госпитального судна и 2 транспортов. На кораблях и судах имелось на вооружении 1154 пушки. Общее количество членов экипажей достигало 7908 человек. Помимо этого на кораблях находился десант в 13000 человек. Командовал эскадрой вице-адмирал Д.Н. Сенявин, унаследовавший военно-морское искусство Ф.Ф. Ушакова. Сенявин был не только учеником Ушакова, но и настойчивым борцом за сохранность и преемственность лучших боевых традиций на русском флоте. Он же с 13 мая 1806 года осуществлял общее руководство всеми морскими и сухопутными силами на Средиземном море.
крепость Тенедос
Для ведения боевых действий эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина, включавшая в себя семь 74-пушечных линейных корабля, один 64-пушечный линейный корабль, 50-пушечный фрегат, 32-пушечный шлюп и десант из двух батальонов пехоты и 270 албанских стрелков, вышла из Корфу к Архипелагу. К Дарданеллам эскадра подошла 24 февраля 1807 года. Сенявин принял решение блокировать Дарданеллы, захватить крепость на острове Тенедос, чтобы создать базу блокадного флота, а затем вынудить турецкий флот принять сражение в море. Оставив 2 корабля при устье пролива, с остальными Сенявин подошёл к острову турки отказались сдаваться. Сенявин высадил десант и лично шёл с одним из отрядов. Совместными действиями артиллерии кораблей и высаженных войск турецкие укрепления были взяты. 10 марта турки капитулировали. Оставшийся гарнизон в 1200 человек и всё турецкое население перевезли на материк, было захвачено 79 пушек и 3 мортиры. Тенедос стал базой русских блокадных действий.
7 мая 8 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 малых судов под командованием капудан-паши Сейит-Али (Саид-Али) попытались отбить остров и крепость, но, не сумев осуществить намеченного, отошли к острову Мавро. Воспользовавшись попутным ветром 10 мая Сенявин приказал атаковать неприятельский флот. Турецкие корабли, подняв паруса и не вступая в бой, поспешили к Дарданеллам. Началось преследование.
линейный корабль “ Твёрдый “ в бою
Дарданелльское сражение
Русская эскадра состояла из 10 линейных кораблей: “ Уриил “ (капитан 1-го ранка М.Т. Бычевский), “ Твёрдый “ (флагманский Д.Н. Сенявина, капитан 1-го ранга Д.И. Малев), “ Сильный “ (капитан-командор И.А. Игнатьев), “ Ярослав “ (капитан 2-го ранга Ф.К. Митьков), “ Селафаил “ (капитан 2-го ранга П.М. Рожнов), “ Елена “ (капитан 2-го ранга И.Т. Бычевский), “ Скорый “ (капитан 1-го ранга Р.П. Шельтинг), “ Мощный “ (капитан 1-го ранга В. Кровве), “ Рафаил” (капитан 1-го ранга Д.А. Лукин), “ Ретвизан “ (флаг контр-адмирала А.С. Грейга, капитан 2-го ранга М.М.Ртищев) и фрегат “ Венус “ (капитан-лейтенант Е.Ф. Развозов).
