5 толстых вопросов по рассказу последний дюйм. В помощь школьнику. Преодоление героем собственного страха и бессилия
На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Олдриджа «Последний дюйм», в ходе анализа дадут характеристику главным героям и сделают вывод об основной идее и проблематике рассказа.
Тема: Зарубежная литература ХХ века
Урок: Рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм»
В моих книгах главная тема всегда
одна и та же — выбор, выбор пути,
выбор действия, выбор мировоззрения.
Олдридж Джеймс
Рис. 1. Фото. Дж. Олдридж (1918 г.) ()
Олдридж Джеймс (рис. 1) - английский писатель и общественный деятель. Работа журналиста и военного корреспондента, побывавшего на многих фронтах Второй мировой войны 1939-45 гг., стала для Олдриджа школой жизненного опыта и мастерства. Его художественные репортажи, романы, новеллы отразили героизм народного Сопротивления и те перемены, которые повлекла за собой всемирно-историческая победа над фашизмом.
Олдридж живо отзывается на волнующие проблемы времени. Писателя привлекает судьба простого человека, в драматических обстоятельствах одерживающего победу над отчаянием. Ярким примером тому стал рассказ «Последний дюйм» .
Сюжет. Смысл названия.
Главные герои рассказа - это 43-летний летчик Бен и его 10-летний сын Дэви. Отношения между ними непростые. Бен все время работал, поэтому очень мало времени уделял своему ребенку. Его жена Джоанна была недовольна жизнью в пустынях Аравии и в конце концов бросила мужа с сыном и уехала на Родину, в Новую Англию. Так Бену пришлось самому воспитывать своего сына. Чтобы как-то сблизиться с ним, Бен взял Дэви с собой в полет. Они прилетели в Акулью бухту на Красном море. Здесь Бен должен был вести подводную съёмку для одной телекомпании, которая платила хорошие деньги за видео из жизни морских хищников, акул. Во время съемки акулы напали на Бена, и он еле живой выбрался на берег. 10-летний мальчик сумел оказать отцу первую помощь, но летчик не мог сам вести самолет. Это нелегкое дело легло на плечи Дэви. Сначала это казалось просто невозможным. Однако мальчик не только сумел поднять самолет в воздух, но и долететь до аэродрома, и даже посадить самолет. Таким образом, сын спас отца . В конце рассказа Одридж пишет о том, как изменились отношения отца с сыном.
Таким образом, название рассказа символично: главным героям удалось преодолеть «последний дюйм, который...», по мнению автора, «...разделяет всех и вся».
Дюйм (от нидерл. — большой палец) — единица измерения расстояния в некоторых европейских неметрических системах мер. 1 англ. дюйм = 2,54 см. Исторически — ширина большого пальца взрослого мужчины. Слово «дюйм» введено в русский язык Петром I в самом начале XVIII века.
Композиция рассказа «Последний дюйм»
- Экспозиция — рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;
- Завязка — Бен вынужден взять сына с собой;
- Развитие действия — полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;
- Кульминация — ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;
- Развязка — успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.
Характеристика героев. Отец и сын.
Бену 43 года. Он лётчик высокого класса. В прошлом у него было все: любимая работа, жена, ребенок. Когда Бэн потерял работу, он вдруг остро почувствовал, что и он сам, и его близкие глубоко несчастны. А причина этого в том, что нет семьи, в которой было бы взаимопонимание, любовь, поддержка. «Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим — одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе».
Все изменилось, когда жена уехала, бросив своего 10-летнего сына. Наверное, только тогда Бен осознал, наконец-то, что он отец, который должен воспитывать своего ребенка, заботиться о нем. Однако оказалось, что это сложно, Бен раздражителен, нетерпелив, и оказалось, что он совсем не умеет разговаривать с сыном. Может быть, чтобы как-то сблизиться, летчик и решил взять сына с собой.
