Необходимых для развития личности поэтому. Полноценное и эффективное развитие личности. Уровни развития личности
Сплошь и рядом можно слышать и видеть лозунги о том, что личностный рост это очень важно и без него успеха в жизни не достичь, лидером не стать и т.п. Действительно, большинство бизнес корпораций уже не первый год пытаются поставить, как часть корпоративной культуры, тренинги личностного роста и смотивировать своих сотрудников к развитию.
Но так же, можно видеть и отчёты с аналитикой, что по факту, большинство тренингов очень низкого качества и не дают ожидаемых долговременных изменений человека, а лишь кратковременную эмоциональную подзарядку. А если человек не занимается какое-то время – в его развитии происходит быстрый откат назад, возврат на круги своя. И причин этому множество, назовём основные из них:
- Нет понимания, что вообще необходимо развивать – из чего она состоит, какова
- Нет полноценный методик, которые созданы на основе понимания механизмов работы сознания
В большинстве случаев, тот или иной курс, или тренинг по развитию личности – рассматривает какую-нибудь 1/50 часть того, что называется личностью. То есть, Целое – не рассматривается вообще, оно попросту не изучено как следует. При этом используются методы работы над собой, которые сложно назвать научными. Можно сказать, что в большинстве случаев, практически любая работа в этой сфере на базе тех или иных корпораций или тренинговых компаний – проводится вслепую. Не на основе научных теорий подтверждённых практикой и соответствующими результатами, а на основе личного опыта отдельных людей и их выводов.
Нельзя сказать, что это не будет работать вообще, но будет ли это работать эффективно и для каждого человека – это большой вопрос.
Конечно, этому вопросу можно и нужно посвятить многотомник. Но наша задача, в данной статье дать ключевые ориентиры и вектора для всех, кто желает развиваться как Личность.
Что такое Развитие Личности
Вначале разберём ключевые понятия:
- Что такое Личность – .
- О том из чего состоит Личность – .
- Что такое Самопознание и чем оно отличается от Развития – .
- О Саморазвитии и его ошибках – вы можете .
Развитие – это изменение человека и его качественное усиление, рост, освобождение от недостатков и формирование необходимых достоинств.
Теперь давайте разберём, что такое полноценное Развитие Личности
На самом деле всё просто и наглядно. Чтобы понять, что включает в себя развитие личности, нужно вспомнить Структуру Личности. Развитие Личности – это развитие всех её составляющих без исключения. Если хотя бы какая-то часть личности не развивается, игнорируется – страдать будет вся личность, развитие не будет полноценным, человек не будет эффективным и гармоничным, а значит он никак не сможет рассчитывать на максимально позитивные результаты в своей жизни.
1. Развитие Убеждений Человека (во что верить): устранение слабых и негативных убеждений (программ) и формирование сильных позитивных убеждений.
2. Развитие достойной неуязвимой : устранение крайностей (гордыни и ), формирование и .
3. Развитие : их постановка и достижение.
4. Развитие Личных Качеств: формирование , др., и устранение , недисциплинированности, и т.д.
5. Развитие Самообладания: формирование способностей самоконтроля и управления собой (уметь , внешними проявлениями, брать разные роли, вызывать необходимые состояния).
6. Развитие и формирование необходимых внешних проявлений: поведение, слова, манеры, внешний вид – максимально свободно, эффективно, достойно, комфортно. Устранение несвободы, комплексов, несоответствия, др.
Каждая из этих составляющих имеет десятки подпунктов, с которым необходимо работать. И И для эффективного развития личности, как вы надеюсь поняли, мало прочесть несколько книг или посетить десяток тренингов. Развитие Личности – это путь, и чтобы на этом поприще достичь действительно хороших результатов, необходима полноценная система знаний, регулярные занятия и
Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.
Человек и личность
Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.
Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.
На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.
Процесс формирования личности человека
Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.
Министерство Высшего и Среднего Специального Образования
Республики Узбекистан
Ташкентский Финансовый Институт
Кафедра: «»
«Развитие личности»
Выполнила: ст-ка 4 курса,
гр. КБИ 30, Ибодова Д.
Приняла: Мухиддинова И.Н.
