Зарождение демократии в афинах пересказ. История древнего мира. Зарождение демократии в Афинах. Кто является главными героями басни
Демос и знать в Афинах
К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство. Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав.
Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон . Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Он происходил из знатного аристократического, но обедневшего рода, поэтому для улучшения своего материального положения был вынужден заниматься морской торговлей. Солона уважали и знать, и демос, поэтому на очередных выборах он был избран архонтом (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах). Произошло это в 594 году до н.э.
Реформы Солона
Первым решением, принятым Солоном стало отмена долгового рабства. Он повелел простить демосу все его долги, приказал сбросить с земельных участков долговые камни, а так же нашел средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов. Сам Солон, прославившийся как один из первых афинских поэтов, писал по этому поводу так:
Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная…
На родину в Афины, в наш прекрасный град
Вернул я многих на чужбину проданных
Освободил и здесь на милой Родине
Рабов, дрожавших перед волею господ.
Проведение этой реформы, призванной улучшить положение демоса и преодолеть затянувшийся конфликт между народом и знатью, не обошлось без неприятностей. Как сообщает древнегреческий писатель Плутарх, перед тем как отменить долги, Солон поделился этой идеей с близкими друзьями. Друзья же взяли у богатых людей в долг много денег, на которые стали скупать землю, когда же был принят новый закон, они отказались возвращать деньги. Сам Солон был обвинен в пособничестве этому обману, но вскоре это обвинение было снято, когда афиняне узнали, что великий реформатор сам простил все долги.
Все свободные мужчины Аттики отныне стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством. Все граждане обязаны были служить в войске или в морском флоте. Они делились на четыре разряда. Самые бедные из них служили в легковооруженной пехоте или гребцами на флоте. Представители третьего разряда становились гоплитами, тяжеловооруженными пехотинцами в основном подразделении афинского войска. Второй разряд, способный приобрести коня, служил в коннице. Наконец, самые богатые граждане становились офицерами и военачальниками римского войска.
Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы. Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги. В то же время существовали и ограничение для занятия высоких постов – на них не могли претендовать самые бедные граждане, представители четвертого разряда.
Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд - гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30 летнего возраста, мог стать судьей. Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один – целый, обозначал «невиновен», другой – просверленный, «виновен». После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию. В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.
Реформаторская деятельность Солона произвела очень важные изменения в жизни афинян, но в итоге он многим не угодил. Каждый день к Солону приходили люди – одни хвалили его, другие бранили. Аристократам не нравилось, что он урезал их права, демос считал реформы недостаточно радикальными. В итоге, Солон был вынужден отправится в добровольное изгнание. В течение десяти лет, афинский законодатель путешествовал по Средиземноморью, посетив Египет, Кипр и Лидию. Около 583 года до н.э. Солон вернулся на родину, где прожил до глубокой старости. Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии – народной власти.
Задание 1. Прочитайте пункт 1 «Демос восстаёт против знати» параграфа 30. Заполните схему. Используйте также пункт 4 «Бедственное положение земледельцев» параграфа 29.
Нужно вписать:
Причины борьбы демоса против знати
Неравенство между богатыми и бедными;
Наличие долгового рабства;
Невозможность участия в управление государством
Требования демоса:
Получить право управлять государством;
Отмена долгового рабства и передел земли;
Чем закончилось восстание демоса?
Принятием новых законов, более справедливых.
Задание 2. Впишите дату события.
В 594 году до н.э. Солон был избран архонтом.
Задание 3. Продолжите предложения.
Были отменены самые жестокие законы Драконта. С полей были убраны долговые камни. Было отменено долговое рабство. Все рабы-должники отпускались на волю. Рабами в Афинах могли быть только чужеземцы. Архонтом мог стать богатый человек, но необязательно знатный. В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.
Задание 4. Заполните таблицу, используя материал параграфа 29 и 30.
Задание 5. Дайте определение следующих понятий.
Демократия – «власть народа», политический строй, при котором власть принадлежит большинству и народ участвует в управлении государством.
Граждане – свободные население, пользующееся правами и несущее обязанности перед государством.
Наёмное войско (наёмники) – люди, которые участвует в войне за денежное или другое материальное вознаграждение.
Задание 6. Обведите в заданиях 3 и 4 те положения, которые свидетельствуют о зарождении основ демократии в Афинах.
Нужно обвести:
Из задания 3: В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.
Из задания 4: весь столбец «Управление при Солоне в 6 веке до н.э.»
Задание 7. Прочитайте клятву, которую давали афинское юноши, вступая на военную службу. Во вторую колонку напишите от первого лица клятву, которую дал бы наёмный чужеземный воин (подумайте, за что оно воевал бы).
Клятва наёмного чужеземного воина.
Я не опозорю это оружие в битве. Я буду честно служить, согласно с договоренностью о выплате денег за участие в сражении. После окончания найма я ничего не буду должен тому, кто меня нанял.
Сравните две клятвы. Какое войско, по вашему мнению, было надёжное – из граждан или из наёмников.
Более надежным было войско из граждан: они сражались за свою родину, семью и будущее, а наемники просто отрабатывали деньги.
Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.
Предыстория
Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего
Кем был Солон
Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.
Реформы Солона
Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.
Органы власти
Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.
Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена
Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.
Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из
Экклесия при Клисфене
Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:
- избрание должностных лиц;
- решение об изменении существующих законов и принятие новых;
- остракизм относительно отдельных граждан;
- решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.
Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.
Гелиэя
Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.
Остракизм
Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.
Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.
Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Предыстория
В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.
Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.
События
VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.
594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.
Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.
Солон провёл много важных реформ:
- отменил законы Драконта,
- отменил все долги,
- отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
- давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
- ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
- ввёл народный суд,
- ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.
Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.
560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.
Участники
Афинский архонт, заложил основы демократии.
Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()
В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.
Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.
Рис. 3. Народное собрание
Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Avataram.ru ()
- Archivarium.ru ()
- Bibliotekar.ru ()
Домашнее задание
- Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
- Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
- Какой орган власти в Афинах принимал законы?
- Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?
на тему
«Зарождение демократии в Афинах».
Информационно-коммуникационные технологии
(А.В.Дворецкая), (В.Г.Селевко), (Е.С.Полат)
Учитель: Боева Елена Алексеевна
МБОУ СОШ № 5
г. Реутов МО
Цели урока: 1) дать представление об Афинах, как родине современной демократии;
2) раскрыть основное содержание законов Солона;
3) развивать умения учащихся получать знания с использованием ИКТ;
конкретно отвечать на поставленные вопросы ; делать выводы; моноло-
гическую речь;
4) воспитывать гражданскую позицию учащихся.
Вид урока: комбинированный с элементами ИКТ.
Оборудование: 1) настенная карта «Древняя Греция»;
2) настенный « Исторический словарик »: демократия, демос, полис,
ареопаг, архонт;
3) мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах»;
4) раздаточный материал: таблица «Законы Солона 594 г до н.э.»;
5) загадки по истории по теме «Зарождение демократии в Афинах»;
6) надувной мяч (для игры «Поймай мяч» - работа с терминами).
План урока: 1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с терминами.
3. Изучение нового материала:
а) Солон и его законы.
б) Афинское устройство.
4. Закрепление изученного материала.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. (в форме теста с ИКТ – слайды №№ 2-3)
ТЕСТ.
1. Как назывался совет знати в Афинах?
а) ареопаг;
2. Как по-гречески называется простой народ?
б) архонты;
3. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием?
а) стратеги;
б) архонты;
в) народное собрание.
4. Архонты управляли:
а) по законам;
б) по собственной выгоде;
2. Работа с терминами.
3. Изучение нового материала:
а) Солон и его законы.
мократии в Афинах» - слайды №№ 4,5)
Слайд № 4 « Демос восстаёт против знати» (рассказ учителя о приходе к власти
Солона).
ДЕМОС ВОССТАЁТ ПРОТИВ ЗНАТИ
Историческая справка ученика: Солон происходил из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием.
Он был исключительно честным, одарён умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания.
«Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь» , - писал Солон о себе.
Приступив к государственным делам , Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.
Учитель:
Что же важного было в законах Солона?
Слайд № 5
«Солон о своей реформе».
Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волею господ.
/ Сравнительный анализ стихов Солона и таблицы «Законы Солона 594 г. до н.э.»/
ТАБЛИЦА: «ЗАКОНЫ СОЛОНА 594 г. до н.э.»*
Суть закона |
Основное содержание |
1. Прощение долгов |
Люди, имевшие на себе долг , освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами уча- стки снова стали их собственностью.
|
2.Запрет обращать в рабство за долги
|
Все рабы-должники были освобождены, а про- данных за море следовало разыскать и выку- пить за счёт государственной казны.
|
3. Выборность судей |
Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. |
4. Регулярный созыв Народного собрания
|
В работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане. |
ЗНАЧЕНИЕ: заложили основы демократии.
* Каждый ученик получает распечатку с таблицей, которую дома должен вклеить в тетрадь.
Вопросы:
1) Назовите законы, которые Солон отразил в своих стихах?
2) В чьих интересах были эти законы?
а) Афинское устройство. (ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение де-
мократии в Афинах» - слайды №№ 6-8)
Слайд № 6 «Народное собрание».
Все граждане Афин – участники собрания.
Архонт – любой, имеющий богатство.
Впервые в истории установлен народный суд.
Учитель: Произошли перемены и в управлении Афинами. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали свободные афиняне.
Судьи должны были выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьёй. В список судей попадали по жребию лица не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
Все судьи давали клятву.
Слайд № 7 «Клятва судей» (учитель зачитывает клятву судей).
Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого.
Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени.
Я клянусь в этом. Если нарушу клятву , пусть погибну сам и мои потомки.
Учитель: Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: чёрный означал обвинение, белый – оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчёт камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.
Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
Слайд № 8 «Что такое демократия?»
ДЕМОКРАТИЯ – власть демоса (демос – народ, кратос – власть).
Учитель: Солон стремился угодить всем – и знати, и простому народу. Удалось ли это ему?
Сам Солон писал о себе: «Трудно в великих делах сразу же всем угодить».
Действительно он не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства афинян.
«Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда
Злобным взором провожают , словно я их злейший враг».
/ Солон/
Знать была недовольна тем, что Солон отменил долги и лишил их даровых рабочих рук.
Демосу
не угодил тем, что не произвёл передел земли
, на который они надеялись.
Тогда Солон попросил у афинян позволения уехать за границу будто бы по торговым делам. Много лет он вынужден был странствовать, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.
4. Закрепление изученного материала.
(ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах» - слайды №№ 9,10)
Слайд № 9
«Закрепление материала».
1) Что изображено на картинке?
2) Докажите, что в результате законов Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?
3) Почему знать и демос были недовольны законами Солона?
- Салаты с уксусом и капустой — праздник вкуса на вашем столе!
- Сухие грибы шиитаке. Грибы шиитаки рецепты. Грибы шиитаке применение: жарить, варить, сушеные
- Салат с тунцом: рецепт и советы приготовления, состав и калорийность Как сделать диетический салат с тунцом
- Рецепты приготовления клюквенного киселя из свежей и замороженной ягоды