Волошин максимилиан александрович. Международная военно-историческая ассоциация Министерство императорского двора и уделов российской империи
Много десятилетий в ежегодниках с росписью чиновных особ Российской империи список гос-ударственных деятелей открывал министр Императорского двора - «главный начальник над всеми придворными ведениями и Театральною дирекциею. Он же вместе и министр Департа-мента уделов и управляющий Кабинетом».
Министерство императорского двора было учреждено 22 августа 1826 года. Мощный, сложно организованный государственный орган объединил несколько существовавших ранее придворных контор и канцелярий. Ведомство стояло особняком среди прочих министерств, его глава отчитывался напрямую перед императором, минуя и Сенат, и Государственный совет. Управление личным имуществом самодержца и членов императорской фамилии, строительство и содержание дворцов, садов, парков, управление дворцовыми городами, финансовый контроль над всеми подведомственными двору учреждениями - перечисление полного списка сфер ответственности министерства могло бы занять многие страницы.
Канцелярия министерства располагалась в Зим-нем дворце, а сам министр, как сообщал Адрес-календарь, начиная с 1853 года принимал посетителей «по Фонтанке, против Инженерного замка в казенном доме» то есть в доме № 20 на набережной реки Фонтанки. Кабинет Его Императорского Величества, отвечавший за административные, хозяйственные и финансовые дела придворного ведомства, располагался «у Аничкина моста, в собственном Е.И.В. дворце».
Среди прочего в разное время министру подчинялись Канцелярия заведующего придворным духовенством, Капитул российских императорскихи царских орденов, Императорская публичная библиотека, Академия художеств, Оперный комитет, Придворная медицинская часть, Театрально-литературный комитет, Коронационная комиссия, Управление императорской охотой и многое, многое другое.
На протяжении всей истории учреждения неизменной его обязанностью было полное обслуживание дворцов и резиденций правящего императора: Зимнего дворца, Царского Села, Петергофа, а с 1828 года и Гатчины. Менялись - структурно и номинально - промежуточные звенья управления, однако дворцовые правления этих городов подчинялись Министерству императорского двора.
После 2 марта 1917 года судьба министерства буквально повисла в воздухе. Император, вокруг нужд которого, собственно, и был выстроен этот бюрократический аппарат, подписал отречение от престола. В течение недели вновь образованное Временное правительство не отдавало никаких указаний, наконец, 10 марта был издан и разослан Приказ № 1 комиссара Временного Правительства по ведомству Бывшего Министерства Двора и Уделов: «…Призываю всех лиц, состоящих на службе в отдельных управлениях ведомства, продолжать исполнять свои обязанности и занятия установленным порядком, памятуя, что отныне, когда судьбы народа находятся в его собственных руках, все они служат более не лицам, а всему русскому народу и родине». В приказе содержалось отдельное обращение к служащим дворцовых управлений: «благодарю их от имени Правительства за ревностную охрану вверенного им государственного имущества».
В название министерства новая власть добавила необычное для официальной структуры определение «бывшее», а слово «императорского» выпало. Ещё несколько месяцев после марта 1917 года можно было встретить официальные бланки писем, на которых оно было совершенно буквально перечёркнуто. При этом более трёх десятков «установлений» министерства были переданы под руководство не министра, а лишь комиссара Временного правительства, который даже не входил в его состав.
Исключительность положения Министерства объяснялась тем, что его нельзя было просто ликвидировать, как, к примеру, Собственную канцелярию Его Императорского Величества, ведь в его ведении находились Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, Дирекция императорских театров, исторические дворцы, которые необходимо было сохранить. Нельзя было и полностью продублировать его в новом составе Временного правительства, оно очевидным образом нуждалось в серьёзной реорганизации. Комиссаром по делам «бывшего» министерства был назначен Фёдор Александрович Головин. На одном из заседаний весной 1917 года, объясняя, отчего министерство осталось без министра, он прокомментировал свою задачу следующим образом: «Позвольте, господа, как может существовать Министерство императорского двора, когда самого Императорского двора не существует, и, надо полагать и надо надеяться, что не будет существовать. <...> Бывшее министерство должно быть раскассировано по различным министерствам, ныне существующим».