Читая рассказ, понимаешь, насколько безответственно Бен поступил. Отправившись в отдаленный, пустынный район, он даже не сообщил никому о маршруте, и в случае несчастья самолет искали бы долго и вряд ли бы нашли. Кроме того, взяв мальчика с собой, отец даже не запасся питьевой водой, а из напитков взял только пиво. Эти подробности не красят отца, мы осуждаем его за равнодушие, бессердечность. Мы жалеем мальчика. Наблюдая за ним, мы отмечаем его молчаливость, замкнутость, угрюмость. О чем он думает, исподволь наблюдая за отцом? Что чувствует? Ненависть? Любовь? Обиду? Писатель не раскрывает нам этой загадки. Пока не произошли трагические события.
«— Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять. Слышишь? — Бен едва слышал себя сам и на секунду даже забыл о боли. — Тебе, бедняга, придется все делать самому, так уж получилось. Не расстраивайся, если я на тебя закричу. Тут уж не до обид. Не надо обращать на это внимание, понял?
— Да. — Дэви перевязывал левую руку и не слушал его.
— Молодчина! — Бену хотелось подбодрить ребенка, но ему это не слишком-то удалось. Он еще не знал, как найти подход к мальчику, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить. Но все должно идти по порядку…»
Обратите внимание — впервые Бен обратился к мальчику СЫНОК, впервые он всерьез обеспокоен его судьбой. Бен думает не о своей жизни, его задача — спасти сына.
«Единственной надеждой спасти мальчика был самолет, и Дэви придется его вести. Не было ни другой надежды, ни другого выхода. Но прежде надо обо всем как следует поразмыслить. Мальчика нельзя пугать. Если Дэви сказать, что ему придется вести самолет, он придет в ужас. Надо хорошенько подумать, как сказать об этом мальчику, как внушить ему эту мысль и убедить все выполнить, пусть даже безотчетно. Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка».
Именно в этом моменте происходит перелом в отношении между отцом и сыном . В момент опасности они поняли, как дороги друг другу. Оба прилагают неимоверные усилия ради спасения. Отец старается преодолеть страшную боль от ранений, мальчик преодолевает страх и поднимает самолет в воздух. Героизм мальчика поражает отца, к нему приходит мысль, что он допустил непоправимую ошибку в прошлом: «Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица? » — думает Бен.
Цитаты , которые показывают, каким увидел Бен своего сына:
«Он, кажется, парень развитой», — подумал Бен, удивляясь странному ходу своих мыслей. Этот мальчик с серьезным лицом был чем-то похож на него самого: за детскими чертами скрывался, быть может, жесткий и даже необузданный характер».
«Славный парень! Он долетит. Он справится! Бен видел резко очерченный профиль Дэви, его бледное лицо с темными глазами, в которых ему так трудно было что-либо прочитать. Отец снова вгляделся в это лицо. «Никто даже не позаботился сводить его к зубному врачу», — сказал себе Бен, заметив слегка торчащие вперед зубы Дэви, — тот болезненно оскалился, надрываясь от напряжения. «Но он справится», — устало и примирительно подумал Бен».
Чувства мальчика :
«Он боялся отца. Правда, не сейчас. Сейчас он просто не мог на него смотреть: тот спал с открытым ртом, полуголый, весь залитый кровью. Он не хотел, чтобы отец умер; он не хотел, чтобы умерла мать, но ничего не поделаешь: это бывает. Люди всегда умирают».
Читая рассказ, задумываешься: неужели должно произойти в жизни что-то страшное, трагическое, чтобы человек понял, как дороги ему самые близкие, самые дорогие ему люди? Для героев рассказа произошло именно так. Хорошо, что у них есть впереди возможность все исправить:
«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется.Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела — обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком».
В этих словах заключается главная идея рассказа Олдриджа .
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- ЛитКульт ().
- Солнечный ветер. Историко-художественный журнал для всех ().
- Яндекс. Видео ().
- Составьте цитатный план рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
- Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Последний дюйм нелегко преодолеть».
