Фаллические символы в искусстве и религии. История фаллического культа.у разных этносов Фаллический культ в Сирии
Еще издревле люди вкладывали скрытый смысл в различные предметы. Также еще с древних пор известны так называемые фаллические символы. Но что это такое? Что значит фаллический символ? Какую роль такие знаки играли? Для чего они были нужны? Каково их место в религии и с чего все началось?
Что означает фаллический символ?
Фаллический образ отчасти связан с самим культом поклонения фаллосу - символом силы и плодородия для людей прошлого. Фактически такие символы люди могли видеть во многих предметах: в мечах, тонких длинных вертикальных камнях, монументах и вообще во всем, что имело соответствующую форму эрегированного полового члена. Также можно считать фаллическими символами: горы, рога, башни, мечи, молнии, деревья, палки, башни и другие предметы. Есть те вещи, которые похожи чисто символически, а есть конкретные предметы, сделанные людьми в виде фаллоса.
Для разных народов такой образ имел одни и те же значения. Фаллический символ являлся знаком плодородия, мужского начала, физической и духовной силы, благополучия, жизни, урожая, активности, комедии, творческой энергии.
Что же вызвало обоготворение фаллоса со всеми вытекающими культами? Вероятно, люди видели в мужском детородном органе и семени то, что дает жизнь другим, этакое продолжение всего и мужскую силу. А почти полная неконтролируемость процессов, связанных с этим, то есть полового возбуждения и оргазма, соотносило фаллос к чему-то невероятному, неподвластному человеку, но имеющее очень важное значение для многих народов. Другими словами, фаллос считался чем-то отдельным от человека.
К фаллическим символам можно отнести сам мужской фаллос и отчасти также женские половые органы.
Фаллические символы прошлого
- Самые первые фаллические символы встречаются в эпохе неолита в виде рисунков. Были найдены изображения фаллоса во французских пещерах, сделанные 30-35 тыс. лет назад.
- В Швеции нашли рисунки обнаженных мужчин, относящиеся к бронзовому веку.
- Также подобные рисунки находили и в Африке. 5000 лет до нашей эры рисовали эрегированные пенисы рядом с убитыми животными.
- В Зимбабве были найдены рисунки мужского полового органа, оканчивающегося цветком.
- Среди наследия Древнего Египта присутствуют фаллические символы, изображенные на рисунках. Египтяне вкладывали в это глубокий смысл. Также у них был бог плодородия Мин, фигурки и изображения которого встречаются с эрегированным половым органом. К тому же было найдено много фаллических фигурок того времени в одном из храмов. Статуэтки выставлялись перед рисунком богини любви, что имело чисто символический характер.
- В кельтской культуре фаллос отождествлялся с головой и символизировал плодородие.
- В Китае существовал лингам, сделанный из нефрита, имеющий продолговатую форму.
- Во Вьетнаме были найдены лингамы, сделанные в период с VIII и по XVI века.
История фаллических символов в Античности
А в античности, например, скульптура древнегреческого бога плодородоия Приапа устанавливалась в парках, садах и на урожайных участках для привлечения урожайности. Приап символично изображался с эрекцией. Его фигурки носили с собой или ставили дома для защиты и оберега.
В Древней Греции по декабрям устраивались оргии, сцены из которых впоследствии изображались на вазах. Эти оргии назывались фестивалями Диониса. Во время празднования люди несли деревянные или каменные фигурки фаллоса.
В Древнем Риме также использовались фаллические фигурки как украшения для женщин и изображались в храмах. Их могли еще вешать дома для оберега от сглаза и для удачи.
В Элладе воздвигали так называемые гермы в честь Приапуса. Они изображали голову мужчины с бородой и эрегированным членом на столбе. Устанавливали гермы у дорог, у полей и возле домов, так как считалось, что это отпугивает воров, грабителей и сглаз.
Индуизм
В Древней Индии существовал еще один фаллический символ - так называемый лингам, который представлял собой цилиндр с округленным концом и делался из камня, глины или дерева. Символ является частью культа Шивы, считается мужским началом и встречается во многих храмах. Индусы поклонялись лингаму не как простому человеческому органу, а как божественному проявлению жизни. Эта традиция поклонения сохранилась до сих пор.
