Педагогическая деятельность педагогов прошлого. Великие педагоги подготовила: преподаватель педагогики шаронова е.в. гбоу со спо «саратовский областной педагогический колледж» - презентация Презентация педагогических идей отечественных педагогов
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. И.И. Бецкой был внебрачным сыном князя И.Ю. Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. Именно ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
3 слайд
Описание слайда:
Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.
4 слайд
Описание слайда:
План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося. Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.
5 слайд
Описание слайда:
Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870) шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение. В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи. Еще в самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней».
6 слайд
Описание слайда:
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.
7 слайд
Описание слайда:
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).
8 слайд
Описание слайда:
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей.
9 слайд
Описание слайда:
Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.
10 слайд
Описание слайда:
Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
11 слайд
Описание слайда:
Яснополянская школа Л. Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.
12 слайд
Описание слайда:
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление. В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.
13 слайд
Описание слайда:
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) - жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека - активного строителя социализма и коммунизма. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата».
14 слайд
Описание слайда:
Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств. Для того чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком направлении идет перестройка всего общественного строя».
15 слайд
Описание слайда:
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение.
16 слайд
Описание слайда:
Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну. Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».
17 слайд
Описание слайда:
Станислав Теофилович Шацкий(1878-1934) вошел в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор, "популярнейший учитель учителей" 20-х годов. Будучи в душе просветителем и гуманистом как обожаемый им Песталлоци, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной - вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего по его мнению должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. К сожалению, имя этого замечательного человека было предано забвению. И только сейчас возрождается интерес к творчеству выдающегося педагога Шацкого.
18 слайд
Описание слайда:
Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. - большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района. «С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы: 1. Школа, изолированная от окружающей среды. 2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней. 3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка».
19 слайд
Описание слайда:
Педагогические идеи С.Т. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества. С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе всех достижений отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал за границей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.
20 слайд
Описание слайда:
Павел Петрович Блонский (1884-1944) выдающийся советский ученый, психолог и педагог. Деятельность его была чрезвычайно многогранна. Широко и разносторонне образованный и эрудированный человек, он отличался глубиной и смелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем. П.П.Блонский написал около 200 трудов по различным вопросам психологии, педагогики и философии. Среди них – капитальные монографии, учебники, методические и экспериментальные исследования. Многие из них не утратили своего значения и в настоящее время. Педагогические произведения П.П.Блонского привлекали внимание В.И.Ленина. Читая его книгу «Трудовая школа» Память и мышление, Ленин подчеркнул страницы, где автор отмечает роль техники и индустрии в развитии общества. По рекомендации В.И.Ленина ученый был введен в состав Государственного ученого совета (ГУСа). Первый триместр в новой школе первой ступени, Трудные школьники,
21 слайд
Описание слайда:
В работах П.П.Блонского содержится много критических замечаний в адрес буржуазной педагогики; он смотрел на нее как на «бессодержательную идеалистическую декламацию». По его убеждению, только в обществе, где власть находится в руках трудящихся, возможна педагогика как наука. Вместе с тем Блонский иногда увлекался некоторыми педагогическими теориями буржуазного Запада и США (Д.Дьюи, Г.Шаррельман). Но, допуская ошибки, ученый всегда находил в себе мужество признавать их и исправлять. Выступая за комплексное изучение ребенка, П.П.Блонский опирался на педологию, рассматривая ее как естественнонаучную дисциплину. Увлечение педологией повлекло за собой применение механического биологизаторского подхода к развитию ребенка. В работах, написанных в первой половине 20-х гг., он рассматривал ребенка в раннем возрасте как инстинктивно-эмоциональное существо. У детей, говорил он, потребность в обществе возникает лишь к концу дошкольного возраста. Преувеличение биологических потребностей и инстинктов приводило к недооценке роли и значения воспитания для психического развития детей-дошкольников.
22 слайд
Описание слайда:
Антон Семенович Макаренко(1888-1939) подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания». С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.
23 слайд
Описание слайда:
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас,- писал он,- что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива».
Презентация: Педагогические идеи КД Ушинского
Педагогические идеи К.Д. Ушинского
Антропологическое обоснование педагогического знания
Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.
Антропологические науки
«Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения её целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях».
Анатомия
«Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики в тесном смысле как собрания правил педагогической деятельности? Мы отвечаем на этот вопрос положительным утверждением. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
«… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещёнными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»
: «Но конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками»
К.Д. Ушинский считал необходимым глубоко проникнуть в физиологическую, психологическую и социальную природу человека, поскольку там, по его мнению, имеются огромные неиспользованные возможности для воспитания. «Пересматривая психические факторы, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли ещё не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно также поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».
Закон детской природы
«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».
1. Народность в воспитании
«Не педагогика и не педагоги, - писал он, - но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идёт по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти отдельным личностям и новым поколениям»
«… позаботимся о том, чтобы дерево росло лучше, но не дерзнём коснуться его вековых корней! – писал К.Д. Ушинский. – Дерево сильно – оно выдержит много новых прививок, сколько-нибудь ему свойственных: но, благодаря богу, корни этого дерева уходят глубоко в землю, так, что мы до сих пор, не успели их докопаться. Нет, русское воспитание не поддаётся и не поддастся нашим усилиям до тех пор, пока мы сами в себе не примирим европейского образования с живущими в нас элементами народности».