Последний дюйм / Poslednii dyuim
В эту субботу по телеканалу ТВЦ показали этот фильм. И мне вспомнились те годы. Мне было тогда 19 лет, когда вышел на экраны фильм. До этого фильма книг Джеймса Олдриджа никто не имел, но моя тётя- большой библиофил, в этот период огромного дефицита книг, особенно зарубежных авторов, где-то достала роман Олдриджа "Дипломат" . Этот роман был издан только потому, что в то время Джеймс Олдридж считался коммунистом, правительство СССР приветствовала его взгляды.
А случай, который послужил сюжетом фильма, случился на самом деле с Джеймсом Олдриджем. В 1957 году он поехал в Египет и отдыхал на Красном море. Еиу рассказывали, что в этом море водятся изумительные рыбы. И Джеймс однажды решил спуститься на глубину, чтобы сделать несколько подводных снимков. Он был поражен красотой открывшегося подводного мира Красного моря. Конечно, в то время не было ещё таких совершенных аквалангов, но тем не менее на глубину можно было погружаться. И во время съемок Джеймс вдруг почувствовал, что над ним нависла тень. Когда он поднял глаза. то над собой увидел огромную акулу, которая внимательно наблюдала за ним. Джеймс уже прощался с жизнью, застыл буквально от страха, но... акула, изучив его, повернулась и уплыла. Благополучно выбравшись на берег, Джеймс был потрясен. И ему на ум пришел сюжет рассказа про съемки акул. Так в 1957 году появился рассказ "Последний дюйм". В 1958 году рассказ был экранизирован в СССР и сразу же все критики и зрители поставили его в первый ряд среди самых лучших экранизаций зарубежных авторов.
Создатели фильма:
Режиссеры: Никита Курихин, Теодор Вульфович
В ролях: Вячеслав Муратов, Николай Крюков, Михаил Глузский, Али Ага Агаев, Мухлис Джани-заде,
Алексей Розанов и другие
Оператор: Самуил Рубашкин
Композитор: Моисей Вайнберг
Сюжет фильма Последний дюйм / Poslednii dyuim
43-летний американец, бывший военный летчик Бен Эсли (Николай Крюков) после войны вновь
оказался в Северной Африке, в небе которой он дрался с немцами.
Еще недавно Бен летал над египетской пустыней, перевозя с места на место геологоразведчиков
нефтедобывающей компании, а теперь был рад любой подвернувшейся работе, ведь ему надо было
Когда от своего знакомого Джиффорда (Михаил Глузский ) Эсли получил предложение снимать под
водой акул в Красном море, то сначала отказался. Но уж слишком заманчиво было получить две
тысячи долларов, которые готовы были выложить телевизионщики за кадры с зубастыми
хищницами, и, в конце концов, он согласился.
В безлюдную Акулью бухту Бен отправился на своем самолете вместе с сыном. Для обоих это
опасное путешествие стало настоящим испытанием.
История создания фильма Последний дюйм / Poslednii dyuim
Премьера картины "Последний дюйм" состоялась 10 июня 1959 года. Рассказ Джеймса Олдриджа
"Последний дюйм" («The Last Inch»), по которому снят фильм, написан в 1957 году и в том же году
переведен на русский язык. Английское издание книги было осуществлено позднее — в 1960 году. Для
сценариста Леонида Белокурова и постановщиков Теодора Вульфовича и Никиты Курихина
"Последний дюйм" стал дебютом в художественном кинематографе.
О роли Бена Эсли мечтал Георгий Жженов , и именно он был приглашен сыграть главного героя
будущей картины. Но когда были отсняты кинопробы, режиссеры изменили свои первоначальные
планы и решили взять на роль Бена Николая Крюкова . Ранее Крюков появлялся в эпизодических
ролях в нескольких картинах, а "Последний дюйм" стал в его карьере первой крупной и самой
известной работой в кино. Впоследствии актер принимал участие в съемках многих популярных
фильмов — "Поднятая целина", "Туманность Андромеды", "Бронзовая птица", "Долгая дорога в
дюнах", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Петровка, 38".
