Конспект урока. Гражданская война и интервенция в России. Этапы гражданской войны в России. Заключительный этап гражданской войны
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Данный план-конспект поможет учителю при объяснении новой темы по истории.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока : урок исследование
Оборудование: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Гражданская война».
Задачи урока:
- усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»;
- уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;
- усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.
Работа с терминами
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.
Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.
«Военный коммунизм» – внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Национализация –
Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.
Учитель. (Вводное слово) Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »
Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.
Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
Ход урока
Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:
I. Проверка домашнего задания:
2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.
3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./
4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/
5. Почему Ленин пошел на это?
6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./
7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/
9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.
10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/
11. Оно сделало это? /нет/
12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/
13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?
/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/
14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/
15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.
16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. / Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/
17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./
План:
- Причины гражданской войны.
- Этапы гражданской войны в России:
- май – ноябрь 1918 года;
- ноябрь 1918 – весна 1919 года;
- весна 1919 года – весна 1920 года;
- апрель – ноябрь 1920 года.
- Политика «военного коммунизма».
- Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
1. Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года:
- конфискация помещичьих земель;
- национализация промышленности;
- создание однопартийной политической системы;
- стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.
А что же послужило причиной интервенции?
- Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
- избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
- отказ большевиков выплачивать государственные долги.
С какого события началась гражданская война?
Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают : восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.
2. Этапы гражданской войны в России
23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии.
** май – ноябрь 1918 года;
Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев
/В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/
Это события первого этапа начала гражданской войны.
** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.
Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.
В Сибири власть захватил адмирал Колчак , на севере генерал Миллер , на северо-западе Юденич , на юге Деникин .
*** весна 1919 года – весна 1920 года.
Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.
Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.
Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.
**** апрель – ноябрь 1920 года.
В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.
К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.
Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Были еще “зеленые ”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).
3. Политика «военного коммунизма».
В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:
- национализация всей промышленности; Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
- централизация экономики;
- возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
- запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
- уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
- всеобщая трудовая повинность;
- продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все – излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.
Данная система мер получила название – «Военный коммунизм» – внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
4.Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
Окончанием гражданской войнысчитается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Итоги гражданской войны:
- Власть красных (большевиков).
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.
- Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
Д/з Параграф 12-13, записи в тетради + «Военный коммунизм» и его последствия.
Урок в 9 классе на тему: «Гражданская война»
Цели: 1. Закрепить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в частности причины гражданской войны, основные события гражданской войны, итоги, хронологические рамки, три цвета, причины победы и поражения.
2. С целью патриотического воспитания показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.
3. Развивать умения прослеживать причинно – следственные связи, опираясь на источники, делать анализ и сравнение исторических источников и излагать свою точку зрения.
Тип урока : повторительно – обобщающий с элементами правктической работы.
Оборудование: компьютер с диском по теме «Гражданская война», карта «Гражданская война».
Эпиграф к уроку:
«Из крови, пролитой в боях
Из праха обращенных в прах
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
Возникнет праведная Русь»
М.Волошин. 1920 г.
Ход урока:
I этап . Организационный.
II этап . Вводное слово учителя. История гражданской войны – гигантское многоцветное полотно. На нем свои особые, несхожие сюжеты предлагали разные регионы, народы, социальные группы, партии, личности. На предыдущих мы с вами изучали как разворачивались события гражданской войны. Сегодня наша задача выявить причины гражданской войны, проанализировать как разворачивались основные события войны, подвести итоги. Сравнить программу белах, красных, зеленых, выявить причины победы и поражения. Поэтому мы сегодня с вами будем работать по плану:
Причины гражданской войны.
Три цвета гражданской войны.
Итоги гражданской войны.
а) Групповая работа с документами и с учебником.
1 группа работает с документом «Из воззвания II Всероссийского съезда Советов» 25 октября 1917 г. и документ о роспуске Учредительного собрания Декрет ВЦИК и определяет причины: а)борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 года большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства; б) Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.
2 группа работает с документом «Из ноты германского правительства Совнаркому» 21 февраля 1918 года. и определяет причину Брестский мир и его последствия.
3 группа работает с документом «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета ВЦИК от 13 мая 1918 г.» и определяет причину: Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.
Итоги: Выяснив причины, постарайтесь сейчас из определения «Гражданская война» указать возможное время ее начала и завершения, т.е хронологические рамки.
Захарова предлагает вот такую схему, Волобуев утверждает, что гражданская война началась после свержения монархии до октября 1917 г., А. Данилов утверждает что гражданская война началась с захвата власти большевиками в октябре 1917 года. А вы как думаете? Какой точки зрения придерживаетесь вы?
б) Групповая работа с документами по выявлению : А- ораторы, провозглашающие манифест своего движения; В – теоретики должны предложить программу; С – историки, выяснить причины поражения и победы своего движения.
1 группа белые, 2 группа красные, 3 группа зеленые.
Документы: «А.И. Деникина. Из наказа особому совещанию»;«Из программы РКП (б), принятая VIII съездом партии в марте 1919 г.»;«Документ из резолюции съезда».
Итоги: ораторы – «Закон и порядок. Единая и неделимая Россия»; «Вся власть Советам рабочих и солдатских и крестьянских депутатов»; «Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих».
историки – Причины поражения белых в гражданской войне:
1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма, они отказались от сотрудничества «с демократической контрреволюцией»;
2. Социально – экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.
3. Существенным оказались противоречия внутри самого белого лагеря.
4. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства.
5.Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально – политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.
Причины победы красного движения:
1.Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
2. Программ большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть.
3. на стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.
Итоги: Итак, мы с вами выяснили причины победы и поражения противоборствующих сил в Гражданской войне. Размышляя об истоках многих сегодняшних проблем о грубости, черствости, для достижения какой либо цели используется террор.
Показывается отрывок фильма по компьютеру «Расстрел семьи Николая II в Ипатьевском доме»
Также можно сказать о белом терроре. Белый террор затронул и город Стерлитамак. В июле 1918 года местная конттреволюция и белочехи ворвались в город Стерлитамак. Красногвардейцы вступили в бой. Но силы были неравными. Пришлось уйти в горы. С этого времени и до декабря 1918г. в Стерлитамаке и ближайших к нему селениях разыгралась кровавая трагедия. В первый день прихода белочехов в город сын лесопромышленника Александр Пылаев на глазах многих догнал заведующего столовой Нигматуллина и отрубил ему голову шашкой и т.д.
