Методика формирования УУД на уроках (на примере урока литературного чтения). Портал образования Тема МО начальных классов
Дружинина Елена Анатольевна, МАОУ «СОШ № 99», г. Новокуз-нецк, Кемеровской области.
Стань творцом
и тогда каждый новый шаг
в твоей профессиональной
деятельности станет
открытием мира души ребёнка.
Аннотация
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря форми-рованию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оце-нивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, обучающийся сам должен стать "архитектором и строите-лем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и органи-зацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуни-кативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постанов-ки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения новых знаний. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности со-трудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, плани-ровать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и зна-ково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предла-гается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображаю-щую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Можно предло-жить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Обучающимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все ученики без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а затем быстро, ориентируясь на внутренний ал-горитм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсаль-ные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие уни-версальных учебных действий обеспечивает формирование психоло-гических новообразований и способностей ученика, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятель-ности и освоения учебных дисциплин.
Если в начальной школе у учащихся будут сформированы уни-версальные учебные действия в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на второй и третьей ступенях обучения. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Не сравнивать детей между собой, а показывает достижения ре-бенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатыва-ют алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречи-вость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учи-тель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
7. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использу-ет проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
8. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и само-стоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
9. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достиже-ния, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
10. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
11. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
12. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; пе-дагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между ученика-ми, учениками и учителем.
В их совместной деятельности у учащихся формируются обще-человеческие ценности.
13. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Таким образом, формирование у обучающихся универсаль-ных учебных действий позволит повысить не только качество образо-вания, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Литература:
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учеб-ные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просве-щение. 2008 г.
2. Федеральный государственный образовательный стан-дарт начального общего образования. - М.: Просвещение.2010 г.
Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.
Учимся учиться!
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Карабанова О.А.,
доктор психологических наук.
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
ЛЕКЦИЯ 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе
Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД)
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.
Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функциями универсальных учебных действий являются:
–обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
–создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
–обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Психолого-педагогические основы возникновения понятия УУД
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов
деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Давайте рассмотрим вкратце каждую из вышеперечисленных теорий в контексте изучения методологических основ формирования универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. С позиции теории систем личность рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах, а именно: системах семейной, образовательной, социальной и
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
профессиональной. Системно-деятельностный подход предполагает как индивидуальную деятельность ребенка или взрослого в каждой из систем, так и взаимодействие личности с другими людьми во всех вышеперечисленных системах.
Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития. Именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания. Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
Эта система включает три подсистемы :
1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств, способа действия;
3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план. Иными словами, мы, вместо того, чтобы в данный конкретный момент совершать некое действие в реальности, его планируем и прорабатываем мысленно.
Выделены шесть этапов усвоения действия.
На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.
На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
На третьем этапе происходит формирование действии в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
Четвертый этап - внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия - вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.
На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия - постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.
На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия. П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Иными словами, содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей
учебно-воспитательной системы образования. |
|||||
Овладение |
учащимися |
универсальными |
учебными |
||
действиями |
происходит |
контексте |
|||
предметов. Безусловно, каждый |
учебный предмет |
раскрывает |
различные |
возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, иными словами, лежит в основе формирования УУД.
УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях. Возрастной личностной особенностью детей начальной школы является осознание себя в обществе, Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать
и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Говоря о критериях сформированности личностных УУД, можно утверждать, что ими являются: 1) структура ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
Формирование морального действия, как и любого другого действия, определяется полнотой ориентации учащегося на существенные для решения моральной дилеммы и осуществления морального выбора условия.. Ориентировочной основой действия оказания помощи (выполнение нормы взаимопомощи) выступает следующая последовательность операций
(Eisenberg N., 1987, 1992; Плотникова Ю.Е., 1998):
1. субъектом оценивается ситуация, ее противоречивость (что-то произошло);
2. оценивается способность самого страдающего успешно справиться с ситуацией ущерба (дефицита, утраты);
3. оцениваются затраты по оказанию помощи;
4. оцениваются отношения между помогающим и жертвой;
5. оцениваются реакции других людей (до, в момент, и после оказания помощи);
6. оценивается свое состояние (настроение, здоровое);
7. оценивается, как акт помощи отразится на самооценке (если я помогу, то я хороший);
8. наличие необходимых для оказания помощи навыков, умений,
9. умение планировать последовательность операций действия оказания помощи;
10. практическое оказание помощи или отказ от него.
Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
I. Общеучебные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные учебные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса
и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
II. Универсальные логические учебные действия
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и
направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Классификация логических действий включает:
1 - сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков и составления классификации;
2 - опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс (более подробно про процесс опознания можно узнать из дополнительного материала). 3 - анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
4 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
5 - сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (более подробно про понятие сериация можно узнать из дополнительного материала);
6 - классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;
7 - обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. (Обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.)