Николай Второй, министр двора и уделов граф В. Б. Фредерикс (в центре) и великий князь Николай Николаевич (справа) в Ставке. Сентябрь 1914 года. Архивная фотография
Итак, перед комиссаром стояла нетривиальная для государственного деятеля задача: отделить важное от второстепенного, распределить обязанности исчезающего ведомства, сохранить сокровища архитектуры и искусства, находившиеся под его контролем. Неоднозначным представлялся вопрос о дальнейшей судьбе дворцов Петрограда и окрестностей. В начале марта 1917 года в Петрограде образовалась так называемая «комиссия Горького» - собрание ведущих деятелей искусства Петрограда (А. М. Горький, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский и другие). С середины марта, желая принимать активное участие в сохранении памятников, комиссия была официально оформлена как Особое совещание по делам искусств при комиссаре Временного правительства над бывшим Министерством двора. За короткий период существования им удалось обратить внимание властей на высочайшую ценность оставленных хозяевами памятников и необходимость заниматься охраной дворцов и дворцового имущества.
Любопытно, что после февральской революции речь шла о сохранении лишь так называемых «государевых владений» - Царскосельского, Петергофского и Гатчинского, то есть о землях, дворцах и имуществе, находившихся в собственности правящего представителя династии, не подлежащих разделу и передаче по наследству. Предложение отделить их от «дворцовых владений» - Ораниенбаумского, Павловского, Стрельнинского, - находящихся в личной собственности членов семьи Романовых, было внесено министром Императорского двора ещё в 1834 году и утверждено императором.
20 марта 1917 года на заседании Временного правительства было принят и утверждён проект заявления, подготовленный Ф. А. Головиным «о переходе всех имуществ, предприятий и капиталов б. Министерства двора в собственность государства и о порядке охраны этих имуществ». Таким образом среди прочего государственной собственностью становились и бывшие «государевы» владения, однако это не помогло решить, что же делать с ними в дальнейшем. Деятели искусства активно обсуждали создание Министерства искусств, под чьим руководством оказались бы все исторические памятники, однако никаких результатов дискуссии не дали.
Большинство дворцов осталось фактически без официального контроля, постоянно ходили слухи разной степени достоверности о творящихся там безобразиях. Красноречиво и пылко говорит о ситуации анонимный автор газеты «Новая жизнь» за 21 мая 1917 года: «Царское село, Петергоф - дворцы, которыми мы можем гордиться перед Европой как памятниками искусства, стали достоянием народным. Ими как бы выплачена часть огромного долга, который раздавил старых хозяев, оказавшихся несостоятельными перед требованиями народа. <...> Однако пока что эти памятники охраняются недостаточно. <...> В Царском Селе разрушена внутренность Мавританской бани на озере, <...> в Павловске солдаты бросают камнями в статуи, отламывают куски гранита у Мавзолеев. В Петергофе, благодаря усиленной охране, здания не пострадали, но разграблено много вещей из Монплезира, Большого дворца, “фермы” в Александрии и Английского. <...> ...выловлена неприкосновенная рыба из пруда перед дворцом Марли, беседки в Нижнем саду обезображены непристойными рисунками».
Только 27 мая, то есть спустя более чем два месяца, Ф. А. Головин издаёт известный сегодня среди музейных работников приказ за № 32: «Для приёмки, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений, образовать комиссии по приёмке и охране имущества бывших дворцовых управлений Царского Села, Петергофа и Гатчины…» С этого момента в резиденциях начинают работу «приёмочные комиссии», которые позже превратились в художественно-исторические комиссии, положившие начало музеефикации дворцов.