Ташкент 2008
План
Введение
1. Сущность понятия личность
2. Развитие личности и его факторы
3. Этапы развития личности
4. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "еше неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
1. Понятие личности
Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия.
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"?Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.
Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил
1. разумность,
2. ответственность,
3. свободу,
4. личное достоинство,
5. индивидуальность.
Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.
Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с присущими только ему особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.
Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.
А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.
Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт.
З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы:
подсознание ("Оно"), сознание, разум ("Я") сверхсознание ("сверх-Я").Природной и разрушительно опасной основой личности З.Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле "стимул-реакция", рассматривает личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации, стимулы и исключает из структуры личности ее самосознание, то, что и есть основа личности.
На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.
Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.
В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.
Этапы развития
Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.
Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.
«По Д. Б. Эльконину»
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
- Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
- Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
- Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
- Младший школьный возраст – учебная деятельность.
- Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.
«По Э. Эриксону»
Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.
Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.
Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.
Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:
- Первый год жизни человека – кризис доверия
В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.
- От одного года до трех лет
Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.
- Три – пять лет
Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.
- От пяти до одиннадцати лет
Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.
- От двенадцати до восемнадцати лет
Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.
- От двадцати до сорока пяти лет
Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.
Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.
- Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет
Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.
Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.
- После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость
Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:
- мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
- трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.
Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.
Теории формирования
О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.
Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).
- Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.
В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.
- Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
- В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.
Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.
В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:
- способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
- темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
- характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
- воля – способность достичь цели;
- эмоции – душевные волнения и переживания;
- мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
- установки – убеждения, взгляды, направленность.
Введение
Понятие и проблема личности
1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии
Личность в процессе деятельности
Социализация личности
Самосознание личности
Заключение
Список литературы
Введение
Мною выбрана тема формирования личности как одна из самых многоплановых и интересных в психологии. Едва ли в психологии, философии найдется категория, сравнимая с личностью по количеству противоречивых определений.
Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен внешними и внутренними факторами (социальными и биологическими). Внешние факторы роста это - принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние факторы включают генетические, биологические и физические особенности каждого индивида.
Биологические факторы: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению - общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности. При этом формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими (1).
К понятию «личность» существуют три подхода: первый подчеркивает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, социального взаимодействия (социализация). Второй акцент в понимании личности объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир и сообщает его поведению необходимую устойчивость и последовательность. Третий акцент - в понимании личности, как активного участника деятельности, творца своей жизни, который принимает решения и несет за них ответственность (16). То есть в психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность (по Леонтьеву), общение, самосознание. Иначе можно сказать, что личность - это совокупность трех основных составляющих: биогенетических основ, воздействия различных социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра - Я.
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием этих подходов и факторов и теорий понимания.
Цель работы состоит в анализе влияния этих подходов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют нижеперечисленные задачи:
обозначить само понятие личности и связанные с этим понятием проблемы;
исследовать формирование личности в отечественной и сформулировать понятие личности в зарубежной психологии;
определить, как происходит развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания;
в ходе анализа психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности.
1. Понятие и проблема личности
Понятие «личность» многопланово, она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, эстетики, этики и т.д.
Многие ученые, анализируя особенности развития современной науки, фиксируют резкое возрастание интереса к проблеме человека. По мнению Б.Г. Ананьева одна из этих особенностей состоит в том, что проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом (2). Б.Ф. Ломов подчеркивал, что общей тенденцией развития науки стало возрастание роли проблемы человека и его развития. Поскольку понять развитие общества возможно только на основе понимания отдельного человека, то становится понятно, что Человек стал основной и центральной проблемой научного знания, независимо от его родовой принадлежности. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, о которой также говорил Б.Г.Ананьев - ответ научного знания на разнообразие связей человека с миром, т.е. обществом, природой, культурой. В системе этих отношений человек изучается и как особь со своей программой формирования, как субъект и объект исторического развития - личность, как производительная сила общества, но и вместе с тем еще и как индивидуальность (2).
С точки зрения одних авторов, личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта (1). Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними, почти все психологические подходы к пониманию личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются в процессе всей жизни человека (15).
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто с его взрослением. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим про новорожденного, что он «личность». Фактически каждый из них - уже индивидуальность. Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.