Тишина взведенною гранатой
Над тревожным городом нависла
Их ведут, и над верстою пятой
Скоро грянет, грянет первый выстрел.
Е. Леднёв.
Дискуссия с учащимися .
Зададимся вопросом: Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании правового хаоса?
Выводы: то общество, которое прошло оковы прошлого имело три высшие ценности: огромные потрясения, разрушения, потери родили великую мечту о светлом будущем; распад государства и сопутствующие кровавые схватки родили надежды на грядущее единство народов ранее населяющих страну; осознание отсталости страны, удесятеренной разрухой империалистической и гражданской войн рождало великую энергию по превращению России в передовую, стоящую в ряду наиболее развитых стран мира. Изменить прошлое нельзя, как нельзя отменить рождение человека и человечества, но интерпретировать его по своему имеет право каждый человек. Слово остается за вами.
III этап. Подведение итогов. Оценивание.
IV этап. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Уроки гражданской войны».
Добрый новый день, дорогие пользователи сайта!
Гражданская война – безусловно, одно из самых тяжелых событий Советского периода. Не зря дни этой войны в своих дневниковых записях Иван Бунин называет «окаянными». Внутренние конфликты, упадок экономики, произвол правящей партии – все это в значительной мере ослабило страну и спровоцировало сильные иностранные державы воспользоваться этой ситуацией в своих интересах.
А теперь давайте более подробно рассмотрим это время.
Начало Гражданской войны
В этом вопросе нет единой точки зрения среди историков. Одни считают, что конфликт начался сразу после революции, то есть в октябре 1917 года. Другие утверждают, что зарождение войны следует относить к весне 1918 года, когда началась интервенция и образовалась сильная оппозиция советской власти. Также нет единого мнения и о том, кто является зачинателем этой братоубийственной войны: руководители партии большевиков или же бывшие высшие классы общества, потерявшие в результате революции свое влияние и имущество.
Причины Гражданской войны
- Национализация земли и промышленности вызвала недовольство тех, у кого это имущество стали отнимать, и настроила помещиков и буржуазию против Советской власти
- Методы правительства по преобразованию общества не соответствовали целям, поставленным по приходу большевиков к власти, что оттолкнуло казачество, кулаков, середняков и демократическую буржуазию
- Обещанная «диктатура пролетариата» на самом деле оказалась диктатурой одного лишь государственного органа – Центрального Комитета. Изданные им Декреты «Об аресте вождей Гражданской войны» (ноябрь 1917) и о «красном терроре» законно развязывали большевикам руки для физического истребления оппозиции. Это стало причиной вступления меньшевиков, эсеров и анархистов в Гражданскую войну.
- Также Гражданская война сопровождалась активной иностранной интервенцией. Соседние государства финансово и политически помогали расправиться с большевиками, чтобы вернуть конфискованное имущество иностранцев и не позволить широкое распространение революции. Но в то же время, они, видя, что страна «трещит по швам», желали отхватить себе «лакомый кусочек».
1 этап Гражданской войны
В 1918 году образовались антисоветские очаги.
Весной 1918 года началась иностранная интервенция.
В мае 1918 года случилось восстание чехословацкого корпуса. Военные свергли советскую власть в Поволжье и Сибири. Затем в Самаре, Уфе и Омске ненадолго установилась власть кадетов, эсеров и меньшевиков, целью которых было возвращение к Учредительному собранию.
Летом 1918 года в Центральной России развернулось масштабное движение против большевиков, возглавленное эсерами. Но оно итог его состоял лишь в неудачной попытке свергнуть Советское правительство в Москве и активации защиты власти большевиков посредством усиления мощи Красной Армии.
Красная Армия начала свое наступление с сентября 1918 года. За три месяца она восстановила власть Советов в Поволжье и Приуралье.
Кульминация Гражданской войны
Конец 1918 — начало 1919 года – период, в который Белое движение достигло своего пика.
Адмирал А.В. Колчак, стремясь соединиться с армией генерала Миллера для последующего совместного наступления на Москву начал военные действия в Приуралье. Но Красная Армия пресекла их наступление.
В 1919 году Белогвадрейцы спланировали совместный удар с разных сторон: юг (Деникин), восток (Колчак) и запад (Юденич). Но ему не суждено было осуществиться.
В марте 1919 Колчак был остановлен и отодвинут в Сибирь, где в свою очередь партизаны и крестьяне оказали поддержку большевикам для восстановления их власти.
Обе попытки Петроградского наступления Юденича закончились провалом.
В июле 1919 Деникин, захватив Украину, двинулся на Москву, по пути занимая Курск, Орел и Воронеж. Но вскоре против такого сильного противника было создан Южный фронт Красной Армии, который при поддержке Н.И. Махно разбил войско Деникина.
В 1919 году интервенты освободили оккупированные ими территории России.
Завершение Гражданской войны
В 1920 году перед большевиками стояли две главные задачи: разгром Врангеля на юге и разрешение вопроса по установлению границ с Польшей.
Большевики признали независимость Польши, но польское правительство предъявило слишком большие территориальные требования. Спор не удалось решить дипломатическим путем, и Польша в мае захватила Белоруссию и Украину. Для сопротивления туда была направлена Красная Армия под командованием Тухачевского. Противостояние потерпело поражение, и советско-польская война завершилась Рижским миром в марте 1921 года, подписанным на более выгодных для противника условиях: Западная Белоруссия и Западная Украина отошли Польше.
Для уничтожения армии Врангеля был создан Южный фронт под главенством М.В.Фрунзе. В конце октября 1920 года Врангель потерпел поражение в Северной Таврии и был отброшен в Крым. После Красная Армия овладела Перекопом и захватила Крым. В ноябре 1920 года Гражданская война фактически завершилась победой большевиков.
Причины победы большевиков
- Антисоветские силы стремились вернуться к прежним порядкам, отменить Декрет о земле, что настроило против них большую часть населения – крестьян.
- Среди противников советской власти не было единства. Все они действовали разрозненно, что делало их более уязвимыми для хорошо организованной Красной Армии.