Осенью 1917 года по инициативе комиссара Ф. А. Головина специально собравшаяся комиссия приступила к глобальному пересмотру штатов ведомства. Бывшее Министерство императорского двора планировалось преобразовать в «Главное управление государственных художественных имуществ и учреждений». Судя по наименованию, из-под его контроля в итоге должны были выйти все хозяйственные конторы и подразделения, которые не касались управления делами искусств. Однако реформа не состоялась, 25 октября большевики перечеркнули планы Головина.
Фёдор Александрович Головин председатель Государственной думы Российской империи II созыва. С 8 марта по 4 декабря 1917 года - комиссар всех учреждений бывшего Министерства двора. Архивная фотография
В номере «Известий» от 7 ноября 1917 года был опубликован приказ по ведомству бывшего министра Двора, подписанный А. В. Луначарским. Его первые строки содержанием поразительно напоминали головинский «Приказ № 1»: «Я, народный комиссар по просвещению, временно заведующий бывшим министерством двора, объявляю: 1) Впредь до особого распоряжения всем служащим оставаться на местах. 2) Вести все дела в полном порядке…» На той же странице опубликован следующий приказ «в изменение приказа от 4-го ноября 1917», где нарком просвещения даёт уже более конкретные указания. В частности: «Худож. Истор. Комис. по дворцам: Петрограда, Царского Села, Гатчины и Петергофа прошу продолжать начатую работу по проверке, описи, приёмке дворцового имущества и составлению художественно-исторического каталога всех выдающихся и заслуживающих внимания в художественном и историко-бытовом значении предметов, находящихся в Зимнем дворце и др. государственных дворцах Петроградского района».
Уже 6 ноября 1917 года был образован Комиссариат имуществ Республики. Его задачами были объявлены национализация, охрана, учёт исторического и художественного достояния, памятников старины и произведений искусства, систематизация художественных ценностей. Через месяц, однако, стало ясно, что задачи Наркомпроса и Комиссариата имуществ очень сложно разделить. Поэтому 16 декабря вышло постановление, под-писанное обоими комиссарами - А. В. Луначарским и В. А. Карелиным:
Владимир Александрович Карелин - российский революционер, один из организаторов партии левых эсеров, народный комиссар имуществ РСФСР с декабря 1917-го по март 1918 года. Архивная фотография
«Имея в виду неразрывную связь, соединяющую учреждения ведомства народного просвещения и бывшего министерства двора, а ныне ведомства имуществ Республики (как например, театры, музеи, академия художеств, исторические дворцы), лишь в силу исторических условий не относящиеся к ведомству просвещения, - Народные Комиссары этих ведомств, с ведома и согласия Совета Народных Комиссаров, постановили управлять всеми смежными учреждениями по соглашению». В июле 1918 года Комиссариат имуществ в качестве отдела был включен в Наркомпрос.
Сложно обойти символическую значимость этого слияния. Сокровища, веками принадлежащие избранным, были переданы не просто в государственное владение - в котором формально, кстати, они находились всегда, - а в ведомство народного просвещения. Именно Наркомпрос принял все художественные ценности, именно ему предстояло в ближайшие несколько лет путём проб и ошибок, - иногда огромных! - разработать функциональную систему охраны доставшихся памятников, администрирования новых и уже существовавших музеев, научной работы.
Имперская управленческая машина полностью растворилась в советском государственном аппарате. Отдельные учреждения Министерства двора продолжали существовать до февраля 1918 года, но уже 24 января вышел приказ о пере-именовании бывшего Министерства двора в ведомство Имуществ Республики, ввиду чего предлагалось «всем установлениям бывшего Министерства двора производить переписку на бланках с обозначением нового наименования ведомства, по следующей форме: “Народный Комиссариат Имуществ Республики, название учреждения, число, месяц, год, №, Петербург и адрес”».
Министерство Императорского Двора (Историческая справка)
МИНИСТЕРСТВО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА.
В 1826-1917 гг. Образовано высочайшим указом от 22 августа 1826 года путем объединения ряда разных по назначению учреждений, существовавших ранее и обслуживавших Императора и членов его фамилии. Министр Императорского двора и уделов находился в непосредственном подчинении Императора, являлся одновременно и министром уделов (руководившим Департаментом уделов) и управляющим Кабинетом е.и.в. (1, 2).