Славянские фаллические символы
Самым известным фаллическим символом у славян является фаллос языческого бога весеннего солнца Ярилы. У него существует очень много символов. Ярило служил славянам знаком тепла, плодородия и, соответственно, сексуальной энергии.
Его изображали молодым здоровым юношей, а фаллическими символами служили его стрелы и копье.
Чучело Ярилы использовали в различных весенних обрядах и старались сделать акцент на его фаллосе.
Кулич тоже символизирует мужской половой орган. Традиция выпечки куличей на Руси берет свое начало еще в язычестве. Сам по себе он очень сильно напоминает фаллос: соответствующая форма и обставленные вокруг яйца. И как раз такая выпечка делалась с приходом весны, когда люди делали обряды для привлечения урожайности.
Фаллические символы в христианстве
Для христиан фаллос также имел особое значение, и есть тому доказательства.
Например, паломники времен Средневековья могли получить в одном из парижских монастырей фигурки в виде фаллоса на память от священников. Это можно было бы считать отголосками язычества, но даже некоторые христианские церкви оформлялись фигурками с фаллосами. Ранее существовали фаллические святыни.
Существовали святые того времени, фаллос которых играл значительную роль для верующих. Например, Святой Фотин, Святой Герлихон, Святой Приап Антверпена и другие. Считалось, что эти святые могут помочь бесплодным женщинам и избавить их от этого недуга, либо же помочь незамужним девушкам выйти замуж.
К сожалению, многие фаллические символы средневековой Европы не дожили до наших дней, потому что после этого настал период охоты на ведьм, а все, что связано с язычеством и ведьмами, порицалось. Считалось, что культу поклонения фаллосу прибегали именно ведьмы. Фаллическая символика искоренялась. Это был примерно конец XIV - начало XVI века.
Современные фаллические символы
Современные фаллические символы отличаются от тех, которые были раньше. Они уже не связаны с культом поклонения фаллосу и не имеют божественного значения, как в некоторых культурах. Тем не менее тоже имеют особую сакральность. Вот один из примеров: "Монолит" в Осло. Эту стелу сделал Густав Вигеланд. Вокруг нее находятся скульптуры обнаженных людей, что символически означает "круговорот жизни" и тягу к духовному.
Существует еще ряд монументов, таких как: "Женщина и птица" в Барселоне, "Бархат нации" в Деневре, "Дева ручья" в Пенгаме и другие. Все скульптуры объединяет лишь вытянутая форма. Скульпторы вовсе не пытались создавать что-то, что будет похоже на фаллос. Однако местные жители умудряются видеть в этом то, что хотели видеть.
"Гигантская сова" Брюса Армстронга выглядит как птица. В этом безобидном монументе, символизирующем мудрость, люди видят фаллический символ, особенно если смотреть с разных ракурсов.
Фаллические символы по Фрейду
Отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - отмечал, что человек во всем видит образы и символы. И что люди подсознательно фаллический символ видят в том, что хотя бы немного похоже на половой орган. Сексуальность и все, что с этим связано, являлось ключевой частью его исследований. Даже сигары Зигмунд Фрейд выделял как явный фаллический символ.
Хотя теории Фрейда все еще остаются под вопросом, их популярность способствовала раскрепощению людей на тему сексуальных символов.
Заключение
Везде можно встретить фаллические предметы: в религиях, в магии, в язычестве. Они брали свое начало еще в далекой древности, когда люди только-только начали видеть скрытый смысл в вещах и предметах, продолжились в язычестве, а затем стали значительной частью мировых религий, искусства и культуры. Фаллические символы существуют все время, с тех самых пор, когда человек начал задумываться о более глубоких вещах, таких как смысл жизни, бог, жизнь после смерти. Фаллическими символами являются соответствующие фигурки, рисунки, стелы, различные предметы.
Фаллический культ имел для людей в древности высокое значение, так как фаллос воспринимался не как орган, а как нечто символическое и абстрактное, дающее продолжение жизни. Он был для них символом жизни, продолжения рода. Поэтому люди видели во многом фаллический символизм. Многие такие предметы являлись магнитами удачи, жизни, плодородия, счастья и благополучия. Фаллические символы в религии имели большое значение. Они встречались в христианстве, в иудаизме, у многих племен и у разных народов. Они есть и в наши дни.