«Но может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершенную? – На этот вопрос он отвечает так. – Смело можно утверждать, что такая составная система воспитания, если бы она была возможной, оказалась бы бессильнее всех исключительных народных систем, и её влияние на общественное развитие народа было бы в высшей степени ничтожно»
К.Д. Ушинский видит следующее соотношение общемирового педагогического процесса и конкретного педагогического процесса в данной стране: «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».
Общественный характер образования
«Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной, и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания.
Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений».
Источники
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Т. 1.- М.-Л.: АПН РСФСР,1950.- С. 28.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений; В 11 т. Т. 3. Педагогические статьи 1862 – 1870 г.г.- М.-Л.: АПН РСФСР,1948.- С. 147.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.2. Педагогические статьи 1857-1861 гг.-М.-Л.: АПН РСФСР,1948.-С. 165., 483.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
Слайд 15
Описание слайда:
Слайд 16
Описание слайда:
Слайд 17
Описание слайда:
Слайд 18
Описание слайда:
Слайд 19
Описание слайда:
Слайд 20
Описание слайда:
Слайд 21
Описание слайда:
Слайд 22
Описание слайда:
Слайд 23
Описание слайда:
Слайд 24
Описание слайда:
Слайд 25
Описание слайда:
Слайд 26
Описание слайда:
Слайд 27
Описание слайда: Описание слайда:
Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.
Слайд 30
Описание слайда:
Слайд 31
Описание слайда:
Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.
Слайд 33
Описание слайда:
Великие педагоги о педагогическом мастерстве
Выполнила: Рудзис Галина Сергеевна, учитель начальных классов
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img1.jpg)
МАСТЕРСТВО - МАСТЕРСТВО, мастерства, мн. нет, ср. 1. Ремесло, профессиональная выучка. 2. Исключительное уменье, высокое искусство в какой нибудь области. Толковый словарь Ушакова
МАСТЕРСТВО - МАСТЕРСТВО, а, ср. 1. Умение, владение профессией, трудовыми навыками.. 2. Высокое искусство в какой н. области. Педагогическое м. Достигнуть мастерства в своём деле. … Толковый словарь Ожегова
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img2.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img3.jpg)
- владение знаниями
- специальные умения
- практическая деятельность
- педагогическое призвание
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img4.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img5.jpg)
« Даю вам честное слово, я себя не считал и не считаю сколь - нибудь талантливым педагогом. Но я много работал, считал себя и считаю работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img7.jpg)
Жизнь - главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей.
А.С.Макаренко
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img8.jpg)
В воспитательной работе нет пустяков!
А.С.Макаренко
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img9.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img10.jpg)
Каждый учитель должен думать и работать в том направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой
Н.Г.Чернышевский
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img11.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img12.jpg)
Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением
К.Д.Ушинский
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img13.jpg)
Знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями
К.Д.Ушинский
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img14.jpg)
Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Учитель должен уметь организовать жизнь ребенка и насытить богатством человеческой культуры, обладать интуицией и психологической зоркостью, владеть даром убеждения
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/e/6/6/e665738859819ca268e633d7cdb52788145ee73b/img15.jpg)
Ян Амос Коменский (1592 – 1670).Чешский педагог,
гуманист, основоположник дидактики (теории обучения).
Говорил о всеобщем обучении на родном языке.
Предложил организовать единую школу. Его труд
«Великая дидактика».
Создал классно-урочную систему, где урок – основная форма
обучения (длительность урока, организация)
Его принципы легли в основу классического воспитания и обучения:
природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип
научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и
указанные в литературе), доступности (знания адаптированные
ребенку), систематичности и последовательности (от простого к
сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от
сезона).
Выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности
обучения
Посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской
школе», где мать – основной воспитатель
Выделял физическое воспитание как приоритетное направление
(здоровье)Мария Монтессори (1870 – 1952).
Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания,
самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в
воспитании и развитии детей.Разработала создание условий для развития детей на основе их
психологических возрастных особенностей. Впервые ввела
антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала
систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия
длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка».
Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это
сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.Фридрих Фребель (1782 – 1852).
Немецкий педагог. Первый создал
учреждение для дошкольников «Детский
сад»Считал, что главное для развития человека:
1. Инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2. Цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3. Идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств
(геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного
развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине,
разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный
кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства).
Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание
орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по
физкультуре.Иоганн Генрих Песталоцци
(1746 – 1827). Разработал принцип природосообразности («Глаз хочет
смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»).
Природа ребенка требует и стремится к развитию.
Разработал теорию элементарного образования (знакомство с
окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и
чтению в дошкольном возрасте).
Объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух
ребенка.Константин Дмитриевич Ушинский
(1823– 1870).
Идея народности в воспитании.
Народность – система, выработанная
исторической жизнью народа. Пособие
«Родное слова» предназначено для
учителей, которые преподают на родном
языке для воспитания у детей чувства
патриотизма, любви к родной земле.Разработал педагогическую
систему:
-воспитание ребенка должна
начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное
образованиеАнтон Семенович
Макаренко
(1888 – 1939).Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы
образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам,
поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности
общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль
общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных
поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за
коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные
формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное
дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания
детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.