Около 18часов задул западный ветер, и русские корабли, нагоняя турецкую эскадру, вблизи Дарданелл стали поодиночке вступать в бой с ближайшими кораблями противника. Первым открыл огонь фрегат “ Венус “, атаковав отставший турецкий корабль. Ближе остальных кораблей к туркам находились “ Ретвизан “, “ Рафаил “, “ Селафаил “. Умело маневрируя, они шли за уходящим к проливу противнику и атаковали их на самых коротких расстояниях. “ Ретвизан “ атаковал вице-адмиральский корабль, дав залп ему в корму. Затем он поразил двумя залпами следующий в стою турецкий корабль. “ Рафаил “ вступил в бой с турецким кораблём, который ранее аткаовал “ Венус “. “ Селафаил “, догнав в 18.30 100-пушечный корабль капудан-паши, дал по нему два залпа в корму, Саид-Али вынужден был изменить курс. В этот момент к турецкому флагману подошёл “ Твёрдый “ и дал залп всем бортом. При этом он так близко подошёл к турецкому кораблю, что реи их почти соприкасались. Д.Н. Сенявин стремился в первую очередь атаковать турецкого флагмана. Но поскольку “ Твёрдый “ слишком близко подошёл к берегу, он был вынужден повернуть на обратный галс. Турецкого флагмана успел поразить продольным залпом “ Селафаил “, после чего сильно повреждённый корабль капудан-паши смог укрыться в Дарданеллах под прикрытие береговых батарей. Затем “ Селафаил “ подошёл под корму другого турецкого корабля, идущего в Дарданеллы, и сделал насколько залпов, прежде чем тот вошёл в пролив. “ Твёрдый “ нанёс серьёзные повреждения кораблю под вице-адмиральским флагом. “ Уриил “ так близко сошёлся с другим турецким кораблём под вице-адмиральским флагом, что своим такелажем сломал у турка утлегарь (продолжение бушприта). Преследуя турок, русские корабли вели бой, по способности меняя курс, убавляя и и прибавляя парусов, часто заходя под корму противника, часто ведя огонь с обоих бортов. В наступившей темноте береговые батареи часто поражали своих. Темнота позволила туркам скрыться в проливе. Три турецких корабля не успели войти в пролив и сели на мель где были добиты утром следующего дня. В бою турки потеряли 2000 человек, русские - 83 человека. В числе погибших был капитан-командор И.А. Игнатьев, вместо него командиром “ Сильного" был назначен капитан-лейтенант Д.С. Шишмарёв. Эта победа явно показала неизмеримое превосходство личного состава русской эскадры над турками. Капудан-паша Саид-Али приказал казнить своего вице-адмирала и дух командиров кораблей.
Афонское сражение
линейный корабль “ Твёрдый “
Тесная блокада столицы Турции была одной из причин восстания в Константинополе и свержения с престола султана Селима III. Вскоре в Константинополе начались голодные бунты. Новый султан Мустафа IVповелел капудан-паше Саид-Али идти в море и “ отнять “ у Сенявина остров с крепостью Тенедос. 10 июня турецкий флот под командованием Саид-Али (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корвета, 2 брига всего 1200 пушек) вышел из Дарданелл и стал у восточного берега острова Имброс.
Афонский морской бой
Оставив и Тенедоса бриг “ Богоявленск “ (лейтенант П.А. де Додт), накануне пришедший с Корфу, и два греческих судна, Д.Н. Сенявин направился к северу от о. Имброс, чтобы отрезать противника от Дарданелл, а затем навязать ему бой. 15 июня, когда русская эскадра находилась между островами Имброс и Самофракия, турецкий флот спустился к о. Тенедос и обстрелял крепость. 16 июня с Анатолийского берега был перевезён турецкий десант (7000), который начал осаду крепости. Русский гарнизон (600 человек) атаковал противника в момент его высадки, а артиллерия крепости и “ Богоявленска “ вела огонь по турецким кораблям. Эскадра Д.Н. Сенявина 17 июня направилась к о. Тенедос, отрезая турецкий флот от Дарданелл. Турецкие корабли, чтобы избежать сражения, ушли в западном направлении. Обеспечив оборону своей базы и оставив у Тенедоса “ Венус “, “ Шпицберген “, “ Богоявленск “ и два корсарских судна, Сенявин с 10 линейными кораблями (754 орудия) направился на поиск противника.