- Большевики объединили все силы страны для создания единого военного лагеря и мощной Красной Армии
- У большевиков была единая, понятная для простого народа программа под лозунгом восстановления справедливости и социального равенства
- Большевики имели поддержку самого многочисленного слоя населения – крестьянства.
Ну а теперь мы предлагаем Вам закрепить пройденный материал с помощью видеоурока. Для его просмотра достаточно поставить лайк в одной из Ваших социальных сетей:
Урок проводился в 9 классе. Тема урока: «Огненные вихри далекой войны»
Цели урока: | 1) Систематизация и углубление знаний по теме; анализ соотношения сил в гражданской войне, полная их характеристика; анализ итогов войны; уроки войны 2) развитие умения работать в приложении Power Point, представлять свою работу, анализировать исторические документы, представляющие разные точки зрения, вести дискуссию, устанавливать причинно-следственные связи. 3) воспитание патриотизма, толерантного отношения к разным взглядам и позициям; осознание того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа. |
9 класс представляет собой единый сплоченный коллектив единомышленников. Средний балл по истории – 4, 25. В классе 8 человек, 4 учащихся имеют по истории оценку «отлично». Неуспевающих нет.
При планировании урока было учтено, что творческие способности данного класса выше среднего и с заданиями на быстроту принятия решения, креативность ребята справляются легко. Именно по этой причине работа предусматривала элементы ролевой игры (деление класса на 3 группы, выполнение групповых проектных заданий, защита проектов, дискуссии от имени сторонников разных воюющих сил).
Учащиеся легко справлялись с проблемными вопросами и решали проблемно-познавательные задачи.
Все поставленные цели были достигнуты, т.к.результаты работы на различных этапах урока обнаружили:
Владение фактическим материалом;
Проведенная ролевая игра расширила диапазон знаний по теме и явилась нетрадиционной формой контроля владения учащимися как устной монологической речью, так и способностью учащихся к резюмированию;
Рефлексия урока показала сформированное эмоциональное отношение к изученному материалу.
Общение с учащимися было построено на расположенности друг к другу, активном взаимодействии, взаимоподдержке в условиях открытого урока.
В целом результаты урока можно признать положительными:
Цели урока достигнуты;
Поставленные задачи выполнены;
Учащиеся на уроке продемонстрировали владение изученным материалом;
Тестовая работа на последующем уроке имеет высокий средний балл и качество;
Неуспешность на уроке отсутствовала;
Учащиеся активно работали на уроке, легко вовлекались в различные формы деятельности;
Продемонстрировали творческие способности;
Получили эмоциональный заряд и не остались безучастными и равнодушными к героическим страницам российской истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Учителя МАОУ ООШ с.Матвеевка
Бирюковой Елены Васильевны
Тип урока: комбирированный
Цели урока: | 1) Систематизация и углубление знаний по теме; анализ соотношения сил в гражданской войне, полная их характеристика; анализ итогов войны; уроки войны 2) развитие умения работать в приложении Power Point, представлять свою работу, анализировать исторические документы, представляющие разные точки зрения, вести дискуссию, устанавливать причинно-следственные связи. 3) воспитание патриотизма, толерантного отношения к разным взглядам и позициям ; осознание того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа. Методы – проблемный (почему имея больше шансов – деньги, знания, помощь Антанты – белый лагерь проиграл), объяснительно-иллюстративный, (рассказ учителя, домашние презентации учеников), критического мышления (ответ на проблемный вопрос). Приемы и средства обучения: беседа, работа с историческими терминами, презентация, решение проблемных заданий, работа с историческими источниками, работа с исторической картой. |
Оборудование: | компьютер, проектор, мультимедийные презентации учащихся, документы, историческая карта «Гражданская война и интервенция в России», буклет «Итоги и последствия Гражданской войны в России» |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 2.Основная часть 2.1. Актуализация знаний 2.2.Дискуссия 2.3 Решение проблемных вопросов 2.4.дискуссия, выводы 2.5 Решение проблемно-познавательной задачи | Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации учебного успеха. | Учащиеся настраиваются на работу |
Вступительное слово учителя стихотворение М.Волошина, совместное определение целей урока. Учитель: просит дать определение понятию «гражданская война» Определение Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков) Три цвета войны 3 группам было дано опережающее домашнее задание: создать презентации о лагере «белых», «красных», «зеленых» Задание учащимся: определите, в чем особенности движений, назовите лидеров, отметьте на карте расположение войск во время войны, используя информацию, представленную в презентации и документы | Определяют цели урока Дают определение понятию «гражданская война» Учащиеся представляют свои проектные работы, защищают сторонников разных движений Отмечают особенности, называют лидеров, на исторической карте обозначают стрелками расположение армий |
|
Учитель обращается к учащимся есть ли вопросы к выступающим | Учащиеся отвечают на вопросы, раскрывают суть и особенности движений |
|
Вопрос учащимся: Только ли граждане России участвовали в войне? | Учащиеся рассказывают о военной интервенции, показывают на карте места высадки десантов. |
|
Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, причины? Возможно ли было избежать развязывание гражданской войны? | Учащиеся дискутируют, выражают свое мнение, отстаивают позиции воюющих сил. Приходят к общему мнению, что возможности для диалога были, но время поиска согласия было упущено. Приводят мнение историка М.А.Осоргина о жестокости противоборствующих сторон. |
|
Учитель предлагает рассмотреть плакаты времен гражданской войны. Вопрос учащимся: «К чему призывали плакаты?» Учитель раскрывает понятие «Террор» Вопрос учащимся: «Почему Гражданская война в России не имеет четких границ ни временных, ни пространственных?» Почему, имея численный перевес, поддержку интервентов, офицерский состав, «белые» проиграли гражданскую войну, а выиграли ее «красные»? Учитель предлагает учащимся поработать с буклетом и подвести итоги и последствия Гражданской войны в России Учитель зачитывает стихотворение М.Цветаевой и рассказывает учащимся об уроках Гражданской войны в России, подробно рассматривает то, что Учитель предлагает почтить память погибших в Гражданской войне и посмотреть видеоклип «Генералам Гражданской войны» | Учащиеся обсуждают изображенное на плакатах, приходят к выводу, что призывали и те и другие убивать, уничтожать врагов. Учащиеся рассказывают о проявлениях террора как со стороны белых, так и со стороны красных. Приходят к выводу, что террор сделал Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны. Учащиеся приводят разные точки зрения на даты начала и окончания войны. Учащиеся раскрывают причины поражения «белых» и победы «красных» Учащиеся рассказывают о политических, социальных и духовно-нравственных последствиях войны. |
|
3.Итог урока | Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок | Оценивают деятельность одноклассников, делают выводы по уроку. |
4.Домашнее задание | В буклете записано домашнее задание: п.17 повторить п15-16 , подготовиться к проверочной работе. Выполнить творческое задание на выбор: Написать эссе на тему - «Уроки Гражданской войны» | Обдумывают домашнее задания, задают вопросы учителю по выполнению |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Огненные вихри далекой войны»
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных.