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
8 - доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.
9 - подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
10 - установление аналогий. (Согласно определению аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).
Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.
1. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности
Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение , направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое / просмотровое чтение , направленное на нахождение конкретной информации; выразительное чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное , самостоятельное .
Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:
а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;
г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;
з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;
и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;
м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.
Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста . О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения :
– общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);
– нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
– интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
– рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
– рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:
– найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как
в явном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;
– интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;
– рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.
2. Условия организации эффективного обучения чтению
Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка ), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (слово фломендия , а на карточках встречаются слова фломандия, фломенадия и т.д.).
Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.
Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.
Повышение качества образовательного процесса
через формирование познавательных УУД
Свиточ Ирина Гурьевна,
учитель ГБОУ СОШ №188 с углубленным
изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшемся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития». С чем же связано введение новых образовательных стандартов?
В советский период наше государство обладало блестяще продуманной и отработанной системой образования, четко выполняющей социальный заказ государства и общества, а с точки зрения формирования научного потенциала страны мы были впереди большинства государств. Однако с изменением государственной системы, а отсюда- и общественных отношений и социокультурной среды большинство профессиональных педагогов замечают, что многое из того, что вчера давало ощутимые результаты в образовании, сегодня «не срабатывает» или работает недостаточно неэффективно.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Не случайно современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.
Нельзя сегодня не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение педагога, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90 годов прошлого века. Во-первых, современные дети более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Т.к. информация подчас носит противоречивый характер, то это вызывает у современных школьников состояние тревожности и неуверенности. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры. Как следствие- приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Самостоятельность в принятии решений и выборе;
Умение отвечать за свои решения;
Способность нести ответственность за себя и за близких;
Готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
Обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
Обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.
Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения . Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
1.общеучебные,
2. логические,
3.действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
3.знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
4. умение структурировать знания;
5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
Универсальные логические действия включают в себя:
1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
2.синтез как составление целого из частей;
3.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4.подведение под понятия, выведение следствий;
5. установление причинно-следственных связей,
6.построение логической цепи рассуждений,
7.доказательство;
8.выдвижение гипотез и их обоснование.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Уже введены новые образовательные стандарты на начальной ступени обучения, в ближайшем будущем будут вводиться и новые стандарты основного общего образования . Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор».
Всем нам следует перейти «от стихийности - к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий».
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.
Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.
УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
ü обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
ü создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
ü обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли . Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы : для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться ». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Термин «универсальные учебные действия» (УУД):
Ø в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Ø в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД.
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
Действие смыслообразования;
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка.
3. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Номенклатура логических действий включает: 1)сравнение (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
2) опознание (с целью их включения в тот или иной класс);
3) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части;
4) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
5) сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;
6) классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака; 7)обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
8) доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
9) подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Приёмы формирования универсальных учебных действий
Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. Рекомендуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
o найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
o уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
o поставь вопросы к данному абзацу;
o составь суждение по тексту параграфа;
o выдели ключевые слова в отрывке текста;
o расскажи по опорным словам (разверни информацию);
o заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;
o создай таблицу (сверни информацию);
o составь план изучения темы;
o составь набор понятий темы;
o составь предложения по теме, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то»;
o зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;
o составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы:
запишите тему, выделите ключевые слова;
найдите основные разделы текста, дайте им названия;
установите взаимосвязи (стрелки, блоки);
приведите примеры.
Формирование УУД на разных этапах урока
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний .
Пример № 1. Как вы думаете…? Какие ассоциации у вас возникают, когда ….? Что должны знать люди об…?).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
II . Совместное открытие знаний .
Пример № 2. В … году …. изучал …. Какие свойства и признаки … описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных …? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. Пример № 3. Рассмотрите... Сравните... В чем их отличие? Найдите … в учебнике, как называются …? Почему?
Пример № 4. На доске представлены модели... На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары – название и форма – получится слово, которое обозначает …(ключевое). Сопоставьте формы и их названия и составьте кластер…
Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Пример № 5. Познавательные УУД: умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Чтение текста с последующим выполнением заданий: Для чего вам могут пригодиться знания о …? Сделайте вывод о значении … и запишите его в тетрадь.
III . Самостоятельное применение знаний .
Пример № 6. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
Задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
IV . Рефлексия.
Пример № 7. З акончите предложения и оцените работу товарища по парте.
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…
2. Больше всего мне понравилось…
3. Самым интересным сегодня на уроке было...
4. Самым сложным для меня сегодня было...
5. Сегодня на уроке я почувствовал...
6. Сегодня я понял...
7. Сегодня я научился...
8. Сегодня я задумался…
9. Сегодняшний урок показал мне...
10. На будущее мне надо иметь в виду...
Личностные УУД: умение оценивать усваиваемое содержание.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.