19 июня 1807 года в пятом часу утра у юго-западной оконечности о. Лемнос были обнаружены корабли противника. Турецкая эскадра состояла из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпов и 2 бригов - всего 1196 орудий, в полтора раза больше, чем русских. Построившись в боевой порядок: линейные корабли составляли первую линию, в центре которой находились флагманские корабли, фрегаты располагались во второй линии. Готовясь к бою Д.Н. Сенявин применил новый тактический приём - каждого из трёх турецких флагманов должны были атаковать два русский корабля с одного борта на дистанции картечного выстрела. Для атаки турецких флагманов были назначены: “ Рафаил “ с “ Сильным”, “ Селафил “с “ Уриилом “ и
” Мощный “ с “ Ярославом “, что обеспечивало превосходство атакующих в артиллерийском огне. Остальные корабли под командованием Д.Н. Сенявина и младшего флагмана контр-адмирала А.С. Грейга должны были в случае необходимости усилилить атакующих и воспрепятствовать кораблям турецкого авангарда прийти на помощь своим флагманским кораблям. Избирая объектом главного удара флагманские корабли турок, Сенявин учитывал особенности противника; личный состав турецкого флота хорошо сражался только до тех пор, пока держался флагман.
атака флагманских турецких кораблей
В 7.45 шесть кораблей тремя тактическими группами на параллельных курсах начали сближаться с противником почти перпендикулярно его боевой линии с тем, чтобы одновременно атаковать все флагманские турецкие корабли. Если бы они шли кильватерной колонной, то тактическое развёртывание заняло бы значительное время. Наши суда, не отвечая на шквальный огонь противника, в молчании приближались к туркам и, только подойдя на картечный выстрел, открыли жёсткий прицельный огонь. Первым к линии противника подошёл “ Рафаил “. Он дал залп из всех орудий левого борта (заряженных сдвоенными ядрами) по кораблю Саида-Али “Мессудие “. Однако, потеряв управление из-за повреждённых парусов, “ Рафаил “ сам квалился под ветер и прорезал неприятельскую линию между “ Мессудие” и “ Сед-эль-Бахри “. Его атаковали два линейных корабля, два фрегата и бриг.
“ Мессудие “ уже готовился свалиться на абордаж, но меткий “ Рафаила “заставил капудан-пашу отойти. Вслед за “ Рафаилом “ вступили в бой остальные корабли атакующей группы, действуя против назначенных им кораблей противника. “ Уриил “ вынужден был перенести огонь с “ Сед-эль-Бахри “ на “ Мессудие “ чтобы помочь “Рафаилу “. К 9 часам все атакующие корабли встали на свои места против трёх турецких флагманов. С дистанции картечного и даже ружейного выстрела они метким огнём наносили им серьёзные повреждения в парусном вооружении и поражали личный состав турецких кораблей. При этом “ Селафаил “ почти час сражался один на один с “ Сед-эль-Бахри “. Около 9 часов Д.Н. Сенявин на “ Твёрдом “, а вслед за ним и остальные три корабля его группы - “ Скорый “, “ Ретвизан “, “Святая Елена “ - вышли в голову турецкого флота. “ Твёрдый “, сбив выдвинувшийся вперёд турецкий фрегат, преградил путь головному кораблю и дал по нему продольный залп почти в упор. Получив сильнейшие повреждения, турецкий корабль лёг в дрейф и тем самым остановил движение всех остальных кораблей. Не выдержав огня русских кораблей, турецкий флагман “ Мессудие “ около 10 часов вышел из боя и уклонился к западу. По сигналу Д.Н. Сенявина за ним устремился “ Сильный “, войдя в самую гущу неприятельского флота и громя их с обоих бортов. Турецкие корабли стали уходить к полуострову Афон. Сильно повреждённый “ Сед-эль-Бахри “ и конвоирующие его линейный корабль и два фрегата направились в залив Айон-Орос. Д.Н. Сенявин послал вдогонку “ Селафаил “ и “ Уриил “ В ночь на 20 июня “ Сед-эль-Бахри “ был захвачен у полуострова Афон “ Селафаилом “ Сопровождавшие турецкий флагман корабли при появлении русского корабля бросили повреждённый корабль и ушли в глубь залива к остову Николинда. “ Селафаил “ взял “ Сел-эль-Бахри “ на буксир и повёл его к эскадре. Для преследования и уничтожения линейного корабля и фрегатов, укрывшихся в заливе Айон-Орос, Сенявин направил “ Ретвизан ”, “ Сильный “, “ Уриил “ и “ Святую Елену “ под командованием А.С. Грейга. Утром 21 июня, видя безвыходность своего положения, не решаясь вступить в бой, корабль и оба фрегата выбросились на мель и после своза команд на берег были сожжены. Ещё один линейный корабль и фрегат не могли держаться на воде и были сожжены самими турками у острова Тино, а два фрегата потонули у острова Самотраки. Флот султана лишился 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и более 1000 человек убитыми и на долго перестал существовать как боевая сила. Потери русской эскадры составили 77 убитыми и 182 раненый (в числе погибших был и командир “ Рафаила “ капитан 1-го ранга Д.А. Лукин).