В министерство вошли:
Кабинет е.и.в.,
Департамент уделов,
Канцелярия,
Придворная конюшенная контора,
Егермейстерская контора (2),
Гофф-интендантская контора,
Придворная е.и.в. контора,
Придворное духовенство,
Придворная певческая капелла,
Дворы их Императорских высочеств,
Театры обеих столиц,
Управление Императорских фарфоровых и стекольных заводов,
Дворцовые управления (Царскосельское, Петергофское, Ораниенбауманское, Гатчинское, города Павловска).
В 1827 в качестве особого подразделения создан Контроль Министерства Императорского двора. В 1829 году к Министерству Императорского двора и уделов присоединены были:
Императорская Академия художеств, Дирекция Императорских СанктПетербургских театров, Петергофская гранильная фабрика; в 1830 г. С. Петербургский ботанический сад;
в 1842 Капитул российских Императорских и царских орденов (министр Императорского двора стал одновременно и канцлером российских Императорских и царских орденов);
в 1843 году была выделена Придворно-медицинская часть.
По высочайшему указу от 30 августа 1852 года Министерство Императорского двора и уделов было разделено на два ведомства Министерство Императорского двора и Министерство уделов. По высочайшему указу от 24 ноября 1856 года Министерство уделов было ликвидировано, а Министерство Императорского двора и уделов восстановлено в прежнем составе.
29 октября 1858 года в состав Министерство Императорского двора и уделов вошла Экспедиция церемониальных дел Министерства иностранных дел. В 1882 году на базе Егермейстерской конторы была создана Императорская охота, а на базе Придворной е.и.в. конторы было создано Главное дворцовое правление, в 1883 преобразованное в Главное дворцовое управление. В 1886 в состав Министерства Императорского двора и уделов вошло Московское дворцовое управление (бывшая Московская дворцовая контора (2)). В 1889 Придворно-конюшенная контора Министерства Императорского двора и уделов была преобразована в Придворно-конюшенную часть. В 1891 довольствием Министерство Императорского двора и уделов стало ведать Управление гофмаршальской части. 26 декабря 1892 года Департамент уделов был преобразован в Главное управление уделов.
По "Учреждению Министерства Императорского двора" от 16 апреля 1893 года, в состав Министерства Императорского двора и уделов входили: Капитул российских Императорских и царских орденов, Главное управление уделов, а также "общие установления" (канцелярия, Кабинет е.и.в., Контроль, Касса с отделениями в Москве, Барнауле и Нерчинске, Общий архив, Придворномедицинская часть) и "особенные установления" (Управление гофмаршальской частью, Экспедиция церемониальных дел, Придворное духовенство, Придворная певческая капелла, Придворный музыкальный хор, Управление собств. е.и.в. библиотеки, Императорский Эрмитаж, Дирекция Императорских С.Петербургских театров, Императорская Академия художеств, Императорская археологическая комиссия, Управление собственным е.и.в. дворцом, Императорская охота, Придворноконюшенная часть, Рота дворцовых гренадер, Канцелярии императрицыматери и царствующей императрицы, дворы великих князей и княгинь, дворцовые управления: Петербургское, Московское, Царскосельское, Петергофское, Гатчинское, Варшавское, города Павловска, княжеством Ловечским).
В 1897 году Придворный музыкальный хор был переименован в Придворный оркестр. Для управления осветительными системами Императорских дворцов в 1899 году была основана Электротехническая часть Министерства Императорского двора и уделов. В 1902 году Экспедиция церемониальных дел Министерства Императорского двора и уделов была преобразована в Церемониальную часть Министерства Императорского двора и уделов. Для охраны Императора и его резиденции в 1905 году в составе Министерства Императорского двора и уделов было создано Управление дворцового коменданта.
Численность Министерства Императорского двора и уделов по сохранившимся спискам 1870х годов и до 1917 была велика и стабильна: в 1878 здесь служил 1151 чиновник, а в 1914 году 1157 штатных и 124 внештатных чиновника.