Слава Муратов , дебютировав на экране в роли Дэви , через год снялся в короткометражке "Папа или
мама?", и на этом его путь в кинематографе был завершен. Став взрослым, Вячеслав актерской
профессии предпочел службу в армии — окончив Ленинградское высшее военное инженерно-
строительное училище, он стал кадровым офицером. Музыку к фильму написал Моисей (Мстислав)
Вайнберг (" Укротительница тигров", "Летят журавли", "Винни-Пух", "Афоня "), а тексты песен сочинил
Марк Соболь.
"Песню о погибших пилотах" («Тяжелым басом гремит фугас… ») исполнил Михаил Рыба,
которого за его уникальные вокальные данные (бас-профундо) называли «советским Полем Робсоном
(Paul Robeson)». Голос певца также можно услышать в картинах "Карнавальная ночь", "Тихий Дон",
"Морская соль" и мультфильмах "Мойдодыр", "Самый, самый, самый, самый...".
Фильм снимался в Азербайджане, на побережье Каспийского моря. Часть подводных съемок были
о существлены оператором Анатолием Поповым и его коллегами со студии "Моснаучфильм",
некоторые кадры были предоставлены французскими кинематографистами из кинокомпании "Рекен
Ассосье".
Сразу же после выхода на экраны фильм ждал оглушительный успех, в первую очередь у детской и
юношеской аудитории, а песни из картины пользуются популярностью до сих пор.
В 1960 году на Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм "Последний дюйм" был отмечен Второй
премией в категории детских фильмов, а его создатели были награждены Первым призом за работу
оператора (Самуил Рубашкин) , Второй премией за работу режиссера (Теодор Вульфович и Никита
Курихин) , Второй премией за работу композитора (Моисей Вайнберг) и Второй премией за главную
мужскую роль (Николай Крюков) .
Интересные факты о фильме Последний дюйм / Poslednii dyuim
— Роль Николая Крюкова озвучил Юрий Толубеев , а механик (актер Мухлис Джани-Заде) на
аэродроме, с которого Бен и Дэви отправились в Акулью бухту, говорит голосом Сергея Юрского.
— У Олдриджа Бен с сыном летают на самолете Fairchild 24G , а в съемках фильма использовали
похожий на него внешне отечественный Як-12.
— В рассказе Олдриджа действие происходит в пустыне неподалеку от рыбацкого поселка под
названием Хургада
— с 1980-х годов это место на берегу Красного моря стало популярным во всем мире курортом. В
фильме же использовано вымышленное название «Мургада».
ФИЛЬМ "ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ"
Бусел Анастасия Вениаминовна.
ГБОУ СОШ № 216 с углубленным изучением польского языка им. А.Мицкевича
Почему Олдридж назвал свою повесть «Последний дюйм»? (конспект урока литературы в 7 классе, 15 апреля 2016)
Учебник: Литература. 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина. – 11-е изд. – М. – Просвещение, 2004
Данный урок является завершающим в блоке «Человек растущий». «Человек растущий» - это тема, предметом изучения в которой являются художественные произведения, где главным героем будет подросток или рассказы, помогающие формировать нравственное начало в ученике.
На эту тему отведено 12 уроков, в качестве завершающих занятий проводится семинар и сочинение. Вот поурочное планирование темы.
Человек растущий.Слово о Л.Толстом. Тема детства в творчестве великого писателя.
Открытие мира главным героем. Психологизм описаний.
Образы взрослых в повести. Детство как нравственный ориентир.
М.Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Образы Алёши, бабушки, Цыганка, Хорошего Дела.
Обучение анализу эпизода произведения.
Чтение и анализ рассказа Л.Н.Андреева «Кусака».
Исследовательское чтение рассказа А.Платонова «Юшка».
«Меня никто не зовет...». «Неизвестный цветок» - сказка-быль
Е.И.Носов «Кукла». Обучение целостному анализу произведения.
Ю.П.Казаков «Тихое утро». Целостный анализ рассказа.