Буксировка пленённого “ Сед-эль-Бахри “ русским линейным кораблём “ Селафаил “
Если бы русская эскадра продолжила преследование турок, разгром их был бы полным. Но известие об опасном положении русского гарнизона на о. Тенедосе, атакованного сильным турецким десантом, заставило Д.Н. Сенявина вместо преследования разбитого турецкого флота спешить к Тенедосу куда она прибыла 25 июня. Если бы эскадра не подоспела, гарнизон не смог бы дольше удерживать остров. Избегая кровопролития Сенявин предложил туркам сдаться. Турецкий командир принял условия, и 28 июня около 5000 турок было перевезено на берег, все осадные орудия и оружие были сданы русским.
В1807 году, когда в ходе англо-русской войны 1807-1812 годов русская эскадра, возвращавшаяся в Россию, была блокирована в Лиссабонском порту превосходящими силами английского флота, Д.Н. Сенявин вступил в переговоры с английским командованием и добился сохранения русских кораблей путём их интернирования до окончания войны. 5 августа 1809 года экипажи русских кораблей на транспортах были отправлены в Россию. Александр I оказался недоволен самостоятельными действиями Сенявина. По возвращении в Санкт-Петербург он был понижен в должности. Три года он исполнял должность командира Ревельской эскадры. 2 мая 1811 года Д.Н. Сенявина назначили командиром Ревельского порта.
Балтийский флот на Ревельском рейде
В 1813 году Д.Н. Сенявин подал прошение об отставке. Только в 1825 году, когда на престол вступил Николай I, вспомнили о заслугах Николая Дмитриевича перед Отечеством. Царь вернул его на службу и даже назначил его своим генерал-адъютантом, наградил алмазным знаком ордена Святого Александра Невского и выдал пособие в 36000 рублей. В августе 1826 года Д.Н. Сенявина произвели в адмиралы. В 1830 году Д.Н. Сенявин долго болел и вынужден был уйти в отставку.
Умер Дмитрий Николаевич Сенявин 5 апреля 1831 года. Адмирал просил похоронить его скромно, но император организовал торжественное погребение и лично командовал выделенными почётными войсками.
Именем Д.Н. Сенявина названы группа островов в архипелаге Каролинских островов, мыса в заливе Бристоль Берингова моря и на юге-востоке остова Сахалин, ряд кораблей русского и советского флота.