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас - тот против нас Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других. М. Волошин.
Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написал Максимилиан Волошин
Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории
«Гражданской войне и военной интервенции в России»
Нам сегодня с вами предстоит на уроке ….
Цель урока:
Выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;
1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:
Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)
А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война? Общество раскололось на враждебные лагеря. Три цвета Гражданской войны
Кто эти вооруженные группы населения?
Вы выполняли групповые проектные задания, а именно вы исследовали роль социальных слоев, партий, социальных групп в развязывании гражданской войны в России. Сейчас вы представите нам свои проекты. Первыми я приглашаю сторонников белого движения.
В России сформировалось «белое» движение
Подобно витязям варягам, Чтоб воедино Русь собрать, Идет на бой с трехцветным флагом Без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, Смешон кровавых страхов бред, Она несет к нам возрожденье В сиянье радостных побед! Ф. Касаткин-Ростовский
Лидерами белого движения были: Александр Васильевич Колчак
-
русский военный и политический деятель,
Адмирал
, участник
Русско-японской войны
. Во время
Первой мировой войны
командовал минной дивизией
Балтийского флота
,
Черноморским флотом
,
Георгиевский кавалер
. Вождь
Белого движения
во время
Гражданской войны
.
Верховный правитель России
.
Антон Иванович.Деникин , Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения, командующий Добровольческой армией, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России
Петр Николаевич Врангель, - русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше
Также лидерами белого движения были Лавр Георгиевич Корнилов, Николай Николаевич Юденич, Михаил Васильевич.Алексеев, Петр Николаевич Краснов и другие
Формирование белого движения
Белое движение оформилось в ноябре 1917г. на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Формирование Добровольческой армии начали генералы Алексеев и. Корнилов. Эта армия положила начало белому движению. 17 апреля 1918г. под Екатеринбургом был убит командующий Добровольческой армии генерал Л.Г. Корнилов. Командование принял генерал Антон Иванович Деникин.
Социальный состав белого движения
Лишенные власти и собственности помещики, буржуазия; Казачество (нередко боролось на два фронта); Часть офицерского корпуса русской армии; Духовенство; Часть рабочих и крестьян; Значительная часть интеллигенции. Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.
Программа Деникина:
Уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка; Восстановление единой и неделимой России; Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права; Демократизация власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления; Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания; Осуществление земельной реформы; Введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала. Подобные меры содержала и программа Колчака.
Аграрная программа лидеров белого движения
Предусматривалось « сохранение за собственниками их прав на землю», «помещики могли за выкуп передавать часть своей земли крестьянам»
Предусматривалось ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов- середняков, « за прежними владельцами сохранялось до 600 десятин»
Деникин
Врангель
Колчак
Предусматривалось наделение землей безземельных и малоземельных крестьян, возврат захваченных земель их собственникам, окончательное решение земельного вопроса национальным собранием.
В ответ на формирование белого движения большевики организовали красное движение. Слово имеют учащиеся, разделяющие точку зрения красных
Лидером большевиков оставался Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). Немного их его биографии: в 17 лет за участие в студенческих волнениях он был исключен из Казанского университета. В 1888г. вступил в марксистский кружок. В 1891экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета. После II съезда стал лидером большевиков. Написал ряд крупных философских и экономических работ, создал теорию империализма как высшей и последней стадии капитализма, за которой наступит социализм. В годы первой мировой войны выступал за превращение ее в гражданскую, что, по его мнению должно привести к революционной смене капитализма диктатурой пролетариата. Был одним из организаторов Октябрьской революции, затем- глава государства.
Социальная база красных
Рабочие центрально-промышленного района; Значительная часть крестьянства; Часть офицерского корпуса русской армии; Чиновничество; Часть интеллигенции.
Красная Армия
15 января 1918г
. декретом СНК провозглашалась создание Рабоче –Крестьянской Красной Армии, а 29 января1918г. был принят декрет об организации Красного Флота. В июле 1918г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300тыс. человек, то к концу 1918г.- свыше 1млн., а осенью 1920г.- уже свыше 5млн.
Лидерами и военачальниками Красной армии были:
- Михаил Васильевич Фрунзе -революционер,
- советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военный теоретик. Командовал 4-й армией Восточного фронта, Южной группой войск.
- Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский - советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны. Командование советскими частями на Восточном фронте, командующий Кавказским фронтом, командующий западным фронтом – таков боевой путь легендарного героя Гражданской войны
- Климент Ефремович Ворошилов - российский революционер, военачальник, государственный и партийный деятель, один из первых Маршалов Советского Союза. В гражданскую войну вел боевые действия на Северном Кавказе, в Крыму, против отрядов Махно на Украине
Семен Семенович Буденный - Советский военный деятель, легендарный герой Гражданской войны, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.
В условиях Гражданской войны Первая Конная армия Буденного позволяла осуществлять глубокие прорывы Южного фронта, что меняло стратегическую обстановку.
Василий Иванович Чапаев
Начальник дивизии Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени. Родился в г. Чебоксары. Некоторое время жил в г.Балаково, откуда и был призван в армию. Легендарная фигура Гражданской войны в России, народный полководец, самоучка, выдвинувшийся на высокие командные посты за счет собственных способностей при отсутствии специального военного образования.
В годы гражданской войны большевики проводили политику «военного коммунизма»
Попытка непосредственного перехода к «коммунистическому производству и распределению» (В.И.Ленин), экономическая политика большевиков в годы гражданской войны.
Истоки политики «военного коммунизма
»
Война
Коммунистическая доктрина
Военное положение, необходимое для регулирования экономических процессов.
