Рекомендации для воспитателей для развития речи. Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста. Ознакомление с художественной литературой
Консультация для воспитателей
Литература:
1. Гербова В.А Занятия по развитию речи. Дошкольное воспитание 1999, №12
2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М, 2007 г
3. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание 1997, №2
4. Гербова В. А. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картин.//Дошкольное воспитание №8, 1998 г
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Артикуляционная гимнастика. (для преодоления речевых дефектов)
- Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
- Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
- Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
Пальчиковая гимнастика. (для развития мелкой моторики рук)
- Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
- Сначала все упражнения выполняются медленно
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Скороговорки (для развития речевого слуха)
- Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
- Объясняют значение сложных слов
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.
Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.
Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.(можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.
Активные приемы обучения:
1. Образец речи воспитателя
2. Указания
3. Мотивировка учебного задания
4. Сравнение
5. Сопряженная речь, отраженная речь
6. Исправление, подсказка
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию)
Метод разговора – беседы. Прием: опора на натуральные объекты, и их модели (игрушки), картинки
Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения
используются в качестве сопутствующих.
СТАРШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации (на первоначальном этапе)
Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. («Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)
Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.
Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.
Структура занятия по пересказу:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения)
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
7. Пересказ (3 – 7 человек)
Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию (наблюдению). По памяти, по воображению
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.
– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки)
Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)
Словесные приемы (образцы речи воспитателя) - художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
Бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее;
Плохая дикция.
Главными задачами предшкольного обучения, направленного на развитие речи являются:
Обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей
Развитие грамматического строя речи
Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих .
Чтение детям вслух сказок;
Пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного мультфильма;
Ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;
Построение рассказа по картинке, заданному плану, заданной теме;
Упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
Упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;
Упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;
Разучивание стихов.
Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи) рекомендуется родителям этих детей использовать некоторые развивающие игры: «Окончи слово», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Найди, оберни, назови» .
Также разработано много специальных комплексов упражнений, которые способствуют подготовке артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. Например:
Для свистящих звуков «с-з-ц» - «Лопаточка», «Чистим зубки», «Дразнилочка», «Шарики»;
Для шипящих звуков «ш-ж-ч» - «Вкусное варенье», «Чашечка», «Столбик»;
Для сонорных звуков «л,р» - «Лошадка», «Качели», «Пароходик», «Индюшата».
Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание. Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Среди множества игровых упражнений выделяются:
Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря («Ателье», «Составь букет», «Найди части к целому» и т.д.)
Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи («Магазин», «Поезд», «Составь пары из картинок» и т.д.)
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Что за зверь?», «Чего не стало?» и т.д.) .
Таким образом, на формирование речи в дошкольном возрасте значительное влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Чепикова Наталья Вячеславовна
Учитель-логопед МАДОУ д\с№46 СОП№1
Г.Ревда
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО .
Основные требования к созданию условий детей.
Функции воспитателя :
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков , дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом .
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы , возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
создавать ситуацию общения,
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи ,
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове ,
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны :
торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,
заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками ;
давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков , в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др .
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.
2.Требования к речи воспитателей
Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта , т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.
Речь воспитателя должна быть:
Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
Звукопроизношение четким и правильным.
Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.
Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагогов:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.;
Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
3.Использование в работе игр , направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из 5 направлений ФГОС , в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие .
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .
Дорогие воспитатели ! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту , учитывая словарный запас взрослых людей.
Игра «Я знаю пять названий…»
В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…» ). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.
Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы :
Художественные произведения с участием богатырей;
Насекомые
Певцы и певицы России.
Усложнение : оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет : время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом» .
Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
И для вас, коллеги, я подготовила такие задания :
Часы, которые помогают проснуться;
Утренняя еда;
Большая ложка, помощью которой наливают суп;
Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)
Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения) .
Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок) .
Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка) .
Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени : соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) .
Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
Развитие речи происходит , когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.
В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
…сладкий ли чай?
Крепко ли завязана веревка? и т. д.
А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций :
1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;
2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы) . Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи .
Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.
На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.
И голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты-дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т. д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки).
Развитие словарного запаса.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека
(«Что делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).
При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая , дерево высокое и низкое , волосы у куклысветлые и тёмные .
У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда ; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда ), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).
В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … плывёт; дом строят – суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.
При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула-ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у ёлки
В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.
В развитии грамматического строя речи занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.
Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья , рубашки ).
Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати) . Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок находя эти места правильно называет слова с предлогами).
Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?»(воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает , лягушка ква-ква-квакает) знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на трубе - трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмёт в руки барабан? Дудочку? Трубу?» - такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее своё название.
Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» можно задавать вопросы в трёх вариантах: «Что ты делаешь в группе, зале, дома?», «Где ты играешь, спишь, умываешься?», «Когда ты здороваешься, прощаешься, раздеваешься?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребёнку окружении.