могила Д.Н. Сенявина
Дмитрий Сенявин родился 6 августа 1763 года в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии. В феврале 1773 года десятилетнего мальчика определили при помощи А.Н. Сенявина в Морской шляхетный кадетский корпус. Первые три года кадет мало утруждал себя занятиями, однако наставления дяди-флотоводца и старшего брата, уже офицера, заставили подростка взяться за ум. В 1777 году Сенявина произвели в гардемарины. Следующим летом он впервые ходил в плавание от Кронштадта в Ревель и обратно, в 1779 году в эскадре контр-адмирала Хметевского на корабле «Преслава» выходил для защиты нейтрального судоходства. 1 мая 1780 года выпускник корпуса мичман Сенявин на корабле «Князь Владимир» отправился с эскадрой в Атлантику для охраны судоходства; по результатам 2-летнего плавания командование отметило его «отличное радение в службе». После возвращения домой в 1782 году подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскую флотилию. Сенявин служил на корабле «Хотин», на новом фрегате «Крым». В апреле 1783 года фрегат перешел в Ахтиарскую бухту, где был основан Севастополь. Смышленый Дмитрий Сенявин состоял флаг-офицером и адъютантом командира Севастопольского порта контр-адмирала Макензи, а после его смерти в 1786 году - М.И. Войновича. Летом ежегодно он ходил в море, зимой участвовал в строительстве Севастопольского порта, прошел хорошую строевую и административную школу.
В 1786 году офицера назначили командиром пакетбота «Карабут», доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для российского посла в Турции. Положение командира специального судна связывало его с князем Г.А. Потемкиным, который летом 1788 года включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям. Молодой офицер приобрел достаточный опыт, чтобы готовить инструкции для моряков эскадры, но усиленно продолжал пополнять знания. Сенявин хорошо проявил себя в шторм, который рассеял вышедшую из Севастополя в сентябре 1787 года эскадру. В сражении при Фидониси моряк состоял при Войновиче, и контр-адмирал отмечал храбрость, неустрашимость и расторопность своего флаг-капитана. Кроме командиров кораблей Войнович представил к награде лишь его. Для Сенявина сражение явилось школой управления эскадрой. Потемкин направил капитан-лейтенанта к царице с известием о победе над турецким флотом. Екатерина II «за весть радостную и жданную» наградила моряка золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами и наполненной червонцами.
После возвращения Потемкин назначил Сенявина своим генеральс-адъютантом. Моряк получил чин капитана 2-го ранга. На берегу он долго не засиделся. Осенью, командуя кораблем «Полоцк» и отрядом вооруженных судов, Сенявин уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты, сжег склад на берегу, взял пленных, за что получил орден Святого Георгия 4-й степени.
В марте 1790 года Д.Н. Сенявина назначили командиром корабля «Навархия Вознесение Господне»; в сражении при Калиакрии он, по мнению Ф.Ф. Ушакова, «оказал храбрость и мужество».
Сенявин по молодости лет считал, что Ушаков слишком осторожен, и мысли эти высказывал в обществе. Контр-адмирал терпел, пока капитан 2-го ранга не нарушил приказ, направив на новые корабли необученных матросов. Потемкин сурово наказал Сенявина, лишил его звания генеральс-адъютанта, командования кораблем и отправил под арест, угрожая разжаловать в матросы. Только по просьбе Ушакова Сенявина вернули в строй. Потемкин, узнав о примирении двух моряков, писал Ушакову: «Федор Федорович! Ты хорошо поступил, простив Сенявина: он будет со временем отличный адмирал и даже, может быть, превзойдет самого тебя!»
На следующий год Сенявин - командир корабля «Святой Александр Невский». Четыре кампании он крейсерствовал в Черном море. В январе 1796 года Дмитрия Николаевича произвели в капитаны 1-го ранга и дали «под команду» 74-пушечный корабль «Святой Петр». Сенявин в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова отправился на Средиземное море и участвовал во всех боевых действиях в Архипелаге. За взятие крепости Святой Мавры он получил орден Святой Анны 2-й степени. «Святой Петр» обстреливал одну из батарей острова Видо при взятии Корфу. После возвращения эскадры на Родину Сенявин в 1800 году был произведен в капитаны генерал-майорского ранга и возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт, затем получил чин контр-адмирала и переведен главным командиром порта в Севастополь.
- Династии европы Честолюбивые планы маленькой страны
- Утверждение перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) — Российская газет
- Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Адмирал сенявин биография
- Значение рыбников павел николаевич в краткой биографической энциклопедии