Почему Олдридж назвал повесть «Последний дюйм»?
Семинар «Литература о подростках и для подростков. 19-20-21 век. Время другое, проблемы те же »
РР. Сочинение
Цели урока: знакомство учащихся с личностью и творчеством Дж. Олдриджа; закрепление знаний и представлений учащихся о разнообразии мировой литературы, в то же время о тематическом и идейно-нравственном единстве; углубление представления учеников о специфике художественной литературы, продолжить работу над понятием композиция, кульминация; воспитание эмоциональной отзывчивости.
На уроке используется презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
Мы уже 11 уроков говорим о человеке растущем, о подростке в литературе. И к сегодняшнему дню вы прочитали повесть Джеймса Олдриджа «Последний дюйм» и подготовили 5 вопросов со словом «Почему?» (так называемых «толстых» вопросов). Мне почему-то кажется, что у каждого из вас есть этот вопрос – тот вопрос, который я вынесла в название урока (см. слайд 1).
Все ваши вопросы я проверю, соберу тетради, надеюсь, почти на все мы ответим. А пока приступим к автору.
Что вы прочитали о нем в учебнике? (годы жизни, основные события)
Посмотрите на слайд (см. слайд 2). Я выписала названия некоторых его повестей и романов. Глядя только на названия, скажите: какого человека описывает Олдридж? Что его интересует в человеке? (человек сильный, мужественный, герой, способный на поступок, подвиг)
Вписывается ли в эту схему «Последний дюйм»?
Непосредственно работа с повестью. Вопросы аудитории.
Кто является героями повести?
Кто такой Бен? Что мы узнаем о нем с первых строк повести?
Каким предстает перед нами сын Бена? Чьими глазами смотрит на Дэви читатель? (глазами Бена, потому что для него мальчик - обуза)
Где происходит действие повести? (Красное море, Египет)
Почему Бен совершенно забыл о сыне, попав в Акулью бухту? Что интересовало Бена в бухте? (работа)
Почему Бен взялся за эту работу? (после ответа учеников важно отметить, что перед нами на вся повесть и мы не знаем о прежней жизни Бена. Это не первое произведение, данное в учебнике в сокращении – был и «Тарас Бульба». И я подчеркиваю, что всегда неполное произведение нужно осторожно анализировать, поэтому с 8 класса мы будем читать литературу только целиком).
Почему мальчик боялся бухты и пустыни?
Работа с композицией повести (см. слайд 4).
Мы познакомились с героями, узнали, где происходят события. Это экспозиция повести.
Что же является завязкой повести? (Бен и Дэви прилетели в бухту. Бен опускается в море. Бена кусает акула)
Опишите подводный мир глазами Бена? С кем он сравнивает акул? (см. слайд – выясняем, что подразумевалась не акула-кошка, а тигровая акула)
Что произошло под водой? Какую оплошность допустил Бен?
Почему Бен сумел справиться с ситуацией и выбрался на берег? О чем он думал во время схватки? (о себе, о жизни, им двигала жажда жизни)
И только потом он вспоминает о сыне. Его смерть может повлечь смерть ребенка.
Какая фраза характеризует Бена как умного и опытного летчика и воина? (он должен заставить Дэви самостоятельно думать)
Почему так подробно описывается каждая минута в самолете?
Что происходит в душе Бена? Что ему тяжело сделать? (в нем происходит внутренняя борьба, он должен найти подход к сыну, то есть убрать в себе жесткость, грубость, чтоб не напугать Дэви)
Как отец и сын спасают друг друга7
В какой момент Бен понимает, что Дэви не слабый мальчик, а сильный ребенок? (отец слышит знакомые нотки в голосе, понимает, что Дэви – сын своего отца – сильный, уверенный, и в этот момент, там, в воздухе, происходит взросление мальчика)
Почему Дэви подумал, что никогда не сможет больше заплакать?