После Февральской революции Министерство Императорского двора и уделов было упразднено, в марте-апреле 1917 года кабинетские и удельные владения были объявлены собственностью государства и переданы в ведение Министерства земледелия, промышленные предприятия в Министерство торговли и промышленности, дворцы в Министерство внутренних дел. После Октябрьской революции имущество Министерства Императорского двора и уделов отошло к Народному комиссариату имуществ Республики.
Министрами двора были:
1. П.М. Волконский (22 августа 1826 27 августа 1852);
2. В.Ф. Адлерберг (30 августа 1852 17 апреля 1870);
3. А.В. Адлерберг (17 апреля 1870 17 августа 1881);
4. И.И. Воронцов-Дашков (17 августа 1881 6 мая 1897);
5. В.Б. Фредерикc, бар. (6 мая 1897 28 февраля1917).
Для обслуживания нужд императора, членов его семьи и императорского двора было образовано Министерство Императорского Двора, которое объединило все части управления делами придворного ведомства, существовавшего с начала XVIII в.
Министерство возглавлялось министром Двора, который находился вне контроля Сената и других высших органов власти и подчинялся исключительно императору. Такое положение министерства объяснялось тем, что предметы его деятельности не имели общегосударственного характера, а касались исключительно Царствующего Дома. Первым министром Императорского Двора был назначен генерал-адъютант, генерал от инфантерии, князь П. М. Волконский.
В ведении министерства находилось управление личным имуществом императора и членов императорской фамилии, в том числе земельными имуществами; осуществление финансового контроля над всеми подведомственными Министерству учреждениями; заведование императорскими дворцами, садами, парками; организация придворных торжеств, устройство церемоний, коронований; организация охраны императорской фамилии, санитарного надзора за состоянием императорских дворцов и дворцовых городов. Также в ведении министерства находилось награждение орденами, медалями и знаками отличия; цензура сочинений, исполнявшихся в императорских театрах и капелле; содержание придворного духовенства. В подчинении министра находился и Кабинет Его Императорского Величества.
С 1852 г. министр Императорского Двора был назначен исполнять все обязанности канцлера Капитула российских императорских орденов: имел право в отсутствие императора подписывать грамоты на пожалования орденами Белого Орла, Святого Владимира 2-й степени, Святой Анны 1-й степени и Святого Станислава 1-й и 2-й степени со звездой.
В 1858 г. к Министерству Императорского Двора была присоединена экспедиция церемониальных дел министерства иностранных дел, а на следующий год - Императорская археологическая комиссия. В 1882 г. на базе Егермейстерской конторы была создана Императорская охота, а на базе Придворной Его Императорского Величества Конторы было создано Главное дворцовое правление.
В апреле 1893 г. было издано новое учреждение министерства, по которому министр был назначен главным начальником над всеми частями придворного ведомства и вместе с тем министром уделов и канцлером Императорских и Царских орденов. В его главном ведении также состояли Императорская Академия Художеств и Московское художественное общество. В том же году была учреждена должность помощника министра Императорского Двора, с правами и обязанностями товарища министра.
После Февральской революции Министерство Императорского Двора и уделов было упразднено. В марте-апреле 1917 г. кабинетские и удельные владения были объявлены собственностью государства и переданы в ведение министерства земледелия; промышленные предприятия - в министерство торговли и промышленности; дворцы - в министерство внутренних дел. С утверждением советской власти после Октябрьской революции имущество Министерства Императорского Двора и уделов отошло к Народному комиссариату имуществ Советской республики.
Лит.: Временные правила о составлении, утверждении, утверждении и исполнении смет по Министерству Императорского двора. СПб., 1882; Григорьев С. И. Институт цензуры Министерства императорского двора: автореф. дис. … к. и. н. СПб., 2003; Китлова Е. А. История Общего архива Министерства Императорского Двора: 1869-1918 гг.: автореф. дис. … к. и. н. М., 2005; Министерство императорского двора и его учреждения // Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917. Т. 3. СПб., 2002. С. 145-188; Несмеянова И. И. Министерство императорского двора и уделов в истории российской государственности. Челябинск, 2009; Сборник законов, относящихся до Министерства императорского двора. СПб., 1895; Список чинов Министерства Императорского двора. СПб., 1910.