Фаллический символ в старину считался очень сильным оберегом. Наши предки сраму не ведали и не делали вид, что фаллоса не существует. Не зная того, когда и откуда может прийти несчастье, люди спасались от неведомого, прикрепляя к воротам своего дома различные символы, в том числе – оберег в форме фаллоса. Знаете ли вы, что слово «удача» происходит от слова «уд»? Так древние славяне называли таинственного бога, покровителя любовной связи. Соответственно, фигурки в виде органа тела – фаллоса, без которого эту связь невозможно осуществить, считались мощными оберегами.
Слово «удовольствие» тоже имеет корень «уд» и имеет прямое отношение к древнему богу. Бог Уд изображался в образе кудрявого молодца, который восседал на туре. Рога тура были обвиты венком из ветвей калины – символом девственности.
Фаллическими символами украшали домашнюю утварь, кольца,серьги, ожерелья. Иногда к этим символам подвешивали колокольчики, которые должны были усиливать силу амулета, распугивая звоном злых духов и «нечистую силу». Фаллосы с колокольчиками подвешивали в спальне, передней. Торговцы считали, что такие амулеты приносят удачу, и вешали их в торговых лавках.
В те далекие времена очень популярны были фаллосы, изготовленные их бронзы, с петелькой для подвешивания. У некоторых народов детям надевали на шею такие амулеты, спрятанные в золотые футлярчики. Воины рисовали фаллос на шлемах и щитах, моряки – на носу корабля. Римляне, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колеснице, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.
Фаллическую вакханалию не стерпела . Она очень строго относилась к разного рода амулетам. Не просто было справиться Церкви с языческими традициями и заставить людей отречься от помощи таинственных сил амулетов. С волшебством и ведовством, суевериями и даже Церковь сражалась рьяно, при этом не сомневаясь в их существовании. В 221 году вышел специальный указ римского папы Григория II, запрещающий ношение амулетов. Лаодикийский собор подтвердил этот запрет в IV веке. У женщин, изобличенных в колдовстве, инквизиция изымала амулеты и приворотные зелья.
Бороться с желанием охранять себя материальными вещицами, а не только крестным знаменем, религии оказалось не под силу. Тогда вместо бронзовых фаллосов и волшебных камушков появились — медальоны с изображением , фигурки ангелочков, образки святых, ладанки с мощами. Языческие заклинания заменили цитатами из Святого писания. Так, на православном кресте появилась надпись: «Спаси и сохрани».
Сегодня, фаллосы, изготовленные из дерева, раскрашенные яркими красками и обвязанные цветными лентами, можно увидеть в Таиланде. Это символы плодородия и богатства. Тайцы приносят их в пещеру Принцессы Любви, расположенную на одном из островов провинции Краби. В Бангкоке есть роща, называемая Храмом Плодородия, где расставлены деревянные фаллосы различных размеров.
Гигантский каменный фаллос находится в монастыре Ват По в Бангкоке. Сюда приходят с целью прикоснуться к символу плодородия, чтобы разбогатеть или забеременеть На острове Самуи есть чудо, сотворенное природой, – скалы, представляющие собой изображение мужских и женских гениталий. Тайцы ласково называют их «Бабушкой» и «Дедушкой». Многочисленные туристы фотографируются здесь на счастье и здоровье.
Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение - это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле - это символ, а через него душа проникает в наш мир.
Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.
Фаллические символы - что это такое?
К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.
Доисторические фаллические символы
Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.
В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.
Символы фаллоса в Египте и Риме
Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.
Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.
Славянская культура
Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком - венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.
Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.
Роль символов в христианстве
Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.
Падение популярности фаллических символов
С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.
Фрейд и возрождение культуры сексуальности
Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.
Современность
В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.
Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий бык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bongh" (Л. 1900, изд. II).Словник : Усинский пограничный округ - Фенол . Источник: т. XXXV (1902): Усинский пограничный округ - Фенол, с. 266-268 () Другие источники : МЭСБЕ |
Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы . Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш» оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет , полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя , во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).
У греков фаллос (φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причем Ф. - быть может, представлявший собою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (φαλληφόρια, φαλλαγώνια) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторною перспективой, более шумною и многочисленною толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (κώμος), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и Ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (ίδύφαλλος), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх, Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая ее пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versus ithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, схема которой была следующая:(ср. Sappho, fr. 84, 85).