Какой эпизод является кульминацией повести? (момент, когда плачет отец, а сын уже не может заплакать – они поменялись местами и внутренне изменились)
О каком последнем дюйме с ужасом думает Бен?
Почему в госпитале Бен резко сдал и не поправлялся?
Что произошло с Дэви? Почему у него не было даже шока?
Прочитаем последний абзац. Что стало важным для Бена? (Бен стал другим отцом, и у них впереди вся жизнь для знакомства друг с другом)
Вернемся к названию урока. Почему же повесть так названа? (сначала высказываются ученики, потом смотрим на слайд, приходим к выводу, что здесь прямой и метафорический смысл – Бен и Дэви прошли последний дюйм и приблизились друг к другу. Последний дюйм – здесь: и между отцом и сыном, и между жизнью и смертью, и между подвигом и бессилием)
Вывод и рефлексия.
Почти на каждом уроке последние 5-7 минут мы уделяем письменной работе, отвечаем на какой-либо вопрос, связанный с темой, подводим итог. Я не хочу задавать вам сегодня вопросы, я хочу, чтобы вы задали мне вопрос. Вопрос, который возник после урока, или тот вопрос, который вы придумали дома, но мы на него не ответили. НО! Объясните, почему именно этот вопрос вас интересует. Обещаю ответить. (см. слайд 10)
(Было подготовлено и привычное задание (см. слайд 9), но в этот раз ученики сами попросили «что-нибудь новенькое и интересное»)
Вопросы, написанные детьми, были самые разные. Были те, кто повторял вопросы урока (может быть, прослушал вопрос или ответ), были и вопросы, на которые не успели ответить, некоторые ученики написали, что вопросов нет, потому что все разобрали на уроке
Мне понравились следующие вопросы:
Почему ничего не сказано о матери Дэви? Обычно в критические моменты жизни все вспоминают маму, а Дэви не вспоминал. (Паша С.)
Почему Бен ничего не рассказывал Дэви о своей службе и работе, ведь обычно отцы беседуют об этом с детьми?
Как сложится жизнь Бена и Дэви?
PS . Я не отмечала, где нужно зачитывать отрывки текста. Мне кажется это само собой разумеющимся. Еще в ходе урока, естественно, были заданы наводящие вопросы. Все-таки я писала не стенограмму урока, а конспект.
На уроке присутствовала заместитель директора по учебно-воспительной работе Пятибратова Светлана Игоревна.
Список учеников 7 класса (присутствовавших на уроке)
Асобидинов Шохрух
Давоян Тенгиз
Гусарова Юлия
Кислякова наталья
Кулекин Павел
Московский Даниил
Остапчик Артем
Мухин Кирилл
Попович Мария
Пуденкова Алиса
Шохова Ольга
Сапаев Ислам
Сумин Павел
Татжиев Алик
Романенко Владимир
Сочинение
Я думаю, что рассказ Олдриджа Джеймса «Последний дюйм» - это история о том, как важно, чтобы дети и родители понимали и любили друг друга. Главные герои рассказа - отец и сын. Отца зовут Бен. Он был пилотом, но потерял работу. А самое главное, мне кажется, что он потерял свою семью. Его жена оставила его, потому что не могла жить в Аравии, где Бен работал. Она уехала на родину. А его десятилетний сын остался с ним только потому, что Джоанна решила не забирать его с собой: он был ей не нужен. «Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим - одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе». Мне очень жалко мальчика. Я думаю, что это слишком тяжело для ребенка - с детства чувствовать и думать, что ты никому не нужен, даже своим родителям. Хотя Бен иногда и пробовал етать ближе к своему сыну, обычно это ни к чему не приводило. Так, однажды он даже хотел научить Дэви летать:
«Бен как-то попробовал поучить мальчика управлять самолетом, и хотя сын оказался очень понятливым и довольно быстро усвоил основные правила, каждый окрик отца доводил его до слез…» Я думаю, что Бен просто не любил своего сына. Он всегда мечтал, что заработает денег и поедет в Канаду в поисках работы. А его отправит к матери в Новую Англию. Мне кажется, что когда ребенка любят, то не стремятся избавиться от него, как только появится возможность. И вот когда старому летчику предложили работу, он решил взять с собой сына. Бен должен был снять для телекомпании акул под водой, в их родной стихии. Снимать надо было в Акульей бухте, на Красном море. Когда они летели к бухте, то видели вокруг на много километров только пустыню: «Все было недвижимо и мертво. Солнце выжигало здесь всякую жизнь, а весной на тысячах квадратных миль ветры вздымали на воздух массы песка и относили его на ту сторону Индийского океана, где он и оставался навеки на дне морском». Вот в каком опасном месте они должны были приземлиться: если бы у них вдруг сломался самолет, то они бы погибли.