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Также можно предложить малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.
Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.
Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений (воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение)и, наконец самостоятельно), рассказыванию по картине, игрушке(сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно).
Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т. д.
Консультация для родителей по развитию речи
в период адаптации ребенка к детскому саду 2-3 года
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни.
Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. ацион питания малыша новые для него блюда |
· Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
· Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
·
В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины , смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Физическое воспитание
Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка .
- Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Физкультура и спорт способствуют формированию здорового образа жизни, включающего:
- освоение и выполнение правил личной гигиены,
соблюдение режима дня,
организацию рационального питания
Очень важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Начинать занятия физкультурой необходимо как можно раньше, но этого делать никогда не поздно. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам физической культуры.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед , плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей.
Физическая активность является одним из самых важных средств предупреждения заболеваний, укрепления иммунитета.
В последнее время отмечается приобщение всей семьи к физической культуре. Для того, чтобы малышам было интересно заниматься физкультурой на первых этапах, постарайтесь в каждом упражнении создать образ знакомого предмета или явления окружающей действительности, либо сопровождать упражнения динамичной музыкой. Обязательно старайтесь делать упражнения совместно с ребенком, привлекая как можно больше членов семьи.
Развитие речи
К концу третьего года жизни дети могут:
![](https://i1.wp.com/pandia.ru/text/80/031/images/image007_61.jpg)
Ребенок и окружающий мир
К концу третьего года жизни дети могут:
![](https://i2.wp.com/pandia.ru/text/80/031/images/image008_56.jpg)
disc">Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать "много" предметов и "один".
Различать большие и маленькие предметы.
Узнавать шар и куб.
Трудовое воспитание
Продолжаем формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
![](https://i0.wp.com/pandia.ru/text/80/031/images/image010_46.jpg)
Ознакомление с художественной литературой
К концу третьего года жизни дети могут:
- Слушать стихи, сказки, небольшие рассказы. При повторном их чтении договаривать отдельные слова, небольшие фразы.
Вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
Рассказывать маленькие стихи с помощью взрослого, например, А. Барто из цикла "Игрушки"
Изобразительная деятельность
К концу третьего года жизни дети могут:
- Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
Различать, но не обязательно называть цвета красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.
Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.
Знать, что из глины, пластилина можно лепить.
Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать ихладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Лепить несложные предметы (бараночки, шарики).
Конструирование
К концу третьего года жизни дети могут:
- Различать основные формы деталей .
С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
Обыгрывать вместе со взрослым собственную постройку.
Музыкальное воспитание
К концу третьего года жизни дети могут:
Игра
К концу третьего года жизни дети могут:
- Подражать действиям взрослого и сверстника.
Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу.
Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект.
Использовать в игре замещение недостающего предмета.
Вести в игре диалог со взрослым.
В самостоятельной игре сопровождать речью свои действия.
Следить за действиями героев кукольного театра.
Вишня" href="/text/category/vishnya/" rel="bookmark">вишневые , сливовые или абрикосовые .
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую - овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Две дороги
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска - это дорога для маленьких машин, а широкая - для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
Один – туда, один - сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один - в эту коробку, вот еще один - в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
Много мало
Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую - 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Раз ступенька...»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары , домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик - за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Фонема" href="/text/category/fonema/" rel="bookmark">фонема тического восприятия;
· развитие артикуляционного аппарата;
· развитие речевого дыхания;
· умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи:
· работа над морфологией , т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
· словообразование , т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
· соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
· названия детёнышей животных;
· названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
· названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
· синтаксис , т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
· правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
· активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
· устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи:
· овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
· умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
· пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
3. Пособия должны быть внешне привлекательными.
4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
· игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
· настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
· словесные игры (без наглядного материала).
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
Последовательность работы над связной речью:
1. воспитание понимания связной речи;
2. воспитание диалогической связной речи.
Воспитание монологической связной речи, приемы работы :
Работа над составлением рассказа - описания;
Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
Работа над пересказом;
Работа над самостоятельным рассказом.
Методические приемы работы по формированию связной речи .
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.
Каких животных ты видишь на этой картинке?
Волка, медведя и лису.
Что ты знаешь о волке?
Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
А что ты можешь сказать о медведе?
Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
А что ты знаешь о лисе?
Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.
Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
Сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
На картине должно быть небольшое число действующих лиц;
Она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
Полноту пересказа;
Последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
Характер употребляемых предложений и правильность их построения;
Отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
Рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
Рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка - и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
- Простые гадания: как самому погадать в домашних условиях Как узнать ближайшее будущее в домашних условиях
- Самые богатые знаки Зодиака: кто же они?
- Салаты с уксусом и капустой — праздник вкуса на вашем столе!
- Сухие грибы шиитаке. Грибы шиитаки рецепты. Грибы шиитаке применение: жарить, варить, сушеные