Новый строй должен коренным образом отличаться от старого.
Отсутствие товарно-денежных отношений, собственности, государство-коммуна.
Основные черты «военного коммунизма
»
Национализация всей промышленности
Сверхцентрализация управления промышленностью
Введение продразверстки
Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих и ее уравнительность, бесплатность коммунальных услуг
Всеобщая трудовая повинность
Между двумя основными противоборствующими силами было сформировано зеленое движение. Я приглашаю сторонников зеленого движения
«Зеленые»
- так называлось крестьянское движение в период гражданской войны, выступавшее как против красных, так и против белых, оно не было организационно оформлено. Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919года. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах- русскоязычное население. Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины.
Н.И.Махно
Нестор Иванович Махно при царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917г в родное село Гуляй- Поле, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917г. фактически установил Советскую власть. Летом 1818г. Нестор Махно возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины против австро-германских войск, гетмана Скоропадского, белогвардейщины, попыток со стороны кого бы то ни было восстановить помещичье землевладение. В 1918-1919гг. махновцы выступали за « вольные» Советы, против диктата центральной власти, политики «военного коммунизма».
Программа « зеленых»
Борьба с политикой « военного коммунизма»;Защита деревни от города;Ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было, истинная, а не формальная передача крестьянам прав на землю и ее плоды;Уничтожение диктатуры пролетариата;Отстранение компартии от власти и передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях; Проведение « третьей социальной революции» с целью свержения большевиков и установления истинно народной власти..
В целом повстанческое
движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям
И так, мы назвали основных участников гражданской войны в России.
А в чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних? От Отечественной или мировой?
Общий конкретный враг
Общая цель – защитить родину или ее интересы
Общая идеология – любовь к родине, вера в царя
Дискуссия
Мы видим страшные особенности этого события, значит и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.
Давайте подумаем и назовем особенность гражданской война в России, только ли граждане нашей страны были ее участниками
Нет ее участниками были армии европейских государств.
Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.
Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье
- Стремление иностранных государств предотвратить «расползание» социалистической революции по всему миру.
- Предотвращение экономических потерь(последствия национализации собственности, отказ советского правительства выплачивать царские долги и т.д.), захват географических зон влияния.
- Ослабление России
И вот, мы с вами можем отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией.
2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки?
Российская революция
Мировая война
Бедность широких масс….
Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, более тяжелую.
Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.
Причины гражданской войны.
1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Проблема: Возможно ли было избежать развязывание Гражданской войны в России?
Красные: Да можно, если бы белые не начали формировать добровольческие части…
Белые: А я считаю, что война была неизбежна. Никто не желал отдавать свою собственность, терять то, что было создано многими поколениями российской буржуазии, поместного дворянства.
Зеленые: А мы считаем, что война даже была нужна, чтобы мы – зеленые получили истинную свободу, мы против диктата любой центральной власти…
От народа: А я считаю, что войны можно было бы избежать…Если бы господа либералы учитывали интересы простого народа, если бы большевики смогли договориться со своими оппонентами, а не выдвигать требования «Вся власть Советам!»
Учитель: позвольте, а от лица каких сил вы выступаете?
От народа: я выступаю от имени простого российского народа, от имени матерей, у которых один сын ушел к белым, а другой к красным…
Мы выступаем от имени крестьян, которых грабили и белые и красные, морили голодом, расстреливали без суда и следствия…
Мы выступаем от имени 7 миллионов беспризорных детей, чьи родители пали на фронтах братоубийственной войны…Никто не думал о последствиях, каждый добивался своих собственных целей!
Учитель: какой сложный вопрос мы с вами обсуждаем. Возможности для диалога были, но время поиска согласия было упущено. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев.
Прав историк М. А. Осоргин , утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны.
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.
Рассмотрим плакаты времен Гражданской войны. К чему они призывали?
Террор осуществляли как «белые» , так и «красные»
Красные
: были покушения на жизнь большевистского лидера - В.И.Ленина также в Петрограде был убит Председатель петроградской черезвычайной комиссии Урицкий – 30.08.1918
Белые:
со стороны большевиков террор начался раньше. Зверская расправа над семьей императора Николая Александровича в Екатеринбурге в доме купца Ипатьева в ночь на 17 июля 1918 года.Терростические действия красных были оформлены законодательно: был принят Декрет о красном терроре. Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.
После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. . Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.
3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.
А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?
Монархисты считали началом гражданской войны весну 1917г.- свержение монархии и захват власти либералами
Либералы относили начало гражданской войны к Октябрьскому выступлению большевиков – свержение Временного правительства и первые шаги Советской власти.
Эсеры и меньшевики
связывали возникновение гражданской войны с разгоном Учредительного собрания и заключением Брестского мира, т.е. отказом большевиков разделить власть с социалистическими и демократическими партиями.
Многие историки указывают на ноябрь-декабрь 1917 г. - формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
Учитель: Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны.
В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20-40-х гг.
Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 г., с эвакуацией армии П. Н. Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.
Учитель: Ребята нам необходимо решить еще одну проблемно-познавательную задачу: определить почему красные одержали победу над белыми и зелеными
Причины поражения белого движения в Гражданской войне
.
Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России.
«Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов.
Причины победы красных в Гражданской войне
.
Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества.
«Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин
Итоги и последствия Гражданской войны
Победа партии большевиков и утверждение советской власти по всей стране Разгром белых армий и войск интервентов Разгром политических партий, оппозиционных большевикам Укрепление диктатуры пролетариата и однопартийного правительства
Политические
Экономические и социальные
Духовно-нравственные
Огромные людские потери Разрушение промышленности, транспорта, связи Огромная безработица Падение уровня жизни всех слоев общества Голод, болезни, потеря жилья и имущества
Раскол населения на два враждующих лагеря-братоубийственная война Привычка к насилию и террору Разрыв исторических и духовных традиций общества Огромная эмиграция из страны Трагедия целых социальных слоев, выбитых из своей страны или из нового общества
Уроки гражданской войны.
Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией; Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни; В гражданской войне не может быть победителей; Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Домашнее задание:
Оценки за урок
Просмотр видеоклипа
Стихи поэта конца19-начала 20 века Максимилиана Волошина
Память погибших в годы Гражданской войны почтим минутой молчания.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание : & 17, повторить & 15-16
Творческое задание на выбор:
Написать эссе на тему «»Уроки Гражданской войны
Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне»
АНКЕТА «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ»
1.Во время Октябрьской революции вы:
- Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков________________________________________________
- Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству_______________________________________________
- Были бы сторонниками монархии___________________________________________________
2.В годы гражданской войны вы:
- Встали бы в ряды « красных»_________________________________
- Присоединилось бы к «белым»_______________________________
- Были бы близко к идеям и действиям Махно___________________
3.И во время революции, и в период гражданской войны:
- Соблюдали бы нейтралитет___________________________________
- Предпочли бы эмигрировать из страны_____________________________________________________
- Избрали бы иной путь____________________________________________________________________________________________________________________
Урок истории в 9 классе 19.11.2015 г.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ОГНЕННЫЕ ВИХРИ ДАЛЁКОЙ ВОЙНЫ
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас - тот против нас Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин.
Цель урока: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, определить последствия для судьбы страны в XX веке;
Гражданская война это вооруженная борьба между гражданами одного государства.
Три цвета гражданской войны. белые красные зеленые
Белые Подобно витязям варягам, Чтоб воедино Русь собрать, Идет на бой с трехцветным флагом Без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, Смешон кровавых страхов бред, Она несет к нам возрожденье В сиянье радостных побед! Ф. Касаткин-Ростовский
Александр Васильевич Колчак - русский военный и политический деятель, адмирал, участник Русско-японской войны. Во время Первой мировой войны командовал минной дивизией Балтийского флота, Черноморским флотом, георгиевский кавалер. Вождь Белого движения на востоке страны, Верховный правитель.
Антон Иванович Деникин Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения, командующий Добровольческой армией, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России
Пётр Николаевич Врангель - русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше
Корнилов Л.Г. Н.Н.Юденич М.В.Алексеев
Формирование белого движения Белое движение оформилось в ноябре 1917г. на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Формирование Добровольческой армии начали генералы М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов. Эта армия положила начало белому движению. 17 апреля 1918г. под Екатеринбургом был убит командующий Добровольческой армии генерал Л.Г. Корнилов. Командование принял генерал А.И. Деникин.
Социальный состав белого движения Лишенные власти и собственности помещики, буржуазия; Казачество (нередко боролось на два фронта); Часть офицерского корпуса русской армии; Духовенство; Часть рабочих и крестьян; Значительная часть интеллигенции. Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.
Программа Деникина: Уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка; Восстановление единой и неделимой России; Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права; Демократизация власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления; Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания; Осуществление земельной реформы; Введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала. Подобные меры содержала и программа Колчака.
Аграрная программа лидеров белого движения Предусматривалось « сохранение за собственниками их прав на землю», «помещики могли за выкуп передавать часть своей земли крестьянам» Предусматривалось ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов- середняков, « за прежними владельцами сохранялось до 600 десятин» Деникин Врангель Колчак Предусматривалось наделение землей безземельных и малоземельных крестьян, возврат захваченных земель их собственникам, окончательное решение земельного вопроса национальным собранием.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). В 17 лет за участие в студенческих волнениях исключен из Казанского университета, выслан. В 1888г. вступил в марксистский кружок. В 1891 сдал экзамены за курс юридического факультета. После II съезда стал лидером большевиков. Написал ряд крупных философских и экономических работ, создал теорию империализма как высшей и последней стадии капитализма, за которой наступит социализм. В годы первой мировой войны выступал за превращение ее в гражданскую, что, по его мнению должно привести к революционной смене капитализма диктатурой пролетариата. Был одним из организаторов Октябрьской революции, затем- глава государства. Красные Лидер
Социальная база красных Рабочие центрально-промышленного района; Значительная часть крестьянства; Часть офицерского корпуса русской армии; Чиновничество; Часть интеллигенции.
Красная Армия 15 января 1918г. декретом СНК провозглашалась создание Рабоче –Крестьянской Красной Армии, а 29 января1918г. был принят декрет об организации Красного Флота. В июле 1918г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300тыс. человек, то к концу 1918г.- свыше 1млн., а осенью 1920г.- уже свыше 5млн.
Михаил Васильевич Фрунзе - революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военный теоретик.
Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский - советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны. Командование советскими частями на Восточном фронте, командующий Кавказским фронтом, командующий Западным фронтом – таков боевой путь легендарного героя Гражданской войны
Климент Ефремович Ворошилов российский революционер,военачальник, государственный и партийный деятель, один из первых Маршалов Советского Союза В гражданскую войну вел боевые действия на Северном Кавказе, в Крыму, против отрядов Махно на Украине
Семен Семенович Буденный Советский военный деятель, легендарный герой Гражданской войны, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза
В условиях Гражданской войны Первая Конная армия Буденного позволяла осуществлять глубокие прорывы Южного фронта, что меняло стратегическую обстановку.
Василий Иванович Чапаев начальник дивизии Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени
Легендарная фигура Гражданской войны в России, народный полководец, самоучка, выдвинувшийся на высокие командные посты за счет собственных способностей при отсутствии специального военного образования. Воевал на Восточном фронте.
Политика «военного коммунизма» Попытка непосредственного перехода к «коммунистическому производству и распределению» (В.И.Ленин), экономическая политика большевиков в годы гражданской войны.
Истоки политики «военного коммунизма » Война Коммунистическая доктрина Военное положение, необходимое для регулирования экономических процессов. Новый строй должен коренным образом отличаться от старого. Отсутствие товарно-денежных отношений, собственности, государство-коммуна.
Основные черты «военного коммунизма» Национализация всей промышленности Сверхцентрализация управления промышленностью Введение продразверстки Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих и ее уравнительность, бесплатность коммунальных услуг Всеобщая трудовая повинность
Нестор Иванович Махно Н.И. Махно при царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917г в родное село Гуляй- Поле, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917г. фактически установил Советскую власть. Летом 1918г. Нестор Махно возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины против австро-германских войск, гетмана Скоропадского, белогвардейщины, попыток со стороны кого бы то ни было восстановить помещичье землевладение. В 1918-1919гг. махновцы выступали за « вольные» Советы, против диктата центральной власти, политики «военного коммунизма».