См. также в Президентской библиотеке:
Министерство Императорского Двора // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 19. СПб., 1896. С. 360-361
;Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Т. 1 (С 12 декабря 1825 по 1827). № 541. СПб., 1830. С. 896-897 ;
Дело об учреждении Министерства Императорского Двора о бытии Министром онаго и Управляющим Кабинетом Генерал-Адьютану князю Петру Михайловичу Волконскому. (РГИА Ф. 468 Оп. 1 Д. 38) .
Г. под названием "М. Императорского Двора и уделов" и объединило все части придворного управления, вне контроля сената или какого бы то ни было другого высшего установления. Министр Двора состоял и состоит под непосредственным ведением Государя и исключительно ему обязан отчетностью. Все повеления министр Императорского Двора получает прямо от Государя и по делам, требующим Высочайшего разрешения, также входит с докладом прямо к Государю. Такое положение М. Императорского Двора объясняется тем, что предметы деятельности его не имеют общегосударственного характера, а касаются исключительно Царствующего Дома. В г. к М. Императорского Двора присоединена экспедиция церемониальных дел, а в г. - Императорская археологическая комиссия. Существенным преобразованиям во всех своих частях М. Императорского Двора подверглось в минувшее царствование, в смысле замены коллегиального начала, господствовавшего до тех пор в учреждениях М. Имп. Двора, началом единоличным. Преобразования эти завершены изданием нового учреждения М. 16 апреля г. По действующему законодательству, министр Императорского Двора - главный начальник над всеми частями придворного ведомства и вместе с тем министр уделов и канцлер Императорских и Царских орденов. В главном его ведении состоят Императорская академия художеств и Московское художественное общество. В г. учреждена должность помощника министра Императорского Двора , с правами и обязанностями товарища министра. Засим М. Императорского Двора составляют: 1) совет при министре, созываемый в случае надобности и состоящий под председательством министра или другого лица, по его назначению, из начальников установления М., 2) общие установления, 3) особенные установления, 4) капитул Императорских и Царских орденов (см. Ордена) и 5) главное управление уделов (см. Уделы). К общим установлениям М. Императорского Двора принадлежат: 1) канцелярия министра Императорского Двора и уделов (см.); 2) кабинет Eго Императорского Величества (см.); 3) контроль М. Императорского Двора, состоящий под управлением заведующего, из отделов ревизионного, бухгалтерского и технического; 4) касса М. Императорского Двора, с отделениями в Москве , Барнауле и Нерчинске; 5) общий архив М. Императорского Двора и 6) инспекция врачебной части М. Императорского Двора, заведующая придворной аптекой и госпиталями дворцового ведомства. Особенные установления М. Императорского Двора : управление гофмаршальской части; экспедиция церемониальных дел; придворная конюшенная часть; Императорская охота ; придворное духовенство; придворная певческая капелла ; придворный музыкантский хор; собственные Е. И. В. библиотеки; Императорский Эрмитаж ; дирекция Императорских театров ; управление Собственным Е. И. В. дворцом; дворцовые управления спб., московское, царскосельское, петергофское, гатчинское, варшавское; управление г. Павловском; Императорская академия художеств; Императорская археологическая комиссия; дворы Их Императорских Высочеств великих князей и великих княгинь; электротехническая часть при М. Императорского Двора; рота дворцовых гренадер; управление княжеством Ловичским; канцелярия Е. И. В. Государыни Императрицы. В настоящее время таких канцелярий две: канцелярия Ее И. В. Государыни Императрицы Александры Феодоровны и канцелярия вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Первым министром Императорского Двора был князь М. П. Волконский. Список прочих министстров см. в ст. Канцлер российских орденов.