Во время полета Бен пожалел, что взял сына с собой: он уже не верил, что они смогут полюбить друг друга. Когда они приземлились, отец по-прежнему разговаривал с сыном резким тоном. «Бен знал, что тон у него резкий, и всегда удивлялся сам, почему он не умеет разговаривать с мальчиком». Я думаю, что это оттого, что он не занимался воспитанием ребенка с детства: «Когда ребенок родился, начал ходить, а потом становился подростком, Бен почти постоянно бывал в полетах и подолгу не видел сына…» Когда Бен начал спускаться под воду снимать акул, то сначала все шло хорошо. Но во второй раз случилась беда. Когда он привязывал приманку, то вымазался кровью, и акула напала на него. Бен отбивался как мог и в конце концов спасся, смог выбраться на берег. Он был жив, но его руки и ноги были изранены, и он потерял много крови. Выбравшись, он потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял: «дела его совсем плохи. Но тут же понял, что надо что-то делать: если он умрет, мальчик останется один… Единственной надеждой спасти мальчика был самолет, и Дэви придется его вести. Не было ни другой надежды, ни другого выхода». Я думаю, что здесь он поступил как настоящий мужчина. Он, истекая кровью, сделал все, чтобы спасти сына. Бен долго успокаивал мальчика. Сначала он попробовал прикрикнуть на него, но потом понял, что сын и так очень напуган, и с ним надо говорить спокойно и ласково. Бен руководил Дэви, когда тот перевязывал его и тащил к самолету. Когда они добрались до машины, отец, чтобы подбодрить его, сказал:
В жизни можно сделать все, что угодно, Дэви.
Так он готовил сына к мысли, что тот сможет вести самолет. Когда они забрались в кабину, мальчик уже перестал бояться и под руководством папы поднял машину в воздух. После взлета, когда его отец потерял сознание, Дэви оказался на большой высоте за штурвалом самолета совсем один. Ему было очень страшно, и в этом нет ничего удивительного: ему ведь было всего десять лет. Но он был похож по характеру на своего отца - сильный духом и смелый: «Оставшись один на высоте в три тысячи метров, Дэви решил, что уже никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы». Так ребенок стал совсем взрослым. Дэви самостоятельно долетел до Каира, а перед посадкой Бен, к счастью, очнулся. Мужественный человек, он потерял очень много крови, но все-таки сделал все, чтобы помочь сыну посадить самолет. Ведь посадка - это самое сложное. «Бен дрожал и обливался потом, он чувствовал, что из всего его тела осталась в живых только голова. Рук и ног больше не было». Так, страдая от ран, он все же помог сыну посадить самолет и не разбиться.
Когда Бен очнулся, то он уже лежал в больнице. Одну руку ему ампутировали, но главное - они остались живы. И самое главное - Бен наконец понял, что у него в жизни нет ничего дороже его сына. Он решил всю оставшуюся жизнь посвятить своему ребенку: «Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется. Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела - обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком». Такими словами заканчивается рассказ «Последний дюйм». И мне очень хочется верить, что Бен и Дэви полюбят друг друга по-настоящему и будут заботиться друг о друге всю оставшуюся жизнь. Я думаю, что это самое главное в жизни - о ком-то заботиться.