Личность понимается как социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате изучения им общественного сознания и поведения, исторического опыта человечества (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения, взаимодействия). Личность развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек выполняет социальные роли, включен в различные виды деятельности, по мере того, как развивается его сознание. Основное место в личности занимает именно сознание, причем его структуры не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими людьми в обществе (15).
Таким образом, если мы хотим понять человека как нечто целостное и разобраться, что же все-таки формирует его личность, мы должны учесть все возможные параметры исследования человека в различных подходах к изучению его личности.
.1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского опять подчеркивает, что развитие личности - целостно. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (орудийность, знаковость). Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности, таким образом, движущая сила развития личности - обучение. Обучение сначала возможно только во взаимодействии с взрослыми и сотрудничестве с друзьями, а затем оно становятся достоянием самого ребенка. Согласно Л.С.Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, а лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию (6).
Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С.Выготский, складывается определенные социальные ситуации развития как своеобразные отношения ребенка и окружающей его социальной действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам сменяется фазой индивидуализации, обозначением своей непохожести, а затем фазой объединения личности в общности - все это механизмы личностного развития (12).
Любое воздействие взрослого не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии психического развития ребенка. Согласно А.Н.Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее» (9). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней преобразуются основные психические процессы и изменяются особенности личности на данной стадии ее развития. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической. При усвоении общественно развитых способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
Формирование личности - это, прежде всего формирование новых потребностей и мотивов, их преобразование. Их невозможно усвоить: знать, что нужно делать, не значит этого хотеть (10).
Любая личность развивается постепенно, она проходит определенные этапы, каждый из которых поднимает ее на качественно иную ступень развития.
Рассмотрим основные этапы формирования личности. Определим два самых главных, по мнению А.Н.Леонтьева. Первый относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который известен под названием «эффект горькой конфеты», когда ребенку в виде эксперимента дается задание не вставая со стула, достать какую-то вещь. Когда экспериментатор выходит, ребенок встает со стула и берет данный предмет. Экспериментатор возвращается, хвалит ребенка и в награду предлагает конфету. Ребенок отказывается, плачет, конфета стала «горькой» для него. В данной ситуации воспроизводится борьба двух побуждений: один из них - будущая награда, а другой - социокультурный запрет. Анализ ситуации показывает, что ребенок поставлен в ситуацию конфликта двух мотивов: взять вещь и выполнить условие взрослого. Отказ ребенка от конфеты показывает, что процесс освоения социальных норм уже начался. Именно в присутствии взрослого, ребенок больше подвержен социальным мотивам, а это значит, что формирование личности начинается в отношениях между людьми, а затем уже они становятся элементами внутренней структуры личности (10).
Второй этап начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении способности осознавать свои мотивы, а также проводить работу над их подчинением. Осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Эта и есть способность к самосознанию, руководству собой.
Л.И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность. Во-первых, если в мотивах человека присутствует иерархия, т.е. он способен преодолеть собственные побуждения ради чего-то социально значимого. Во-вторых, если человек способен к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, он может считаться личностью (5).
В.В. Петухов выделяет три критерия сформировавшейся личности:
Личность существует только в развитии, пока она свободно развивается, ее нельзя определять по какому- то поступку, поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие происходит как внутри пространства личности, так и в пространстве связей человека с другими людьми
Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много противоречивых сторон, т.е. в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.
Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации.
Взгляды зарубежных психологов на личность человека характеризуются еще большей обширностью. Это психодинамическое направление (З.Фрейд), аналитическое (К.Юнг), диспозиционное (Г.Олпорт,Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А.Маслоу) и т.д.
Но, в принципе, в зарубежной психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков, таких, как темперамент, мотивация, способности, нравственность, установки, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным ситуациям в жизни (16).
2. Личность в процессе деятельности
личность социализация самосознание психология
Признание способности личности определять свое поведение устанавливает личность как активный субъект (17). Иногда какая-то ситуация требует определенных действий, вызывает определенные потребности. Личность, отражая будущую ситуацию, может противостоять ей. Это означает неподчинение своим импульсам. Например, желанию отдохнуть и не прилагать усилия.