В западноевропейских государствах не везде существуют отдельные М. Двора. В Англии нет учреждения, в котором сосредотачивалось бы все придворное управление; оно распадается на три отдельные части - гофмаршала (lord steward of the household), камергера (lord chamberlain) и шталмейстера (master of the horse). При управлении лорда-камергера состоят и придворные дамы, с mistress of the robes во главе. С переменой кабинета меняются и лица, занимающие главнейшие придворные должности. В Италии заведование королевским двором также вверено трем лицам: министру двора, заведующему собственно хозяйственной частью, префекту дворца и первому генерал-адъютанту; на эти должности назначаются обыкновенно лица, совершенно чуждые политики. В Австро-Венгрии М. иностранных дел есть вместе с тем и М. Двора. В Пруссии с г. существует особое М. королевского двора, ведающее также и дела о правах дворянского состояния, для чего при нем состоит особое учреждение - герольдия (Heroldsamt).
К концу XVIII в. в Российской Империи сложилась пестрая мозаика коллегий, экспедиций Сената, докладчиков монарху по определенному кругу вопросов в порядке личного поручения и, наконец, генерал-губернаторов и просто губернаторов, ведавших практически всеми вопросами в пределах вверенной им территории. Эта архаичная структура в 1802-1811 гг. была заменена системой отраслевого управления в виде министерств и ведомств. В 1826 г. вместо многочисленных приказов - Большого дворца, кормового, хлебного, сокольничего, конюшенного, постельничего и других было учреждено Министерство императорского двора (МИДв). Из учреждений, вошедших в состав нового министерства, самым ранним был Кабинет его императорского величества, возникший еще в 1704 г. как личная канцелярия Петра I. Начиная с 1741 г. Кабинет заведовал личным имуществом императоров, в том числе землями, горными заводами и рудниками. Ему были подведомственны императорские Фарфоровый и Стекольный заводы, Киево-Межигорская фаянсовая фабрика, Выборгский зеркальный завод, Петергофская и Екатеринбургская гранильные фабрики, Петергофская и Ропшинская бумажные фабрики, Горношитский мраморный завод, Тивдийские мраморные ломки.
Через Кабинет е.и.в. проходила переписка о покупке и получении в дар художественных произведений, наградах, пособиях и пенсиях художникам, скульпторам, артистам, композиторам, об изготовлении художественных предметов (посуды, ковров, мебели) для членов императорской фамилии, подарков иностранным монархам и послам; в Кабинете заготовлялись, хранились и выдавались подарки императора (золотые и усыпанные драгоценными камнями перстни, табакерки, часы и т.п.) государственным сановникам и чиновникам, а также неслужащим лицам за служебные и неслужебные отличия (например, за литературную или художественную деятельность). Эти подарки не являлись государственными наградами, скорее - знаком личной признательности или благоволения императора, но высоко ценились, записи о таком подарке вносились в формулярные списки служащих.
Вошла в состав МИДв и Придворная его императорского величества контора, сформировавшаяся в 1786 г. и принявшая тогда же в свое заведование дела управжденной Дворцовой канцелярии. В ее функции входило заведование содержанием петербургских императорских дворцов, Эрмитажа, садов и парков придворного ведомства. Контора заведовала также продовольствием императорской семьи, придворным штатом и устройством придворных церемоний.
Гоф-индендантская контора, преобразованная в 1797 г. из бывшей Конторы от строений ее императорского величества домов и садов, также была включена в состав министерства. Эта контора ведала строительством и ремонтом, а также комнатным убранством и меблировкой императорских дворцов.
С 1842 г. был включен в состав МИДв и стал одной из его важнейших структурных частей Капитул российских императорских и царских орденов. В нем было сосредоточено заведование всей наградной системой империи. Во главе Капитула стоял канцлер орденов, эту должность занимал по совместительству министр императорского двора.
С 1843 г. для заведования медицинским и фармацевтическим персоналом учреждений Министерства императорского двора, санитарным надзором за состоянием дворцов и дворцовых городов была образована Придворная медицинская часть, просуществовавшая до 1918г. (с 1888 по 1898 г. именовалась Инспекцией врачебной части).