Программа « зеленых» Борьба с политикой « военного коммунизма»; Защита деревни от города; Ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было, истинная, а не формальная передача крестьянам прав на землю и ее плоды; Уничтожение диктатуры пролетариата; Отстранение компартии от власти и передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях; Проведение « третьей социальной революции» с целью свержения большевиков и установления истинно народной власти.
В целом повстанческое движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям
Интервенция это насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела какой-либо страны.
Стремление иностранных государств предотвратить «расползание» социалистической революции по всему миру. Предотвращение экономических потерь(последствия национализации собственности, отказ советского правительства выплачивать царские долги и т.д.), захват географических зон влияния. Ослабление России 14 государств: Англия, Франция, США, Япония, и др. Цели интервентов:
Предпосылки Гражданской войны в России Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы Революционный процесс развивался в условиях мировой войны Бедность широких масс, слабость демократической культуры.
Причины гражданской войны. 1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Историк М.А.Осоргин: в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
ТЕРРОР - Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения
Террор «белый» и «красный» *Ранение В.И.Ленина *Убийство Урицкого * Расстрел царской семьи *Декрет о красном терроре
Расстрел царской семьи
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения
Споры о начале гражданской войны I . май 1917- ноябрь 1920 II . 25 октября 1917-1922 III . февраль 1917- 1924 Вопрос о периодизации гражданской войны является дискуссионным. Существует несколько точек зрения по данному вопросу:
Когда началась гражданская война? Монархисты считали началом гражданской войны весну 1917г. Либералы относили начало гражданской войны к Октябрьскому выступлению большевиков. Эсеры и меньшевики связывали возникновение гражданской войны с разгоном Учредительного собрания и заключением Брестского мира, т.е. отказом большевиков разделить власть с социалистическими и демократическими партиями.
Многие историки указывают на ноябрь-декабрь 1917 г. - формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
Причины поражения белого движения в Гражданской войне. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера.. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России. «Наше дело проиграно. До слез обидно…» Николай Львов.
Причины победы красных в Гражданской войне. Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили» В.И.Ленин
Итоги и последствия Гражданской войны Победа партии большевиков и утверждение советской власти по всей стране Разгром белых армий и войск интервентов Разгром политических партий, оппозиционных большевикам Укрепление диктатуры пролетариата и однопартийного правительства Политические Экономические и социальные Духовно-нравственные Огромные людские потери-13 млн. человек Разрушение промышленности, транспорта, связи Огромная безработица Падение уровня жизни всех слоев общества Голод, болезни, потеря жилья и имущества 7 млн. беспризорных детей Раскол населения на два враждующих лагеря-братоубийственная война Привычка к насилию и террору Разрыв исторических и духовных традиций общества Огромная эмиграция из страны Трагедия целых социальных слоев, выбитых из своей страны
Уроки гражданской войны. Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией; Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни; В гражданской войне не может быть победителей; Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам. Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был- Красным стал: Кровь обагрила. Красным был- Белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева.
Домашнее задание: & 17 повторить & 15-16 Творческое задание на выбор: Написать эссе на тему «»Уроки Гражданской войны Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне» (в буклете)
Анкета 1.Во время Октябрьской революции вы: Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков______________________________________________________ Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству______________ Были бы сторонниками монархии_____________________________________ 2.В годы гражданской войны вы: Встали бы в ряды « красных»________________________________________ Присоединилось бы к «белых»_______________________________________ Были бы близко к идеям и действиям Махно____________________________ 3.И во время революции, и в период гражданской войны: Соблюдали бы нейтралитет__________________________________________ Предпочли бы эмигрировать из страны________________________________ Избрали бы иной путь_______________________________________________
Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, иступлений - Возникнет праведная Русь. Максимилиан Волошин
Список литературы. Интернет-ресурсы: www.listovka.list.ru/11657/10902.htm/ www.hronos.km.ru/biograf/denikin.htm/ www. bekman.onedo.ru/alfred/memorles/vrangel.htm / www.kirov-online.ru/default.asp?ano=24 www.sapantoday.ru/japanar/i20shtm/ www.stel.ru/museum/lastya_e.htm . Т.В.Коваль. «История России 20в.» конспект уроков для учителя истории.М. «Владос-пресс»2001г. «Энциклопедический словарь юного историка» м.1997г. В.В. Кириллов, М.Н.Чернова «Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу « истории России 19-20вв» М. «ЦГО» 2000г. М.Волошин « Избранное». Минск 1993г. П.А.Шевоцуков « Страницы истории гражданской истории»М. 1992г. В.В. Шульгин « Дни. 1920» М. 1989. Журнал «Родина» №10- 1990 « Преподавание истории и обществознания в школе» № 6-2002
Гражданская война – один из самых кровопролитных конфликтов в истории российского народа. На протяжении долгих десятилетий Российская империя требовала реформ. Уловив момент, большевики захватили власть в стране, убив царя. Сторонники монархии не планировали уступать влияние и создали Белое движение, которое должно было вернуть прежний государственный строй. Боевые действия на территории империи изменили дальнейшее развитие страны – она превратилась в социалистическое государство под властью коммунистической партии.
Вконтакте
Гражданская война в России (Российской Республике) в 1917-1922 гг.
Если говорить кратко, Гражданская война – это поворотное событие, которое навсегда изменило судьбу российского народа: ее итогом стала победа над царизмом и захват власти большевиками.
Гражданская война в России (Российской Республике) происходила в период с 1917 по 1922 год между двумя противоборствующими сторонами: приверженцами монархии и ее противниками – большевиками.
Особенности Гражданской войны заключались в том, что в ней принимали участие и многие зарубежные страны, включая Францию, Германию и Великобританию.
Важно! Участники боевых действий – белые и красные — в ходе Гражданской войны разрушили страну, поставив ее на порог политического, экономического и культурного кризиса.
Гражданская война в России (Российской Республике) – одна из наиболее кровопролитных в XX веке, в ходе которой погибло больше 20 млн военных и мирных жителей.
Раздробленность Российской Империи в период Гражданской войны. Сентябрь 1918 года.
Причины Гражданской войны
Историки до сих пор не сходятся в едином мнении по поводу причин Гражданской войны, проходившей с 1917 по 1922 год. Безусловно, все придерживаются мнения, что главная причина состоит в политических, этнических и социальных противоречиях, которые так и не были решены в ходе массовых акций протеста петроградских рабочих и военных в феврале 1917 года.