Активность личности может быть основана на отказе от сиюминутных приятных воздействий, самостоятельном определении и реализации ценностей. Личность активна в отношении окружающего, связей с окружающим и собственного жизненного пространства. Активность человека отличается от активности других живых существ и растений и поэтому ее принято называть деятельностью (17).
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. Ни один образ в психике (абстрактный, чувственный) не может быть получен без соответствующего действия. Использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие.
Деятельность порождает все психологические феномены, качества, процессы и состояния. Личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»(9).
Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Для психологической трактовки «иерархии деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция». Два ряда детерминант - биологические и социальные - здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии «наложились» социальные связи (3).
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Личность получает свою структуру из строения человеческой деятельности, и характеризуются пятью потенциалами: познавательным, творческим, ценностным, художественным и коммуникативным. Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Ценностный потенциал складывается из системы ориентаций в нравственной, политической, религиозной сферах. Творческий потенциал определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет (13).
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Таким образом, личность определяется не своим, характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем
что и как она знает
что и как она ценит
что и как она созидает
с кем и как она общается
каковы ее художественные потребности, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Главное, что отличает одну деятельность от другой - это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н.Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.
Но мотивы, как известно, бывают разные, и не всегда осознаваемы человеком. Для выяснения этого А.Н. Леонтьев обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом. Их особенность состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и успехом личности. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации или не реализации мотива деятельности. За этим переживанием следует рациональная оценка, что придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставление его с целью деятельности (10).
А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы - стимулы (побуждающие) и смыслообразующие мотивы (тоже побуждающие, но еще и придающие деятельности определенный смысл).
В концепции А.Н. Леонтьева категории «личность», «сознание», «деятельность» выступают во взаимодействии, триединстве.А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности, как ее структуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят формирующий характер, т.е. при включении и деятельном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединению видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.
Деятельность и социализация неразрывно связаны между собой. На протяжении всего процесса социализации человек расширяет каталог своих деятельностей, то есть осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходит еще три важных процесса. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, то есть означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не только их уяснение, но и их освоение. Как следствие возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, сосредоточивание внимания человека на нем, подчинение ему всех остальных деятельностей. А третье - есть освоение в ходе своей деятельности человеком новых ролей и осмысление их значимости (14).
3. Социализация личности
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В психологии выделяют сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, увеличение социальных связей индивида с внешним миром.
Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в той социальной группе, к которой принадлежит человек (4). То есть, это процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленный обществом. Источники социализации - это семья, школа, СМИ, общественные организации. Сначала происходит механизм адаптации, человек входит в социальную сферу и приспосабливается к культурным, социальным, психологическим факторам. Затем за счет своей активной деятельности, человек осваивает культуру, социальные связи. Сначала среда воздействует на человека, а потом человек с помощью своих действий воздействует на социальную среду.
Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны - это процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его деятельности, «включения» в среду(3). Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности и установки.
Еще в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, у ребенка появляется агрессивность, в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Эмоциональное общение младенца с матерью является ведущей деятельностью на данном этапе.
В основе механизмов социализации личности располагается несколько психологических механизмов: имитация и идентификация(7). Имитация - это осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения родителей, людей с которыми у них складываются теплые отношения. Также ребенок склонен копировать поведение людей, которые наказывают их. Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
На самых ранних этапах развития личности - воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. Ребенок рано, еще до года узнает, что ему «можно», а что «нельзя» по улыбке и одобрению матери, или по строгому выражению лица. Уже с первых шагов начинается то, что называется «опосредствованным поведением», то есть действий, которые направляются не импульсами, а правилами. С ростом ребенка круг норм и правил все больше расширяется, а нормы поведения по отношению к другим людям особенно выделяется. Рано или поздно, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними. Но результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением. Происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка. В противном случае, ребенок в разобранном выше примере А.Н. Леонтьева не заплакал бы, а спокойно взял конфету. То есть ребенок с определенного момента остается доволен собой, когда поступает «правильно».
Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, занятиях, даже одежде. Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей - их отношения, вкус, способ поведения. Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, независимо от сознания ребенка, и даже не совсем контролируется взрослым.