В 1857 г. в составе МИДв была учреждена Строительная контора, рассматривавшая проекты и сметы на строительные и ремонтные работы по зданиям придворного ведомства. В 1882 г. она была упразднена с передачей части функций Контролю МИДв. В этом же году была упразднена и Придворная е.и.в. контора. В 1882 г. для заведования дворцовыми зданиями, садами и парками было образовано Главное дворцовое управление, упраздненное в 1891 г. с передачей части функций Петербургскому дворцовому управлению.
Другие функции Главного дворцового управления перешли образованной тогда же на Гофмаршальской части МИДв, ведавшей довольствием императорского двора, хозяйством дворцовых кладовых (сервизной, ванной, бельевой), а также подготовкой различных церемоний. Главной заботой Гофмаршальской части было ежедневное оебспечение "высочайшего стола" и многочисленных "малых столов".
Одной из важнейших функций Министерства императорского двора было ведение так называемых камер-фурьерских журналов, в которых в 1734 г. ежедневно делались записи обо всех придворных церемониях и официальных действиях членов императорской семьи (включая обеды, прием посетителей и т.п.), своего рода дневник жизни коронованных особ. Эти журналы первоначально велись при Придворной е.и.в конторе, затем - при Главном дворцовом управлении, а с 1891 г. по 1917 г. (вплоть до записи об отречении Николая II) - при Гофмаршальской части.
При создании Министерства императорского двора в его состав был включен образованный в 1797 г. для управления землями и имениями, выделенными на содержание членов императорской фамилии, Департамент уделов, с 1892 г. - Главное управление уделов. Удельному ведомству подчинялись также многочисленные придворные конторы и канцелярии различных великих князей и княгинь, ведавшие их дворцами, недвижимыми и прочими имуществами.
Таким образом, в деятельности Министерства императорского двора тесно переплелись функции чисто придворные (хозяйственное обеспечение жизни императорской фамилии, строительство и содержание принадлежавших ей дворцов и т.п.), представительские (организация официальных церемоний) и даже важнейшие государственные (заведование системой государственных наград, приемы зарубежных глав правительств и государств, послов), а также культурные и просветительские (заведование Эрмитажем, Академией художеств, императорскими театрами, Придворной капеллой и Придворным оркестром и т.д.).
В ведомстве МИДв существовала особая система придворных чинов и званий. Придворные чины - от обер-камергера до гоф-фурьера присваивались лицам, входящим в придворный штат. На высших ступенях государственной службы наличие придворного чина считалось более почетным, чем равного ему по табели о рангах гражданского. Например, для министра значиться егермейстером или обер-шталлмейстером было более престижно, чем просто тайным или действительным тайным советником. Камер-юнкер и камергер были с 1809 г. не чинами, а почетными придворными званиями, но наличие такого звания существенно облегчало доступ к императорскому двору.
Характерно, что за все 90 с небольшим лет существования Министерства императорского двора сменилось лишь 5 министров, меньше, чем в любом другом ведомстве.
Служащие МИДв, вплоть до самых низших, находились в сравнительно лучшем положении, чем чиновники других ведомств. Они имели льготы по пенсионному обеспечению, получали многочисленные пособия и наградные, имели хорошее медицинское обслуживание, обеспечивались казенными квартирами.
После свержения монархии Министерство императорского двора потеряло главный смысл своего существования. Но поскольку в его ведомстве были как культурные и просветительные учреждения, представляющие общенациональную ценность дворцы, парки и т.д., так и значительные имущества (удельные имения), процесс ликвидации ведомства растянулся до начала 1918 года.
- Женское имя Марина — что означает: описание имени
- Имя девочки Марина: тайна, значение имени в православии, расшифровка, характеристика, судьба, происхождение, совместимость с мужскими именами, национальность
- Сонник к чему снится бриться во сне
- «Сонник Родственники мужа приснились, к чему снятся во сне Родственники мужа