По итогу большевики пришли к власти и провели ряд реформ, которые принято считать основными предпосылками раскола страны. На данный момент историки сходятся во мнении, что ключевыми были следующие причины :
- ликвидация Учредительного собрания;
- выход из путем подписания унизительного для российского народа Брестского мира;
- давление на крестьянство;
- национализация всех промышленных предприятий и ликвидация частной собственности, что вызвало бурю недовольства у людей, которые лишились своей недвижимости.
Предпосылки Гражданской войны в России (Российской Республике) (1917-1922 гг.):
- формирование Красного и Белого движения;
- создание Красной Армии;
- локальные стычки между монархистами и большевиками в 1917 году;
- расстрел царской семьи.
Этапы Гражданской войны
Внимание! Большинство историков считают, что начало Гражданской войны следует датировать 1917 годом. Другие же отрицают этот факт, так как масштабные боевые действия начали происходить только в 1918 году.
В таблице выделены общепризнанные этапы Гражданской войны 1917-1922 годов:
Периоды войны | Описание |
В данный период формируются антибольшевистские очаги – Белое движение.
Германия перебрасывает войска на восточную границу России, где начинаются небольшие стычки с большевиками. В мае 1918 года происходит восстание Чехословацкого корпуса, против которого выступает главнокомандующий Красной Армией – генерал Вацетис. В ходе боевых действий осенью 1918 года Чехословацкий корпус терпит поражение и отступает за Урал. |
|
II этап (конец ноября 1918 – зима 1920 года) |
После поражения Чехословацкого корпуса коалиция стран Антанты начинает боевые действия против большевиков, поддерживая Белое движение.
В ноябре 1918 года белогвардейский адмирал Колчак начинает наступление на Востоке страны. Генералы Красной армии терпят поражение и в декабре того же года сдают ключевой город Пермь. Силами Красной Армии в конце 1918 года наступление белых было остановлено. Весной вновь начинаются боевые действия – Колчак проводит наступление в сторону Волги, но красные через два месяца останавливают его. В мае 1919 года генерал Юденич ведет наступление на Петроград, однако силам Красной Армии в очередной раз удается остановить его и вытеснить белых из страны. В это же время один из предводителей Белого движения, генерал Деникин, захватывает территорию Украины и готовится к наступлению на столицу. В Гражданской войне начинают принимать участие силы Нестора Махно. В ответ на это большевики открывают новый фронт под предводительством Егорова. В начале 1920 года силы Деникина терпят поражение, что заставляет иностранных монархов вывести войска из Российской Республики. В 1920 году происходит коренной перелом в Гражданской войне. |
III этап (май – ноябрь 1920 года) |
В мае 1920 года Польша объявляет войну большевикам и наступает на Москву. Красной Армии в ходе кровопролитных боев удается остановить наступление и начать контратаку. «Чудо на Висле» позволяет полякам подписать мирный договор на выгодных условиях в 1921 году.
Весной 1920 года генерал Врангель начинает наступление на территорию Восточной Украины, но уже осенью он терпит поражение, и белые теряют Крым. Генералы Красной Армии побеждают на Западном фронте в Гражданской войне – остается уничтожить группировку белогвардейцев на территории Сибири. |
IV этап (конец 1920 – 1922 годы) |
Весной 1921 года Красная Армия начинает наступать на Восток, захватывая Азербайджан, Армению и Грузию.
Белые продолжают терпеть одно поражение за другим. В итоге главнокомандующего Белым движением адмирала Колчака предают и выдают большевикам. Спустя несколько недель Гражданская война заканчивается победой Красной Армии. |
Гражданская война в России (Российской Республике) 1917-1922: кратко
В период с декабря 1918 по лето 1919 года красные и белые сходятся в кровопролитных боях, однако преимущество пока не получает ни одна из сторон.
В июне 1919 года красные перехватывают преимущество, нанося белым одно поражение за другим. Большевики проводят реформы, которые приходятся по душе крестьянам, а потому Красная Армия получает еще больше новобранцев.
В этот период происходит интервенция со стороны стран Западной Европы. Однако ни одной из иностранных армий не удается одержать победу. К 1920 году огромная часть армии Белого движения была разбита, а все их союзники покинули Республику.
В последующие два года красные наступают на восток страны, уничтожая одну группировку врага за другой. Все заканчивается, когда адмирала и верховного главнокомандующего Белого движения Колчака берут в плен и казнят.
Итоги гражданской войны были катастрофическими для народа
Итоги Гражданской войны 1917-1922: кратко
I-IV периоды войны привели к полной разрухе государства. Итоги Гражданской войны для народа были катастрофическими: практически все предприятия лежали в руинах, погибли миллионы людей.
В Гражданской войне умирали не только от пуль и штыков – бушевали сильнейшие эпидемии. По подсчетам зарубежных историков, с учетом сокращения рождаемости в будущем российский народ потерял порядка 26 млн людей.
Разрушенные заводы и шахты привели к остановке промышленной деятельности в стране. Рабочий класс стал голодать и покидал города в поисках пищи, как правило, отправляясь в деревню. Уровень промышленного производства упал приблизительно в 5 раз по сравнению с довоенным. Объемы производства зерновых и других сельскохозяйственных культур также упали на 45-50 %.
С другой стороны, война была нацелена против интеллигенции, которая владела недвижимостью и другим имуществом. В результате около 80 % представителей класса интеллигенции были уничтожены, малая часть приняла сторону красных, а остальные сбежали за границу.
Отдельно следует выделить как итоги Гражданской войны потерю государством следующих территорий:
- Польши;
- Латвии;
- Эстонии;
- частично Украины;
- Белоруссии;
- Армении;
- Бессарабии.
Как уже говорилось, главной особенностью Гражданской войны является интервенция зарубежных стран . Основная причина, по которой Великобритания, Франция и другие вмешивались в дела России, – это страх перед всемирной социалистической революцией.
Кроме того, можно отметить следующие особенности:
- во время боевых действия разворачивалось противостояние между различными партиями, которые по-разному видели будущее страны;
- бои проходили между различными слоями общества;
- национально-освободительный характер войны;
- анархистское движение против красных и белых;
- крестьянская война против обоих режимов.
Тачанка с 1917 по 1922 год использовалась в качестве способа передвижения в России.