Итак, условно процесс социализации имеет три периода:
первичная социализация, или социализация ребенка;
промежуточная социализация, или социализация подростка;
устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека (4).
Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания). В свою очередь, социально-обусловленные свойства личности, будучи составляющими в определении структуры личности, оказывают большое влияние на остальные элементы структуры личности:
биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, задатки);
индивидуальные особенности психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли);
индивидуально-приобретенный опыт (знания, умения, навыки и привычки)
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций - социальных ролей. Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса, социальной позиции, которую она занимает.
Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек выполняет свою социальную роль, то есть совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение (2).
Признавая выше, что личность формируется в деятельности, а эта деятельность реализовывается в определенной социальной ситуации. И, действуя в ней, человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой социальных отношений. К примеру, в социальной ситуации семьи, один человек занимает место матери, другой дочери и т.д. Очевидно, что каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Наряду с этим статусом, любой человек занимает и определенную позицию, характеризует деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре (7).
Позиция личности как деятельная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь, вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях.
Изучая личность, ее потребности, мотивы, идеалы - ее направленность (т.е. то, что личность хочет, к чему она стремиться), можно понять содержание выполняемых ею социальных ролей, статус, который она занимает в обществе(13).
Человек нередко срастается со своей ролью, она становится частью его личности, частью его «Я». То есть статус личности и ее социальные роли, мотивы, потребности, установки и ценностные ориентации, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих ее отношение к людям, среде, самой себе. Все психологические характеристики личности - динамические, характер, возможности, характеризуют нам ее, какой она представляется для других людей, для тех, кто ее окружает. Однако человек живет, прежде всего, для себя, и осознает самого себя как субъекта со свойственными только ему психологическими и социально-психологическими характеристиками. Это свойство и называется самосознанием. Таким образом, формирование личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития.
4. Самосознание личности
Новорожденный - можно сказать уже индивидуальность: буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими людьми. Индивидуальность ребенка нарастает к двух, трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного Я.
Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые критические моменты, во время которых происходит запечатление ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.
Человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности (8).
Прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его компонента (8).
В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, изменяет и внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».
Таким образом, образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и включает 4 компонента (11):
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существует различные точки зрения на самосознание. Традиционным является понимание как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, которые основываются на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка представление о своем физическом теле, о различии себя и остального мира.
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - высший вид сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», самосознание возникает в ходе развития сознания личности» (15)
Как же происходит развитие самосознания в течение жизни человека? Переживание наличия собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие Я». В возрасте первого года жизни ребёнок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Впоследствии, к 2-3 годам, ребёнок начинает отделять процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, заявляя последним о своих требованиях: «Я сам!» Он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребёнка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя остальным («Это моё, это не твоё!»).
На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все пятерки, а по математике- четыре, потому что я неправильно списываю с доски. Мария Ивановна мне за невнимательность столько раз двойки ставила»). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).
Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.
В конечном счете, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Человек помнит о прошлом, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое (16).
Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)(16).
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.
К своему "я" человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему "я" преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения (3). Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других людей.
Заключение
Проблема формирования личности - проблема очень значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований в различных областях наук.
В ходе теоретического анализа психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, не только с ее наследственными особенностями, а например, с условиями среды в которой она растет и развивается. У каждого маленького ребенка есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе, в общении, в своей деятельности. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие признаки, но и единичные, неповторимые свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для данного человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания.
Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный результат, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем важнее, чем в большей степени она собирает социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его формирование.
Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.
Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.
Подведем итог: сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию социального слоя личности. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более значительными слоями человеческой культуры - духовными ценностями и идеалами, происходит создание духовного центра личности, его нравственного самосознания. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе (7).
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности и выделить ее среди прочих.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. - Спб, 2001.
Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М, 1976.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 2002.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия - М, 1999.
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М, 1968.
Выготский Л.С Развитие высших психических функций. - М, 1960.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М, 1999.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М, 1977.
Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982.
Мерлин В. С. Личность и общество. - Пермь, 1990.
Петровский А.В. Психология в России.- М, 2000.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. М, 1986.
Райгородский Д. Д. Психология личности. - Самара, 1999.
15. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии - СПб, 1998.